Образовательная программа дополнительного образования «Математический практикум «Алгебра плюс…»
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования «Математический практикум «Алгебра плюс…» составлена на основе программы НФПК «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Математика» и авторской программы: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства», авторы: А.Н. Земляков, общая редакция: А.Г. Каспржак, - М., Вита-пресс, 2004 г. для учащихся 10-11 класса социально-экономического профиля и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики.
Программа носит естественнонаучную направленность. Преподавание курса строится на углублении вопросов программы основного курса и темах, не входящих в школьную программу. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной ситуации). Представленная программа включает систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений, знакомит с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции. Совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса.
Основные цели курса:
- развитие интереса к математике и решению задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных математических задач и задач повышенной сложности, не входящих в основной курс.
В содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностный подходы, которые определяют задачи программы:
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Развитие навыков математического анализа, приемов решения уравнений с целью нахождения наиболее рационального математически красивого решения; формирование аналитического, логического мышления, умения самостоятельной работы. Особое внимание уделяется формированию научного мировоззрения. Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов.
На передний план работы с учащимися перед педагогом встают следующие цели: обучение подростка самостоятельно искать и находить знания, которые выступают уже как средство и материал работы по развитию обучающегося. Построение учебного процесса должно способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. В связи с этим основной задачей развития на данном этапе является создание условий для развития творческого потенциала.
Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, в форме практикумов по решению задач. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты творческих заданий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- осознание и усвоение теорем, формул в области решения различных уравнений высших степеней дробно-рациональных уравнений, решение симметрических систем уравнений, систем с тремя переменными;
- усвоение различных методов решений уравнений, ознакомление с многообразием способов решения, возможностью применения их в ситуационных задачах;
- развитие мировоззренческого системообразующего взгляда на применение методов решения алгебраических рациональных уравнений и систем уравнений в науке;
- развитие умения анализа и логического, рационального подхода к решению задач.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
решать текстовые задачи;
решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
решать геометрические задачи на комбинацию тел;
решать задания повышенного уровня сложности;
преобразовывать выражения, содержащие модуль, параметр;
строить графики, содержащие модуль, комбинации элементарных функций;
преобразовывать выражения, содержащие обратные тригонометрические функции.
повысить уровень математического и логического мышления учащихся;
развить навыки исследовательской деятельности.
Средства, применяемые в преподавании:
ИКТ, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, схемы, справочные материалы.
Содержание программы
Логика алгебраических задач
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными
Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач
Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств
Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений.
Системы и совокупность задач
Алгебраические задачи с параметрами
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения
Дробно - рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения
Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем.
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств
Рациональные алгебраические системы
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки.
Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Метод разложения при решении систем уравнений.
Методы оценок и интеграций при решении систем уравнений
Оценка значений переменных
Сведение уравнений к системам
Системы с тремя переменными. Основные методы
Иррациональные алгебраические задачи
Представление об иррациональных алгебраических функциях
Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Понятия арифметических и алгебраических корней
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной
Замена с ограничениями
Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки
Иррациональные алгебраические неравенства.
Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем
Уравнения с модулями. Раскрытие модулей - стандартные схемы
Неравенства с модулями. Простейшие неравенства
Алгебраические задачи с параметрами
Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа
Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов
Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание» ответов.
