Статья «Взаимодействие воспитателей и родителей в формировании личности ребёнка в театрализованной деятельности ДОУ»

4
2
Материал опубликован 17 March 2020 в группе

Каждый ребенок уникален сам по себе и его развитие, его способности, умения приобретаются в период дошкольного возраста.

Формирование ребенка как личности, советский ученый – психолог Леонтьев Алексей Николаевич разделил на три основные этапа: до возраста три-четыре года период укрепления эмоциональной саморегуляции, затем от четырех до пяти лет – нравственной саморегуляции и наконец, третий этап, около шести лет – формирование деловых личностных качеств ребенка[1]. Каждый возрастной период ребенка, это важная часть в развитии его личности.

Для развития всех областей деятельности дошкольника: рисования, пения, чтения стихов, общения друг с другом и взрослыми есть одна объединяющая деятельность – это игра! В игре или театрализованной деятельности – постановке, в какой-либо сказки, ребенок-дошкольник осознает правила своего поведения, нормы того, что можно делать, а что нет. В результате вырабатываются такие личностные качества, как общительность, организованность, ответственность за свои действия и т.п.

Первый этап развития дошкольника в основном ориентирован на семью, но в процессе роста ребенок снижает физическую зависимость от взрослого и стремится к самостоятельности, чтобы объявить родителям и бабушкам: «Я сам!». В этот период, даже если дети играют в детском саду в одну игру, каждый сам по себе. Но именно в это время начинают формироваться представления о морали и поведении в обществе и вырабатываться такие личностные качества, как инициативность и коллективизм. У ребенка появляется готовность поделиться своей игрушкой или участвовать в общей игре, где можно оказаться центральным героем сказки или просто статистом – участником постановки спектакля.

Второй этап характеризуется именно тем, что в нем дети заняты уже ролевыми играми, которые подразумевают, соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дети распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать. Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера или игрушку. Второй этап развития ребенка важен еще тем, что вместе с самостоятельностью нужно у ребенка выработать упорность в достижении цели – волевые качества, т.е. не бросить начатое дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится.

На третьем этапе развития личности дошкольника у него полностью складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. У него формируются внутренние позиции и установки, т.е. он уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то, или иное, поступит, так или иначе. Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками и взрослыми, у них появляются такие личностные качества, как сопереживание, сочувствие, радость за победу других детей, их друзей или партнеров в игре. У них появляются возможности планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль.

Взрослые, с которыми взаимодействует ребёнок, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. На всех этапах развития личности ребенка основную роль играет роль семьи, т.е. можно сколько угодно долго рассказывать ребенку, как правильно поступать, но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей.

Задача сотрудников ДОУ и родителей состоит в том, чтобы у дошкольников сформировались правильные принципы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также усвоением значимых критериев самосознания и самооценки.

Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений. Следует отметить, что театрализованная деятельность объединяет воспитателей и родителей дошкольников в единую команду, т.к. тексты ролей приходится учить не только в детском саду, но и дома. Костюмы для спектаклей не всегда подходят полностью ребятам и здесь опять, на первый план выходит роль семьи, т.к. приходится родителям ушить или подшить эти костюмы. Ребенок, участвуя в изготовлении костюма, чувствует себя членом единой команды, выполняющей общую задачу.

В младших группах проводятся обычно простейшие игры импровизации «Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки, стихотворения А. Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти и координации движений [2].

В средних группах детям уже можно предлагать драматизацию простейших сказок, где появляются движения и слова, сочетающие в себе воплощение сказочного образа. Овладеть средствами интонационной выразительности старшим дошкольникам помогают роли тех инсценировок, которые они воплощают в театрализованной деятельности.

Работа с детьми старшего и подготовительного к школе возраста направлена также на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить словарный запас воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация», «премьера», «кулисы», «грим». Особенно ценно, когда дети участвуют в изготовлении этих аксессуаров. Они обязательно показывают родителям на ту часть афиши или декорации, которую делали они сами или под руководством воспитателя.

В заключение следует сказать, что театрализованная деятельность позволяет сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Навыки и словарный запас, полученные в театрализованной деятельности дети используют дальше в самостоятельных играх и повседневной жизни. Установленный тесный контакт с родителями сохраняется дальше при реализации задач воспитания, развития и обучения детей.

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.


Комментарии

Благодарю за интересный и полезный ресурс, Татьяна Егоровна!!!

18 March 2020

Наталья Федоровна! Спасибо за комментарий! Это часть моего выступления к РМО и родительскому собранию. Набросала о чем говорить, а потом посмотрела, может кому из коллег пригодится и опубликовала как статью.

18 March 2020

Похожие публикации