Мои инновации в обучении и воспитании «Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы»

4
0
Материал опубликован 20 February 2020 в группе

О.Н. Тюкалова

Школа – интернат №25 ОАО «РЖД»

г. Вихоревка, Российская Федерация

Мои инновации в обучении и воспитании


Формирование основных компетенций учащихся на уроках русского

языка и литературы


Аннотация. В статье рассматриваются основные приемы и методы компетентностного подхода, используемые на уроках русского языка и литературы на уровне основного и среднего общего образования.

Ключевые слова. Компетентностный подход, языковая компетентность, лингвистическая компетентность, коммуникативная компетентность.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, подготовка выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как: инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность, способность работать с информацией ("Кто владеет информацией, тот владеет миром",- Натан Майер Ротшильд).

Огромную роль в создании и воспитании такой личности играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь обучающийся имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению, то есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга.

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

В данной статье представлен опыт моей работы в этой области.

Любая деятельность направлена на достижение определенных целей. Реализация целей обучения русскому языку достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической.

Языковая компетенция — способность ученика употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. [2].

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. [2].

Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Обучение живому языку, «очеловеченному» учебному предмету, востребованному обществом, а не своду грамматических и пунктуационных правил, - вот цель моей работы как учителя словесника.

Привить интерес к учебным предметам «Русский язык» и «Литература», ввести детей в мир науки о языке, помочь им ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить обучающихся к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова – эти задачи считаю главными в своей работе.

Компетентностный подход в обучении предполагает не только привычный для всех процесс передачи знаний от учителя к ученику, но и создание условий для того, чтобы ребёнок получил навыки самостоятельной исследовательской деятельности, чтобы он «научился учиться». В соответствии с этим требованием учитель должен использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые помогали бы ученику в формировании необходимых ему компетенций.

В условиях компетентностного обучения и воспитания ключевым словом является само: саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль, самоопределение. По моему мнению, для успешной деятельности, направленной на развитие школьников, целесообразно использовать такие технологии, которые являются приоритетными в системно – деятельностном подходе в образовании:

-технология встречных усилий;

-технология индивидуализации обучения и воспитания;

- технология мастерских;

-исследовательская деятельность;

-технология развития критического мышления;

-технология проектного обучения;

- проблемно-диалогическая технология.

При компетентностном подходе задания имеют своеобразную структуру. Вначале проговаривается стимул, погружающий ученика в реальную жизненную ситуацию. Затем даётся задачная формулировка и источники информации.

С чего начинается урок? С темы. Формулировка темы урока – важный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не просто с темой, а обозначаю в ней проблему. Тему урока дети должны обозначить сами, стараюсь всеми возможными способами подвести обучающихся к правильным формулировкам. Сама даю название.

Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например:

-урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение»;

-урок по фонетике в 5 классе «Звуки спорят: кто важнее?»;

-творческая мастерская "Твори добро" (по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"). 6-й класс;

-уроки развития речи в 8 классе «Милосердие не бывает чрезмерным»;

-урок подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе «Есть особый талант — талант материнства. /И. Шевелев/»;

-урок в 11 классе «Модель мира В. Маяковского».

Нередко использую интерактивный метод обучения «Кроссенс».
Развивающий метод «кроссенс» способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-4, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.

1

2

3

8

9

4

7

6

5

Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Приведу пример использования кроссенса на этапе формулировки темы урока, постановки цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать).

Урок литературы в 9 классе «Когда уже некуда больше идти…»

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П. Чехова «Тоска»)


t1582200972aa.png


-Обсудите в группе кроссенс.(2 мин.) О чём же пойдёт речь сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему (А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»).

1. Анто́н Влади́мирович Шипу́лин (род. 21 августа 1987[4], Тюмень[4]) — российский биатлонист.

2. Апостол Павел.

3.Таганрог- место рождения А.П.Чехова .

4. А.П.Чехов - земский врач.

5. А.П.Чехов - писатель.

6. Вишнёвый сад. А.П.Чехов –автор пьесы «Вишнёвый сад»

7. Чайка. А.П.Чехов –автор пьесы «Чайка»

8. Толстый и тонкий человек. А.П.Чехов –автор пьесы «Толстый и тонкий»

9. А.П.Чехов –автор пьесы «Тоска»

Формулируют цель и задачи.

