12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казьянская Татьяна Михайловна325
образование высшее, стаж работы с детьми 38 лет
Россия, Самарская обл., пгт. Безенчук (Безенчукский район), Россия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ПГТ БЕЗЕНЧУК САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ








Художественное слово


Образовательная программа по развитию речи

Программа для детей 7 – 11 лет

Рассчитана на 3 года обучения



Выполнила

педагог дополнительного образования

Казьянская Татьяна Михайловна




Содержание

Пояснительная записка

- направленность программы

- новизна и педагогическая целесообразность

- актуальность программы

2. Цели и задачи программы

3. Отличительные особенности программы

4. Методы организации образовательного процесса

5. Ожидаемые результаты

- оценка результативности

- формы подведения итогов

6. Учебно-тематический план.

- 1 года обучения

- 2 года обучения

- 3 года обучения

7. Содержание образовательной программы - 1 года обучения - 2 года обучения

- 3 года обучения

8. Методическое обеспечение программы

9. Список литературы

10. Приложение 1. Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся.

- 1-4 класс

- 5-8 класс

11. Приложение 2

- введение.

- раздел: «Словесное действие»

- раздел: «Работа над ролью в отрывке»

Пояснительная записка


Направленность программы

Программа «Художественное слово» направлена на реализацию художественно-эстетического цикла, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, подготовить его к восприятию и воспроизведению на сцене художественных произведений.


Новизна и педагогическая целесообразность

Данная Программа является модифицированной и написана по Программе «Художественное слово» педагога дополнительного образования Дворца детского творчества «У Вознесенского моста» Безверховой Валентины Николаевны (Санкт-Петербург, 2009г) и «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.

Цель обучения по данной программе — не «вооружить» детей какой-то конкретной информацией, а, используя игровые формы обучения, раскрыть творческий потенциал ребенка, разбудить его образное видение, логическое и ассоциативное мышление, усовершенствовать технику речи, научить ребенка не только видеть, слышать и чувствовать, но и выразить свои чувства, впечатления, иметь собственное мнение, отойти от шаблонов, штампов, «сметь свое суждение иметь».


Актуальность программы

Для чего же нужно художественное слово?

Отнюдь не для подготовки актерских кадров. Слово нужно всем: учителям, лекторам, врачам, инженерам, административным и политическим деятелям.

Каким убогим, невыразительным стал наш «… великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» в нашей повседневной жизни. Мы чаще всего обходимся ограниченным набором заготовленных на се случаи жизни фраз. Кончится дело тем, что словарный запас Эллочки-людоедки для нас будет классикой. Даже поздравляя друг друга с праздниками, мы не можем оторваться от шаблонной фразы: «Желаем крепкого здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни».

Помимо необходимости обогащения словарного запаса, конечно, обращает на себя внимание интонационная невыразительность нашей речи, неумение аргументированно защитить свое мнение. Иногда прекрасные мысли не доходят до своего слушателя из-за недостаточной выразительности речи, плохой дикции, косноязычия автора.

Речь должна быть в меру эмоциональна, приятна по тембру и силе звука. Вежливый и внимательный человек скорее будет услышан и понят своим партнером.

Следует обратить особое внимание на свое поведение в момент беседы. Если человек при разговоре не смотрит на своего собеседника, крутит что-то в руках или чрезмерно размахивает ими, то трудно сосредоточиться и понять его речь.

Приятно воспринимать плавную, размеренную, образную, логичную речь, образцы которой нам представляет русская классическая литература. Очень хочется, чтобы дети открыли ее для себя и своих друзей.

Мы убеждены в том, что образование надо не «давать», а его надо «брать». Отсюда наше стремление развить у детей жажду познания, «зацепить» их любознательность, не давать им максимальную информацию, а пробудить в них желание узнать, уточнить, выяснить что-то самим.

Ребенок от природы необыкновенно одарен и интересен. Задача педагогов – не дать ему «закрыться», поощрить его фантазию, творческое начало, сохранить его индивидуальность.

Программа направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, что является актуальным в любое время.




2. Цели и задачи программы


Цель программы

Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала ребенка, формирования технической и эстетической базы для дальнейшего восприятия и воспроизведения художественных произведений.

Задачи программы

Обучающие:

- обеспечить условия для формирования всесторонне развитой личности, умеющей воспринимать и ценить прекрасное, свободно владеющей своей речью (обладающей умением ярко, образно, убедительно выражать свои мысли) и телом (ребенок должен быть свободным, раскрепощенным, но не развязным);

- расширить словарный запас ребенка, развить внимание, зрительную память;

- дать понятие о синонимах, антонимах, сравнениях и других средствах выразительности речи;

- познакомить с основами стихосложения;

- дать представление о теме и идее стихотворения;

- обучить детей осознанному восприятию литературных произведений,

работе над литературным материалом, чтецким мастерством;

- познакомить со средствами выразительности речи (логические ударения, паузы, сила звука, темпо-ритм, тембр голоса, интонационная окраска, понятие о подтексте).

Развивающие:

- раскрыть природный творческий потенциал ребенка: его индивидуальность, органику, фантазию, внимание;

- сформировать техническую и эстетическую базы для дальнейшего восприятия и воспроизведения художественных произведений;

- развить органику поведения (снять зажатость, закомплексованность,

развить чувство ритма и координацию движений);

- дальнейшее развитие координации движений (дирижирование, походка);

- развить ассоциативное и логическое мышление;

- воспитание образного видения через этюды (изобразить предмет, иллюстрации литературных произведений этюдами).

Воспитывающие:

- способствовать эстетическому и духовному воспитанию личности средствами художественного слова;

- воспитать любознательных, доброжелательных, отзывчивых членов нашего общества с активной гражданской позицией;

заложить основы культуры поведения в обществе.


3. Отличительные особенности программы

Данная образовательная программа позволяет не только совершенствовать технику речи ребенка, расширить словарный запас, разнообразить интонационное богатство речи, но и подготовить детей к восприятию литературных произведений, то есть работать над тем, на что часто не хватает времени на уроках русского языка и литературы в школе.

