Статья «Учебная мотивация: диагностика, результаты, методы её повышения на уроках физики в лицее»
Учебная мотивация: диагностика, результаты, методы её повышения на уроках физики в лицее
Спицына Любовь Ивановна,
учитель физики высшей квалификационной категории
муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 64 города Краснодара,
E-mail: lispi23@mail.ru
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть
вдохновение, рождающееся от успеха»
В. А. Сухомлинский
Школьная пора – десятилетие активного становления нравственных идеалов, духовных ценностей, мировоззрения и жизненных приоритетов ребенка – подростка – юного гражданина страны. Поэтому формирование мотивации учения, как процесса, включающего в себя развитие, обучение и воспитание школьника, обеспечивает формирование комплекса компетенций и развитие личности ребенка. [1]
Новые государственные стандарты, предъявляя требования к результатам освоения образовательных программ на каждой ступени обучения, инициируют деятельность учителя – предметника не только к изучению уровня мотивации любого ученика, но и к созданию условий для расширения мотивационных сфер школьника: учебно-познавательной, творческо-инновационной, социально-ценностной. Ведь уровень учебной мотивации школьников в условиях ФГОС становится одним из показателей результативности деятельности образовательной организации, эффективности процесса обучения в ней.
Мотивация учения как отношение школьника к учебе сегодня не просто интересует учителя, в условиях реализации ФГОС мотивация становится объектом сопровождения педагога. Я, как учитель, не должна просто констатировать низкий уровень или отсутствие мотивации лицеиста к учению. Мне необходимо выяснить причины и помочь ребенку так организовать процессы обучения и самообразования, чтобы способствовать расширению или развитию компонентов его мотивационной сферы.
Причины снижения познавательного интереса обучающихся к естественнонаучным дисциплинам в основной школе различны. Для одних физика – объективно сложный предмет, другие считают, что личная значимость общественных наук для дальнейшей жизни приоритетна, и поэтому к освоению дисциплин естественнонаучного цикла относятся по остаточному принципу. Если прибавить к этому формирование гормонального фона подростка, высокую учебную нагрузку семиклассников, возможно, непростые личностные отношения с одноклассниками, учителями, перенос центра тяжести на самостоятельную образовательную деятельность на уроке и вне его, то становятся понятным, какие проблемы лежат в основе низкой мотивации к освоению, например, физики.
Снижение уровня мотивации школьников сегодня приобрело такие масштабы, что перевело решение проблемы в статус образовательной стратегии, красной нитью которой становится утверждение: дело учителя - "сделать учение доступным для него (ученика), искусно зародить в нем желание (учиться) и дать ему средства...". Это убеждение гуманиста и демократа Жана Жака Руссо разделяют представители гуманистической педагогики и сегодня. Диагностику состояния и знание индивидуальных приоритетов мотивации школьников к учению, считаю важнейшим компонентом не только личностно-ориентированного обучения, но и основой деятельности педагога и школьного психолога, направленной на достижение компетентностей каждым учеником.
Для первичной диагностики уровня учебной мотивации школьников использую анкетирование - систему тестовых заданий. Анализ полученных результатов помогает понять причины невысокого уровня мотивации обучающихся, определить приоритетные формы работы с ними для того, чтобы процесс образования, включающий воспитание и развитие личности, обеспечивал личностные результаты обучения, предусмотренные ФГОС.
Ежегодно, в ноябре, диагностирую мотивацию семиклассников, так как в седьмом классе дети приступают к освоению физики. Опираюсь на идеи известного российского психолога М. Р. Гинзбурга, [2] использую разработки методистов – преподавателей ведущих педагогических ВУЗов страны [3] и собственный педагогический опыт.
Использую анкету, составители которой исходили из того, что мотивационную сферу учения образуют несколько сегментов, поэтому и разделили в предлагаемой анкете четырнадцать вопросов на шесть блоков. Вопросы в анкете сформулированы так, что ответы на одни из них показывают понимание личностного смысла учения или оценивают способность школьника к целеполаганию, другие позволяют определить приоритеты мотивации: социальные или познавательные, третьи – различить внутреннюю или внешнюю мотивацию ребенка.
Анализ ответов анкетируемых позволяет выявить общий уровень мотивации каждого школьника; результаты считаются объективными при выполнении требований авторов давать не менее трёх ответов на каждый вопрос. Вопросы анкеты, баллы для оценки, и необходимые к ней пояснения даны в Приложении 1. Подробно об анкетировании: [3, с. 156-158]
В лицее такое анкетирование проводится на добровольной основе, вне уроков. В ноябре 2018 года из 62 учеников 7 «В, Г» классов, в которых работаю, анкетирование прошли 54 школьника.
Результаты диагностики, оценивающие совокупность побуждающих мотивов, могут быть представлены в виде таблиц, графиков или диаграмм, что позволяет оценить общий уровень мотивации учеников параллели, класса, группы, и учитывать результаты анкетирования при выборе мотивационно - эффективных форм и методов работы на уроке и вне его.
