Публикация на тему «Мои инновации в обучении и воспитании»

6
3
Материал опубликован 18 April 2021 в группе


Всероссийский дистанционный конкурс

для педагогов

на лучшую педагогическую статью



«Мои инновации в обучении и воспитании»



t1618726836aa.jpg





Педагог дополнительного образования

МАУ ДО МЭЦ

Смышляева Алла Юрьевна


Краснодар, 2021

«Мои инновации в обучении и воспитании»

«Самая лучшая игрушка для детей –

кучка песка»

К.Д. Ушинский


В период дошкольного возраста происходит формирование первичного образа окружающего мира. Исследование загадок природы, устройства планеты, исторических событий, изобретений и открытий – все это изучается на моих занятиях. Мне, как педагогу, помогающему дошкольникам изучать содержание предмета «Всё обо всём», включающую в себя основы 10 наук

(астрономия, анатомия, география, история России и края, биология, зоология, основы безопасности жизнедеятельности, основы физики и химии, экология), отведена роль ответственного за выполнение таких задач как:

t1618726836ab.jpg

ознакомление обучающихся с элементарными представлениями о достижениях в области науки и касающихся культурного наследия Земли, основными сведениями естествознания;

формирование опыта исследовательской деятельности, активизация аналитических способностей и получение навыков самообразования;

поддержание и формирование позитивной мотивации к обучению и поиску информации;

воспитание бережного отношения к объектам окружающего мира;

формирование экологических представлений и ответственного отношения к природе.

Ставлю перед собой цель подготовить такое занятие, чтобы информация, предназначенная для восприятия и запоминания, была усвоена оптимальным для детей образом. Я – сторонник мультисенсорного обучения, включающего в себя комплекс технологий, рассчитанный на группу детей различных ведущих каналов восприятия (кинестетиков, аудиалов и визуалов).

Очень важно, чтобы получение знаний дошкольниками происходило как знакомство в форме игры с явлениями, в том числе природными, окружающей их действительности. Игра – это самая результативная форма обучения и лучший стимул развития памяти, ведь лучше всего дети запоминают то, что вызвало у них яркий эмоциональный отклик. Поэтому в работе мною активно используются различные игровые технологии: дидактические игры, фото- и видео- викторины, сюжетно-ролевые игры, кукольный театр и прочие.

Здесь на помощь приходит широкий спектр используемых информационно-коммуникационных технологий: мультимедийные программы и видеозаписи, предметные и сюжетные изображения, комиксы, анимация, все это помогает детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал. И одновременно с этим задействую двигательную сторону чувственного восприятия: показываю и проговариваю материал, соединяя с движениями и жестами, охватывая все каналы восприятия.

t1618726836ac.jpg

Большую помощь в освоении и закреплении изучаемого материалы оказывает интерактивная песочница. Это один из самых современных и эффективных инструментов для занятий с дошкольниками. Мной разработан программно-методический комплекс для познавательного и эмоционально развития детей с применением интерактивной песочницы «Песочная вселенная».

Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается для обучающихся в сказку, фантазию, открывая перед детьми неограниченные возможности. Перед пользователями расстилаются живописные пейзажи, которые можно изменить самостоятельно, в прямом смысле слова своими руками, в одно мгновение.

Работа с такой песочницей максимально помогает развивать кинестетический и визуальный каналы восприятия детей без дополнительной нагрузки на здоровье (как происходит в случае визуализации материала через экраны).

В рамках каждого из изучаемых разделов предмета «Все обо всем», таких как биология, зоология, история, астрономия, систематически и органично включаются элементы работы с интерактивной песочницей. Незаменимыми помощниками в игры с песочницей становятся фигурки животных, птиц и рыб, с их помощью дети с большим желанием включаются в игру и проигрывают заданные ситуации.

Например, при изучении истории особый интерес ребят вызывают археологические раскопки останков динозавров с использованием специальных инструментов в режиме Сетка: в песок заранее прячутся фигурки динозавры и ребята, работая на своих секторах, кисточками раскапывают и угадывают своего динозавра, используя загадки-подсказки.

При проведении комплексного занятия по зоологии и географии обучающиеся повторяют содержание темы «Жители морей и океанов», работая с интерактивной песочницей в режиме Океан. В организованной игре дети закрепляют знания о том, как ведут себя рыбы и морские животные с использованием фигурок, которые всплывают на поверхность для дыхания или обитают исключительно в воде.

В режиме Сафари дети закрепляют знания о хищниках и травоядных. Мы здесь также используем фигурки животных, совмещая их с визуальными изображениями данного режима.

В режиме «Времена года», где ярко визуализируются сезонные изменения в природе, реализуются экологические задачи. Ребята, выбрав себе дерево, ухаживают за ним в течение смены времен года, рассуждают о пользе деревьев и необходимости их защиты.

И это только часть режимов, в которых мы работаем, изучая и закрепляя материал в рамках комплекса наук, основы которых включает моя образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.

При помощи игр в песочнице решается ряд поставленных перед педагогом задач: ребенок удовлетворяет природную потребность познавать новое, экспериментировать; происходит развитие навыков сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка; развиваются все познавательные функции (в первую очередь, воображение, речь и моторика); корректируется негативная энергия.

Очевидно, что интерактивная песочница открывает большие возможности, с помощью ее основного инструмента - песка - можно подвергнуть мягкой корректировке такие личностные показатели как застенчивость, агрессивность, тревожность.