Во втором полугодии третьего года обучения занятия проходят по следующей схеме: тренинг (скороговорки, упражнения на дыхание, координацию движений, ритмику) и работа над индивидуальными стихотворениями. Работа над каждым стихотворением начинается с обсуждения темы, композиции, идеи стихотворения. Вся группа участвует в обсуждении. Работа завершается конкурсом на лучшее исполнение стихотворения.


Программа рассчитана на 3 года обучения.

Занятия проводятся с детьми младшего школьного возраста 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

4. Методы организации образовательного процесса

В работе используются как традиционные методы, так и методы активного обучения:

1. Словесные

Рассказ

Беседа

Лекция

Беседы-размышления

Анализ текста

Устное изложение и др.

2. Практические

Тренинг

Игровая ситуация

Упражнения

3. Наглядные

Наблюдения

Самонаблюдения

Показ видеоматериалов, иллюстраций

Показ, исполнение педагогом

Работы по образцу и др.


Формы проведения занятий

занятие-тренинг

занятие-игра

репетиция

конкурс

концерт

праздник и др.


Формы организации деятельности учащихся на занятии

групповая

индивидуальная

индивидуально-групповая и др.

5. Ожидаемые результаты

1 год обучения

Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:

желание остаться в коллективе.

Усовершенствование техники речи,

воспитание органики поведения,

расширение словарного запаса.

Знание понятий «артикуляция», «постановка дыхания» и др.

Умение четко и дикционно чисто произносить разученные скороговорки.

Приобретение навыка коллективного чтения стихотворения.


Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:

раскрытие природного творческого потенциала ребёнка,

развитие фантазии, внимания;

снятие зажатости, закомплексованности.

Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:

знакомство с этикетом, речевой культурой, культурой жестов;

воспитание культуры восприятия стихотворного произведения.

2 год обучения

Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:

раскрытие своих индивидуальных возможностей.

Знакомство с литературоведческими понятиями.

Знание понятий «тема», «идея», «подтекст», «темп», «ритм» и др.

Навык владения логическим ударением. Умение логически правильно выстроить свою речь.

Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:

развитие координации движений,

развитие ассоциативного и логического мышления.

Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:

развитие умения слушать и слышать других,

воспитание речевой и сценической культуры,

умение оценивать свои успехи и успехи товарищей,

формирование доброжелательного отношения к окружающим.


3 год обучения

Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:

знание характерных признаков различных стилей речи, основных частей композиции произведения.

Умение создавать сравнительное описание, краткую автобиографию.

Подготовка индивидуального чтения стихотворения.

Осознанное восприятие литературных произведений.

Приобретение навыка самостоятельного анализа художественного произведения, опыта сценического исполнения стихотворения.

Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:

формирование технической и эстетической базы для восприятия и воспроизведения художественных произведений.


Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:

овладение речевой и сценической культурой,

формирование навыков толерантного общения.


Оценка результативности

по факту сохранности контингента коллектива с учетом анализа причин, по которым ребенок перестал посещать занятия;

по создавшемуся морально-этическому климату на занятиях;

по итоговым занятиям;

по результату участия в конкурсе в конце третьего года обучения.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- коллективное чтение стихотворений

- творческие работы детей

- индивидуальное чтение произведения

- открытые занятия

- наблюдения педагога

- обсуждение выполненного задания в коллективе




6. Учебно-тематический план.

1 год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1


2

3


4

5

6

7

8


Вводное занятие. Знакомство с историей предмета. Техника безопасности.

Культура поведения.

Дикция, артикуляция, постановка голоса и дыхания.

Чувство ритма и координация движений.

Основы стихосложения.

Развитие речи.

Работа над выбранными произведениями.

Итоговое занятие. Обсуждение достигнутых успехов

1


1

2


1

2

2

1

1



4

20


6

4

6

21


ВСЕГО

11

61

72 часа



2 год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика


1

2


3

4


5

6


7


Вводное занятие «Как я провел лето».

Техника речи: дикция, дыхание, посыл звука, артикуляция.

Средства выразительности.

Чувство ритма, координация движений.


Развитие речи.

Индивидуальная работа над выбранными произведениями.

Итоговое занятие. Обсуждение достигнутых успехов.




4

1

6


1

4


1


1


7

9

6


10

21



ВСЕГО

18

54

72 часа



3 год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

2

3


4

5

6


Вводное занятие «Мое летнее открытие».

Техника речи.

Индивидуальная работа над выбранными произведениями.

Развитие речи

Участие в конкурсах и концертах

Итоговое занятие. Обсуждение выступления на итоговом концерте.


5

4


1


1


1

5

36


9

10


ВСЕГО

11

61

72 часа



7. Содержание образовательной программы


Содержание программы 1 года обучения


В первый год обучения работа ведется по следующим темам:

Тема 1. Вводное занятие. История предмета. Древние ораторы. Знакомство.

Тема 2. Культура поведения: культура общения, вежливость, умение слушать

Теория: Понятие о комплименте, урок добрых слов. Правила разговора по телефону, поведение в транспорте, магазине на природе.

Практика: Отрабатывается умение представить себя, сделать поклон.

Работаем над осанкой, правилами общения в различных бытовых ситуациях. Учимся видеть в человеке прекрасное.

Итог. Сочинение индивидуальных поздравлений родным, близким, друзьям.

Формы оценки результативности

Наблюдение педагога дает возможность сделать вывод о степени успешности выполнения индивидуально-педагогических задач.

Комплимент гостям или товарищам.


Тема 3. Дикция, артикуляция, постановка голоса и дыхания

Теория: Понятие о дикции, артикуляции, ритме речи, посыле звука. Практика: Дикционные упражнения (скороговорки и чистоговорки на чистоту и быстроту произношения).

Итог. Дикционная чистота произношения, умение владеть посылом звука, чувствовать ритм речи.

Формы оценки результативности

Наблюдения педагога.

Конкурс «Как на горке, на пригорке…».

Тема 4. Чувство ритма и координация движений

Теория: Что такое ритм? Координация. Для чего она нужна?

Практика: Воспитание органики движений. Упражнения на развитие речевых нервных центров, находящихся в кончиках пальцев. Хлопки по четвертям, отхлопывание заданного ритмового рисунка, хлопки с выделением сильной доли такта. Сочетание двух разных ритмов.

