12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Беляева Наталья Александровна738

МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ

В последние десятилетия современное образование, стимулируемое социальным заказом общества, выдвигает новые требования к уровню развития выпускника каждой ступени школы (начальной, основной и средней школы). На первый план вышла не определенная сумма знаний человека, полученная в стенах школы, а требование научить школьников учиться в течение всей будущей жизни.

Согласно педагогическому словарю мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать)вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Проблему формирования положительной мотивации учения в школьном возрасте (от младшего школьника до выпускника школы) можно считать одной из важнейших проблем современной школы, делом общественной важности. Актуальность вызвана обновлением содержания образования, расстановкой акцентов в формировании у обучающихся приемов самостоятельного обретения знаний и умений, а также познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Актуальность данной темы вызвана требованиями современного общества и состоит в том, чтобы через внедрение современных инновационных форм обучения развивать и воспитывать у учащихся положительную мотивацию к изучению математики.

Часто цитируется притча о трех работниках, которые работали на стройке и выполняли одну и ту же работу. После того, как каждого из них спросили о том, что он делает, то ответы были абсолютно разными. Первый ответил : «Тяжело зарабатываю», второй: «зарабатываю на жизнь», а третий сказал: «Строю храм»… Так и на уроке очень часто происходит.

Психологами доказано, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса.

У Марковой А.К. рассмотрены следующие функции и виды мотивов.

Мотивация выполняет несколько функций:

- побуждает поведение,

- направляет и организует его,

- придает ему личностный смысл и значимость.

Рассматривая нескольких функций мотивации можно утверждать, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях.

Все мотивы можно разделить на группы:

Социальные;

Познавательные;

Творческие или социально-познавательные.

В связи с вышесказанным содержание каждого урока должно быть серьезно мотивировано, не просто с помощью создания сиюминутных интересов или ссылок на практическую значимость для будущей профессии, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

При недостаточной мотивации находят проявления такие реакции подростков, как: нежелание работать или вообще отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно разделить на две большие подгруппы:

1) методы формирования у школьников познавательных интересов;

2) методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности в процессе обучения.

Именно поэтому, часто встречаем рекомендации в использовании активных форм образовательного процесса:

- эстафеты;

- соревнования;

- викторины;

- деловые игры;

- бинарные уроки.

Кроме этого к этому списку, конечно, можно добавить работу в группах сменного состава, в которых с одной стороны более сильный ученик сможет обучить слабого, а с другой стороны в случае группы однородного состава – возможность поиска и выбора более эффективного способа решения задания.

Поэтому использование элементов проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, например, создание ситуации успеха, помогает формировать положительную мотивацию к учению.

В своей педагогической работе использую различные методы активизации познавательной деятельности. Например, задания на определение закономерности и продолжение ряда; игра «Молчанка» на решение примеров по некоторой теме; задания «Лесенка»; «Цепочка»; составить синквейн с использованием изученного понятия или названия темы; работа и использованием опорного конспекта; использование исторических фактов об ученых или, например, секрет Гаусса, который предполагает применение приемов устного счета суммы от 1 до 100 и др.

Примеры рядов-закономерностей. Определить закономерность и добавить к ряду чисел еще три числа:

А) 5, 7, 9, 11, …

Ответ: 13, 15, 17. Каждый последующий элемент ряда больше предыдущего на 2.

Б) 1, 4, 2, 5, 3, 6, 4, …

Ответ: 7, 5, 8. Если рассмотреть ряд чисел с нечетными номерами, то получим 1, 2, 3, 4, а с четными – 4, 5, 6. Таким образом, на нечетных местах стоят последовательно натуральные числа, начиная с 1, а на четных – последовательные натуральные числа, начиная с 4.

В) 3, 5, 10, 12, 24, …

Ответ: 26, 52, 54. Элементы с четными номерами получены путем прибавления к предыдущему числа 2, а с нечетными номерами, начиная с третьего, – умножения предыдущего на 2.

Игра «Молчанка». За определенное время, например, 2 минуты, решить без ошибок самостоятельно как можно больше примеров. Условие: бонус – двум ученикам, решившим наибольшее число примеров без ошибок, выставляю оценку «отлично».

Для учащихся 6-х классов по теме «Действия с целыми числами»

-3+5=

-7-12=

12*(-3)=

9-16=

-6*(-4)=

28 : (-7)=

-32*0=

-7-4=

-45 : (-9)=

Для учащихся 5-х классов по теме «Действия с обыкновенными дробями»

t1673194146aa.gif

t1673194146ab.gif

t1673194146ac.gif

t1673194146ad.gif

t1673194146ae.gif

t1673194146af.gif

Или по теме «Действия с десятичными дробями»:

0,2+0,3=

0,3*2=

0,8+0,2=

1-0,3=

0,4+0,12=

1,2 : 2=

Задание «Лесенка». Вычислить:








???














*(-3)


-5












+17




*13










:1






-9








-7








-4






*2










+18




-5












*(-3)


3














2

Задание «Цепочка». Можно предлагать для индивидуальной работы:

0,3+2

-1,3

*2

:0,1

?

Ответ: 20.

Задание «Синквейн».

К понятию «функция»:

Функция

Линейная, квадратичная

Возрастает, убывает, позволяет

Соответствие между двумя множествами

Зависимость

К понятию «угол»

Угол

Прямой, острый

Строить, измерять, применять

Элемент геометрической фигуры

Фигура.

На этапе рефлексии можно предложить школьникам следующие упражнения:

- «Микрофон» с заданием «Расскажи своему отсутствующему в классе другу о важности темы, изученной сегодня на роке»;

- продолжи фразу «Я знаю, что…»;

- Чтобы получить сегодня оценку лучше, чем на предыдущем уроке, я сделал(а)…

В данной статье рассмотрен вопрос о формировании мотивации у учащихся к изучению математики. Были представлены научные сведения о формировании мотивации учащихся в психолого-педагогической теории и практике, приведены некоторые приемы и методы формирования мотивации учащихся к изучению математики.




























Литература

Коджаспирова Г.М. / Педагогический словарь. - М., 2005. С. 88

Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / М.: Педагогика, 1996. - 176 с.

А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман / Москва: Издательство «Педагогика», 1983. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. Серия «Воспитание и обучение. Библиотека учителя».

Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка /Л.И. Божович //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972.

Давыдов, В.В. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности /В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Е.А. Шумилин // Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов: межвузовский сб. науч. тр. - М.: Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской, 1980. - 128с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.