"Мотивация к обучению: виды и способы формирования, модели внедрения на уроках математики в 9-м классе"
Введение
Мотивация — это движущая сила, которая побуждает человека к действию, в том числе к обучению. В 9-м классе, когда ученики стоят на пороге выбора дальнейшего образовательного пути, роль мотивации становится особенно важной. Математика, как один из ключевых предметов, часто вызывает трудности и, как следствие, снижение мотивации. Поэтому задача учителя — не только передать знания, но и создать условия, способствующие формированию и поддержанию интереса к предмету.
1. Виды мотивации в обучении
Мотивацию к обучению можно разделить на несколько видов:
Внутренняя мотивация: исходит от самого ученика, его интереса к предмету, стремления к саморазвитию, удовольствия от процесса познания. Ученик учится потому, что ему это интересно, а не ради оценки или похвалы.
Внешняя мотивация: основана на внешних факторах, таких как оценки, похвала учителя, одобрение родителей, страх наказания. Ученик учится, чтобы избежать негативных последствий или получить вознаграждение.
Познавательная мотивация: стремление к получению новых знаний, расширению кругозора, удовлетворению любопытства. Ученику интересно узнавать новое, решать сложные задачи, исследовать предмет.
Социальная мотивация: желание быть успешным среди сверстников, получить признание, соответствовать ожиданиям окружающих. Ученик учится, чтобы быть «не хуже других» или получить похвалу от значимых людей.
Мотивация достижения: стремление к успеху, преодолению трудностей, достижению поставленных целей. Ученик учится, чтобы почувствовать себя компетентным, получить удовлетворение от решения сложных задач.
2. Способы формирования мотивации на уроках математики
Формирование устойчивой мотивации к обучению — это комплексный и многоэтапный процесс. На уроках математики в 9-м классе можно использовать следующие методы:
Создание проблемных ситуаций: предложение задач, требующих нестандартного подхода, вызывает интерес и побуждает к поиску решения.
Использование игровых технологий: различные игры, викторины, квесты делают процесс обучения более увлекательным и повышают вовлеченность учащихся.
Актуализация знаний: связь математических понятий с повседневной жизнью, с другими предметами показывает практическую значимость математики и повышает ее ценность в глазах учеников.
Использование ИКТ: интерактивные презентации, видеоматериалы, онлайн-тренажеры делают уроки более наглядными и интересными.
Дифференцированный подход: задания разной сложности позволяют каждому ученику почувствовать себя успешным, что способствует повышению уверенности в своих силах.
Позитивная обратная связь: похвала за достижения, поддержка при неудачах мотивируют учеников продолжать обучение.
Личный пример учителя: увлеченность учителя своим предметом, его позитивный настрой и вера в успех учеников передаются им, заражая их энтузиазмом.
Создание атмосферы сотрудничества: работа в группах, обсуждения, совместное решение задач формируют чувство общности и стимулируют познавательную активность.
Поощрение самостоятельности: возможность самостоятельно выбирать задания, темы для проектов, пути решения задач развивает ответственность и самоорганизацию.
Демонстрация практической применимости: примеры из профессий, в которых используется математика, показывают ее важность в реальном мире.
3. Модели внедрения мотивации на уроках математики в 9 классе
На основе предложенных способов формирования мотивации можно выделить несколько моделей внедрения на уроках математики:
Модель “Проблема-поиск-решение”:
Этап 1: Представление проблемной ситуации, связанной с математическими понятиями.
Этап 2: Организация поиска решения, включая мозговой штурм, работу в группах, использование различных ресурсов.
Этап 3: Обсуждение и анализ найденных решений, выделение наиболее оптимальных.
Этап 4: Рефлексия и обобщение полученных знаний.
Пример: Решение практических задач на проценты, связанных с банковскими вкладами или скидками в магазинах.
Модель “Игровой урок”:
Этап 1: Постановка цели урока в игровой форме (например, спасти мир от математической катастрофы).
Этап 2: Выполнение заданий в виде конкурсов, викторин, квестов.
Этап 3: Подведение итогов и награждение победителей.
Пример: урок в формате математического квеста с заданиями на решение уравнений или геометрических задач.
Модель “Проектная деятельность”:
Этап 1: Выбор темы проекта, связанной с математикой и интересами учеников.
Этап 2: самостоятельная работа учеников по сбору информации, исследованию проблемы, разработке решения.
Этап 3: Защита проектов, обсуждение результатов и обмен опытом.
Пример: проект по изучению геометрических фигур в архитектуре или создание математической игры.
Заключение
Мотивация — ключевой фактор успешного обучения. На уроках математики в 9-м классе необходимо использовать различные виды мотивации и применять разнообразные способы ее формирования. Важно помнить, что каждый ученик индивидуален, и необходимо подбирать те методы и приемы, которые будут наиболее эффективны для конкретного ребенка. Комплексный подход, сочетающий использование игровых технологий, проблемного обучения, дифференцированного подхода и позитивной обратной связи, позволит создать благоприятную образовательную среду, способствующую формированию и поддержанию интереса к математике и успешному обучению. Учитель должен быть не только носителем знаний, но и вдохновителем, способным мотивировать своих учеников познавать мир с помощью математики.
Вот несколько приёмов мотивации для урока математики, классифицированных по типу мотивации, которую они активируют:
1. Приём, активирующий внутреннюю мотивацию (любопытство и интерес):
«Загадка дня»: начните урок с интересной математической загадки или головоломки, связанной с темой урока. Например, для темы «Квадратные уравнения» можно предложить задачу: «Найдите два числа, сумма которых равна 10, а произведение равно 24». Решение загадки должно быть связано с изучаемым материалом и вызывать желание понять, как это работает.
2. Прием, активирующий внешнюю мотивацию (соревнование):
«Математический турнир»: разделите класс на команды и предложите ряд математических задач разного уровня сложности. Команда, которая первой правильно решит больше задач, получит приз (дополнительные баллы, освобождение от домашнего задания, право выбрать тему следующего урока). Важно, чтобы задачи соответствовали уровню подготовки всех учеников, чтобы у всех был шанс на успех.
3. Прием, активирующий познавательную мотивацию (практическое применение):
«Математика в жизни»: начните урок с обсуждения того, как математика применяется в повседневной жизни или в выбранной учениками профессии (например, в архитектуре, программировании, дизайне). Подготовьте примеры задач, которые можно решить с помощью изучаемого материала (расчет площади комнаты для ремонта, определение оптимального маршрута).
4. Прием, активирующий социальную мотивацию (взаимопомощь и сотрудничество):
«Парные карточки»: подготовьте карточки с задачами, разделёнными на две части (условие на одной, решение на другой). Ученики работают в парах, обмениваясь карточками и проверяя правильность решений друг друга. Этот приём способствует развитию сотрудничества и взаимной ответственности.
5. Приём, активирующий мотивацию достижения (успех и преодоление трудностей):
«Лестница успеха»: Предложите ученикам серию задач, расположенных по уровню сложности (от простых к более сложным). За каждое успешно решённое задание они получают «ступеньку» на символической лестнице успеха. Такое визуальное представление прогресса мотивирует продолжать работу.
Советы по реализации:
Учитывайте возраст и уровень подготовки учащихся: приемы должны быть интересными и доступными для всех.
Создавайте позитивную атмосферу: поддерживайте учеников, хвалите их за старания, даже если результат не идеален.
Будьте изобретательны: придумывайте собственные приёмы, основываясь на интересах учащихся и теме урока.
Регулярно используйте различные приемы: Монотонность снижает эффективность мотивации.
Выбирая подходящий приём, учитывайте особенности вашей группы и тему урока. Помните, что главная цель — сделать процесс обучения математике увлекательным и доступным для каждого ученика.