Статья «Мотивация к обучению и способы ее повышения через использование ИКТ и образовательных ресурсов сети интернет на уроках английского»
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ И СПОСОБЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Корнилова Н.Г., учитель английского языка
МБОУ «СОШ№3» г.Дятьково Брянской область,
Российская Федерация
Статья обобщает практический опыт использования ИКТ и образовательных интернет-ресурсов с целью повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Дается описание и анализ полезных образовательных ресурсов сети Интернет, используемых автором на уроках и во внеурочное время.
The article summarizes the practical experience of using ICT and educational Internet resources in order to increase students ' motivation for learning English. The article describes and analyzes useful educational resources on the Internet used by the author at the lessons and during extracurricular activity.
Ключевые слова: повышение мотивации учащихся, изучение английского языка, урок английского языка, информационно-коммуникационные технологии, образовательные интернет-ресурсы, ИКТ на уроках английского языка.
Двадцать первый век – это время непрерывного образования и новейших технологий. Сегодня мы не можем представить свою жизнь без современных средств обучения и инновационных методик. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Перед общеобразовательной школой стоит задача - не просто обеспечить учащихся определенными знаниями, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность, прививать умения, которые помогут нашим учащимся применять полученные знания на практике и самостоятельно находить необходимую им информацию из различных источников.
Однако эффективному решению данной задачи мешает факт снижения интереса учащихся к учебе в целом, и к изучению английского языка в частности, а это неблагоприятно отражается на позитивном росте качества знаний. Народная пословица гласит: «Ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и об образовательном процессе – ребенка, у которого нет мотивации, нельзя заставить учиться. Мы вспоминаем данную пословицу, когда видим, в какой степени неодинаковым бывает отношение учеников к иностранному языку. Для одних детей с высокой мотивацией процесс изучения языка имеет большое значение, однако мотивы могут быть у каждого свои. Для других учащихся, английский язык — это тяжкий груз, который ему приходится нести, и он не пытается скрыть свою скуку, зевает и откровенно ждет окончание урока. Наверняка каждый учитель оказывался в такой ситуации и, честно говоря, некоторые могут обвинить ученика в неправильном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Однако найдется и такой, критически мыслящий учитель, который может задаться вопросом «А все ли те методы и приемы, которые я использую, эффективны, и соответствуют ли они интересам учащихся?». Таким образом, именно умение мотивировать учащихся, заинтересовать их - является важнейшим мастерством учителя. Как нельзя лучше, этому способствует использование информационных технологий и образовательных интернет - ресурсов в работе учителя.
Не будет преувеличением сказать, что именно благодаря применению современных технологий мы можем сделать уроки ориентированными на каждого ученика, разнообразными, содержательными и результативными. Это позволяет нам осуществить коммуникативный личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения, интересов, и как результат - повысить их мотивацию к изучению нашего предмета.
Главная отличительная сторона компьютера в процессе изучения иностранного языка – это то, что он может выступать в качестве собеседника ученика, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме. На уроках появилась возможность моделировать ситуации реального общения, а компьютер убирает такой негативный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время урока некоторые учащиеся не могут показать свои реальные знания из-за различных факторов, таких как дефекты речи, боязнь сделать ошибку, неумение формулировать свои мысли вслух. А находясь перед экраном компьютера, учащийся, как мы видим на практике, не чувствует напряженности и пытается показать максимум своих знаний.
Благодаря компьютеру и Интернету, огромные возможности открываются и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка и во внеурочное время. Учащиеся могут воспользоваться им для изучения отдельных тем или для отработки пройденного материала. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь верного ответа и, в итоге, автоматизации отрабатываемого навыка.
Внедрение ИКТ в процесс обучения существенно расширило запас методических средств и приемов учителя английского языка, а также дало возможность мне использовать разнообразные формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия интересными и запоминающимися. Например, несколько лет назад я открыла для себя принципиально новый способ общения и проверки домашних заданий по электронной почте и соцсетям (VK). Учащиеся присылают мне для проверки свои письменные работы (сочинения, эссе, письма), а я проверяю их и тут же комментирую ошибки каждому ученику. Таким образом, у меня появляется больше времени на уроке для работы с одаренными детьми, для подготовки участников конкурсов, олимпиад или для работы со слабыми учениками.
