Методологические подходы к использованию интерактивных инструментов при формировании у студентов самостоятельных исследовательских навыков
Методологические подходы к использованию интерактивных инструментов при формировании у студентов самостоятельных исследовательских навыков
Поиск ответов на вопрос о том, как использовать новые технологии, приводит нас к категориям методов и приемов использования интерактивных и компьютерных инструментов в преподавании предметов.
Выбор методов и приемов использования интерактивных и компьютерных инструментов зависит от определения достижения целей. Прежде всего, определена основная цель и определены конкретные вопросы, которые необходимо решить во время урока. Затем идет выбор оптимальных целенаправленных способов, которые позволят вам наилучшим образом выполнить учебный процесс.
Использование интерактивных и компьютерных инструментов в преподавании требует тщательной разработки алгоритма работы студентов во время урока, выбора учебных материалов, интерактивных и компьютерных программ обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе помогает решать следующие вопросы:
- усиливает образовательный эффект;
- улучшает качество обучения;
- обеспечивает дифференцированное обучение студентов разных уровней;
- позволяет детям с разными способностями и навыками выполнять организационную работу одновременно;
- помогает развивать у студентов самостоятельные исследовательские навыки.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Создание презентаций для уроков;
2. Работа с интернет-инструментами;
3. Работа с интерактивной доской;
4. Использование готовых учебных программ.
Давайте кратко рассмотрим каждую из этих областей.
Создание презентаций для уроков
Одной из самых простых и успешных форм подготовки и показа учебных материалов в группе является создание мультимедийных презентаций.
«Презентация» в переводе с английского означает «показ». Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с использованием компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, содержит факторы, которые привлекут внимание ребенка.
Ученые доказали, что люди могут помнить 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и более 50% того, что они видят и слышат одновременно. Поэтому упрощение процессов получения и запоминания информации с помощью ярких образов является основой любой современной презентации. Кроме того, презентация позволяет педагогу сгруппировать учебный материал в соответствии со спецификой конкретных групп, тем и предметов. Такой способ организации урока позволит вам добиться максимальной эффективности обучения. Если возможно, создавайте и используйте презентации на всех этапах урока, чтобы получить наилучшие результаты. Понятно, что их создание требует много работы, но возможность использовать хорошо сделанную презентацию один раз за много лет опыта работы довольно эффективна.
1. Чтобы мотивировать студентов решать учебные задачи, сфокусировать их эмоциональный аппетит:
а) используйте фотографии и слайды с описаниями природы;
б) можете использовать музыкальные сопровождения.
2. Чтобы начать тему урока, покажите за короткое
время много грандиозное, широкое представление:
а) включить в презентацию яркие цветные иллюстрации (мы можем использовать сказочных персонажей во время урока);
б) можно использовать анимированные презентации для решения задач, связанных с движением. Различные визуальные последовательности создают условия для качественного освоения урока.
3. При прохождении новых материалов:
а) схемы моделирования учебного материала;
б) таблицы, которые помогают абстрагировать его содержание;
в) есть преимущества использования алгоритмов, которые позволяют систематизировать учебный материал.
При использовании подобных презентаций студенты заинтересованы в самостоятельном анализе, исследовании и заключении информации. Кроме того, такие занятия развивают мышление, умение использовать таблицы, диаграммы, алгоритмы, т.е. формирует информационную компетентность.
4. Необходимым компонентом урока является физическая минута. Это может быть проведено в разных вариантах.
а) слайды, позволяющие мысленно погрузиться в атмосферу горного водопада, искупаться в холодной воде и подышать прохладным летним воздухом.
б) изображения, погружающие в цветочную поляну и дающие возможность почувствовать запах цветов.
в) Обеспечение слайдов анимированными изображениями и музыкой.
5. Следующие слайды помогут вам в рефлексии:
а) текстовый;
б) табличный;
в) эмоциональный.
6. Практические занятия:
а) самостоятельная работа;
б) прохождение тестов.
В итоге презентации дают преподавателю:
- демонстрацию учебных материалов;
- активизировать процесс объяснения нового материала;
- регулировать громкость и скорость передачи данных с помощью анимации;
- повысить познавательную активность студентов.
Когда основное влияние урока на управление и преподавание будет сосредоточено на интерактивных и компьютерных инструментах, педагог сможет наблюдать и отмечать следующие качества, которые проявляются у учащихся:
- понимание цели поиска;
- активное повторение ранее полученных знаний;
- заинтересованность в восполнении недостатка знаний из готовых источников;
- самостоятельный поиск.
Исходя из этого, педагог имеет возможность самостоятельно разрабатывать управленческую деятельность и постепенно развивать творческий подход учащихся к обучению.
Работа с интернет-инструментами
Интернет - это новое информационное явление, и большинство педагогов находятся в сказочной ситуации: выбор широк, есть много способов, и некоторые из наших педагогов не до конца понимают, что это такое, зачем оно нужно и как его использовать. Глобальная компьютерная сеть является мощным инструментом образовательного процесса, оказывающим существенную помощь субъектам образовательной сферы. Это предоставляет беспрецедентную возможность получать любые формы учебных материалов из интернет источников и знакомиться с различными методами обучения опытных преподавателей по всему миру.