Обработка результатов анкетирования позволяет учителю-предметнику составлять специальную таблицу «Мотивация школьников к изучению физики», в которой для каждого обучающегося представлены сведения об уровне состояния его мотивационных сфер. Эта информация используется для формирования, корректировки или прогнозирования динамики развития мотивации у каждого обучающегося, помогает учителю в выборе средств и методов освоения нового материала, рефлексии, контроля знаний, особенно в
работе с теми, у кого мотивация низкого и сниженного уровня.
Диаграмма 1 «Уровневая мотивация семиклассников к изучению физики»
Если исходить из того, что мотивы учения развиваются как через осознание школьником общественного смысла учения, так и через его, личностно-индивидуальную деятельность [4], тогда перед учителем возникают «мотивационные» задачи, требующие постановки и решения в условиях урока. Во-первых, педагогу, мотивируя желание ребенка к дальнейшему познанию наук, необходимо донести до школьника понимание того, что получение высокой оценки определяется качеством его знаний и умений. Во-вторых, помочь школьнику осознать, что уровень его образования служит не только его будущему, но самому обществу; такое осознание способствует росту мотивационного уровня образовательной деятельности ребенка.
Можно ли мотивационный фактор сделать локомотивом в познании ребенком окружающего мира? Физика, как наука фундаментальная и прикладная одновременно, может ли содействовать росту мотивации ученика? Какой для этого должна быть деятельность учителя? Ответы на эти вопросы ищу, изучая, экспериментируя, применяя…
Так, при анализе проектируемого или прошедшего урока для оценки его мотивационного компонента использую характеристики уровней мотивации на уроке и те приёмы, применение которых позволяет видеть, какие шаги следует предпринять учителю для повышения уровня побуждения лицеистов к учению.
Для этого реализую схему, представленную ниже:
Критерии и деятельность учителя при проектировании мотивационного вектора уроков физики
Формированию устойчивого познавательного аспекта мотивации у школьников способствует развивающее обучение, в котором ученик – главный субъект образовательной деятельности.
Для семиклассников, приступающих к изучению физики, важно, чтобы освоение новой науки было увлекательным, визуально-привычным, учителю стоит показывать детям значение и всевозможные аспекты прикладного применения физики. Поэтому на различных этапах урока использую учебные видеофрагменты, красочно оформленные авторские и заимствованные интерактивные кроссворды, ребусы и лабиринты, графические и текстовые головоломки.
Цифровизация образования сегодня позволяет не только педагогу, но и школьнику проявлять творчество через собственное видение проблемы и ее решение, оптимизировать темп освоения нового материала, повышая тем самым познавательный интерес к предмету. Учитель, использующий интерактивные кроссворды, видеофрагменты с демонстрациями опытов, онлайн-тестирование, корректирует и развивает мотивационную сферу школьника, учитывая индивидуальные предпочтения и познавательные особенности каждого ребенка. Поэтому в творческом арсенале педагога есть множество материалов, содержащих цифровые компоненты, применение которых повышает не только информативность и наглядность уроков физики, но и мотивацию школьников.
Всегда позитивно воспринимаются школьниками игровые элементы на уроках, как возможность выполнения индивидуальных или групповых действий в условиях заданий нестандартной формы. Игра, увлекая детей, помогает им критически оценивать знакомый материал и запоминать новый, искать компромиссы и креативно мыслить, воспитывает чувство коллективизма и ответственности. Учебная игра или ее элементы, повышая интерес к физике, способствуют развитию познавательных и коммуникативных компетенций, значит, служат росту мотивации школьников.
Проблемное обучение, как оптимальный метод освоения новых знаний в сочетании с поиском решения заданной учебной проблемы, обеспечивает на уроках физики комплексную образовательную деятельность. Заданная ситуация и формулирование проблемы, выдвижение гипотез, поиск и предложение способов её решения, осуществляются в условиях работы с новой информацией, учебного диалога и сотрудничества. Возможность применения полученных знаний на практике активизирует поиск путей решения конкретной проблемы, усиливает мыслительную деятельность ребенка, развивает функции самоконтроля и рефлексии, повышает творческую составляющую образовательного процесса.
Проблемная ситуация, предлагаемая учителем в форме ситуационной задачи, сочетая в себе личностно-значимый и практико-познавательный вопрос, требует творческого подхода и «авторского» решения, как на уроках физики, так и вне их. Анализ учебной ситуации, поиск оптимального варианта её решения делают проблемное обучение школьников еще и коммуникационно - развивающим, а компетенции ребенка - сформированными. Например, во внеурочной деятельности для одаренных семиклассников, и в девятом классе после изучения темы «Кинематика» в качестве тренировочной работы учащимся предлагается такая ситуация: «Для повышения безопасности движения на сложном перекрёстке установили видеорегистратор. Получив видеозапись, аналитик изучил материалы, зафиксированные регистратором в течение 30 секунд, и в заданной системе координат построил графики (рис.1) движения четырёх автомобилей на перекрёстке. Исследуйте график движения тела № ___, дайте ответы на предложенные вопросы.» Учащиеся, работающие в группах или парами, выполняют тренировочные задания: исследуют графики, отвечают на десять вопросов, предложенных в форме тестов. Такая тренировочная задача позволяет каждому ученику, актуализируя знания по освоенной теме курса, подготовиться к индивидуальному выполнению тематической проверочной работе «Велогонка» на этом же уроке. Учеников вновь ждет текстово - графическая ситуационная задача, но решение ее выполняется уже индивидуально.