В моем арсенале появились не только новые формы работы, но и новый современный инструментарий: интерактивная доска, электронные учебные пособия (ЭУП) и учебники, цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР и ЭОР), образовательные интернет-сайты. И все это нацелено на то, чтобы помочь учащимся в обучении, в их поисковой, творческой, познавательной деятельности, а так же повысить их мотивацию.
Из готовых электронных ресурсов в практической деятельности использую мультимедийные учебники, пособия и приложения, которые ярко и живо представляют материал и обеспечивают быструю обратную связь (контроль за усвоением материала). Среди них могу выделить самые успешные на мой взгляд образовательные медиа пособия и программы: “Professor Higgins”, “Bridge to English”, “Talk to me”. Многообразие тем, видов деятельности, яркость, увлекательность компьютерных приложений пробуждают неподдельный интерес у учащихся.
Для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ я в своей работе пользуюсь онлайн-тренажерами (https://speaking.svetlanaenglishonline.ru , https://gosexam.online/). Они помогают сделать подготовку к экзаменам более разнообразной, наглядной, а так же позволяют проверить свои силы в реальном формате времени.
Для развития навыка аудирования использую материалы сайтов Randal’s ESL lab (http://www.esl-lab.com/ ) и English Language Listening Library Online (ELLLO ) (http://www.elllo.org/ ). На этих сайтах можно подобрать задания и по теме, и по уровню сложности. Каждый аудиотекст имеет задания на множественный выбор с автоматической проверкой. К аудиозаписи прилагается текст диалога, которым могут воспользоваться слабые учащиеся при выполнении заданий. Кроме того здесь также есть задания на отработку лексики по данной теме, вопросы для обсуждения темы до и после прослушивания. Вопросы построены таким образом, что они побуждают детей критически мыслить (устанавливать причинно-следственные связи, предполагать дальнейшее развитие событий, рассуждать, делать выводы и т.п.). Все это необходимо как для успешного прохождения итоговой аттестации, так и для повседневного общения и учебы. Иногда интересные вопросы я предлагаю использовать в качестве темы для письменного высказывания в качестве домашнего задания.
Онлайн-программу для перевода текста в речь Text to speech (https://text-to-speech.imtranslator.net) используем с учащимися для отработки произношения на уроке и дома. Не все тексты в наших учебниках имеют аудиосопровождение, а данный синтезатор речи позволяет озвучить любой текст и поработать над правильным произношением.
Периодически на своих уроках в качестве индивидуального задания для учащихся использую материалы сайта EnglishExercises.org (https://www.englishexercises.org) в виде готовых интерактивных тестов и упражнений по лексике и грамматике. На проверку таких заданий не надо тратить много времени, они проверяются автоматически. Данный сайт предлагает огромное количество упражнений, где вы можете выбирать их в соответствии с темой урока и уровнем владения языком, а также здесь предоставляется возможность создавать свои интерактивные упражнения.
Кроме готовых обучающих и познавательных программ и ресурсов я также использую интернет-ресурсы для создания собственных учебных материалов с дальнейшим применением их на уроках при объяснении материала или его отработке и проверке. Это могут быть тесты, упражнения, презентации, глоги, кроссворды и другое. Целесообразность их создания обусловлена тем, что не всегда легко подобрать материал из готовых веб-ресурсов, которые бы полностью соответствовали содержанию УМК, по который я работаю.
Очень часто при подготовке уроков пользуюсь бесплатными интернет- сервисами Мастер Тест (https://master-test.net/) и SkySmart (https://edu.skysmart.ru ) для создания лексических и грамматических тестов для проверки знаний учащихся. Затем эти тесты предлагаю учащимся в качестве домашнего задания или индивидуального опроса на уроке. Преимущество данных сервисов оценила при проведении дистанционного обучения. Учащиеся выполняют задания, а результат их работы я могу видеть в своем личном кабинете.
