12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смышляева Алла Юрьевна363
Педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ г. Краснодар
Россия, Краснодарский край, Краснодар


Всероссийский дистанционный конкурс

для педагогов

на лучшую педагогическую статью



«Мои инновации в обучении и воспитании»



t1618726836aa.jpg





Педагог дополнительного образования

МАУ ДО МЭЦ

Смышляева Алла Юрьевна


Краснодар, 2021

«Мои инновации в обучении и воспитании»

«Самая лучшая игрушка для детей –

кучка песка»

К.Д. Ушинский


В период дошкольного возраста происходит формирование первичного образа окружающего мира. Исследование загадок природы, устройства планеты, исторических событий, изобретений и открытий – все это изучается на моих занятиях. Мне, как педагогу, помогающему дошкольникам изучать содержание предмета «Всё обо всём», включающую в себя основы 10 наук

(астрономия, анатомия, география, история России и края, биология, зоология, основы безопасности жизнедеятельности, основы физики и химии, экология), отведена роль ответственного за выполнение таких задач как:

t1618726836ab.jpg

ознакомление обучающихся с элементарными представлениями о достижениях в области науки и касающихся культурного наследия Земли, основными сведениями естествознания;

формирование опыта исследовательской деятельности, активизация аналитических способностей и получение навыков самообразования;

поддержание и формирование позитивной мотивации к обучению и поиску информации;

воспитание бережного отношения к объектам окружающего мира;

формирование экологических представлений и ответственного отношения к природе.

Ставлю перед собой цель подготовить такое занятие, чтобы информация, предназначенная для восприятия и запоминания, была усвоена оптимальным для детей образом. Я – сторонник мультисенсорного обучения, включающего в себя комплекс технологий, рассчитанный на группу детей различных ведущих каналов восприятия (кинестетиков, аудиалов и визуалов).

Очень важно, чтобы получение знаний дошкольниками происходило как знакомство в форме игры с явлениями, в том числе природными, окружающей их действительности. Игра – это самая результативная форма обучения и лучший стимул развития памяти, ведь лучше всего дети запоминают то, что вызвало у них яркий эмоциональный отклик. Поэтому в работе мною активно используются различные игровые технологии: дидактические игры, фото- и видео- викторины, сюжетно-ролевые игры, кукольный театр и прочие.

Здесь на помощь приходит широкий спектр используемых информационно-коммуникационных технологий: мультимедийные программы и видеозаписи, предметные и сюжетные изображения, комиксы, анимация, все это помогает детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал. И одновременно с этим задействую двигательную сторону чувственного восприятия: показываю и проговариваю материал, соединяя с движениями и жестами, охватывая все каналы восприятия.

t1618726836ac.jpg

Большую помощь в освоении и закреплении изучаемого материалы оказывает интерактивная песочница. Это один из самых современных и эффективных инструментов для занятий с дошкольниками. Мной разработан программно-методический комплекс для познавательного и эмоционально развития детей с применением интерактивной песочницы «Песочная вселенная».

Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается для обучающихся в сказку, фантазию, открывая перед детьми неограниченные возможности. Перед пользователями расстилаются живописные пейзажи, которые можно изменить самостоятельно, в прямом смысле слова своими руками, в одно мгновение.

Работа с такой песочницей максимально помогает развивать кинестетический и визуальный каналы восприятия детей без дополнительной нагрузки на здоровье (как происходит в случае визуализации материала через экраны).

В рамках каждого из изучаемых разделов предмета «Все обо всем», таких как биология, зоология, история, астрономия, систематически и органично включаются элементы работы с интерактивной песочницей. Незаменимыми помощниками в игры с песочницей становятся фигурки животных, птиц и рыб, с их помощью дети с большим желанием включаются в игру и проигрывают заданные ситуации.

Например, при изучении истории особый интерес ребят вызывают археологические раскопки останков динозавров с использованием специальных инструментов в режиме Сетка: в песок заранее прячутся фигурки динозавры и ребята, работая на своих секторах, кисточками раскапывают и угадывают своего динозавра, используя загадки-подсказки.

При проведении комплексного занятия по зоологии и географии обучающиеся повторяют содержание темы «Жители морей и океанов», работая с интерактивной песочницей в режиме Океан. В организованной игре дети закрепляют знания о том, как ведут себя рыбы и морские животные с использованием фигурок, которые всплывают на поверхность для дыхания или обитают исключительно в воде.

В режиме Сафари дети закрепляют знания о хищниках и травоядных. Мы здесь также используем фигурки животных, совмещая их с визуальными изображениями данного режима.

В режиме «Времена года», где ярко визуализируются сезонные изменения в природе, реализуются экологические задачи. Ребята, выбрав себе дерево, ухаживают за ним в течение смены времен года, рассуждают о пользе деревьев и необходимости их защиты.

И это только часть режимов, в которых мы работаем, изучая и закрепляя материал в рамках комплекса наук, основы которых включает моя образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.

При помощи игр в песочнице решается ряд поставленных перед педагогом задач: ребенок удовлетворяет природную потребность познавать новое, экспериментировать; происходит развитие навыков сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка; развиваются все познавательные функции (в первую очередь, воображение, речь и моторика); корректируется негативная энергия.

Очевидно, что интерактивная песочница открывает большие возможности, с помощью ее основного инструмента - песка - можно подвергнуть мягкой корректировке такие личностные показатели как застенчивость, агрессивность, тревожность.