Системы с параметрами
Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами
Задачи с модулями и параметрами
Задачи на следование и равносильность задач с параметрами
Применение производной при анализе и решении задач с параметрами
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов |
Логика алгебраических задач | 16 |
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства | 12 |
Рациональные алгебраические системы | 18 |
Иррациональные алгебраические задачи | 20 |
Алгебраические задачи с параметрами | 18 |
ИТОГО | 84 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
| Логика алгебраических задач | 6 | 10 | |
1-2 | Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными | 1 | 1 | 03.09 03.09 |
3-4 | Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач | 1 | 1 | 10.09 10.09 |
5-6 | Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств | 1 | 1 | 17.09 17.09 |
7-8 | Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. | 1 | 1 | 24.09 24.09 |
9-10 | Системы и совокупность задач | | 2 | 01.10 01.10 |
11-12 | Алгебраические задачи с параметрами | 1 | 1 | 08.10 08.10 |
13-14 | Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность | 1 | 1 | 15.10 15.10 |
15-16 | Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости | | 2 | 22.10 22.10 |
| Рациональные алгебраические уравнения и неравенства | 6 | 6 | |
17-18 | Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения | 1 | 1 | 29.10 29.10 |
19-20 | Дробно - рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения | 1 | 1 | 05.11 05.11 |
21-22 | Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений | 1 | 1 | 12.11 12.11 |
23-24 | Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем. | 1 | 1 | 19.11 19.11 |
25-26 | Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств | 1 | 1 | 26.11 26.11 |
27-28 | Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств | 1 | 1 | 03.12 03.12 |
| Рациональные алгебраические системы | 8 | 10 | |
29-30 | Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными | 1 | 1 | 10.12 10.12 |
31-32 | Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. | 1 | 1 | 17.12 17.12 |
33-34 | Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. | 1 | 1 | 24.12 24.12 |
35-36 | Метод разложения при решении систем уравнений. | 1 | 1 | 31.12 31.12 |
37-38 | Методы оценок и интеграций при решении систем уравнений | 1 | 1 | 14.01 14.01 |
39-40 | Оценка значений переменных | 1 | 1 | 21.01 21.01 |
41-42 | Сведение уравнений к системам | | 2 | 28.01 28.01 |
43-46 | Системы с тремя переменными. Основные методы | 2 | 2 | 04.02 04.02 11.02 11.02 |
| Иррациональные алгебраические задачи | 10 | 10 | |
47-48 | Представление об иррациональных алгебраических функциях | 1 | 1 | 18.02 18.02 |
49-50 | Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. | 1 | 1 | 25.02 25.02 |
51-52 | Понятия арифметических и алгебраических корней | 1 | 1 | 04.03 04.03 |
53-54 | Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной | 1 | 1 | 11.03 11.03 |
55-56 | Замена с ограничениями | 1 | 1 | 18.03 18.03 |
57-58 | Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки | 1 | 1 | 25.03 25.03 |
59-60 | Иррациональные алгебраические неравенства. | 1 | 1 | 01.04 01.04 |
61-62 | Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем | 1 | 1 | 08.04 08.04 |
63-64 | Уравнения с модулями. Раскрытие модулей - стандартные схемы | 1 | 1 | 15.04 15.04 |
65-66 | Неравенства с модулями. Простейшие неравенства | 1 | 1 | 22.04 22.04 |
| Алгебраические задачи с параметрами | 6 | 12 | |
67-68 | Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа | 1 | 1 | 29.04 29.04 |
69 | Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов | | 1 | 06.05 |
70 | Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание» ответов. | | 1 | 06.05 |
71-72 | Системы с параметрами | 1 | 1 | 13.05 13.05 |
73-74 | Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами | 1 | 1 | 20.05 20.05 |
75-76 | Задачи с модулями и параметрами | 1 | 1 | 27.05 27.05 |
77-78 | Задачи на следование и равносильность задач с параметрами | 1 | 1 | 03.06 03.06 |
79-80 | Применение производной при анализе и решении задач с параметрами | 1 | 1 | 10.06 10.06 |
81-82 | Выполнение творческого задания | | 2 | 17.06 17.06 |
83-84 | Защита творческого задания | | 2 | 24.06 24.06 |
| ИТОГО | 36 | 48 | |
Тематика творческих заданий:
1. Многочлены.
2. Решение уравнений методом замены
3. Решение уравнений, сводящихся к квадратным.
4. Симметрические и возвратные уравнения
5. Метод неопределенных уравнений
6. Однородные уравнения
7. Нестандартные методы решения уравнений.
8. Неравенства с двумя переменными
9. Рациональные алгебраические системы