Исследовательская работа «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ
В последние десятилетия современное образование, стимулируемое социальным заказом общества, выдвигает новые требования к уровню развития выпускника каждой ступени школы (начальной, основной и средней школы). На первый план вышла не определенная сумма знаний человека, полученная в стенах школы, а требование научить школьников учиться в течение всей будущей жизни.
Согласно педагогическому словарю мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать) – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Проблему формирования положительной мотивации учения в школьном возрасте (от младшего школьника до выпускника школы) можно считать одной из важнейших проблем современной школы, делом общественной важности. Актуальность вызвана обновлением содержания образования, расстановкой акцентов в формировании у обучающихся приемов самостоятельного обретения знаний и умений, а также познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Актуальность данной темы вызвана требованиями современного общества и состоит в том, чтобы через внедрение современных инновационных форм обучения развивать и воспитывать у учащихся положительную мотивацию к изучению математики.
Часто цитируется притча о трех работниках, которые работали на стройке и выполняли одну и ту же работу. После того, как каждого из них спросили о том, что он делает, то ответы были абсолютно разными. Первый ответил : «Тяжело зарабатываю», второй: «зарабатываю на жизнь», а третий сказал: «Строю храм»… Так и на уроке очень часто происходит.
Психологами доказано, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса.
У Марковой А.К. рассмотрены следующие функции и виды мотивов.
Мотивация выполняет несколько функций:
- побуждает поведение,
- направляет и организует его,
- придает ему личностный смысл и значимость.
Рассматривая нескольких функций мотивации можно утверждать, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях.
Все мотивы можно разделить на группы:
Социальные;
Познавательные;
Творческие или социально-познавательные.
В связи с вышесказанным содержание каждого урока должно быть серьезно мотивировано, не просто с помощью создания сиюминутных интересов или ссылок на практическую значимость для будущей профессии, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.
При недостаточной мотивации находят проявления такие реакции подростков, как: нежелание работать или вообще отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.
Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно разделить на две большие подгруппы:
1) методы формирования у школьников познавательных интересов;
2) методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности в процессе обучения.
Именно поэтому, часто встречаем рекомендации в использовании активных форм образовательного процесса:
- эстафеты;
- соревнования;
- викторины;
- деловые игры;
- бинарные уроки.
Кроме этого к этому списку, конечно, можно добавить работу в группах сменного состава, в которых с одной стороны более сильный ученик сможет обучить слабого, а с другой стороны в случае группы однородного состава – возможность поиска и выбора более эффективного способа решения задания.
Поэтому использование элементов проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, например, создание ситуации успеха, помогает формировать положительную мотивацию к учению.
В своей педагогической работе использую различные методы активизации познавательной деятельности. Например, задания на определение закономерности и продолжение ряда; игра «Молчанка» на решение примеров по некоторой теме; задания «Лесенка»; «Цепочка»; составить синквейн с использованием изученного понятия или названия темы; работа и использованием опорного конспекта; использование исторических фактов об ученых или, например, секрет Гаусса, который предполагает применение приемов устного счета суммы от 1 до 100 и др.
Примеры рядов-закономерностей. Определить закономерность и добавить к ряду чисел еще три числа:
А) 5, 7, 9, 11, …
Ответ: 13, 15, 17. Каждый последующий элемент ряда больше предыдущего на 2.
Б) 1, 4, 2, 5, 3, 6, 4, …
Ответ: 7, 5, 8. Если рассмотреть ряд чисел с нечетными номерами, то получим 1, 2, 3, 4, а с четными – 4, 5, 6. Таким образом, на нечетных местах стоят последовательно натуральные числа, начиная с 1, а на четных – последовательные натуральные числа, начиная с 4.
В) 3, 5, 10, 12, 24, …
Ответ: 26, 52, 54. Элементы с четными номерами получены путем прибавления к предыдущему числа 2, а с нечетными номерами, начиная с третьего, – умножения предыдущего на 2.
Игра «Молчанка». За определенное время, например, 2 минуты, решить без ошибок самостоятельно как можно больше примеров. Условие: бонус – двум ученикам, решившим наибольшее число примеров без ошибок, выставляю оценку «отлично».
Для учащихся 6-х классов по теме «Действия с целыми числами»
-3+5= | -7-12= | 12*(-3)= |
9-16= | -6*(-4)= | 28 : (-7)= |
-32*0= | -7-4= | -45 : (-9)= |
Для учащихся 5-х классов по теме «Действия с обыкновенными дробями»
| | |
| | |
Или по теме «Действия с десятичными дробями»:
0,2+0,3= | 0,3*2= | 0,8+0,2= |
1-0,3= | 0,4+0,12= | 1,2 : 2= |
Задание «Лесенка». Вычислить:
| | | | | | | ??? | | | | | | | |
| | | | | | *(-3) | | -5 | | | | | | |
| | | | | +17 | | | | *13 | | | | | |
| | | | :1 | | | | | | -9 | | | | |
| | | -7 | | | | | | | | -4 | | | |
| | *2 | | | | | | | | | | +18 | | |
| -5 | | | | | | | | | | | | *(-3) | |
3 | | | | | | | | | | | | | | 2 |
Задание «Цепочка». Можно предлагать для индивидуальной работы:
0,3+2
-1,3
*2
:0,1
?
Ответ: 20.
Задание «Синквейн».
К понятию «функция»:
Функция
Линейная, квадратичная
Возрастает, убывает, позволяет
Соответствие между двумя множествами
Зависимость
К понятию «угол»
Угол
Прямой, острый
Строить, измерять, применять
Элемент геометрической фигуры
Фигура.
На этапе рефлексии можно предложить школьникам следующие упражнения:
- «Микрофон» с заданием «Расскажи своему отсутствующему в классе другу о важности темы, изученной сегодня на роке»;
- продолжи фразу «Я знаю, что…»;
- Чтобы получить сегодня оценку лучше, чем на предыдущем уроке, я сделал(а)…
В данной статье рассмотрен вопрос о формировании мотивации у учащихся к изучению математики. Были представлены научные сведения о формировании мотивации учащихся в психолого-педагогической теории и практике, приведены некоторые приемы и методы формирования мотивации учащихся к изучению математики.
Литература
Коджаспирова Г.М. / Педагогический словарь. - М., 2005. С. 88
Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / М.: Педагогика, 1996. - 176 с.
А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман / Москва: Издательство «Педагогика», 1983. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. Серия «Воспитание и обучение. Библиотека учителя».
Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка /Л.И. Божович //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972.
Давыдов, В.В. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности /В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Е.А. Шумилин // Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов: межвузовский сб. науч. тр. - М.: Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской, 1980. - 128с.