Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

0
0
Материал опубликован 7 December в группе

Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования мотивации на обучение учащихся в современной системе образования. Анализируются виды и способы формирования мотивации школьников, особенности условий для активизации познавательной деятельности. Изучаются актуальные модели внедрения мотивации на обучение в современном образовательном учреждении.

Ключевые слова: мотивация, обучение, образовательный процесс, учащиеся, дистанционное обучение.

В современных условиях системы образования и новых ФГОС третьего поколения приоритетной задачей педагогики становится формирование оптимальных условий, во время которых школьники смогут за короткие сроки овладеть большим объёмом учебного материала. Так, в настоящее время концепция образования должна формировать у молодого поколения мотивацию на обучение, чтобы учащиеся в образовательном пространстве развивали своё желание к самообразованию, раскрытию своего внутреннего потенциала, совершенствованию знаний по интересующим их предметам. Положительная мотивация позволит молодым людям стремиться к достижению успеха в жизни, а также получению достойного социального статуса.

Актуальность исследования заключается в том, что в современный период мотивация учащихся стремительно падает в связи с активной трансформацией системы образования. Школьники не успевают адаптироваться к новым условиям образовательного процесса, что снижает их мотивацию на обучение.

Цель данной статьи состоит в детальном рассмотрении особенностей мотивации школьников в учебном процессе в современных условиях образовательного пространства. Стоит отметить, что в результате активной модернизации системы образования на сегодняшний день проблема изучена недостаточно и требует комплексного подхода к исследованиям.

Одной их самых актуальных проблем достижения успеха школьника в учебной деятельности является проблема повышения его мотивации на обучение. Так, главным показателем эффективности образовательного процесса педагоги называют развитие у учащихся положительной учебной мотивации. Важно понимать, что при повышении уровня мотивации у ребёнка его результаты в учебной деятельности значительно повышаются [3].

Известно, что мотивация на обучение - это определённый процесс, который направляет внутренний потенциал и усилия учащегося на усвоение учебного материала в образовательном учреждении, контролирует его применение в жизни.  Важно обратить внимание на то, что мотивы - это подвижная система, на которую можно оказывать воздействие. Например, если выбор школьника предметов для сдачи экзаменов был сделан не совсем самостоятельно и не осознанно, в таком случае, постепенно создавая стабильную концепцию мотивов деятельности, можно помочь ученику сдать экзамены на хорошие оценки. Получается, что результативность учебного процесса напрямую взаимосвязана с повышением степени мотивации школьника. В первую очередь заинтересованность к обучению является базовым фактором, побуждающим активизацию процесса обучения, в частности, влияющим на улучшение когнитивных способностей обучающихся [3].

Стоит отметить, что сточки зрения психологии есть несколько видов мотивации личности. Во-первых, специалисты выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Так, внешняя мотивация в рамках обучения в учебном учреждении определяется влиянием на учащегося внешних ситуаций и обстоятельств. К видам внешней мотивации можно отнести похвалу, награду, соревнования. Однако внутренняя мотивация зависит от содержания деятельности учащегося, в частности, от положительных эмоций и реакций на любимый школьный предмет, любимого учителя и т. д. В современном образовательном пространстве часто используется смешанная мотивация, включающая стимулирующие и внутренние, и внешние факторы. Выделяют также положительную и отрицательную мотивацию. Так, положительная мотивация построена на позитивных стимулах, например, поощрении учителя или родителей за хорошие оценки. Отрицательная мотивация, наоборот, зависит от отрицательных стимулов (если я не буду пропускать уроки, то родители меня не накажут и т. д.). Существует также деление на устойчивую и неустойчивую мотивацию. Соответственно, устойчивая мотивация определяется потребностями личности, а неустойчивая основана на дополнительных факторах (достижение определённого успеха в оценках, победа в олимпиадах и т. д.). К сожалению, в современный период в образовательном пространстве наблюдается тенденция к снижению мотивации на обучение учащихся. В связи с этим современным педагогам необходимо искать новые подходы и стимулы для мотивации на обучение [1].

Стоит обратить внимание на исследования формирования мотивов на обучение. В своих работах исследователи В. Вилунас, А. Гребенюк, А. Маркова, Е. Ильин процесс формирования мотивации на обучение школьников определяют как специально организованное поэтапное воздействие на личность, создание необходимых условий и ситуаций для активизации познавательной деятельности с целью формирования положительных мотивов. Важно понимать, что при выборе способов формирования мотивации на обучение должны учитываться индивидуальные особенности и цели учителя и учащегося. Стоит отметить, что в современной системе образования существует множество способов формирования мотивации на обучение. Рассмотрим основные из них [8].

Во-первых, установление целей и планирование. Это помогает учащемуся ставить перед собой краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели и задачи в учебной деятельности. Так, управление временем и грамотное планирование позволяет успешно достигать целей в обучении, что повышает мотивацию школьников. При этом важно на регулярной основе контролировать процесс и обновление целей, в частности, в проектной деятельности. В процессе создания проектов формируются основы умения учиться, выявляются способности к организации процесса выполнения различных задач [5, с.58].

Во-вторых, грамотная постановка задач, деление их на подзадачи. Так, определяя учебные задачи и разбивая более сложные из них на маленькие, учащему легче управлять своим временем, анализировать учебные материалы. Достижение успеха на каждом этапе выполнения учебного задания повышает мотивацию школьника. Использование мотивационных техник и стратегий, в частности, грамотная обратная связь от учителя после выполнения заданий, поощрение достижений учащегося помогает поддерживать мотивацию на каждом этапе выполнения заданий. В современном образовательном процессе сегодня часто используются конкурсные задания, групповые проекты и соревнования между классами для большей вовлеченности учащихся в учебный процесс.