Итог. Раскрепощение, конкретность, отхлопывание заданного ритма, хлопки с выделением сильной доли такта.

Формы оценки результативности

Обсуждение выполненного упражнения «Буратино» («подвесить себя на гвоздик», то есть мгновенно пропустить через позвоночник «стержень»); упражнений «Дай, дай – не надо, не надо», «Книга», «Горошина», «Ловля мух».

Тема 5. Первое знакомство с основами стихосложения

Теория: Понятие о рифме и ритме стихотворения. Роль ритма и рифмы в стихотворном произведении.

Практика: Упражнения на подбор рифмы. Сочиняем коллективное стихотворение.

Итог. Хлопки по четвертям, хлопки с выделением сильной доли такта. Подбор рифмы. Сочинение своего стихотворения.

Формы оценки результативности

Наблюдение педагога.

Обсуждение кружковцами каждой работы.

Тема 6. Развитие речи

Теория: Вступление, основная часть, заключение- неотъемлемые части сочинения. Логика произведения.

Практика: Развитие логического мышления, умение построить логическую «цепочку», логическое ударение. Расширение словарного запаса: «Рассказ из слов на одну букву». Сочиняем сказку (рассказ) вместе.

Итог.

Работа над логической «цепочкой» ведется на материале произведений из немецкого фольклора.

Владение логическим ударением показывается на материале скороговорок.

Создание рассказа, се слова которого начинаются на одну букву.

Сочинение коллективного рассказа на заданную тему.

Формы оценки результативности

Обсуждение в коллективе.

Выявление победителя конкурса «Аукцион слов на одну букву…»

Тема 7. Раскрытие творческого потенциала

Теория: Что это такое «этюд»? Понятие о пантомиме.

Практика: Развитие фантазии, образного видения (упражнения «Полет на ковре-самолете», «Шарик», этюды).

Тренировка зрительной памяти (игра «Баранья голова»).

Итог.

Передача различных воображаемых предметов (жаба, горячая картошка, цветок и т.д.).

Изображение пантомимой задуманного животного.

Формы оценки результативности

Обсуждение выполнения упражнений в коллективе.

Тема 8. Итоговое занятие. Беседа-анализ «Я научился…»



Содержание 2 года обучения


Задачей второго года обучения является продолжение работы по развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса, воспитание ассоциативного и логического мышления). Знакомство со средствами выразительной речи (логические ударения, пауза, сила звука, темпо-ритм, тембр голоса, интонационная окраска, понятие о «подтексте»).

Дальнейшее развитие координации движений (дирижирование, походка…).

Воспитание образного видения через этюды. (Изобразить предмет; иллюстрация литературных произведений этюдами).

На втором году обучения много времени уделяется играм со словами. Через игру дается понятие о синонимах, антонимах, сравнениях. Используются игры со словами: шарады, анаграммы, лотагрифы, метаграммы.

Дается представление о теме и идее стихотворения.


Тема 1. Техника речи: дикция, дыхание, посыл звука, артикуляция

Теория: Объяснение критериев правильного выполнения упражнений.

Практика: Посыл звука отрабатывается при помощи упражнения: «Бросить вдаль звуковой «мячик» на счет 5-8-10»; тренировка дыхания на скороговорке «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки…»; артикуляционные упражнения: произнесение сочетаний гласных и согласных звуков: и, э, а, о, у, ы; би, бэ, ба, бо, бу, бы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; биппи, бэппэ и др.

Итог:

владение силой произносимого звука

правильное дыхание при выразительном чтении

дикционная чистота произношения

Формы оценки результативности

выявление победителя конкурса «Как на горке, на пригорке…»

наблюдения педагогом за уровнем владения детьми силой произносимого звука

Тема 2. Средства выразительной речи


Теория: Интонация: Логическое ударение, сила звука, пауза, тембр голоса, темпо-ритм. Интонационное звучание (понятие о «подтексте»). Понятие о темпе и ритме. Совпадения и расхождения темпа и ритма художественном произведении.

Тренировка логического ударения и силы звука на материале скороговорок: «Бобр…», «Цапля…», «Карл…», «От топота копыт…».

Выразительное чтение по ролям басен И.А.Крылова (тембр голоса, подтекст). Упражнение: с помощью интонации убедить слушающих, что слон – большой, мышь – маленькая, торт – вкусный, горчица – горькая, картошка – горячая, вода – холодная и т.д.

Итог

Владение логическим ударением.

Выразительное чтение по ролям басен И.А.Крылова.

Формы оценки результативности

Наблюдение за кружковцами дает педагогу оценить и дальнейшем использовать индивидуальные данные каждого ребенка.

Обсуждение в коллективе успехов товарищей.


Тема 3. Чувство ритма, координация движений

Теория: Ритмическая основа музыкальных произведений (марш, вальс и др.)

Практика: Дирижирование в четвертях, (отхлопывание с выделением сильной доли такта).

Итог

Игра-упражнение: «Волшебная палочка» (передача палочки в заданном ритме).

Упражнение на внимание «Зеркало». Игра «Разведчики».

Формы оценки результативности

Наблюдения педагога позволяют проанализировать степень усвоения детьми пройденного материала.

Подведение итогов игры «Разведчики».

Тема 5. Развитие речи

Теория: Понятия о синонимах и антонимах, сравнении, эпитете.

Практика: Создание рассказа, логически связывающего 3 слова. Понятие о синонимах и антонимах. Подбор синонимичных и антонимичных пар. Упражнение подбери сравнение.

Словарный запас. Подбор определений к заданным словам.

Итог:

Задание: придумать предложение, состоящее из 5-7 слов, начинающихся на одну заданную букву.

Упражнение. «Рассказ по картинке». (Придумать рассказ, в котором в начале, в середине или в конце могла бы быть использована данная картинка в качестве иллюстрации), определение настроения персонажа картинки.

Составление рассказа, все слова в котором начинаются на заданную букву.

Анаграммы, метаграммы, лотагрифы.

Шарады. (Понятие и разыгрывание).

Составление рассказа с использованием сравнений

Выполнение заданий расширяет словарный запас детей, формирует умение логически выстроить свою речь, тренирует внимательность, сообразительность и фантазию.

