12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марук Светлана82
Россия, Ростовская обл., красный сулин

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования «Математический практикум «Алгебра плюс…» составлена на основе программы НФПК «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Математика» и авторской программы: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства», авторы: А.Н. Земляков, общая редакция: А.Г. Каспржак, - М., Вита-пресс, 2004 г. для учащихся 10-11 класса социально-экономического профиля и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики.

Программа носит естественнонаучную направленность. Преподавание курса строится на углублении вопросов программы основного курса и темах, не входящих в школьную программу. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной ситуации). Представленная программа включает систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений, знакомит с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции. Совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса.

Основные цели курса:

- развитие интереса к математике и решению задач;

- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных математических задач и задач повышенной сложности, не входящих в основной курс.

В содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностный подходы, которые определяют задачи программы:

приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Развитие навыков математического анализа, приемов решения уравнений с целью нахождения наиболее рационального математически красивого решения; формирование аналитического, логического мышления, умения самостоятельной работы. Особое внимание уделяется формированию научного мировоззрения. Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов.

На передний план работы с учащимися перед педагогом встают следующие цели: обучение подростка самостоятельно искать и находить знания, которые выступают уже как средство и материал работы по развитию обучающегося. Построение учебного процесса должно способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. В связи с этим основной задачей развития на данном этапе является создание условий для развития творческого потенциала.

Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, в форме практикумов по решению задач. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты творческих заданий.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

- осознание и усвоение теорем, формул в области решения различных уравнений высших степеней дробно-рациональных уравнений, решение симметрических систем уравнений, систем с тремя переменными;

- усвоение различных методов решений уравнений, ознакомление с многообразием способов решения, возможностью применения их в ситуационных задачах;

- развитие мировоззренческого системообразующего взгляда на применение методов решения алгебраических рациональных уравнений и систем уравнений в науке;

- развитие умения анализа и логического, рационального подхода к решению задач.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

решать текстовые задачи;

решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;

решать геометрические задачи на комбинацию тел;

решать задания повышенного уровня сложности;

преобразовывать выражения, содержащие модуль, параметр;

строить графики, содержащие модуль, комбинации элементарных функций;

преобразовывать выражения, содержащие обратные тригонометрические функции.

повысить уровень  математического и логического мышления учащихся;

развить навыки исследовательской деятельности.

Средства, применяемые в преподавании:

ИКТ, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, схемы, справочные материалы.


Содержание программы

Логика алгебраических задач

Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными

Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач

Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств

Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений.

Системы и совокупность задач

Алгебраические задачи с параметрами

Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность

Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости

Рациональные алгебраические уравнения и неравенства

Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения

Дробно - рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения

Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений

Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем.

Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств

Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств

Рациональные алгебраические системы

Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными

Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки.

Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.

Метод разложения при решении систем уравнений.

Методы оценок и интеграций при решении систем уравнений

Оценка значений переменных

Сведение уравнений к системам

Системы с тремя переменными. Основные методы

Иррациональные алгебраические задачи

Представление об иррациональных алгебраических функциях

Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.

Понятия арифметических и алгебраических корней

Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной

Замена с ограничениями

Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки

Иррациональные алгебраические неравенства.

Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем

Уравнения с модулями. Раскрытие модулей - стандартные схемы

Неравенства с модулями. Простейшие неравенства

Алгебраические задачи с параметрами

Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа

Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов

Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание» ответов.

Системы с параметрами

Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами

Задачи с модулями и параметрами

Задачи на следование и равносильность задач с параметрами

Применение производной при анализе и решении задач с параметрами


Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Логика алгебраических задач

16

Рациональные алгебраические уравнения и неравенства

12

Рациональные алгебраические системы

18

Иррациональные алгебраические задачи

20

Алгебраические задачи с параметрами

18

ИТОГО

84



Календарно-тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

Теория

Практика


Логика алгебраических задач

6

10


1-2

Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными

1

1

03.09

03.09


3-4

Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач

1

1

10.09

10.09


5-6

Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств

1

1

17.09

17.09


7-8

Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений.

1

1

24.09

24.09


9-10

Системы и совокупность задач


2

01.10

01.10


11-12

Алгебраические задачи с параметрами

1

1

08.10

08.10


13-14

Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность

1

1

15.10

15.10


15-16

Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости


2

22.10

22.10



Рациональные алгебраические уравнения и неравенства

6

6


17-18

Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения

1

1

29.10

29.10


19-20

Дробно - рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения

1

1

05.11

05.11


21-22

Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений

1

1

12.11

12.11


23-24

Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем.

1

1

19.11

19.11


25-26

Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств

1

1

26.11

26.11



27-28

Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств

1

1

03.12

03.12



Рациональные алгебраические системы

8

10


29-30

Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными

1

1

10.12

10.12


31-32

Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки.

1

1

17.12

17.12



33-34

Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.

1

1

24.12

24.12

35-36

Метод разложения при решении систем уравнений.

1

1

31.12

31.12

37-38

Методы оценок и интеграций при решении систем уравнений

1

1

14.01

14.01

39-40

Оценка значений переменных

1

1

21.01

21.01

41-42

Сведение уравнений к системам


2

28.01

28.01

43-46

Системы с тремя переменными. Основные методы

2

2

04.02

04.02

11.02

11.02


Иррациональные алгебраические задачи

10

10


47-48

Представление об иррациональных алгебраических функциях

1

1

18.02

18.02

49-50

Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.

1

1

25.02

25.02

51-52

Понятия арифметических и алгебраических корней

1

1

04.03

04.03

53-54

Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной

1

1

11.03

11.03

55-56

Замена с ограничениями

1

1

18.03

18.03

57-58

Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки

1

1

25.03

25.03

59-60

Иррациональные алгебраические неравенства.

1

1

01.04

01.04

61-62

Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем

1

1

08.04

08.04

63-64

Уравнения с модулями. Раскрытие модулей - стандартные схемы

1

1

15.04

15.04

65-66

Неравенства с модулями. Простейшие неравенства

1

1

22.04

22.04


Алгебраические задачи с параметрами

6

12


67-68

Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа

1

1

29.04

29.04

69

Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов


1

06.05

70

Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание» ответов.


1

06.05

71-72

Системы с параметрами

1

1

13.05

13.05

73-74

Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами

1

1

20.05

20.05

75-76

Задачи с модулями и параметрами

1

1

27.05

27.05

77-78

Задачи на следование и равносильность задач с параметрами

1

1

03.06

03.06

79-80

Применение производной при анализе и решении задач с параметрами

1

1

10.06

10.06

81-82

Выполнение творческого задания


2

17.06

17.06

83-84

Защита творческого задания


2

24.06

24.06


ИТОГО

36

48


Тематика творческих заданий:

1. Многочлены.

2. Решение уравнений методом замены

3. Решение уравнений, сводящихся к квадратным.

4. Симметрические и возвратные уравнения

5. Метод неопределенных уравнений

6. Однородные уравнения

7. Нестандартные методы решения уравнений.

8. Неравенства с двумя переменными

9. Рациональные алгебраические системы


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.