Программа проекта развития УУД у учащихся 1–4 классов «Мой мир»
Пояснительная записка
К работе по новым образовательным стандартам учителя уже готовы. Они овладели новыми технологиями, методами и приемами обучения и воспитания учащихся .Мы должны воспитать всесторонне развитую личность, способную самостоятельно решать многие жизненные проблемы.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся,
формирование УУД.
Занятия по проекту «Мой мир» можно использовать и для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
Актуальность.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС позволяет ребёнку адаптироваться в школе , развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора, и должен попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
ФГОС общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребенка является умение учиться-познавать мир в сотрудничестве с другими учениками и учителями.
Если формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, в проекте «Мой мир» через кружковую, воспитательную работу, согласованно с программой развития универсальных учебных действий.
Новизна. В проекте темы выбраны с учетом разных требований и интересов обучающихся, что позволит их заинтересовать работой .А учитель, как дирижер, должен вести их по нужному руслу и максимально способствовать формированию УУД. Воспитание личности невозможно без предоставления ученикам свободы размышления и творчества.
Использование активных форм обучения и воспитания немыслимо без обратной связи, без живого диалога учителя и ученика. Первое, с чем сталкивается учитель, пытаясь поговорить с учениками, это явление «цепной реакции»: дети начинают высказываться все разом, не слушая друг друга, и этот процесс бывает довольно трудно остановить. Причина этого явления очевидна: дети (как и взрослые) не имеют навыков продуктивного диалога, они жаждут высказать своё мнение, но услышать и понять другого не могут. Ведь обычно их никто не слушает. Ведь обычно их никто не спрашивает, а если и спрашивает, то по-настоящему не слушает, а в лучшем случае, направляет к «правильному» ответу. Именно поэтому первая задача учителя -выслушать, показать пример внимательного отношения к собеседнику. Понять, что учитель не может дать слово всем, но это и не всегда нужно, иногда достаточно всем вместе внимательно выслушать двух-трёх человек. Со временем своими мыслями смогут поделиться практически все, опыт диалога приучает детей к более точным и кратким ответам. Дав себе труд услышать детей, мы начинаем двигаться им навстречу. Нам открываются скрытые механизмы детского мышления и восприятия. Когда мы понимаем, что волнует ребёнка, на каком этапе развития он сейчас находится, наш язык становится более простым и понятным, и те знания, которые мы несём , органично дополняют и уточняют мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы диалог не становился формальным. Для этого необходимо соблюдать несколько правил:
Не задавать абстрактных риторических вопросов детям,
Не подсказывать «нужные» ответы;
Не оставлять без внимания сокровенные высказывания детей;
Особенности. Проект по внеурочной деятельности называется «Мой мир» не случайно. Он предусматривает расширение кругозора учащихся по разным направлениям.
Мои увлечения
Умение общаться
Моё здоровье
Экстрим
Мне нравится
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Внеурочные занятия проходят во второй половине дня и они обязательно должны быть динамичными, увлекательными, интересными и в то же время познавательными.
Сейчас я в своей работе применяю Сингапурские обучающие структуры. Они дают возможность разнообразить ход занятий и делают их более привлекательными. Проведение занятий, непринужденное общение с детьми после занятий, т.е. во внеурочное время, даст большую возможность формированию УУД
Цели и задачи. Развитие самостоятельности обучающихся с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей
Развитие творческих способностей детей и формирование УУД,
установление метапредметных компетенций и развитие мыслительных способностей,
Научить учеников наблюдать, сопоставлять, искать и находить ответы на различные вопросы, чётко сформулировать свою точку зрения, мысли.
Эстетическое воспитание учащихся. Обучать их культуре речи, развивать художественный вкус.
Научить работать с книгой, развивать образное и научно- познавательное мышление.
Научить анализировать изучаемый материал, сопоставлять факты и отстаивать свою позицию.
Формы организации деятельности обучающихся:
-беседы.
-ролевые игры,
-подвижные игры,
-экскурсии
-практические занятия
-анкетирование,
Проекты,
Читательские конференции,
-тестирование
-встречи,
-народные песни и танцы,
-современные песни и танцы.
Планируемые результаты.:
Ребенок научится:
-слушать одноклассников,
Сформулировать и задать свой вопрос,
Подготовить необходимые материалы к уроку,
Находить недостающий материал у партнеров и попросить его у них,
Вступать в диалог не перебивая товарищей,
Выполнять проектную работу,
Самостоятельно принимать решения и организовать своё свободное время.
Получит возможность:
Активно поводить свободное время,
Учить песни и танцы разных народов,
Развивать свои творческие способности,
Помогать слабым, нуждающимся.
Содержание программы
Программа рассчитана для учащихся 1-2 классов .Все темы курса основаны на базовые знания детей по всем школьным предметам: окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология, изобразительное искусство и ОБЖ и на их жизненный опыт. Основные направления работы:
-Мои увлечения
-Умение общаться
--Моё здоровье
-Экстрим
-Мне нравится
распределены на весь учебный год
«Мой мир»
Тематическое планирование
Nп\п |
Тема |
Кол-во час |
Содержание |
Какие УУД формируются |
1. |
Как прекрасен этот мир. |
Анкетирование |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
2. |
Волшебный мир красок. |
Изображение «своего» мира |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
3. |
Куда ушёл снег? |
Заседание круглого стола, подведение итогов наблюдений |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
4. |
Солнце,воздух и вода – наши лучшие друзья. |
Закаливание организма: формы, средства |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
5. |
Здравствуй, май! |
Экскурсия на пришкольный участок, наблюдение за растительностью |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
6. |
День Победы. |
Проект «Мой дед-победитель» |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные УУД |
|
7. |
Национальные подвижные игры |
Русские и татарские народные игры |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
8 |
Изготовление цветов из гофрированной бумаги, составление композиции из цветов. |
Подарок выпускникам детского сада |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
9. |
Задание на лето. Проект «Как я провел лето» |
Защита проекта, обмен мнениями |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные УУД |
|
10 |
Презентация проектов |
Защита проекта |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
11. |
Ролевая игра |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
||
12. |
Аквариумисту и владельцу живого уголка |
Полезные советы |
Познавательные, коммуникативные |
|
13. |
Самое большое богатство – здоровье. |
Заседание круглого стола |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные |
|
14. |
Современная и классическая музыка |
Слушание музыки и сравнение. Когда какую музыку хочется слушать. |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные |
|
15 |
Производство продуктов питания |
экскурсия на молокозавод. |
||
16. |
Один дома |
Правила поведения, если ребенок дома один |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные |
|
17 |
Страсти про сласти и эстетика питания |
Любителям сладкого, ролевая игра «Кафе» |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные |
|
18. |
Загадалка |
Конкурс «Кто больше составит слова из заданного слова» |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные |
|
19. |
Почему нужно спать? |
дискуссия |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные |
|
20. |
Как избежать опасности на улице? |
Встреча с дорожным инспектором |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные УУД |
|
21. |
Танцы и танцевальная музыка |
Слушание музыки урок танца |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные УУД |
|
22. |
Вредные привычки. |
Не о курении и алкоголе, о детских вредных привычках- заседание круглого стола |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные УУД |
|
23. |
Как я выполняю режим дня |
Отчет в рисунках |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные УУД |
|
24. |
Лес точно терем расписной |
Экскурсия на пришкольную берёзовую посадку |
Коммуникативные , регулятивные, познавательные, личностные УУД |