Формы оценки результативности

анализ творческих работ учащихся педагогом

обсуждение наиболее удачных рассказов в коллективе

Тема 6. Раскрытие творческого потенциала учащихся

Теория: Образное видение. Искусство восприятия.

Практика: Игра «Море волнуется раз…» (задумать какое-либо растение, животное, предмет, литературного героя и «застынь», изображая задуманное. Водящий должен расколдовать игроков, т.е. отгадать изображенное).

Искусство восприятия.

Умение слушать, реакция (этюды).

Итог:

Разыгрывание этюдов позволяет ребенку проявить себя как режиссера, актера, учит взаимодействию на сценической площадке.

Формы оценки результативности

использование метода « незаконченный тезис»

Тема 7. Знакомство с секретами литературного творчества

Теория: Понятия о теме и идее произведения. Знакомство с законами стихосложения. Дальнейшее раскрытие понятий «рифма» и «ритм»

Практика: Анализ сказок К.Чуковского и С. Маршака. Создание собственных стихотворных миниатюр.

Итог: Создание собственных стихотворных миниатюр.

Формы оценки результативности

Анализ стихотворных миниатюр созданных воспитанниками.

Тема 8. Итоговое занятие. Беседа-анализ «Мои успехи».




Содержание 3 года обучения


Задачей третьего года обучения является обучение детей осознанному восприятию литературных произведений; работа над литературным материалом, чтецким мастерством (использование всех средств выразительности речи).

Дается представление о жанровых особенностях прозы, поэзии, басни. Учащиеся знакомятся с тремя типами речи: описанием, повествованием, рассуждением.

Понятие о монологе и диалоге.

Необходимо поговорить с ребятами и о природе юмора.


Тема 1. Секреты литературного творчества

Теория: Знакомство с основными элементами композиции произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Практика: Сочинение и разыгрывание сказок с использованием «пальчиковых» игрушек.

Итог: Разыгрывание придуманных сказок.

Формы оценки результативности:

Обсуждение разыгранных сказок.

Тема 2. Развитие речи.

Теория: Знакомство с тремя типами речи: описанием, повествованием, рассуждением.

Понятие о юморе.

Представление о том, над чем можно смеяться, а над чем нельзя.

Басня, особенности жанра. Мораль в басне.

Понятие о монологе и диалоге.

Знакомство с нормами русского литературного языка.

Практика: Чтение и обсуждение стихотворений из немецкого фольклора «Крысолов из Гамельна» и др.; басен Крылова, Лафонтена, Михалкова.

Чтение по ролям стихотворения «Телефон» К.Чуковского.

Итог. Создание ребенком определенного типа речи. Аргументированность утверждений.

Формы оценки результативности

Анализ созданных текстов как закрепление представлений о типах речи.

Тема 3. Раскрытие творческого потенциала.

Теория: Ассоциации.

Практика: Ассоциативное мышление.

Определение литературных героев через ассоциации.

Импровизация на указанную тему: слушание музыки, пантомима, рассказ.

Итог.

Упражнение на развитие фантазии. «Конкурс Мюнхаузенов».

Формы оценки результативности

Обсуждение в коллективе выполненных заданий.

Тема 4. Индивидуальная работа над выбранными стихотворениями.

Второе полугодие третьего года обучения занятия проходят по следующей схеме: Тренаж (скороговорки, упражнения на дыхание, координацию движений, ритмику) затем работаем над индивидуальными стихотворениями, выбранными учащимися для своего исполнения в течение первого полугодия. Работа над каждым стихотворением начинается с обсуждения темы, композиции, идеи стихотворения.

Итог: По программе работа завершается конкурсом на лучшее исполнение стихотворения.

Тема 5 .Техника речи.

Практика: Дальнейшее совершенствование дикционной чистоты произношения скороговорок, наращивание темпа, интонационное разнообразие актёрских задач.

Формы оценки результативности: Наблюдения педагога за дикционной чистотой исполнения произведений.

Тема 6: Итоговое занятие. Обсуждение исполнительского мастерства.

Формы оценки результативности

Участие в конкурсе дает возможность анализировать уровень чтецкого мастерства, владение интонационными средствами выразительности, степень осмысленности прочтения, умения «подать» себя, «взять» зрительный зал.

Тема 7: Итоговое занятие. Обсуждение исполнительского мастерства.

8. Методическое обеспечение программы


Программа «Художественное слово»

Словари русского языка

Разработки конкретных дел

Дидактический материал (наглядные пособия на различных носителях)


Материальное и ресурсное обеспечение программы


Просторный, светлый класс, удобные столы и стулья.

Аудиотехника, видеотехника.

Репродукции картин.

Аудиокассеты с записью музыкальных композиций.





Образцы детской литературы, которые используются на занятиях


Андерсен Г-Х. Огниво и другие сказки. – М., 2003.

Баруздин С. Прогулки по Петербургу. – М., 1993.

Барто А.Л. Игрушки. – М., 2005.

Заходер Б. Про всех на свете. – М., 2005.

Литература и фантазия. /сборник. – М., 1992.

Макин В. О серьезных пустяках, о словах-озорниках. – С-Пб., 1993.

Маршак С. Золотое колесо. – М., 1977.

Маршак С. Детки в клетке. М., 1996.

Мозаика. /сборник. – М., 1996.

Песня Победы. /сборник стихов. – Ленинград, 1985.

Пословицы, поговорки, потекши, скороговорки. /сборник. – Ярославль, 1996.

Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. М., 1985.

Расскажи стихи руками. /сборник. – М., 1992

Сатир Г. Твой букварь. – М., 2004.

Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. – С-Пб., 1994.

Стихи о Петербурге для детей. /сборник. С-Пб., 1994.

Успенский Э. Общее собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес. – С-Пб., 1993.

Хармс Д. Пир на улице. – С-Пб., 1992.

Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С-Пб., 1996.

. Черный С. Что кому нравится. М., 1993

Чуковский К.И. Сказки. – Московская область, город Балашиха, 2002

Архив образцов художественного чтения. Уникальные записи авторского исполнения Ахматовой, Блока, Есенина и других поэтов. Записи мастеров эстрады - И.Андронникова, Н. Журавлёва и др. - http://gold.stihophone.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:


Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. –М., 1987.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения.-М., 1991.

Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся.-М., 1983.

Лобановская З.Д. Радость познания.-С.Петербург.,1993.

Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.-С.Петербург., 1991.

Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985.

Скаткин М.М. Школа и всестороннее развитие детей.-М., 1980.

Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе.-С.Петербург.,1994.

Суркина Е.С. Совершенствование техники речи – важнейшее условие выразительного чтения.-М.,1968.

Теория и практика сценической речи. - Л.,1985.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ


1. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования.—

М., 2003.

2. Волкова В. Без слова нет мысли. (Обогащение словарного запаса учащихся). – Народное образование. – 1965. - № 4.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

4. Денисюк А.С. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения. – Киев, 1971.

5. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога.—

С—Петербург, 2004.

6. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов./ под ред. О.Е.Лебедева. — М., 2000.

7.Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. – М., 1987.

8.Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. – М., 1987.

9. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.

11. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

12. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся. – Русский язык в школе. - № 4. – 1985.

14. Методические рекомендации по развитию речи учащихся I-IV классов. – М., 1984.

15. Политова А.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М., 1984.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся.

1-4 класс


Русские народные пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, считалки,

загадки

Русские народные сказки

Русские былины

Легенды и мифы Древней Греции (под ред. Н. Куна)

Эзоп. Жизнеописание. Басни

Басни Бабрия, Лафонтена, Тредиаковского, Крылова, Михалкова, Кривина

Братья Гримм. Сказки

В. Гауф. Сказки

Ш. Перро. Сказки

Г.-Х. Андерсен. Сказки

А.С.Пушкин. Сказки. Поэзия. Поэмы. Повести

М.Ю.Лермонтов. Поэзия. Ашик-Кериб. Песня про купца Калашникова

Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность

С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука

Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы

А.Н. Толстой. Детство Никиты

П. Бажов. Малахитовая шкатулка

Тютчев Ф.И. Стихи

Чехов А.П. Рассказы

Л. Чарская. Рассказы для детей

К. Паустовский. Стальное колечко

Ю. Олеша. Три толстяка

А. Волков. Волшебник изумрудного города

Н. Носов. Незнайка и его друзья

Поэзия С. Маршака, В.Берестова, А.Барто, С.Михалкова, К.Чуковского, Д.

Хармса, Ю. Мориц, Л. Квитко, В. Дриза, Г. Сапгира, А. Кушнера, Г. Остера

Э. Успенский. Чебурашка

А. Милн. Винни-Пух и все, все, все

А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино

Дж. Свифт. Приключения Гулливера

Р.-Э. Распе. Барон Мюнхгаузен

Пивоварова И. Рассказы

Черный С. Детский остров

Аверченко А. Юмористические рассказы

Р. Киплинг. Маугли. Сказки, поэзия

Ф. Бернет. Приключения маленького лорда Фаунтлероя

Д. Барри. Питер Пэн

М. Твен. Принц и нищий. Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна

А. Сент-Экзюпери. Маленький принц

М. Додж. Серебряные коньки

Ч. Диккенс. Рождественские рассказы

В. Каверин. Два капитана

В. Драгунский. Денискины рассказы

Теффи Н. Юмористические рассказы

Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки. Кондуит и Швамбрания

А. Гайдар. Повести и рассказы

В. Катаев. Белеет парус одинокий

Поэзия Великой Отечественной войны

Б. Шергин. Поморские были

Б. Житков. Что бывало. Рассказы

А. Грин. Алые паруса. Рассказы

Ф. Искандер. Дерево детства


5-8 класс


А.С.Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Повести Белкина. Пиковая дама

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени

Н.В.Гоголь. Мёртвые души. Петербургские повести. Шинель. Вечера на

хуторе близ Диканьки.

Поэзия Ломоносова, Державина, Радищева, Жуковского, Некрасова,

Жемчужникова, Тютчева, Фета, Баратынского

М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Сказки. Господа Головлёвы

Н.С.Лесков. Левша. Тупейный художник

А.П.Чехов. Рассказы

А.Аверченко. Юмористические рассказы

М.Зощенко. Юмористические рассказы

Н.Тэффи. Юмористические рассказы

Поэзия Серебряного века. В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О.

Мандельштам, А. Белый, А. Ахматова, В. Ходасевич, Д. Мережковский

Поэзия Блока, Есенина, Маяковского

В.М.Шукшин Рассказы

Прозаические произведения о Великой отечественной войне Б. Горбатова, Э. Казакевича, А. Бек, В. Некрасова, В. Быкова, Ю. Бондарева, В.Богомолова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В. Васильева

А.Твардовский. Василий Тёркин. За далью даль

В. Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матёрой. Живи и помни

А.Дюма. Три мушкетера

Э.-Т.-А. Гофман. «Золотой горшок». «Кавалер Глюк»





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Введение.

Тема 1.1. Актер и роли. Драматургия. Понятия жанра и стиля. Драма, комедия, трагедия.

Играя (исполняя) роль в спектакле, актер создает сценический образ, раскрывая духовный мир своего героя. Действуя от лица персонажа, актер «присваивает» его характер, мысли, поступки и переживания на время спектакля.

Актерское исполнительское искусство, как и искусство театра, имеет многовековую историю. На протяжении длительного времени актерское искусство претерпело значительные изменения. Если в Древней Греции актеры непременно лицедействовали в масках и на котурнах, то сегодняшних героев порой не отличишь от обычных людей из сегодняшней жизни.

Значительным, переломным моментом для актерского искусства и для всего театра стало учение великого русского режиссера, основателя Московского художественного общедоступного театра К.С.Станиславского. Именно на его теорию опираются и многие современные актерские школы.

Литературные произведения, созданные для представления на сцене, называются пьесами. По характеру сюжета пьесы делятся на трагедии, комедии и драмы.


Раздел: «Словесное действие»

Тема 1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Упражнения на гласные и согласные. Скороговорки. Речевой тренинг.

