Технологическая карта урока физики «Взаимодействие тел» (7 класс)

3
0
Материал опубликован 7 April 2023 в группе

Эткеева М.Г., учитель физики

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №94», Казань


Формирование функциональной грамотности

на уроках физики


Технологическая карта урока физики

Обобщающее повторение темы «Взаимодействие тел»


Класс: 7

Тема: Взаимодействие тел. Обобщающее повторение.

Число часов:

Тип урока: Урок-повторение, урок-обобщение

Форма урока: урок-игра

Цель урока:

Повторение, обобщение знаний и умений по теме «Взаимодействие тел», формирование устойчивой позиции систематизации усвоенного материала, критического отношения к решению проблем и совершенствование самоорганизации.

Задачи:

- образовательные: научить в процессе реальной ситуации использовать определения понятия «плотность», «сила», овладение рациональными способами решения задач;

- развивающие: умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; выявление межпредметных связей, развитие познавательного интереса, распространение имеющегося опыта на более широкий класс задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- воспитательные: формирование условий повышения уровня самооценки, самоконтроля, воспитание уважительного отношения к окружающему миру:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.


Планируемые результаты:

Личностные:

формирование умений управлять своей учебной деятельностью,

формирование интереса к физике при анализе физических явлений,

формирование мотивации постановкой познавательных задач,

развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления

Метапредметные:

Познавательные:

умение преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение работать с разными видами информации;

умение выделять и формулировать познавательной цели;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение прогнозировать свою деятельность;

умение ставить цели учебной задачи, выдвигать гипотезы;

умение планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Работа в группе;

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

формирование представлений о плотности вещества, о силе;

организация усвоения формулы плотности, понятия «Сила»;

формировать умение применять ранее полученные знания;

развивать логическое мышление


Формы работы:индивидуальная, групповая.


Ресурсы: Компьютер, мультимедийное оборудование, лабораторное оборудование, УМК, дидактический материал.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент.


Рассадить учащихся за три стола (заранее разбив на команды)

Приветствие команд

Представление своих команд (название, возможно девиз);

приветствие команд соперников

Тt1680894241aa.jpg ема плотность вещества и сила являются основополагающими для всего курса физики. И поскольку обращаться к ним мы будем до 11 класса, я считаю целесообразным еще раз повторить и закрепить сложный материал.

Урок проведем в форме викторины. У нас встречаются 3 команды.

Вам предстоит проявить себя в следующих конкурсах:

1. Пойми меня

2. Третий лишний

2. Конкурс капитанов

3. Решение экспериментальных задач

4t1680894241ab.jpg . Физики-лирики


Л: самоорганизация; Умение настраиваться на занятие


2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний

Объяснение условий конкурса

Демонстрация карточки с термином за спиной участника команды

Выслушивание объяснений команд и подсчет угаданных слов

Время отслеживает таймер, встроенный в презентацию

Участники одной из команд объясняют демонстрируемое слово

Один из участников отгадывает слова по подсказкам своей команды

Остальные команды слушают и считают набранные соперниками очки

Пойми меня

Вспоминаем необходимые термины и понятия в конкурсе «Пойми меня». Прошу подойти по одному участнику от каждой команды.

Я встаю за спиной …, показываю команде слово. Вы объясняете его значение или ассоциации к нему, не называя самого слова и однокоренных. Сколько слов помогла разгадать команда, на столько очков и пополнится ваша копилка. У каждой команды будет два подхода по 30 секунд

Этап успешно пройден. Команда «…»- … баллов, «…» -… , команда «…» получает … баллов.


Повторение терминов:

объем, эталон, модуль силы, литр, инертность, вещество, физ. явление, траектория;

масса, взаимодействие, направление силы, сила тяжести, тонна, жидкость, физ. тело, движение;

плотность, деформация, вектор, динамометр, Ньютон, тяготение, физ.величина, инерция;

П: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выделять и ранжировать информацию

Р: саморегуляция

К: умение слушать; навыки коллективной работы

Л: самоорганизация,

3. Постановка учебной проблемы, мотивация к учебной деятельности


Раздать каждому карточки

Объяснить условие:

в строках таблицы вычеркнуть третье лишнее

По окончании отдать поменять карточки между командами для проверки

Просуммировать и огласить результат



Вызвать капитанов команд

Объяснить задание

Проверить, продемонстрировать и объяснить решение

Каждый участник получает карточку, где указаны единицы измерения. Определяют и вычеркивают «лишнее» - не совпадающее по значению.

По окончании передают свои карточки команде соперников (по кругу) проверяют (согласовывая с демонстрируемыми на доске и обосновывая выбор)


Капитаны выполняют задание на бланке

Третий лишний

дм3

литр

килограмм

8000Н

8кН

0,008мН

0,6кг

6000мг

0,007 м3

0,7л

700 см3

4 г/см3

4000 кг/м3

0,4 г/см3






Одновременно проводится

Конкурс Капитанов

Капитанам:необходимо представить графическое решение одной из задач:

Мешок сахара 50кг

Автомобиль 5т

Гиря 0,5 кг

Вычислите силу тяжести данного тела и изобразите её на чертеже в соответствующем масштабе.

Единицы измерения величин, перевод в СИ











Знание формул силы тяжести,

умение изображать на чертеже (понимание точки приложения и направления вектора силы)

Умение использовать масштаб


К: навыки

коллективной работы; умение управлять поведением партнѐров;

умение с точностью и полнотой выражать свои мысли

П: анализировать, сравнивать и обобщать данные; выделять и ранжировать информацию

Р:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию; коррекция собственных знаний

4. Проверка понимания и закрепление

Раздать карточки-задания для команд

Раздать необходимое оборудование:

- брусок мела, линейка, весы, калькулятор

- мензурка, сосуд с маслом подсолнечным, калькулятор

- фотографии продавцов меда, калькулятор

Решение задачи в группе

Оформление результата

Представление (защита)

4t1680894241ac.jpg . Решение экспериментальной задачи Переходим к экспериментальному конкурсу, где необходимо теоретические знания применить на практике.

1) При помощи линейки и весов с разновесом определите объем данного кусочка мела, его массу. Рассчитайте плотность мела

2t1680894241ad.jpg ) На Московском рынке продают мед. Что выгоднее купить: 1кг за 140 рублей или 1л за 180 рублей?


3) В мензурке находится подсолнечное масло. Определите его объем и вычислите массу.

величины (их обозначение и единицы измерения)


применение знаний при решении практических задач


Правила оформления задачи




П: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия; структурирование знаний

Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; контроль и коррекция результата

К: способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия
Л: самоорганизация; смыслообразование

5.Рефлексия

подсчитывает результат,

оглашает команду-победителя

Подводит итоги урока оценивает активность учащихся на уроке


Декларируют стихи












Оценивают свою работу на уроке и выставляют оценки «сильному звену» своей команды (количество оценок регламентировано)

5. Физики тоже лирики.

Тело-дело

Закон-Ньютон

Наука-штука

В заключение напомним всем, что физики тоже лирики. Пожалуйста, слушаем домашние заготовки команд.


Сумма баллов команды перводится в сумму оценок участников (например: 23 балла – три «пятерки» и две «четверки», или четыре «пятерки» и остаток сгорает)



Л: умение выделять нравственно- этический аспект поведения;

К: следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

6. Домашнее задание

Демонстрирует слайд с домашним заданием

Записывают домашнее задание

Повторение формул, определений, для желающих : придумать и оформить задачу по изученной теме «Взаимодействие тел»(Сила, плотность)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации