12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Вячеславовна5555
Россия, Орловская обл., Орел
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Модель поведения родителей

как определяющий фактор формирования личности ребенка.


«Главная школа воспитания

детей – это взаимоотношения

жены и мужа, отца и матери»

В. А. Сухомлинский, педагог

a1602371166.jpg

   Совершенного очевидно, что процесс формирования личности ребенка и его социализация начинаются в семье. Взаимоотношения внутри семьи во многом определяют будущую модель взаимоотношений с другими членами общества. Н.Н. Стрельникова в своем исследовании «Семейное воспитание и социальная работа» отмечает, что на стадии детства механизм социализации состоит из имитации и идентификации, а главными агентами социализации являются, как правило, родители [4]. Сущность данного процесса заключается в том, что сначала ребенок стремится подражать поведенческой модели родителей, а затем усваивает ее как собственную. Поэтому поведенческие модели родителей и условия семейного воспитания рассматриваются нами как отправная точка предупреждения и профилактики правонарушений детей и подростков.

    Принципиальная важность родительского воспитания закреплена в нашей стране на законодательном уровне, так согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, а также заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии [2]. Государство строго следит за исполнением родительских обязанностей, и недобросовестные родители несут юридическую ответственность. К сожалению, часто за благополучным образом семьи скрываются проблемы незаметные для закона, но создающие неблагоприятные условия семейного воспитания.

   Наиболее распространенными, на наш взгляд, ошибками в поведении родителей, влекущими за собой формирование неблагоприятных условий семейного воспитания являются:


  1. Асоциальное поведение родителей. Это наиболее обширная группа факторов, способствующих формированию негативных моделей поведения у детей и подростков: наличие вредных привычек у родителей, частые семейные и дружеские застолья, употребление обсценной лексики в речи и т.д.
  2. Отсутствие внимания и ласки со стороны родителей. Зачастую родители, уставшие на работе или занятые домашними делами, не замечают того, что у них не остается времени на общение с ребенком. Действительно, их ребенок сыт и одет, у него много новых игрушек и современных гаджетов, но они не могут компенсировать недостаток внимания и родительского тепла. Ребенок всячески стремится восполнить дефицит общения, рискуя попасть в неподходящую компанию.
  3. Гиперопека, а также авторитарность и требовательность родителей. Модель поведения, при которой родители не оставляют ребенку никаких шансов на самостоятельность. Такие дети часто несостоятельны, легко поддаются чужому влиянию или, напротив, ищут способ выйти из-под родительского влияния, доказать свою независимость самыми опрометчивыми способами.
  4. Чрезмерное потакание желанием ребенка. Отсутствие самоконтроля и потребительский взгляд на жизнь являются следствием исполнения любого пожелания ребенка по первому требованию.

      Таким образом, поведение детей и их склонность к правонарушениям во многом зависят от поведения родителей. Если отрицательная модель поведения уже заложена, как можно постараться исправить ситуацию? Конечно, простой отказ родителями от курения в пользу здорового образа жизни может значительно повлиять и на ребенка, но современное семейное воспитание должно быть системным процессом, способствующим формированию и развитию нравственной, социально здоровой личности ребенка.

       Российский педагог Т.А. Куликовой выделяет следующие принципы воспитания в семье:


  • Принцип целенаправленности, то есть воспитания всесторонне и гармонически развитой личности;
  • Принцип научности, позволяющий родителям осмысленно добиваться более высоких результатов в воспитании детей;
  • Принцип гуманизма и уважения к личности ребенка, настаивает на принятии ребенка таким, какой он есть [1].

    Подводя итоги еще раз отметим ведущую роль родительского воспитания в формировании личности ребенка, становлении нового члена общества. Именно модель поведения родителей определяет модель поведения ребенка, формирует его нравственные, моральные и духовные ценности. Часто необдуманно принятая родителями стратегия воспитания может стать фактором, провоцирующим ребенка на асоциальное поведение и даже совершение правонарушений. На сегодняшний день педагоги и психологи призывают родителей следовать системным принципам современного семейного воспитания, так еще в XIX веке один из основоположников русской педагогики – Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».


Источники:

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
  2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) СК РФ СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/6ef44561bc44714ff21426ceca1e8390b9e970cf/
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 6-е изд.-М.: Политиздат, 1988.-270 с.
  4. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Н.Н. Стрельникова Семейное воспитание и социальная работа учебное пособие, ООО «ИТК Дашков и Ко», 2010.
  5. Иллюстрация: https://vscolu.ru/wp-content/uploads/2014/01/semya-kartinka-41725-9585-7415.jpg
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.