Проблемное обучение требует и от педагога творческого подхода к проектированию уроков. Так, для учащихся десятого класса инженерно-математического профиля к наступающему учебному году разработана целая серия фрагментов уроков под общим названием «Искусство против науки?»
Никто не сомневается в том, что в основе любой скульптурной композиции – законы физики. Но учащимся для ознакомления предлагаются необычные скульптуры, бросающие, на первый взгляд, вызов законам природы, вызов самой науке. Объектами исследований на таких уроках становятся скульптуры - уникальные творения искусства, которые могут парить в воздухе, висеть вниз головой или удерживаться на своем месте с помощью хитроумных технических приспособлений. Учащимся, работающим в группах, необходимо найти ответ на вопрос: «почему?», выполняя задания, алгоритм работы над которым может быть примерно таким:
Выберите из предложенного перечня скульптуру, больше других заинтересовавшую вашу группу (3-4 чел.);
Перейдите на слайд с фотографией этой скульптуры;
Обозначьте проблему, над решением которой ваша группа намерена работать;
Сформулируйте гипотезу, проверкой (опровержением) которой вы займетесь;
Используя сетевые возможности, соберите дополнительную информацию из открытых источников, которая поможет проверке гипотезы и решению проблемы;
Сформулируйте ответ группы как ваш способ решения проблемы, обозначенной в пункте 3;
Представьте свои выводы, возникшие идеи или задумки в ходе публичной защиты работы (мини-проекта).
Какой будет результативность таких уроков, покажет новый учебный год, но мотивационные характеристики образовательной деятельности школьников, несомненно, вырастут.
Проектирование, учебное и социальное, как результат системной деятельности ученика, служит росту мотивации школьника, так как раскрывает его творческий и образовательный потенциал. Учебный проект или исследование, требующие выбора, представления собственного способа решения проблемы, позволяют определить уровень сформированности мотивации школьника к творческой деятельности и активному познанию окружающего мира, оценить степень готовности ребенка к личностному самоопределению и саморазвитию. Проектирование, сочетая в себе внешние результаты и внутреннее проявление через рост уровня компетенций, позволяет развивать и корректировать мотивационную сферу школьника в условиях инновационной формы самостоятельной образовательной деятельности.
Бесспорно, технологии обучения и методические приемы, различные формы уроков физики не могут не быть личностно – ориентированными!
Ведь у каждого ребенка «своё особое умение видеть, думать и чувствовать». (Жан Жак Руссо)
Повторно, в конце учебного года, «мотивационное» анкетирование семиклассников проводилось в апреле 2019 года, а добровольными его участниками стали уже 58 учащихся. Анализ результатов показывает, что выросло число обучающихся с оптимальным (средним) и очень высоким уровнем учебной мотивации, становясь еще одним подтверждением эффективной работы всех участников образовательного процесса.
Мотивация к образовательной в условиях школы деятельности, была и остается основной психологической характеристикой личности, так как оценивает степень готовности ребенка к сложному умственному труду. Определение тех мотивов, которые доминируют для конкретного ученика, позволяет использовать сильные стороны школьника в его образовании и развитии личности, становится важным фактором эффективности педагогической деятельности не только учителя-предметника, но и системы образования в целом.
Только ли школьнику нужна и важна мотивация к учению? Конечно, нет. Учителю, как личности, сопровождающей процесс познания ребенком законов материального мира и законов общества, мотивация также необходима. Но о ней разговор отдельный, и этот разговор уже начался. [5]
Список литературы
-
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/187811/Мотивация
Гинзбург М.Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, М., Просвещение, 1981, 265 с.
Желеева А.В. Диагностика мотивации школьников к изучению физики, Наука и Школа, № 4 – 2015, с. 155-161
Федюнина Н.В. Повышение мотивации учащихся к изучению физики, ИГ «Основа», Физика. Всё для учителя! № 4 (64), апрель 2016, с. 4 – 10
Спицына Л. И. О мотивации – основе успехов и успешности учителя. // Урок. РФ. Режим доступа к публикации: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ library/ o_motivatcii_osnove_uspehov_i_uspeshnosti_uchitelya_160756.html
Кияйкина Наталья Федоровна
Daniel Mukhabovich Kapov
Спицына Любовь Ивановна
Перминова Елена Федоровна
Спицына Любовь Ивановна
Мастина Ольга Валерьевна
Спицына Любовь Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Покутняя Роза Михайловна
Спицына Любовь Ивановна
Почебыт Татьяна Евгеньевна