Презентация «Обучение написанию сочинения как способ формирования познавательных компетенций на уроках русского языка в начальной школе»
Пояснительная записка к презентации
Сегодня я хочу вам предложить новый приём работы над сочинением. Тема моего выступления « Обучение написанию сочинения как способ формирования познавательных компетенций на уроках русского языка в начальной школе»
Цель моего выступления: Проанализировать и обосновать работу над сочинением как один из способов формирования познавательных компетенций.
Поднимите руку, кому из присутствующих ни разу не приходилось писать заявление, служебную записку, справку? Нет таких!!! А ведение своей странички в соц сетях, написание комментариев- актуально для многих в последнее время. Так или иначе- всё это разного рода сочинения.
3. Со времён Сократа, Платона и Аристотеля особое внимание уделяется умению правильно, чётко излагать свои мысли. « Заговори со мной, чтобы я тебя увидел»,- обращался Сократ к своему собеседнику. Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно Н. А. Некрасов
Как цветы распускаются дети, когда пишут сочинение. Успех человека во многом зависит от его умения создавать и излагать связный текст.
4. Таким образом, научить писать сочинение- одна из актуальных проблем современной школы. Овладевание этим навыком необходимо любому человеку, независимо от того в каких бы отраслях науки, техники , исскуства он в будущем не реализовался.
Задачи.5 слайд.1. Проанализировать теоретические основы мкетодики работы над сочинением.
2 Установить взаимосвязь между УУД и МП.
3.Рассмотреть и обосновать систему работы над сочинением как один из способов формирования МП компетенций.
6 слВ самостоятельный раздел методики работа над сочинением и р/р была выделена в начале 20 века.
Ущаков Д. Н., ЕфремоваТ.Ф Ладыженская Т.А., Алфёров идр рассматривали понятие « школьное сочинение» Для одних это был вид работы для обучению письменной речи, а для других- творческая деятельность..
Но моя цель сегодня не напомнить Вам основы методики работы над сочинением , а показать как соединив воедино классику и современность , достичьболее высоких результатов.
7сл. В ФГОС особое внимание уделено формировнию МП ком, которыё включают в себя УУД.
8 сл.
Оранжевый фонарик на дереве висит и ароматом сладостным к себе меня манит. Что это? Правильно АПЕЛЬСИН.
При чём тут он? Сейчас попытаюсь объяснить.
Исходя из своего опыта, у каждого, глядя на этот позитив природы, возникают свои эмоции, ощуения. Но всех ВАС объединяет…. А что Вас может объединять ? Каждый из вас знает его предназначение, способ получения непосредственно самой мякоти. ТАК!
Демонстрация 8 слайда.
- чистим, получаем сочную мякоть
- совершенствуем свой навык
- применяем его на других предметах.
Очистка апельсина- это и есть формирование УУД. Перенос этого способа действия на другие предметы- это МП компетенция.
Компетенция- способность применять знания
Компетентност- овладение этой способностью.
9 сл. В своей статье « Формирование МП к у младших школьников» С.А. Пляскина указывает на то, что компетентностный подход возник в ответ на « Знаниевый», где теория расходилась с практикой.
Анекдот
Недастоющая досочка на картинке – это и есть те, МПком, которые необходимо сформировать в процессе обучения.
10сл. НА своих уроках обогащаем лексический запас ребенка. Учим их слушать и слышать слова, передавать свои эмоции, чувства при помощи слов.( Тишина, леденящая тишина
К. Паустовский……….на слайде.
Существует много видов работ для формирования УУД
На слайде представлены некоторые из них . Один из видов- это Сочинение. В самом слове мы слышим древне- русский корен ЧИНъ- , что значит порядок. Приставка СО- вместе.
11сл. При работе над сочинением необходима подготовительная работа, которая осуществляется не только за несколько дней, но и в течении всего периода обучения.
Это и…экскурсии, и…
12сл. Основная работа учителя начинается после написания сочинения. В основе этой деятельности лежит классификация А.Г. Асмолова. «как пректировать УУД в начальной школе….»« Просвещение.2010.стр. 28-31 под редакцией А.Г. Асмолова
13 сл.- 14-15 сл. Мониторинг . Вся деятельность ребёнка разбивается согласно классификации Асмолова. Выделяем определённые параметры и смотрим как с ними справился . За основу взята 4 бальная система..
Затем результат суммируется ---% - отметка.
При таком анализе очень чётко прослеживается успех ребёнка, можно выделить проблемные места и над чем нужно работать.
Любой вид деятельности планируется , исходя из критериев и уровня развития каждого ученика.
Сложность состоит в том, что общих критериев для оценивания данного вида работы в нач. школе нет. Мы работаем над данной проблемой. Разрабатываем и обговариваем критерии в параллели классов, выносим их на обсуждение ИПК( инновацион- педагог коллек)., а затем она вносится в КЭМ( комплекс электронных модулей).
Прорабатывая таким образом критерии, мы уходим от субъективного оценивания работы. Проанализировав степень сформированности УУД, мы можем говорить и о сформированности МП компетенций.
16сл. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть от моих монологов и окунуться в прекрасное.
Картина И.И. Шишкина « Рожь».Находится в Третьяковской галерее Москва.
1. Работа по картине начинается со знакомство с автором: портрет, небольшие биограф данные.
2 Выдвижение гипотезы и предположений.
Что м.б. нарисовано на этой картине? Какие картинки возникают перед глазами…. Важно погрузить детей в эту атмосферу.
3 Демонстрация картины. Сравнение что совпало, что нет.
17 сл.4. Работа в группах.Выдать листочки с заданиями.
1группа- Выделение микротем на картине
2 группа- Подбор синонимов к словам художник, картина, нарисовал.
3гр -. – отслеживание формирования УУД
4 гр. – Выбор описания из предложенных текстов.
5 гр. Редактирование текста.
. – отслеживание формирования УУД
18 сл.- Выводы. Таким образом, проанализировав работу над сочинением , используя педагогическое наблюдение, прогнозирование, анализ и практикум ,мы видим возможность формирования познавательных компетенций на уроке русского языка при работе над сочинением. Такой подход позволяет отследить успехи каждого ученика, составить для него индивидуальные задания, научить писать сочинения и использовать сформированные действия при выполнении различных видов работы не только в школе, но и за ее пределами. Мы предлагаем всем попробовать использование данного подхода для получения более высоких результатов.
Как результат – Сборник докучных сказок
Выступление на нпк
Написание сочинений по картинеи по наблюдениям..
Действия
Универсальные, необходимые
Формируем, закрепляем , применяем
Нужно с ними разобраться.
Компетенция.
Дьячкова Татьяна Валерьевна ,МАОУ « Гимназия 56»,Ижевск