Также в своей работе стараюсь создавать интерактивные онлайн-презентации Prezi (https://prezi.com ) и интерактивные плакаты – глоги (https://edu.glogster.com ). Конечно, работа с данными сервисами по подготовке материала занимает много времени, но тут можно дать простор своей фантазии и творчеству, используя информацию в различных форматах по определенной теме. Мне нравится то, что возможности глога не ограничиваются каким-то одним видом речевой деятельности или языковым аспектом. Интерактивные плакаты и презентации могут содержать как упражнения на лексику и грамматику, так и работу с текстом, с аудио- и видео- материалами. Их можно использовать в качестве конспекта к одному уроку или в качестве обобщающей mind map для всего модуля, что позволяет показать лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, что способствует прочному усвоению информации.
Возможности образовательных интернет-ресурсов стараюсь использовать в организации проектной и творческой деятельности учащихся. На заключительных уроках темы или модуля предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы в качестве домашнего задания. Затем учащиеся представляют и защищают свои проекты в виде презентации, глога, брошюры, буклета, коллажа и видеофильма, их работы коллективно анализируются и рецензируются. Я считаю, что такой вид работы создаёт благоприятные условия для самореализации учащихся, ведь результаты их творчества могут оказаться востребованными и полезными для других. Такая перспектива создает сильнейшую мотивацию для их дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности. Более того, такие виды работы помогают развивать языковую компетенцию учащихся, их творческие, исследовательские способности, повышают их активность, содействуют приобретению навыков, которые пригодятся им в жизни.
Сегодня ИКТ используются не только на уроках, но и регулярно применяются и при организации внеклассной работы в школе. Сюда можно отнести подготовку и оформление всевозможных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, выпуск стенгазет на английском языке. Кроме того, использование информационных технологий дает детям возможность принимать участие в тестированиях, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых дистанционно по сети Интернет, участвовать в вебинарах, видеоконференциях и т.д. Большой популярностью среди моих учеников пользуются бесплатные дистанционные олимпиады и конкурсы (Фоксфорд, Учи.ру, SkyEng, МетаШкола и др.). В них может принять участие и попробовать свои силы любой ученик, независимо от его оценки по предмету. А самые сильные учащиеся, которые планируют связать свою будущую профессию с английским языком, каждый год принимают участие в олимпиадах, рекомендованных Минпросвещения России. Неоднократно они становились победителями и призерами заочных этапов. Победа в олимпиадах такого уровня дает возможность получить дополнительные баллы к ЕГЭ, а в некоторых случаях – поступить в ВУЗ по профилю без экзаменов. Это является большим стимулом для учащихся.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения и использования ресурсов Интернет. С прошлого учебного года школьники 10-11 классов переписываются на сайте e-pals (https://www.epals.com) cо своими сверстниками из Америки и Канады, обмениваясь электронными письмами и открытками. Считаю, что такой социальный опыт с использованием английского языка помог глубже познакомиться с миром зарубежных сверстников, воспитать дружелюбное отношение к представителям других стран, выделить культурные реалии, имеющие отношение к жизни российских школьников, а главное – повысил мотивацию учащихся к изучению английского языка.
Проанализировав свой опыт использования информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов на своих уроках, я могу утверждать, что применение ИКТ позволило мне:
Сделать мои уроки более эмоциональными и живыми;
дифференцировать обучение;
рационализировать проверку и контроль полученных знаний;
сделать урок более эффективным;
закладывать основы исследовательской и проектной деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным словарям, другим информационным ресурсам;
создать условия для положительной мотивации обучения.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной, творческой и исследовательской деятельностью по предмету, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты. Некоторые выпускники связали свою жизнь с английским языком.
Подводя итоги, хочу отметить, что имеющийся у меня опыт использования информационных технологий и образовательных интернет-ресурсов сети на уроках английского языка дает положительные результаты. Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск позволяют повысить результативность урока. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, проявляют фантазию и изобретательность в подготовке творческих, проектных работ и домашних заданий. Все это, на мой взгляд, способствует достижению главной цели модернизации образования – повышению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, обладающей информационной культурой, которая легко сможет ориентироваться в информационном обществе.
Литература
Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности /Под редакцией В.Н. Роженцевой- Норильск, 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат, M.: «Академия», 1999.
Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., и др. «Информационно-коммуникаци-онная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2-х кН – М., 2002.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //ИЯШ №2,2001 г.
6
Калягина Ирина Владимировна
Корнилова Наталья Геннадьевна