Одновременно с приобретением навыков действия словом необходимо уделить внимание технике речи, вводя в каждый урок элементы речевого тренинга. Делать это нужно регулярно, отводя на комплекс упражнений от 10 до 30 минут от всего урока. Начинать следует с дыхательной и артикуляционной гимнастики, которая должна стать обязательным правилом как вначале каждого занятия, так и перед сценическими показами.

Упражнения дыхательной гимнастики:

«Вдох-выдох». Поднимая руки вверх над головой, делаем вдох, опуская вниз, – выдох. Дышим ровно и глубоко.

В положении стоя руки сплести на затылке. На медленном вдохе носом напрячь руки, плечи, шею. Резко расслабиться.

Закрыть правую ноздрю, вдохнуть левой. Закрыть левую, выдохнуть правой и т.д.

Положить ладони на нижнюю часть грудной клетки и сделать несколько спокойных выдохов и вдохов. Почувствовать движение ребер.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

Вытянуть губы трубочкой («хоботком») вперед, затем растянуть в улыбку. Делать на вдох и выдох.

2. Губы «хоботком» тянуть наверх, затем – вернуться на исходное положение. Вниз - на исходное положение. Вправо - на исходное положение. Влево – на исходное положение.

3. Губами, вытянутыми в трубочку («хоботком») рисуем круги вправо и влево.

4. Кончиком языка массируем твердое небо.

5. Пощелкать языком, издавая более высокие и низкие щелчки.

Упражнения на гласные и согласные:

Произносим на дыхании несколько раз

И-Э-А-О-У-Ы; Е-Я-Е

Произносим парные глухие, звонкие и отдельные звуки:

П-Б; Ф-В; Т-Д; К-Г; С-З; Ш-Ж, М, Н, Р, Л, Ц, Ч, Щ

3.Произносим слоги и сочетания слогов:

ПИ-БИ; ПЭ-БЭ; ПА-БА; ПО-БО; ПУ-БУ; ПЫ-БЫ; ПЕ-БЕ; ПЯ-БЯ; ПЕ-БЕ; ПЮ-БЮ; БИП, БЭП, БАП, БОП, БУП; БИППИ, БЭППЭ, БАППА, БУППУ…

БИ-БИТЬ, ПИ-ПИТЬ;

БЭ-БЭТТИ, ПЭ-ПЭР;

БА-БАР, ПА-ПАР;

БО-БОРТ;

ПО-ПОРТ;

БУ-БУХ, ПУ-ПУХ;

БЫ-БЫЛЬ, ПЫ-ПЫЛЬ;

ВЗРВИ-ВЗРВЭ-ВЗРВА-ВЗРВО-ВЗРВУ-ВЗРВЫ;

ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;

ЛНЭ-ЛНА-ЛНО-ЛНУ-ЛНЫ…

Скороговорки:

От топыта копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала,

да не выболтала.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру, Лавру на Фрола наврет.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Отрабатывать на скороговорках дикционную четкость сначала в среднем темпе, потом в ускоренном и замедленном.


Тема 2. Словесное действие. Скороговорки в действии. Диалог.

Действовать словом – активно хотеть, добиваться чего-либо от партнера или партнеров. Словесные действия, направленные на партнера, бывают самыми разными и могут иметь массу смысловых оттенков.

Добиваемся чего-либо разными способами:

- просим, приказываем, требуем, угрожаем.

Общаясь, мы, как правило:

- спорим, соглашаемся, оцениваем, упрекаем, намекаем, объясняем, удивляем.

Осваивать действие словом надо с самых простых действий с минимумом слов, например:

- позвать (подругу, которая находится далеко);

- попросить (дать почитать книгу, или переписать задание на дом);

- приказать (собаке не лаять на гостя);

- упрекать (приятеля, который скрыл от тебя важную информацию).

Общаясь, люди вступают в диалог. В качестве тренирующих диалогов используем скороговорки. Например:

Давай скороговорочки перескороговорим, перевыскороговорим.

Но все скороговрки не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить.

Но все скороговорки не перескороговорить, перевыскороговорить.

Каждый участник в игре-диалоге должен отстаивать свою точку зрения, убеждать, настаивать, требовать и т.д.


Тема 3. Этюды на словесное действие. Характер персонажа в общении.

Продолжаем изучать поведение людей в различных предлагаемых обстоятельствах. Обращаем внимание на то, что на поведение человека оказывают влияние не только обстоятельства. Особенности личности, влияющие на поведение человека, называются характером. У каждого человека свой особенный характер. Можно быть общительным или замкнутым, ласковым или колючим, обидчивым, смешливым, гордым или неуверенным в себе и т.д.

«Какой я?», «Что я знаю про себя»? « Каким меня видят друзья и знакомые?» Эти вопросы каждый человек может задавать себе на протяжении всей жизни…

Продолжаем работу над этюдами на новом этапе, формируя навык действия словом и проявляя характер персонажа в общении.


Тема 4. Элементы пластического тренинга. Координация действия и слова.

Умение владеть своим телом – необходимое качество каждого актера. Конкретность и точность движения, правильность распределения мышечных усилий, ритмичность и музыкальность развивает и тренирует комплекс различных упражнений, который является основой пластического тренинга.

«Ветряная мельница». Дети встают в линию в шахматном порядке или в полукруг на ширине вытянутой руки друг от друга. Ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх, кулаки сжаты. Делать круговые вращения руками, постепенно увеличивая скорость.

«Пружина». Прямые руки вытянуты в стороны – наверх, ладонями выше плеч. Резкими пружинящими движениями выбрасывать руки назад.

«Миксер». Прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Делаем круговые вращения на себя только кулаками, затем подключаем вращение локтями, затем – плечевые суставы. Упражнение можно делать в противоположную сторону.

«Броуновское движение». Учащиеся равномерно распределяются по залу. По команде все двигаются в спокойном темпе, не сталкиваясь друг с другом. Следующая команда преподавателя меняет скорость движения детей.

«Различные виды падений». При падении особенно надо беречь голову, крестец, колени и локти. Падать следует только на мягкие части тела. Отрабатывая сценические падения необходимо при помощи матов.

«Кенгуру». Ноги на ширине плеч, корпус прямой, руки сложены на груди. Присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть как можно дальше, не меняя положения рук.

«Лягушка». Согнув колени, наклонить туловище вперед таким образом, чтобы колени достали до плеч, голову наклонить, руки вытянуть вперед. Оттолкнувшись двумя ногами, прыгнуть на руки таким образом, чтобы ноги опустились позже рук, затем - перейти в исходное положение.

Координация движения и слова.

Простейшие попевки, речевки, потешки и поговорки ритмично произносим, делая четкие ритмичные движения, постепенно увеличивая скорость.

Например: «Баба сеяла горох, прыг-скок».

Слоги «ба-ба» отбиваем ладонями хлопками перед собой.

Слоги «се» и «я» ладонями по бедрам поочередно.

Слоги «ла» и «го» - опять хлопками.

Слог «рох» - обеими ладонями по бедрам.

«Прыг» - присесть, готовясь к прыжку.

«Скок» - прыгнуть.


Тема 5. Образность и характерность в пластике. Этюды на характер и характерность.

Если характер - совокупность черт человека, которая отражается на его поведении и проявляется в общении, то характерность – какая-то одна яркая, внешняя особенность. Например, человек сильно сутулится или слегка прихрамывает; может быть, он плохо слышит, и поэтому как-то по-особенному дергает головой, когда прислушивается к собеседнику или говорит на том диалекте, где родился, – «окает», или «гэкает». Если мы представим себе, портреты сказочных персонажей, то вспомним, что у Буратино был длинный-предлинный нос, потому что деревянный мальчик был очень любопытным, а у Бабы-Яги нос тоже большой, но страшный, и она им все время принюхивается, а у гоблинов - огромные уши… Иногда люди бывают похожими на животных из-за какой-то внешней характерности, например, про человека говорят, что он надулся, как индюк, если этот человек большой и важный или ходит, как гусыня, если при походке тянется и подергивается шея.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей и в животных в пластических этюдах под музыку.


Тема 6. Этюды на сказочный сюжет.

«Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обыденным и необычайным». (А.Блок)

Жанр сказки наиболее близок и понятен детям. Приступая к этюдам на сказочный сюжет или к работе над инсценировкой небольшой сказки, интересуемся:

Какие сказочные истории и сказочные персонажи интересны учащимся и почему?

Каких сказочных героев им хотелось бы сыграть?

В каких предлагаемых обстоятельствах оказались эти герои?

Каковы основные черты характера героя?

Какая главная мысль этой сказки? Про что она?

В работе над сказочной историей используем и развиваем и навыки действия словом, взаимодействия с партнером, развиваем образность и характерность в пластике, проявляем и тренируем фантазию.

На итоговый показ выносится сценическая композиция по этюдам на сказочный сюжет или мини-спектакль.



Раздел: «Работа над ролью в отрывке»

Тема 1. Разбор драматургического материала. Сквозное действие. Контрдействие. Конфликт. Сверхзадача.

«Сначала идет чтение пьесы, разбор ее с литературной и художественной стороны, выяснение общего характера пьесы и ее настроения. Затем мы переходим к отдельным лицам, к отдельным образам, постепенно изучаем их, разбираемся в их чувствах и характерах; постепенное углубление в это изучение и есть работа над созданием образа». (Е.Б.Вахтангов)

Выбирая отрывок из драматургического произведения или инсценировку литературного произведения, прежде всего, необходимо познакомить детей с произведением в целом.

Анализируя драматургический (литературный) материал, следует задать учащимся следующие вопросы:

Каких героев следует считать главными, каких второстепенными?

К чему стремятся главные герои? Каковы их поступки?

Какие препятствия возникают на пути героев к достижению цели?

Кто из героев вызывает сочувствие, сострадание, симпатию, а кто – антипатию, неприязнь, и почему?

С кем из персонажей себя ассоциируют и соотносят учащиеся и чью жизнь хотели бы прожить?

Какое главное событие произведения, влияющее на ход всей пьесы?

О чем это произведение и какова его главная мысль?

На этом этапе можно начать знакомство учащихся с учением К.С.Станиславского о сверхзадаче, как главной цели существования исполнителя в обстоятельствах пьесы, роли и сквозном действии, как ступеням к выполнению сверхзадачи артиста-роли. При разборе отрывка вместе с учащимися также при помощи наводящих вопросов нужно определить главное событие отрывка, основной конфликт, сквозное действие, контрдействие.

В качестве домашней и самостоятельной работы учащимся дается задание изучить литературу об авторе произведения, о времени и месте действия, найти и проанализировать иллюстративный материал. В этот период важно привить учащимся навыки грамотной работы над текстом и стремление к самостоятельному изучению и осмыслению драматургических и литературных произведений.




Тема 2. Актерские задачи. Второй план. Подтекст. Внутренний монолог.

Действуя в предлагаемых обстоятельствах, актер выполняет задачи, поставленные перед ним режиссером. Актерские задачи определяются на стадии разбора (анализа) пьесы в так называемый «застольный» период. Во время сценических репетиций эти задачи уточняются.

В процессе работы над ролью, выстраивая линию поведения персонажа и логику его поступков, обращаем внимание учащихся на то, что у поступков бывают скрытые мотивы, и часто человек говорит не то, что думает. И помимо мыслей вслух, существуют мысли, которые мы обдумываем, не высказывая.

«Если кто-нибудь спрашивает у вас, который час, он этот вопрос может задать при различных обстоятельствах с различными интонациями. Тот, который спрашивает, может быть не хочет…знать, который час, но он хочет, например, дать вам понять, что вы слишком засиделись и что уже поздно или, например, вы ждете доктора, и каждая минута…дорога… Необходимо искать подтекст каждой фразы». (Е.Б.Вахтангов)

Анализируя текст пьесы, определяя сквозное действие, подводим учащихся к тому, что у текста бывает подтекст, а у роли – второй план и внутренний монолог.


Тема 3.Замысел отрывка. Этюды по событиям отрывка.