Цель: прочтение и осмысление рассказа А.П. Чехова «Тоска».

Задачи:

1) Выбрать нужную (заданную) информацию из текста.

2) Охарактеризовать главного героя и обстановку, окружающую его.

3) Определить авторскую позицию.

4) Сделать аналитические выводы.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Формулируют цель урока сами обучающиеся. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность (формирование цели при помощи опорных глаголов, работа над понятием, создание проблемных ситуаций, ситуация Яркого пятна, исключение, домысливание др.)

Приоритетной компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, которая предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности, основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.

В своей работе использую методы и приёмы, ориентированные как на устную коммуникацию, так на письменную. Наиболее результативными считаю следующие:

коммуникативные и игровые ситуации.

различные виды диктантов;

самодиктанты;

работа с текстами-миниатюрами;

составление синквейнов к тексту, произведениям искусства;

комплексная работа с текстом;

лингвостилистический анализ текста;

сочинение-рассуждение;

редактирование текста.

Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Одной из них признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует их самостоятельно, а также использует те задания, которые предлагаются в учебниках по русскому языку. Например, упражнение «Экскурсовод». Необходимо описать картину ярко, образно. Для создания устного текста отводится 20 минут. Затем проводится конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Далее обучающиеся записывают получившийся текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовят к эффективному речевому общению.

Дидактическую игру на уроке можно рассматривать как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, как одно из серьезных средств педагогического воздействия на школьников, а главное, как средство увлекательной работы над повышением уровня грамотности учащихся и активизации их познавательной деятельности.

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. Тексты используются самые разные: от миниатюрных до больших (в зависимости от возраста).

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычные или сленговые слова, встречающиеся в тексте, русскими.

4. Лингвистический эксперимент. «А теперь, Федя, скажи Васе все, что сказал раньше, на нормальном языке»

5. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Для учащихся 5-7 классов важно вводить речевые этюды: предлагается разыграть по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале), "Читатель-библиотекарь", "Работник - работодатель", "Читающий пассажир и кондуктор". Использование ролевых игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладение языковыми универсальными учебными действиями.

Работа с текстом практически всегда играет ведущую роль в процессе обучения русскому языку. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

На уроках литературы использую метод «Бинарных оппозиций» - метод сравнения положительных и отрицательных сторон явления и процесса, по которым не возможно высказать однозначного мнения (В. Маяковский «А вы могли бы…», М.Ю. Лермонтов «И скучно, и грустно, и некому руку пожать…»).

Ещё один интересный прием «Растягивание смыслов» (Например, при обзорном изучении романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» в 11 классе). Примечание: данному приему предшествует работа с эпиграфами к роману «Белая гвардия». Далее предлагаю прочитать первое предложение романа.

Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй.

Что вы ждете от такого начала? О чем будет роман? (рассуждения учащихся)

- Чем интересен синтаксис?

- Говорим ли мы так?

- Какой художественный приме используется? (инверсия)

- Где обычно применяется? (в поэтических текстах)

- Что скажете об интонации? (торжественная)

- Какую речь напоминает? (церковную)

- А какая тема связана с церковной? (тема Иисуса Христа)

- Какие темы связаны с темой Христа? (жертвы, страдания)

- О каких звездах идет речь? Что они олицетворяют?

- Так о чем будет роман? (о страданиях народа, о войне)

Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования, так как характеризуется формированием таких умений, способностей, личностных характеристик, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт учащихся.


Список использованной литературы

Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Вестник Института образования человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. (дата обращения: 12.09.2019)

Быстрова Е.А. Русский язык. Проблемы и размышления. // Файловый архив студентов [Электронный ресурс].- Режим доступа: - https://studfiles.net/preview/3299587/ (дата обращения: 12.09.2019)

Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5.-С. 3-12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный. (дата обращения: 18.09.2019)

Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С. 39-41


Информация об авторе

Тюкалова Оксана Николаевна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Школа – интернат №25 ОАО «РЖД», 665770, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка ул. Комсомольская, 11, oksana_tk_70@mail.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.