12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Нина Сергеевна32
Россия, Новосибирская обл., НСО, р.п. Колывань

 Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения


«Интерес к учению появляется  только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то есть важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.

Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.

Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребёнка складывается определенное представление об учебной деятельности. Однако в ходе обучения в средней школе эти представления могут существенно меняться.

Смысл учения включает в себя следующие моменты: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.

При осознании смысла учения у школьников успехи в учебной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, улучшается их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащегося.

Для этого необходимо организовать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей и использовать различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации школьников при условиях, способствующих развитию познавательного интереса у учащихся, а именно: организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, работа в группах и парах, применение ИКТ на уроках, понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов, чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации школьников нужно обогатить содержание обучения личностно-ориентированным интересным материалом, удовлетворить познавательные запросы и потребности учеников, организовать интересное общение детей между собой, поощрять выполнение заданий повышенной трудности.

Благоприятный психологический климат, создающий положительную мотивацию, является важным среди различных форм и методов работы, для создания которого нужно использовать «эмоциональные поглаживания».

В современных условиях актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений.

Учение для детей будет радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать и открывать, а это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе использования современных образовательных технологий.

Мотивы учения станут двигателем учебной деятельности, когда учитель изменит профессионально-педагогическую позицию в учебном процессе; сохраняя информационную функцию педагога, используя различные средства обучения и стимулирования, направляя свою деятельность на то, чтобы ученик сам конструировал систему действий.

Важно, чтобы каждый ученик на каждом уроке прошёл через все психолого-педагогические этапы учебного процесса от восприятия до систематизации.

Таким образом, современная стратегия образования требует от учителя организации педагогического процесса, при котором ведущим результатом является возникновение новой познавательной потребности у школьников.


МБОУ «Колыванская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Социальный педагог Морозова Нина Сергеевна

06.01.2023



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.