Применение элементов песочной терапии в ходе работы с интерактивной песочницей позволяет собрать богатейший материал, характеризующий каждого ребенка с различных сторон. Эта информация составляет содержательную основу консультативной работы с родителями дошкольников. Факт возможности получить дополнительную консультацию у педагога вызывает у большинства родителей положительные эмоции, позволяет им почувствовать большую включенность в образовательный процесс, повышает уровень лояльности к образовательному учреждению. Сами консультации являются способом повышения педагогической культуры родителей, что является одним из основных направлений действующей Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Одним из направлений моей деятельности, в том числе во взаимодействии с родителями, является исследовательская работа, реализуемая благодаря методам опроса, анкетирования, тестирования с целью выявления различных особенностей детей, знание которых необходимо для оптимального построения плана обучения, создания и проведения комплексного тематического занятия с учетом:

- каналов восприятия информации,

- степени тревожности,

- уровня отвлекаемости,

- особенностей запоминания.

Увеличение вовлеченности родителей в процесс образования положительно сказывается на детско-родительских отношениях. Этот факт очень важен в современных условиях для формирования постоянной устойчивой связи между родителями и детьми-дошкольниками, испытывающими, в силу возрастных особенностей, большую потребность в эмоциональной связи с родителями.

По результатам повседневной работы с дошкольниками в ходе изучения предмета «Всё обо всём» и проводимой исследовательской работы родителям регулярно предлагаются рекомендации о содержании художественных и научно-популярных книг, о тематике дидактических и развивающих игр, о посещении новых выставок, музеев, в том числе интерактивных, знакомство с которыми воспитывает в детях стремление познания мира во множестве его проявлений.

Например, при изучении основ физики и химии ребята участвуют во множестве опытов и экспериментов: с водой, электричеством, магнитами, светом. По итогам занятия ребятам предлагается показать эти опыты дома родителям, превратившись в фокусника или волшебника, при помощи волшебной палочки и магического заклинания. Это вызывает массу восторга как у детей, организующих дело и руководящих им, так и у родителей, которые видят самостоятельность своего ребенка, артистизм и новые интересные черты и качества, ранее не замеченные в ребенке. Ведь ни для кого не секрет, что дети дома с родителями и в детском коллективе с педагогом - это порой две разные личности.

Обратная связь, получаемая от родителей в ходе подобной работы, разнообразна и обнаруживает их заинтересованность не просто в обеспечении успешности детей, но и в понимании их неповторимых возрастных и индивидуальных психологических черт.

Ресурсы, затраченные родителями на изучение особенностей собственных детей по рекомендации и под руководством педагога, дает им возможность провести дополнительное время со своим ребенком, узнать его скрытые потребности, особенности, и гармонизировать межличностные взаимоотношения. А обратная связь, через полученные результаты применения методик, дает педагогу новый материал для размышления и возможность оптимально спланировать и реализовать обучающий процесс.

В последнее время все большую популярность набирает Теория поколений, созданная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Согласно этой теории, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных. Австралийский ученый Марк Мак-Криндл ввел термин «поколение Альфа», расширив названную теорию и обозначив таким образом детей, рожденных после 2010 года.

Самые старшие представители поколения Альфа достигли возраста 10 лет, поэтому точной информации о них крайне мало. Можно сказать, что они проявляют повышенный интерес к самообразованию. Отличаются от предшественников неординарным мышлением и ранним развитием. Дети Альфа рождаются «с планшетом в руках», некоторые из детей еще не умеют разговаривать, однако, уже умеют включать родительский гаджет и самостоятельно устанавливать игры через Play Market или AppStore. Но самое главное, они - визуалы. Для познания окружающей реальности представители этого поколения задействуют преимущественно зрительное восприятие, которому не надо учиться.

Это отличие детей Альфа от их предшественников по ведущему каналу восприятия проявляется в том, что дети с большим трудом воспринимают информацию на слух, поэтому прежние классические аудиальные способы проведения занятий не совсем актуальны. Для достижения результатов в учебной деятельности необходимо подключать визуализацию, использование которой является фактором успеха, и обязательно кинестетику, здесь на помощь приходит работа с песком.

Поэтому процесс построения занятий, объяснения материала должен сопровождаться схемами, таблицами, предметными и сюжетными изображениями, комиксами, инфографикой и видео. И одновременно с этим должен задействовать двигательную сторону чувственного восприятия, повторяться в самостоятельном проговаривании слышимого материала.

В результате, у современных детей дошкольного возраста формируется так называемое «клиповое мышление». Клиповость мышления психологи рассматривают как способность краткого и красочного восприятия окружающего мира и информации посредством короткого, яркого посыла, упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку современных детей и способ получения большого объема информации.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Таком образом, работая над подготовкой занятий, в рамках той или иной дисциплины в рамках предмета, стараюсь максимально разнообразить виды деятельности и быстро переключаю внимание детей между задачами, ведь современные дети тратят на оценку новой информации не более 8-ми секунд. Всю информацию делю на фрагменты, «сжимаю» и структурирую.

Подключаю родителей к своей работе, многие с радостью откликаются на любые предложения в рамках образовательно-воспитательного процесса, тем более на те, которые помогут лучше узнать им собственного ребенка, сблизиться с ним, понять его и тем самым избежать многих конфликтных ситуаций в семье.






Литература

1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок //

2. Горобец Т. Н. Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти.

3.Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию //Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011.

4. https://bestlavka.ru/novoe-cifrovoe-pokolenie-z-detej/

5. https://infourok.ru/klipovoe-mishlenie-i-profilaktika-ego-razvitiya-u-obuchayuschihsya-1391400.html

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо,очень интересная статья!

18 April 2021

Поздравляю с победой в конкурсе! И спасибо за распространение интересного педагогического опыта!

19 June 2021

Присоединяюсь к поздравлениям! Новых побед и достижений!

19 June 2021