Модульно – рейтинговая технология в обучении

0
0
Материал опубликован 19 June

Орлова О.Н.

Филиал МКОУ ШГО

«Шалинская СОШ №90»-

-«Саргинская СОШ»











Модульно – рейтинговая технология в обучении

(физика)























Модульно – рейтинговая технология в обучении


Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений обучающегося государственному стандарту.

Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения. Одним из методов организации обучения и контроля знаний учащихся может служить модульно-рейтинговая технология.

Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)

Модульная информационная технология обучения и система рейтинга базируется на системных принципах:

для успешного ее функционирования необходима адекватная целям МРТ модель учебной системы знаний, включающая модульные структуры знаний по отдельным разделам дисциплины;

системные описания модулей, содержащие постановки целей каждого модуля, поддающиеся контролю;

подсистема контроля в МРТ основана на объективном измерении знаний обучаемых.

Наиболее перспективной технологией соуправления процессом познавательной деятельности, по мнению исследователей, является технология рейтинговой системы оценивания результатов обучения школьников. Основной результат применения такой системы – соответствие результатов деятельности ученика его личности.

Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в МРТ производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.

Важнейшими составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии "Педагогика сотрудничества". Идеи этой технологии вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации".

В основу методики положены основополагающие принципы:

обоснованность и гласность оценивания:

открытость и наглядность оценок:

объективность оценки и самооценки знаний,

индивидуализация обучения;

самостоятельность изучения;

изучение учебного материала модулями.

Что понимать под “модулем”?

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную

по содержанию,

методам обучения,

уровню самостоятельности,

темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

дается разъяснение к этой информации;

определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);

приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

Что такое “рейтинг”?

Рейтингэто суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:

Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах;

В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка.

Модульно-рейтинговая технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу обучающихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Рейтинговая система исключает всякое унижение личности школьника, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу в течение триместра, года.

Распределение баллов по контрольным точкам осуществляется с учётом значимости и сложности контрольно-учётного блока.

Сложности введения МРТ

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.

Важное значение приобретает “разбалловка” материала.

Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые – контрольные, зачётные – работы начисляется обычно большое количество баллов. (Приложение 1)

В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого обучающегося зависит от его личной суммы баллов и максимально возможной

Алгоритм рейтинговой оценки успеваемости школьников:

1. Устанавливается “весомость” конкретного учебного элемента.

2. Проверяется выполнение задания и рассчитывается общая (максимальная) сумма баллов, сумма баллов для каждого обучающегося, процент выполнения и вычисляется “текущий” рейтинг (Приложение 2,3)

3. Основное количество баллов рассчитывается по “контрольным точкам”

Основные контрольные точки:

Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление

Конспект текста учебника, журнала, статьи;

Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов ;

Подготовка дополнительного материала по теме;

Выполнение практической работы по теме;

Решение проблемных задач по теме;

Устный ответ – монолог;

Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы

4. Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, проекта, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформления средств наглядности и др.

5. В журнал выставляется оценка по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет обучающемуся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания года. В то же время учитель настойчиво напоминает, что в конце контрольного периода практически невозможно исправить результат за несколько занятий. Кроме того, не возникает проблемы “среднего балла”, когда количество неудовлетворительных оценок за итоговые работы компенсируется количеством хороших оценок за небольшие по объёму работы.

Модульно-рейтинговая система усиливает мотивацию обучающегося как движущую силу его саморазвития, выраженный интерес к систематической напряженной работе над учебным материалом. Основу этому дает осознание обучающимся объективного оценивания своих успехов, достижений, вера в сам факт объективного к нему подхода при оценке успеваемости. Иногда, “двоечник” может оказывается в числе лучших по результатам выполнения какого-либо задания.

Эта система обучения может быть применена не только на уроках физики, но и в других предметах. Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении:

Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины;

Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя;

Обучение становится личностно-ориентированным;

Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

Данная технология позволяет развивать и воспитывать

Аналитическое и критическое мышление;

Коммуникативные способности;

Ответственность за результаты своей работы;

Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;

Умение рационально распределять своё время;

Чувство самоуважения.

Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.

​​​​​​​
ПриложениеDOCX / 24.49 Кб
Модуль 1DOC / 66.5 Кб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.