Работа с Интернетом повышает надежность, позволяет почувствовать себя частью большого реального мира, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес, создает элемент конкуренции, позволяет разнообразить виды деятельности в группе.
Интернет:
- расширяет спектр учебной деятельности студентов (поиск и обработка информации по предмету в Интернете);
- создает условия для самостоятельной творческой работы студентов;
- создает возможности для профессионального и творческого общения и быстрого обмена информацией;
- предоставляет возможности для профессионального роста;
- открывает творческие возможности педагогам выбирать и использовать дидактические материалы.
Работа с интерактивной доской
Использование интерактивных технологий постепенно внедряется и рекомендуется для использования в образовании в Кыргызстане. Один из интерактивных инструментов, интерактивная доска, стимулирует обучение студентов и помогает им решать творческие проблемы, развивая образное мышление школьника. С помощью интерактивной доски вы можете делать презентации, создавать модели, активно вовлекать обучающихся в процесс обучения, улучшать ход и темп урока. Доска помогает учащимся преодолеть свои страхи выступления перед доской, легко вовлекает их в учебный процесс, чтобы студенты не оставались равнодушными в группе. Использование интерактивной доски повышает мотивацию учащихся, привлекая внимание к процессу обучения на основе обилия визуальных эффектов. Все на вашем компьютере может быть отображено на интерактивной доске. Вы можете перемещать заметки и объекты, комментировать тексты, рисунки и диаграммы, выделять ключевые точки и рисовать разными цветами. У педагога есть возможность продемонстрировать учебный материал, смоделировать урок с обучающимися и дать письменные пояснения к изображениям на экране. Кроме того, информация на интерактивной доске может храниться на магнитных носителях, распечатываться на бумаге или распространяться среди учащихся по электронной почте.
Студенты также смогут самостоятельно получать новую информацию во время урока. При работе с интерактивной доской внимание обучающихся к уроку улучшается, учебные материалы усваиваются быстрее, и в результате увеличивается уровень успеваемости каждого студента и качественно повышается уровень современного образования. При использовании интерактивной доски педагог может не только комментировать рисунки, но и создавать собственные.
Использование готовых учебных программ
Компьютерная программа обучения - это программный инструмент, имеющий тематическое содержание и используемый для решения конкретных педагогических задач, направленных на взаимодействие с обучающимися. Программы компьютерного обучения предоставляют широкий спектр инструментов, связанных с образовательными информационными технологиями. Сегодня они обеспечивают тот же процесс обучения, что и традиционные учебные пособия. Однако, по сравнению с традиционными учебными пособиями, программы компьютерного обучения открывают новые возможности, большинство из которых обеспечивают высокий уровень реализации функций образовательного процесса.
На сегодняшний день разработаны тысячи учебных программ, но нет общепринятой классификации. Наиболее важные и распространенные компьютерные, обучающие программы можно разделить на три типа:
1) специализированные учебные программы;
2) компьютерные модели;
3) автоматизированные системы обучения.
Схема работы с компьютерными, обучающими программами, использованными на уроке, может быть кратко изложена следующим образом (рисунок 1).
Из предложенного меню студент выбирает номер блока данных по порядку, на основании которого компьютер предоставляет необходимую информацию. Вопросы (упражнения или задачи) включены для того, чтобы проверить материал, который прочитали учащиеся, и, если они ответят правильно, они вернутся в главное меню, если ответ неправильный, предлагается четкое изложение проблемы и другой подобный вопрос. После выполнения задания обучающиеся будут постепенно осваивать материал по новой теме и продолжат свою работу. Если кто не сможет выполнить повторяющееся задание, он сможет продолжить работу после того, как педагог придет к нему на помощь и объяснит это.
Также, учащийся не сможет получить доступ к главному меню, пока не освоит выбранный блок, поэтому он может перейти к следующему блоку только после полного понимания и чтения этого блока и ответа на соответствующие вопросы (задания). Структура урока позволяет проверить усвоение материала на определенных этапах. Также, можно не проводить такой экзамен по требованию преподавателя. Тогда в конце урока (или части урока) он не сможет получить результаты работы студента по усвоению нового материала.
Рис. 1. Схема работы с программой компьютерного обучения
при ознакомлении с новым материалом на уроке
Есть так же дополнительный блок информации, доступ к которому можно получить без слов в главном меню, из которого обучающиеся могут получить историческую информацию или дополнительные научные материалы, связанные с новой темой. В процессе освоения новых материалов студенты узнают не меньше, а все больше об одной базовой концепции.
Это создает возможности для них погрузиться в сферу исследований, сократить время, затрачиваемое на исследование тесно связанных вопросов, укрепить дидактическую единицу знаний. Неотъемлемым элементом этого урока является поиск информации о качестве усвоения нового материала. Структура урока зависит от содержания учебного плана, состава группы.
Литература:
1. Левченко Е.Ю. Учебные измерения с использованием компьютера. Базовые аппаратные и программные средства: учебное пособие. Курган: КГУ, 2002. 61с.
2. Мачулис В. В. Роль новых информационных технологий в обеспечении преемственности естественнонаучного образования в средней и высшей школе / В.В. Мачулис: Дисс. на соиск. к.п.н. - Тюмень, 2002. 137с.
3. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 85 с.
Полянская Оксана Николаевна
Пользователь удален