Эткеева М.Г., учитель физики
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №94», Казань
Формирование функциональной грамотности
на уроках физики
Технологическая карта урока физики
Обобщающее повторение темы «Взаимодействие тел»
Класс: 7
Тема: Взаимодействие тел. Обобщающее повторение.
Число часов: 1ч
Тип урока: Урок-повторение, урок-обобщение
Форма урока: урок-игра
Цель урока:
Повторение, обобщение знаний и умений по теме «Взаимодействие тел», формирование устойчивой позиции систематизации усвоенного материала, критического отношения к решению проблем и совершенствование самоорганизации.
Задачи:
- образовательные: научить в процессе реальной ситуации использовать определения понятия «плотность», «сила», овладение рациональными способами решения задач;
- развивающие: умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; выявление межпредметных связей, развитие познавательного интереса, распространение имеющегося опыта на более широкий класс задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- воспитательные: формирование условий повышения уровня самооценки, самоконтроля, воспитание уважительного отношения к окружающему миру:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование умений управлять своей учебной деятельностью,
формирование интереса к физике при анализе физических явлений,
формирование мотивации постановкой познавательных задач,
развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления
Метапредметные:
Познавательные:
умение преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение работать с разными видами информации;
умение выделять и формулировать познавательной цели;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные:
владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение прогнозировать свою деятельность;
умение ставить цели учебной задачи, выдвигать гипотезы;
умение планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Работа в группе;
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
формирование представлений о плотности вещества, о силе;
организация усвоения формулы плотности, понятия «Сила»;
формировать умение применять ранее полученные знания;
развивать логическое мышление
Формы работы:индивидуальная, групповая.
Ресурсы: Компьютер, мультимедийное оборудование, лабораторное оборудование, УМК, дидактический материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||||||||||||||||
Предметные | УУД | |||||||||||||||||||
I. Организационный момент. | Рассадить учащихся за три стола (заранее разбив на команды) Приветствие команд | Представление своих команд (название, возможно девиз); приветствие команд соперников | Т ема плотность вещества и сила являются основополагающими для всего курса физики. И поскольку обращаться к ним мы будем до 11 класса, я считаю целесообразным еще раз повторить и закрепить сложный материал. Урок проведем в форме викторины. У нас встречаются 3 команды. Вам предстоит проявить себя в следующих конкурсах: 1. Пойми меня 2. Третий лишний 2. Конкурс капитанов 3. Решение экспериментальных задач 4 . Физики-лирики | | Л: самоорганизация; Умение настраиваться на занятие | |||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний | Объяснение условий конкурса Демонстрация карточки с термином за спиной участника команды Выслушивание объяснений команд и подсчет угаданных слов Время отслеживает таймер, встроенный в презентацию | Участники одной из команд объясняют демонстрируемое слово Один из участников отгадывает слова по подсказкам своей команды Остальные команды слушают и считают набранные соперниками очки | Пойми меня Вспоминаем необходимые термины и понятия в конкурсе «Пойми меня». Прошу подойти по одному участнику от каждой команды. Я встаю за спиной …, показываю команде слово. Вы объясняете его значение или ассоциации к нему, не называя самого слова и однокоренных. Сколько слов помогла разгадать команда, на столько очков и пополнится ваша копилка. У каждой команды будет два подхода по 30 секунд Этап успешно пройден. Команда «…»- … баллов, «…» -… , команда «…» получает … баллов. | Повторение терминов: объем, эталон, модуль силы, литр, инертность, вещество, физ. явление, траектория; масса, взаимодействие, направление силы, сила тяжести, тонна, жидкость, физ. тело, движение; плотность, деформация, вектор, динамометр, Ньютон, тяготение, физ.величина, инерция; | П: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выделять и ранжировать информацию Р: саморегуляция К: умение слушать; навыки коллективной работы Л: самоорганизация, | |||||||||||||||
3. Постановка учебной проблемы, мотивация к учебной деятельности | Раздать каждому карточки Объяснить условие: в строках таблицы вычеркнуть третье лишнее По окончании отдать поменять карточки между командами для проверки Просуммировать и огласить результат Вызвать капитанов команд Объяснить задание Проверить, продемонстрировать и объяснить решение | Каждый участник получает карточку, где указаны единицы измерения. Определяют и вычеркивают «лишнее» - не совпадающее по значению. По окончании передают свои карточки команде соперников (по кругу) проверяют (согласовывая с демонстрируемыми на доске и обосновывая выбор) Капитаны выполняют задание на бланке | Третий лишний
Одновременно проводится Конкурс Капитанов Капитанам:необходимо представить графическое решение одной из задач: Мешок сахара 50кг Автомобиль 5т Гиря 0,5 кг Вычислите силу тяжести данного тела и изобразите её на чертеже в соответствующем масштабе. | Единицы измерения величин, перевод в СИ Знание формул силы тяжести, умение изображать на чертеже (понимание точки приложения и направления вектора силы) Умение использовать масштаб | К: навыки коллективной работы; умение управлять поведением партнѐров; умение с точностью и полнотой выражать свои мысли П: анализировать, сравнивать и обобщать данные; выделять и ранжировать информацию Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию; коррекция собственных знаний | |||||||||||||||
4. Проверка понимания и закрепление | Раздать карточки-задания для команд Раздать необходимое оборудование: - брусок мела, линейка, весы, калькулятор - мензурка, сосуд с маслом подсолнечным, калькулятор - фотографии продавцов меда, калькулятор | Решение задачи в группе Оформление результата Представление (защита) | 4 . Решение экспериментальной задачи Переходим к экспериментальному конкурсу, где необходимо теоретические знания применить на практике. 1) При помощи линейки и весов с разновесом определите объем данного кусочка мела, его массу. Рассчитайте плотность мела 2 ) На Московском рынке продают мед. Что выгоднее купить: 1кг за 140 рублей или 1л за 180 рублей? 3) В мензурке находится подсолнечное масло. Определите его объем и вычислите массу. | величины (их обозначение и единицы измерения) применение знаний при решении практических задач Правила оформления задачи | П: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия; структурирование знаний Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; контроль и коррекция результата К: способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия | |||||||||||||||
5.Рефлексия | подсчитывает результат, оглашает команду-победителя Подводит итоги урока оценивает активность учащихся на уроке | Декларируют стихи Оценивают свою работу на уроке и выставляют оценки «сильному звену» своей команды (количество оценок регламентировано) | 5. Физики тоже лирики. Тело-дело Закон-Ньютон Наука-штука В заключение напомним всем, что физики тоже лирики. Пожалуйста, слушаем домашние заготовки команд. Сумма баллов команды перводится в сумму оценок участников (например: 23 балла – три «пятерки» и две «четверки», или четыре «пятерки» и остаток сгорает) | | Л: умение выделять нравственно- этический аспект поведения; К: следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. | |||||||||||||||
6. Домашнее задание | Демонстрирует слайд с домашним заданием | Записывают домашнее задание | Повторение формул, определений, для желающих : придумать и оформить задачу по изученной теме «Взаимодействие тел»(Сила, плотность) | | |