Статья «Внедрение технологии интегрированного обучения как условие повышения активизации познавательных процессов у первоклассников»
В этом году я набрала свой очередной первый класс. У первоклассников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому для успешного усвоения материала важно, чтобы он был представлен в наглядной форме (картинка, таблица, видео). Не менее важно для них, чтобы новый материал был преподнесен в игровой форме, тогда он запоминается легко и быстро. Дети не терпят однообразия, нет смысла заставлять их часами выводить палочки и крючки, читать и считать. Поэтому перед учителем начальных классов всегда встает дилемма: как организовать образовательный процесс так, чтобы у детей сформировался познавательный интерес, возникла стойкая мотивация к обучению.
Я долго искала ответ на данный вопрос, причем ответ на него напрямую зависел от класса, его особенностей и возможностей. С данным набором я поняла, что для моих первоклассников самый интересный урок – это интегрированный урок. Я провела один, два, три урока, а теперь стараюсь проводить такие уроки каждую неделю. Конечно, эти уроки требуют от педагога тщательной подготовки. Чтобы выбрать общую тему, приходится просматривать программы по всем предметам, подбирать дополнительный материал, выходящий за рамки предмета, зато результат радует и меня, и моих первоклассников. Приведу примеры проведенных нескольких интегрированных уроков в этом учебном году.
В октябре были подготовлены уроки технологии и окружающего мира, объединенные темой «Что это за листья?». На уроке окружающего мира первоклассники сравнивали разные по форме, цвету листья, определяли признаки классификации их на группы; выдвигали гипотезы, почему осенью с деревьев опадают листья; познакомились с понятиями простые и сложные листья. Во время физминутки ребята «превратились» в листочки и под музыку Вивальди изображали листопад. На уроке технологии создали индивидуальные композиции из осенних листьев. Работы у всех получились великолепные, не похожие одна на другую.
Самым запоминающимся уроком стал урок окружающего мира в 1 классе по теме «На что похожа наша планета?». Он был спланирован с учетом интеграции с предметами технология: модуль «Технологи ручной обработки материалом. Работа с пластилином», математика: «Геометрические фигуры, объём тела». В ходе урока ребята познакомились с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; выясняли, чем отличаются геометрические тела шар и сфера; используя пластилин, ребята создали модель планеты. При планировании урока использовались ресурсы образовательных платформ: Я класс, РЭШ, Учи.ру, Платформа learnis. Длительность интегрированного урока составила 80 минут, но они пролетели незаметно. Познавательная активность ребят была высокая. Этого удалось достичь за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно).
Ссылка на урок:
https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_mira_v_1_klasse_po_teme_na_chto_p_083832.html
В конце ноября были подготовлены и проведены очередные интегрированные уроки изобразительного искусства, математики и окружающего мира по теме «Загадочный мир рыб». На уроке окружающего мира первоклассники рассматривали внешнее строение рыб, учились выделять отличительные и общие признаки рыб. Узнали много интересных фактов об удивительных рыбах, которых можно встретить в разных уголках земли. На уроке математики познакомились с разными видами аквариумных рыбок, а затем решали задачки про них. Навыки счета закрепляли в ходе раскрашивания картинки-раскраски «Рыбка-клоун». На уроке изобразительного искусства ребята не только успешно применили приобретенные знания, но и дали выход для проявления творчества. Рыбки получились красивые, яркие, забавные.
Ссылка на фотоотчет о проведении урока:
В начале декабря были проведены уроки окружающего мира, математики и ИЗО, объединенные темой «Зоопарк». На уроке математики ребята в ходе решения задачи рассчитали стоимость билета в зоопарк для взрослого и ребенка, во время устного счета «покормили» различных животных, закрепив при этом вычислительные навыки в пределах 10. На уроке окружающего мира первоклассники составили Памятку «Правила поведения в зоопарке», узнали много нового и интересного о различных животных, которые не встречаются в нашей местности. А на уроке изобразительного искусства ребята нарисовали животное, которое им нравится больше всего. Итогом интегрированных уроков стало создание книжки-малышки «Эти забавные животные». Книжка пополнила наш классный уголок читателя.
Ссылка на фотоотчет о проведение урока:
Интеграция, с точки зрения психологов, становится побуждающим стимулом познавательной активности школьников. Интегрированные уроки на уровне начального общего образования открывают для ребёнка мир как единое целое, позволяют решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:
• повышение мотивации учебной деятельности;
• показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
• рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
При проведении серии интегрированных уроков заметила, что школьники работают легко и с интересом, за урок усваивают обширный по объему материал. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, развития творческого потенциала, словом создаются условия для всестороннего развития личности учащегося.
Источники:
https://urok.1sept.ru/articles/561477
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Людмила
Сорокина Светлана Валерьевна
Колышкина Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна