«Поток знаний: как найти свою мотивацию для обучения и раскрыть новые горизонты»
«Поток знаний: как найти свою мотивацию для обучения
и раскрыть новые горизонты»
Автор статьи учитель математики Кушнир Алевтина Михайловна, ГБОУ «Хлебодаровская школа Волновахского муниципального округа» ДНР
В статье рассматривается важность мотивации как ключевого фактора, влияющего на успешность процесса обучения. Автор выделяет основные виды мотивации — внутреннюю и внешнюю — и анализирует их влияние на учебную деятельность. Рассматриваются различные способы реализации мотивации, включая постановку достижимых целей, создание благоприятной образовательной среды, использование инновационных технологий и активных методов обучения. В заключение статьи предлагаются практические рекомендации для преподавателей по повышению мотивации, что поможет сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным.
Ключевые слова: мотивация, обучение, виды мотивации, способы реализации, эффективность обучения.
« Образование - это не заполнение ведра, а зажигание огня»
Уильям Батлер Йейтс
Вы задумывались над тем, почему современные дети не хотят учиться? Что необходимо сделать, когда ребенку неинтересно учиться? Попробуем разобраться в этих вопросах.
В последнее время говорят о снижении социальной, эмоциональной и академической активности у современных детей и в тоже время – резкое увеличение числа детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями. Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, "детьми улицы", разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в "отстающих".
Блогер Софья Окатьева, проводила опрос среди своих читателей и выяснилось, что большинство-22% , участников опроса, считают главной причиной нежелания учиться- лень. Также дети зачастую попросту не выполняют домашние задания. А почему? За последние два десятилетия стремительно развиваются компьютерные технологии и дети, еще не сформировавшие собственной точки зрения, легко поддаются влиянию интернета, социальных сетей, видеоигр и т.д. Как следствие, школа отступает на второй план или вовсе забрасывается. Но отбирать компьютер у школьников - это не решение проблемы, нужно сделать так, чтобы учеба их заинтересовала. Детей необходимо мотивировать!
Ведь обучение — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, и успешность учебного процесса во многом зависит от уровня мотивации учащихся. Мотивация — это внутренний импульс, который побуждает учащегося к действиям, направленным на получение знаний и навыков. В этой статье мы рассмотрим виды мотивации, способы ее формирования, а также модели внедрения мотивации в образовательный процесс. Обратимся за помощью к теории…
Мотивацию на обучение можно условно разделить на несколько видов:
1. Внутренняя мотивация:
- Проявляется, когда учащийся учится ради собственного интереса, жажды знаний или стремления к самосовершенствованию.
- Например, ученик изучает новую тему, потому что она его интересует, а не только ради оценок.
2. Внешняя мотивация:
- Обусловлена внешними факторами, такими как награды, похвала, хорошие оценки или одобрение со стороны окружающих.
- Например, ученики могут усердно учиться, чтобы получить приз на конкурсе или похвалу от родителей.
3. Социальная мотивация:
- Связана с желанием ученика быть принятым в социальной группе, выполнять ожидания учителей и одноклассников.
- Учащиеся могут мотивироваться успехами своих товарищей и общим стремлением к достижению высоких результатов.
А как сформировать мотивацию? Я, как учитель математики, давно интересуюсь способами мотивации учащихся на уроках. Ведь сам предмет для многих детей является трудным. И всегда возникает вопрос: Как их мотивировать? Я попыталась исследовать этот вопрос с помощью различной литературы, интернета и нейро сетей. Конечно-же, необходимо во- первых: создать позитивную атмосферу на уроке. Важно, чтобы учащиеся ощущали поддержку со стороны преподавателей и одноклассников. Позитивный климат способствует повышению уверенности и интереса к учебе.
Мотивация на уроках математики может быть разнообразной и направленной как на развитие интереса к предмету, так и на улучшение успеваемости. Вот несколько примеров мотивации, которые можно применять в классе:
1. Игрофикация
- Математические игры: Введение игр, таких как "Математический бинго" или "Квиз", где ученики могут зарабатывать баллы за правильные ответы и участвовать в дружеском соревновании.
- Математические квесты: Организация командного квеста, где участники решают задачи, чтобы двигаться к следующему этапу и, в конце концов, получить приз.
2. Практическое применение
- Реальные задачи: Приведение примеров, где математика применяется в жизни (например, расчет бюджета, планирование поездки, архитектура). Это помогает ученикам понять, зачем им нужны знания математики.
- Проектные работы: Предложить ученикам создать проекты, например, построить модель дома с расчётом площади, объёма и стоимости материалов.
3. Индивидуальные достижения
- Система наград: Введение системы наград за уровни достижений, где ученики могут получать значки или сертификаты за успешное выполнение заданий.
- Доска почета: Создание "доски почета" с именами учеников, которые достигли высоких результатов на контрольных работах или в олимпиадах.
4. Взаимодействие и сотрудничество
- Групповая работа: Организация работы в малых группах, где ученики могут обсуждать решение задач, помогать друг другу и совместно находить ответы.
- Обсуждение математических стратегий: Попросите учеников объяснить свой подход к решению задач, это стимулирует интерес к разнообразным методам решения.
5. Показ навыков
- Проблемные задачи: Запросите у учеников придумать свои собственные проблемы и задачи, которые они захотят решить, а затем вместе обсудите решения.
- Конкурсы на лучшее решение: Проведение конкурса на лучшее и самое оригинальное решение сложной задачи. Это может быть с небольшими призами для победителей.
6. Доступные технологии
- Использование технологий: Используйте онлайн-ресурсы и приложения (например, Kahoot!, GeoGebra, которые делают изучение математики более интерактивным и увлекательным.
- Видеоуроки и презентации: Интеграция видеоформатов и мультимедиа в обучении, показывающего применение математики в различных областях.
7. Личностный подход
- Уважение к индивидуальности: Учитывайте интересы и способности каждого ученика, предлагайте задания, которые соответствуют их уровню и интересам, чтобы они могли видеть прогресс.
- Обратная связь: Регулярно предоставляйте положительную обратную связь по достижениям, чтобы ученики ощущали свою значимость.
Эти примеры призваны показать, как можно разнообразить уроки математики, повысить интерес учеников и поддержать их мотивацию к учебе.
Вот мы и разобрались с видами мотивации и способами их формирования. А как же теперь внедрить мотивацию в обучении учащихся? Вот какие модели внедрения представляет нейро сеть:
Модель «педагог-мотиватор». Педагог выступает в роли постановщика задач, наставника и предоставляет подкрепление и поддержку.
Модель «мотивация через совместное действие». Учащиеся работают с партнёрами или в группах, что содействует взаимному мотивационному поддержанию.
Модель «самомотивация». Учащиеся развивают навыки саморегуляции и самостоятельно формируют свою мотивацию к обучению.
Модель «истории успеха». Основана на использовании реальных или фантастических историй успеха для стимуляции мотивации у школьников. Цель модели — вдохновить учащихся на достижение личных целей и стремление к успеху, ссылаясь на примеры успешных людей или героев из различных сфер жизни.
Модель ARCS. Предполагает поддержку внимания, значимости, уверенности и удовлетворения для мотивации учащихся. Для этого используют наглядно-образное восприятие, исследовательскую деятельность, разнообразие в подаче контента. Модель ARCS (Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction):
- Внимание: привлечь внимание учащихся с помощью интересных методов.
- Актуальность: показать, как получаемые знания связаны с их жизнью и интересами.
- Уверенность: создать условия для достижения успеха и уверенности в себе.
- Удовлетворение: обеспечить положительный эмоциональный отклик после выполнения заданий.
В заключение хочу отметить, что повышение мотивации учащихся на уроках математики — это сложный и многоаспектный процесс, требующий вдумчивого подхода со стороны педагогов. На основе проведенного исследования было установлено, что использование разнообразных методов и технологий, таких как игрофикация, проектная деятельность и практическое применение математических концепций, может существенно увеличить интерес учащихся к математике и улучшить их успеваемость.
Эффективная мотивация основывается не только на использовании инновационных методов, но и на создании благоприятной атмосферы в классе, где учащиеся чувствуют поддержку и возможность для самовыражения. Важно помнить, что каждый ученик уникален, и поэтому необходимо адаптировать подходы к учебному процессу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Педагоги, стремясь к улучшению образовательного процесса, должны быть готовы к экспериментам и внедрению новых идей в свою практику. Заключение о том, что мотивация учащихся является обязательным условием успешного усвоения математики, подчеркивает необходимость дальнейших исследований и обмена опытом среди учителей. Открытость к нововведениям и желание учиться самим являются ключевыми аспектами, позволяющими создать успешную и продуктивную образовательную среду, в которой каждый ученик найдет свое место и сможет проявить свои таланты.
Список использованных ресурсов
Зимняя, I. А. (2012). *Современные подходы к мотивации учащихся.* Вопросы образования: исследования и практика, № 3, 142-148.
Леонов, А. И. (2015). *Игрофикация как метод мотивации школьников.* Образовательные технологии и общество, 18(4), 123-128.
Савенков, П. А. (2016). *Психология мотивации в образовательном процессе.* Практическая психология и социология, № 5, 72-79. https://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2014_3/vestnik_2014-3_63-78.pdf
https://www.calameo.com/read/0050062882a110b684ae6 Почему современные школьники не хотят учиться?
https://nsk.aif.ru/obraz/mne_len_psiholog_rasskazal_pochemu_sovremennye_deti_ne_hotyat_uchitsya «Мне лень». Психолог рассказал, почему современные дети не хотят учиться
https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2011/09/24/matematicheskoe-bingo
математическое бинго | Методическая разработка по алгебре (8,9 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2020/08/13/ispolzovanie-spo-geogebra
использование спо geogebra | | Образовательная социальная сет