В-третьих, создание комфортной стимулирующей образовательной среды. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, интерактивных занятий, игровой деятельности позволяет повысить интерес школьников к конкретному предмету либо виду деятельности. Особую актуальность проблема мотивации учащихся приобрела при внедрении дистанционного формата обучения и применении инновационных цифровых технологий в онлайн-обучении.

В-четвёртых, использование активных методов обучения (АМО). Это способы и приёмы в педагогической деятельности, которые раскрывают творческий потенциал учащихся, а также развивают мотивацию, креативное мышление, побуждают к занятиям исследовательской деятельностью. Среди современных АМО можно выделить: дидактические игры и игровое проектирование, вебинары, интерактивные семинары и дискуссии, диспуты, различные тренинги, «мозговой штурм», проектная деятельность и т. д. Важно понимать, что АМО раскрывают внутренний потенциал каждого учащегося, его индивидуальные особенности, что влияет на положительную мотивацию школьников [2, с. 2].

В-пятых, развитие саморегуляции и самомотивации. Важным этапом для создания успешной мотивации на обучение является самооценка учебной деятельности. Так, привлечение учащихся к оценочной деятельности позволяет им формировать правильную, адекватную оценку своих достижений. Учителю важно обучать школьников самостоятельности поиска знаний, например, методом проектов. Важно понимать, что самостоятельное выполнение учебных заданий, навыки самоконтроля, самостоятельный переход между этапами учебной задачи способствует развитию таких качеств, как уверенность в себе, целеустремлённость, сосредоточенность, нацеленность на результат. Учащийся начинает верить в собственные силы, что способствует раскрытию его внутреннего потенциала [6].

Стоит отметить, что модели внедрения мотивации на обучение в современном образовательном пространстве играют ключевую роль в модернизации образовательного процесса с учётом новых ФГОС третьего поколения. Изучим актуальные модели внедрения мотивации на обучение.

Модель персонализированного обучении. Важно обратить внимание, что данная модель повсеместно внедряется в современных образовательных учреждениях. Она заключается в разработке шкалы учебных целей в качестве возможности создания индивидуальной образовательной траектории. При такой модели внедрения мотивации формируются оптимальные условия для индивидуализации образовательного процесса, что позволяет раскрывать внутренний потенциал каждого учащегося с учётом его личностных особенностей [7, с. 73]

Модель «педагог-мотиватор». Сегодня она часто используется педагогами в проектной исследовательской деятельности. Она предполагает роль педагога в качестве наставника, стороннего наблюдателя, который помогает школьнику выполнять задания, направляет его. Однако в данной модели самостоятельная работа учащегося носит приоритетный характер [6].

Модель «самомотивация». Данная модель даёт возможность учащимся развивать навыки саморегуляции. Современные школьники могут формировать свою мотивацию с учётом сочетания внутренних и внешних факторов. Например, выбрать тему проекта по своим интересам и реализовывать его на конкурсной основе. В данном случае у учащегося будет смешанная мотивация [6].

Модель «истории успеха». Стоит отметить, что сегодня данный вид мотивации учащихся становится все более популярным в педагогической практике. Преимущество данной модели в представлении конкретных примеров успеха и достижений различных личностей. Это могут быть великие спортсмены, учёные, предприниматели, государственные деятели, а также учащиеся своего образовательного учреждения. Такие примеры стимулируют мотивацию, вдохновляют школьников на постановку и достижение личных целей в учебной деятельности и жизни [4, с. 74].

Модель ARCS. Она разработана Дж. Келлером, где A — attention (внимание); R — relevance (значимость); C — confidence (уверенность); S — satisfaction (удовлетворенность). Модель описывает последовательность определённых действий: сначала необходимо захватить внимание школьника, потом убедить в значимости учебного процесса, поддержать его уверенность в своих способностях и силах, в результате получить удовлетворение от проделанной работы [4, с.77].

Таким образом, мотивация на обучение играет ключевую роль в современном образовательном пространстве с учётом активной модернизации системы образования. Так, разнообразие форм работы с учащимися, формирование мотивации на обучение в соответствии с индивидуальными особенностями личности, возможность проявления творческого потенциала школьника через различные модели мотивации, создание ситуации успеха стимулируют познавательную активность учащихся. Важно понимать, что при формировании мотивации не закладываются школьникам готовые цели и мотивы, а создаются оптимальные условия образовательного процесса, при которых личность сможет раскрыть свой внутренний потенциал. При этом, важны многие факторы, такие как личный опыт, внутренние потребности и устремления учащегося, его индивидуальные особенности и т. д. [6].


Список литературы:

Виндилович, А. В. Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения / А. В. Виндилович. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 48 (390). С. 401403. URL: https://moluch.ru/archive/390/85942/ (дата обращения: 05.12.2024).

Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Концепт. 2017. №S3. C. 15.

Летучева Е. А., Мамедова Л. В., Рочев В. Ф. Развитие учебной мотивации у учащихся начальных классов // Современное педагогическое образование. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 04.12.2024).

Лобанова, А. В. Реализация моделей мотивации в условиях смешанного обучения: обзор зарубежных исследований / А. В. Лобанова, А. Ю. Хаперская // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11, № 3. – С. 71-83.

Мезенцева М.Е., Попова Н.В. Современные тенденции развития метода проектных технологий в школе и вузе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019.Т. 10, № 4. С. 56–68.

Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-formirovanie-motivatsii-ucheniya (дата обращения: 04.12.2024).

Опарина Я. О., Шабанова О. А. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели персонализированного обучения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №4 (48). С. 7183.

Юнусова Э. А. Методы и приёмы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-formirovaniya-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 05.12.2024).




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации