Обучение написанию сочинения как способ формирования познавательных компетенций на уроках русского языка в начальной школе

6
1
Материал опубликован 25 May 2021 в группе

Обучение написанию сочинения как способ формирования познавательных компетенций на уроках русского языка в начальной школе.

Цель: Формирование познавательных компетенций на уроке русского языка на примере работы над сочинением ( текстом) в начальной школе на уроках русского языка.

Проблема и актуальность.

Со времён Сократа и его учеников Платона и Аристотеля особое внимание уделялась умению красиво говорить. «Заговори, чтобы я тебя увидел»- обращался Сократ к своим собеседникам.

Как цветы, раскрываются наши дети, когда пишут сочинение. Сочинение - один из самых сложных видов работы, как для младших школьников, так и для старшего и среднего звена. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что «они трудны», а «главное не пригодятся в будущем». Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение. Любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех человека во многом зависит от умения создавать связный текст.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Задачи: 1.Анализ теоретических основ методики работы над сочинением.

Установить взаимосвязь между ууд и метапредметными компетенциями.

Рассмотреть и обосновать систему работы над сочинением как один из способов формирования познавательных компетенций.

Гипотеза: При работе над сочинением происходит формирование познавательных компетенций.

Предмет – Сочинение

Объект - Процесс формирования познавательных компетенций при работе над сочинением.

Развитие связной речи учащихся, написание сочинений разных жанров выделено в самостоятельный раздел методики преподавания русского языка с начала ХХ века.

В настоящее время существует несколько точек зрения на понятие «школьное сочинение».

Д.Н.Ушаков, Т.ФЕфремова, Моисеева А. И. рассматривают сочинение как один из видов обучения письменной речи.(с небольшими различиями- самостоятельный вид работы,)

Учёные- методисты Ладыженская, А.Д. Алфёров, В.А. Никольский указывает на то, что работа над сочинением – это наиболее сложный вид деятельности. А. А.В. Текучев подчёркивает творческий характер данной деятельности.

НО моя задача не пересказать вам методику работы над сочинением, а показать как ,объединяя современность и классику, достичь более высокого результата.

В настоящее время особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС от 31.12.2015г. № 1576) уделено метапредметным компетенциям, которые включают универсальные действия. Таким образом, школа в настоящее время должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».



Оранжевый фонарик,

На дереве горит,

И ароматом сладостным,

К себе тот фрукт манит!

АПЕЛЬСИН- При чем тут апельсин?

Исходя из своего опыта у каждого возникли определённые эмоции. Но тем не менее каждый знает, что для того чтобы его попробовать нужно, с ним провести определённые манипуляции

Вот на примере АПЕЛЬСИНА Я ХОЧУ ВАМ, не вызывая оскомины.,напомнить про УУД И МП и показать их взаимосвязь.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты ( регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные)образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает определенные требования к метапредметным результатам в начальной школе. Этот список значительно расширяется для среднего и старшего звена.

Метапредметные результаты обучения связаны с формированием и развитием УУД.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».

Естественно, сразу ничего не формируется. Лев Семёнович Выготский выделил 4 этапа, которые должен пройти ребёнок, при формировании УУД. Кому интересно, я могу познакомить индивидуально.

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности

А теперь вернёмся к апельсинам, «Образное изложение делает предмет речи видным.»


Марк Туллий Цицерон



На уроках мы путем практических упражнений осваиваем способ получения желаемого результата( Пробуем его скушать сразу, чистим и сравниваем -учимся «пользоваться» апельсином ) В результате практики получаем определённый результат. У кого -то получается сразу, а кому- то приходится повозиться. Но рано или поздно каждый получает возможность отведать сочную сладкую мякоть этого фрукта. Процесс постижения способа получения желаемого результата – это и есть- формирование ууд.

Любой опыт, полученный через свои положительные эмоции, закрепляется и формируется в устойчивый навык. Пробуя применять полученные навыки на различных предметах, мы формируем универсальные учебные действия, которые можно применить при знакомстве с любым предметом.

Таким образом, приобретается компетенция в данном вопросе. И уже в следующий раз, при виде любого предмета каждый знает, что нужно с ним делать. В результате развития УУД происходит формирование метопредметных компетенций.


- Компетенция (от лат.competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

- Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность — уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [9, с. 27]

Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды. Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач. (Пляскина С. А. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 937-939. — URL https://moluch.ru/archive/132/36984/ (дата обращения: 05.06.2018).)

Недаром у всех на устах анекдот о том, что придя в ВУЗ студенту – первокурснику предлагается забыть, всё, чему учили в школе. На заводах и предприятиях- советуюТ "Забудьте то, чему вас учили в университете". Все равно это не имеет ничего общего с практикой жизни.

Овладение ключевыми компетенциями, составляет основу умения учиться, способность организовать свою познавательную деятельность .

Я надеюсь, что теперь ни у кого не осталось вопросов по ууд и мп.

А теперь вернемся к нашей практике жизни. Непосредственно к русскому языку.

Русский язык настолько богат, что нет таких цветов, звуков и образов, которые не по силам ему было бы описать и выразить.


НА своих уроках мы стараемся обогатить и расширить словарный запас наших учеников. Научить их слушать и слышать слова, передавать свои эмоции, делиться ими.



Формирование метапредметных компетенций ориентировано на повышение общей культуры, культуры работы с информацией, диагностику, коррекцию и развитие познавательных процессов как психологического сопровождения формирования исследовательской деятельности, умения как творческого процесса, на саморазвитие ученика



Существует много различных видов деятельности для развития и формирования УУД.

Сегодня я хочу показать , как мы работаем над формированием УУД на уроках русского языка на примере работы над сочинением.

В самом слове «сочинение» слышится древне – русский корень – ЧИНЪ- Что обозначает порядок. Приведение мыслей в порядок

Хочется отметить, что сочинение мы пишем только в классе, чтобы исключить

« помощь» родителей. Иногда даются домашние сочинения, но с оговоркой, что родители прикладывают своё творчество.

Подготовительная работа над сочинением начинается уже в первом классе

- На первых неделях родители записывают рассказы детей о школьном дне.

- Составление предложений по картинкам и опорным словам

- составление устных рассказов

-Подготовка сообщений по определённой тематике

- Написание отзывов по экскурсии. На начальном этапе записывают родители.

- Написание текстов - миниатюр

- Сочинение докучных сказок, загадок.

- Рисование словами( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МУЗЫКИ, СТИХОВ)

- Различные виды пересказов

- Поиск синонимов, антонимов

- Знакомство с многозначными словами. Работа с ними в художественных текстах.

Работа продолжатся и во втором классе.

Помимо вышеперечисленных видов работы включается

- Устное описание картины

- Знакомство со стилями речи

- написание сочинений по картине

- написание сочинений на основе своих наблюдений

- Сочинение с элементами описания

- Написание отзыва на кукольный спектакль

-Написание сказок

- Редактирование текстов.

- Ассоциативный словарь

В третьем и четвёртом классах продолжается аналогичная работа на более высоком уровне.



ПО итогам написания сочинения проходит работа над ошибками.

В первом ,втором классе совместно с учителем. При необходимости никто не отменяет помощь учителя и в 3-4 классах.

В основе нашей работе лежит классификация УУД А.Г. Асмолова.

(« Как пректировать УУД в начальной школе» М. « Просвещение.2010.стр. 28-31 под редакцией А.Г. Асмолова





Анализ сочинений .


Постановка и решение проблемы.

Р1

уровень

Поиск и выделение информации из различных источников.

Р2

уровень

Ориентировка в различных способах решения задачи и выбор наиболее эффективного в зависимости от конкретных условий. Р4

уровень

Переработка полученной информации

Р3

уровень

Выдвижение гипотез и их обоснование Р5

уровень


Постановка и формулирование проблемы

Создание способов решения проблем творческого характера

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


Извлечение необходимой информации.

Определение основной и второстепенной информации




Выбор наиболее эффективных способов решения задач

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)


Установление причинно- следственных связей.


Умение осознано строить речевые высказывания в устной и письменной форме.


ВЫдвижение гипотез и их обоснование.


Ученик 1

2

3

3

в

3

2



в

3

3

3

3

в

3

в

3

в

Ученик 2( Проблема с постановкой цели. Когда он осознаёт, работа двигается). Могут возникнуть проблемы с установлением причинно-следственных связей.

1

2

1

н

2

2



с

2

3

3

3

в

3

в

3

в

Ученик 3Осознаёт что нужно сделать, но как??? Осознав, составляет и записывает предлож

3

2

3

в

2

1



н

2

2

3

2

с

2

в

2



н

- необходимо продолжить работу







возник

Риск возникновения проблемы








0б.- Не соответствует установленному критерию

1б.- 50% выполнения критерия

2б.- в тексте допускаются неточности, существенно не влияющие на понимания задания.

3б.- задание полностью соответствует установленному критерию.

Система оценивания 4бал, т.к она уже адаптирована в старшем и среднем звене нашей гимназии.



Сложность состоит в том, что общих критериев для оценивания данного вида работы в начальной школе нет. Мы работаем над данной проблемой. Разрабатываем и обговариваем критерии в параллели классов, выносим их на обсуждение ИПК( инновационо- педагогического коллектива), а затем она вносится в КЭМ( комплекс электронных модулей).

Прорабатывая таким образом критерии, мы уходим от субъективного оценивания работы. Проанализировав степень сформированности УУД, мы можем говорить и о сформированности МП компетенций.

Уровни.

3б- 100% высокий

2б.- 67% средний

1б.- 33% низкий

Общая работа. Количество набранных баллов : на мах кол* 100%.



Уровень

Процент

Отметка

Высокий

90-100

5

средний

71-89

4

средний

50-70

3

средний

40-49

2

низкий

Менее 39

Любой вид деятельности планируется , исходя из критериев и уровня развития каждого ученика.

Трудности в таком виде работы- количество учеников.



Сейчас мы с вами ещё раз рассмотрим картину И.И. Шишкина « Рожь».

Фронтальная беседа. Знакомство с автором.

Высказывание предположения, что может быть нарисовано на картине с таким названием

Демонстрация картины. Что не ожидали увидеть? Почему? А как вы думаете для чего здесь сосны?

Группы 1г Выделение микротем . Подготовка разная. В зависимости от цели формируются группы. Иногда по желанию, иногда по воле учителя.

- Выделение микротем ( Сосны, небо, поле, дорога, полевые цветы, ласточки, настроение, солнечный свет, облака) разноуровневые можно: из текста или самостоят.

Р1 Постановка проблемы, выделение и формулирование цели

Р2 извлечение необходимой информации, выделение главной и второстеп

Р3 оценка результатов

Р4 Анализ объектов установление причинно- следств связей

2гр. - подбор синонимов к слову Ху

дожник , картина, нарисовать.

Художник, мастер, график, живописец, Виртуоз,Мастер кисти, Портретист, Искусник, Пейзажист,творец, создатель полотна, автор картины

Картина- полотно, произведение, шедевр, репродукция, холст, пейзаж, холст

Изобразил – Нарисовал, запечатлел, волотил свой замысел, нарисовал, показал, передал., написал.

Р2 Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска,в т.ч. с помощью интернета или словарей.

Р1 создание способов решения проблем творческого и поиского характера

Р2 Понимание и адекватная оценка средств массовой информации.

Р3 оценка результатов



3гр. – формировались УУД на данном этапе

Раздать классификацию.

4гр- Найти из текстов описание сосен.

Р2 Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска,в т.ч. с помощью интернета или словарей

Р2 извлечение необходимой информации, выделение главной и второстеп

Р3 оценка результатов

Р4 Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.



5гр. Редактирование текстов

Р1 Постановка проблемы, выделение и формулирование цели

Р2. извлечение необходимой информации, выделение главной и второстеп

Р4. Анализ объектов установление причинно- следств связей

Р4 Синтез как составление целого из частей.

Р3 оценка результатов

Шишкин Андрей Иванович, знаменитый русский художник. Шишкин обладал феноменальным талантом и мог передавать настроение через холст. Одним из таких примеров- картина «Рожь». Картина была написана Иваном Ивановичем в середине лета 1878 года.

В данном картине изображено самое драгоценное богатство русской земли – это рожь. Благодаря ей, у людей был на столе пахучий, пышный хлеб. Именно Шишкин давал людям силу и энергию для дальнейшей работы.

На картине изображена ветреная неспокойная природа. На первом плане мы видим огромное поле золотистой ржи. Зерно в колосьях уже созрело и от своей тяжести преклоняются к земле. По всему полю разбросаны, как синие бусы, цветки необычайно красивых васильков.  Они как звездочки на небе сверкают в поле.

В средине самого поля идет извилистая проселочная дорога. Она извивается как уж, и уходит глубоко в поле, к горизонту. По этой дороге ездят не часто, так как дорога на половину покрыта темно-зеленой травой, местами виднеются белоснежные полевые ромашки.

По самому полю, стоят высокие ели. Они как-будто стражи этого поля. Шишкин очень часто изображал в своих картинах сосны и ели. Он считал их особым оберегом и символом русской земли.

По правую сторону картины стоит самая высокая и пышная ель. Она как стража, не дает пройти никому. Все должны обратить на нее внимания. Есть такие деревья, у которых половина ствола голая. Так ели уходят глубоко за горизонт.

В небе виднеются мимо пролетающие птицы. Небо особенно захватывает своего зрителя. Оно небесно-голубого цвета.

От самой картины веет спокойствием и умиротворением. Хочется стоять часами и вглядываться вдаль.. Можно только представить, что именно ты стоишь посреди данного поля, вдыхаешь этот чистый воздух глубоко – глубоко, а потом изо всех сил закричать. В этот момент можно ощутить полную свободу. Именно это ощущение Шишкин и хотел передать данной картиной своему зрителю.



Разрезать на части.

Таким образом, проанализировав выполненную работу , используя педагогическое наблюдение, прогнозирование, анализ и практикум ,мы видим возможность формирования познавательных компетенций на уроке русского языка при работе над сочинением. Такой подход позволяет отследить успехи каждого ученика, составить для него индивидуальные задания, научить писать сочинения и использовать сформированные действия при выполнении различных видов работы не только в школе, но и за ее пределами. Мы предлагаем всем попробовать использование данного подхода для получения более высоких результатов.

Как итог- выполнение итогового сочинения в 11 классе на высокие баллы.

Итогом работы в

1 класс- Сборник докучных сказок.

2 класс – Успешное выступление учащихся на НПК с различной тематикой.

3 класс-Сборник сочинений работ. В дальнейшем мы планируем разработать сборник практических рекомендаций при работе над сочинением. Зачитать сочинения детей.

Спасибо за внимание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вот это именно то, что я искала. Спасибо.

3 June 2021

Похожие публикации