Применение элементов песочной терапии в ходе работы с интерактивной песочницей позволяет собрать богатейший материал, характеризующий каждого ребенка с различных сторон. Эта информация составляет содержательную основу консультативной работы с родителями дошкольников. Факт возможности получить дополнительную консультацию у педагога вызывает у большинства родителей положительные эмоции, позволяет им почувствовать большую включенность в образовательный процесс, повышает уровень лояльности к образовательному учреждению. Сами консультации являются способом повышения педагогической культуры родителей, что является одним из основных направлений действующей Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Одним из направлений моей деятельности, в том числе во взаимодействии с родителями, является исследовательская работа, реализуемая благодаря методам опроса, анкетирования, тестирования с целью выявления различных особенностей детей, знание которых необходимо для оптимального построения плана обучения, создания и проведения комплексного тематического занятия с учетом:

- каналов восприятия информации,

- степени тревожности,

- уровня отвлекаемости,

- особенностей запоминания.

Увеличение вовлеченности родителей в процесс образования положительно сказывается на детско-родительских отношениях. Этот факт очень важен в современных условиях для формирования постоянной устойчивой связи между родителями и детьми-дошкольниками, испытывающими, в силу возрастных особенностей, большую потребность в эмоциональной связи с родителями.

По результатам повседневной работы с дошкольниками в ходе изучения предмета «Всё обо всём» и проводимой исследовательской работы родителям регулярно предлагаются рекомендации о содержании художественных и научно-популярных книг, о тематике дидактических и развивающих игр, о посещении новых выставок, музеев, в том числе интерактивных, знакомство с которыми воспитывает в детях стремление познания мира во множестве его проявлений.

Например, при изучении основ физики и химии ребята участвуют во множестве опытов и экспериментов: с водой, электричеством, магнитами, светом. По итогам занятия ребятам предлагается показать эти опыты дома родителям, превратившись в фокусника или волшебника, при помощи волшебной палочки и магического заклинания. Это вызывает массу восторга как у детей, организующих дело и руководящих им, так и у родителей, которые видят самостоятельность своего ребенка, артистизм и новые интересные черты и качества, ранее не замеченные в ребенке. Ведь ни для кого не секрет, что дети дома с родителями и в детском коллективе с педагогом - это порой две разные личности.

Обратная связь, получаемая от родителей в ходе подобной работы, разнообразна и обнаруживает их заинтересованность не просто в обеспечении успешности детей, но и в понимании их неповторимых возрастных и индивидуальных психологических черт.

Ресурсы, затраченные родителями на изучение особенностей собственных детей по рекомендации и под руководством педагога, дает им возможность провести дополнительное время со своим ребенком, узнать его скрытые потребности, особенности, и гармонизировать межличностные взаимоотношения. А обратная связь, через полученные результаты применения методик, дает педагогу новый материал для размышления и возможность оптимально спланировать и реализовать обучающий процесс.

В последнее время все большую популярность набирает Теория поколений, созданная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Согласно этой теории, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных. Австралийский ученый Марк Мак-Криндл ввел термин «поколение Альфа», расширив названную теорию и обозначив таким образом детей, рожденных после 2010 года.

Самые старшие представители поколения Альфа достигли возраста 10 лет, поэтому точной информации о них крайне мало. Можно сказать, что они проявляют повышенный интерес к самообразованию. Отличаются от предшественников неординарным мышлением и ранним развитием. Дети Альфа рождаются «с планшетом в руках», некоторые из детей еще не умеют разговаривать, однако, уже умеют включать родительский гаджет и самостоятельно устанавливать игры через Play Market или AppStore. Но самое главное, они - визуалы. Для познания окружающей реальности представители этого поколения задействуют преимущественно зрительное восприятие, которому не надо учиться.

Это отличие детей Альфа от их предшественников по ведущему каналу восприятия проявляется в том, что дети с большим трудом воспринимают информацию на слух, поэтому прежние классические аудиальные способы проведения занятий не совсем актуальны. Для достижения результатов в учебной деятельности необходимо подключать визуализацию, использование которой является фактором успеха, и обязательно кинестетику, здесь на помощь приходит работа с песком.

Поэтому процесс построения занятий, объяснения материала должен сопровождаться схемами, таблицами, предметными и сюжетными изображениями, комиксами, инфографикой и видео. И одновременно с этим должен задействовать двигательную сторону чувственного восприятия, повторяться в самостоятельном проговаривании слышимого материала.

В результате, у современных детей дошкольного возраста формируется так называемое «клиповое мышление». Клиповость мышления психологи рассматривают как способность краткого и красочного восприятия окружающего мира и информации посредством короткого, яркого посыла, упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку современных детей и способ получения большого объема информации.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Таком образом, работая над подготовкой занятий, в рамках той или иной дисциплины в рамках предмета, стараюсь максимально разнообразить виды деятельности и быстро переключаю внимание детей между задачами, ведь современные дети тратят на оценку новой информации не более 8-ми секунд. Всю информацию делю на фрагменты, «сжимаю» и структурирую.

Подключаю родителей к своей работе, многие с радостью откликаются на любые предложения в рамках образовательно-воспитательного процесса, тем более на те, которые помогут лучше узнать им собственного ребенка, сблизиться с ним, понять его и тем самым избежать многих конфликтных ситуаций в семье.






Литература

1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок //

2. Горобец Т. Н. Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти.

3.Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию //Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011.

4. https://bestlavka.ru/novoe-cifrovoe-pokolenie-z-detej/

5. https://infourok.ru/klipovoe-mishlenie-i-profilaktika-ego-razvitiya-u-obuchayuschihsya-1391400.html

9


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Фролова Елена Николаевна, 18.04.21 в 11:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо,очень интересная статья!
Сорокина Светлана Валерьевна, 19.06.21 в 05:52 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе! И спасибо за распространение интересного педагогического опыта!
Горбачёва Марина Юрьевна, 19.06.21 в 05:55 0Ответить Пожаловаться
Присоединяюсь к поздравлениям! Новых побед и достижений!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.