«Режиссер – это, прежде всего, точка зрения». (К.Чапек)

Выбрав отрывок из пьесы или сцену из литературного произведения, построенную на диалогах, где есть начало, развитие, ключевое событие и некая условная завершенность, приступаем к работе над этой сценой или отрывком. Для начала следует решить, что отрывок – это целая история или спектакль в миниатюре. Как и спектакль, отрывок (сцена) требует режиссерского замысла и решения. На этом этапе учащимся надо дать почувствовать себя не только актерами, но и режиссерами своего отрывка (сцены), проявить фантазию, интеллект и найти свою «точку зрения».

Формируя режиссерский замысел, следует ответить на ряд вопросов:

Где происходит действие отрывка (сцены)? (В какой-то конкретной стране, городе, в доме, в квартире, в лесу, в школе, в кафе и т.д.)

Когда это происходит? (В каком веке, году, времени года, месяце).

Что происходит в отрывке (сцене)?

Кто действует в отрывке (сцене)?

К чему стремятся действующие лица? Чего они добиваются?

Какие препятствия стоят на пути героя (героев) к цели?

О чем этот отрывок (сцена)?

Какое главное событие отрывка (сцены)?

Есть ли еще события, и какие?

На «подступах» к освоению роли делаем этюды по событиям отрывка на тему: «Что бы я дела в подобной ситуации», ведем поиск оценок и органичности поведения.


Тема 4. Работа над ролью в отрывке из драматургического произведения. Репетиции.

Работа над ролью в отрывке начинается уже на стадии разбора. На этапе работы над этюдами по событиям отрывка «фиксируются» интересные «оценки» и другие находки. Когда материал «размят», определены сквозное действие, конфликт, актерские задачи, есть образное и пространственное решение сцены, переходим к репетициям.

Репетиция (от лат. repetite – повторение) – основная форма работы по созданию спектакля. В процессе репетиций постепенно появляются зримые очертания сцены, ее нерв и темпо-ритм.


Тема 5. Комплексный актерский тренинг.

Комплексный актерский тренинг должен быть неотъемлемой частью практически каждого занятия по программе «Театральное творчество». Комплексный актерский тренинг включает в себя:

элементы дыхательной гимнастики;

элементы артикуляционной гимнастики;

упражнения на преодоление мышечного зажима;

упражнения на координацию в пространстве;

элементы пластического тренинга;

элементы речевого тренинга;

театральные игры;

упражнения на сценическое внимание, память, воображение и взаимодействие с партнером.

Преподаватель составляет различные комбинации из наиболее эффективных упражнений по освоению актерской техники из пройденного материала и включает тренинги в начало каждого урока. Длительность тренингов - 10-15 минут.


Тема 6. Декорации, костюмы, реквизит.

Декорации, костюмы и реквизит создают художественное оформление спектакля и являются его неотъемлемой частью.

В профессиональном театре эскизы декораций, костюмов и реквизита создает художник-постановщик в соответствии с замыслом режиссера. Иногда эту работу делят между собой художник по сценографии и художник по костюмам. Затем задуманное художником (художниками) воплощается в постановочных театральных мастерских под авторским надзором.

В детском театральном коллективе художественное оформление спектакля ложится порой непосильным грузом на плечи руководителя этого коллектива, который он пытается разделить с родителями участников спектакля и администрацией образовательной организации.

Чтобы работа над художественным оформлением спектакля превратилась в увлекательное интересное дело, надо привлечь на начальном этапе всех потенциальных участников (учащихся, родителей, администрацию) и увлечь их творческой составляющей этой работы, то есть самим замыслом спектакля или сформировать этот замысел сообща. Желательно, чтобы в образовательной организации были некие базовые составляющие декораций (театральные ширмы, кубы, большие картонные коробки), костюмов (трико, платья, фраки, плащи, накидки и т.д.). Необходимые детали костюма и реквизит учащиеся могут сделать самостоятельно или с помощью родителей: обклеив упаковочную коробку разноцветной бумагой, украсив лентами и пуговицами, превратить ее в королевскую шкатулку: из полиэтиленовых салфеток или скатерти под «кружево» смастерить воротник королевского платья, украсить накладными деталями обычную обувь и т.д.

Важно, чтобы все компоненты спектакля работали на создание единого образа и были едины по стилю.


Тема 7. Музыкальное и звуковое оформление отрывка.

Музыкальное оформление исполняемого произведения и его звуковая и шумовая партитура рождаются, как правило, во время репетиций. К этой работе также необходимо подключать участников спектакля, фантазируя и обсуждая различные варианты уже на этапе замысла спектакля. Например, во время «застольного» периода задать учащимся вопросы:

Какие важные события пьесы должны быть озвучены музыкальным сопровождением?

Что должна выражать музыка в той, или иной сцене? Какие чувства героев она должна передавать, и какие чувства музыка должна вызывать у зрителей?


Какая музыка наиболее подходит по стилю – классическая, народная инструментальная, вокальная, народные песни, джаз, рок, современные течения?

Будет ли в спектакле звучать какая-либо главная музыкальная тема, и что она должна выражать? Какой по стилю хотелось бы услышать эту тему?

Где можно использовать шумовую партитуру? (Шум дождя, вой ветра, звуки грома, пение птиц и т.д.).

Какое событие может быть озвучено дополнительно, и каким образом? (Звук падающей посуды, скрежет, стук, топот и т.д.).

Необходимо подвести учащихся к мысли о том, что музыка и звуковое оформление создают особое настроение, атмосферу спектакля.

Кто-то из участников спектакля может принести прослушать наиболее подходящую к спектаклю музыку и варианты шума дождя, кто-то, не участвующий в конкретной сцене, может помогать преподавателю-режиссеру вовремя «подавать» эту тему, включая и выключая в нужный момент аппаратуру (CD-проигрыватель) и т.д. Важно, чтобы все участники спектакля были причастны к процессу создания музыкального, шумового и звукового оформления.


Тема 8. Репетиции.

Весь репетиционный период условно следует разделить на несколько этапов, помимо «застольного периода»:

рабочий репетиционный период в классе с выгородкой:

репетиции на сцене, частично с декорациями и костюмами (прогоны);

технические репетиции (установка декораций, света, звуковой аппаратуры, примерка костюмов и т.д.);

монтировочные репетиции (если перестановки элементов декораций, мебели происходят с участием актеров);

генеральная репетиция при полном музыкальном, звуковом, шумовом и художественном оформлении.

41


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.