Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Окружающий мир» (1–4 класс)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Окружающий мир»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Дата разработки: 2021 год.
Автор-составитель:
Туев Алексей Анатольевич,
Психолог, педагог
дополнительного образования
Челябинск, 2021г.
Оглавление
1. Пояснительная записка
2.Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4.Планируемые результаты
5.Зачетные требования
6.Учебно–методический комплекс
7.Приложение 1
8.Приложен
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Окружающий мир» составлена на основании следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, Челябинской области, муниципального образования и МАУДО «ДПШ»:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Постановление об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020г.);
проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р);
Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018г №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Закон Челябинской области от 29 августа 2013г. № 515-30 «Об образовании в Челябинской области»;
Концепция профориентационной деятельности муниципальной образовательной системы города Челябинска «Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации обучающихся» (Приказ Комитета по делам образования города Челябинска от 12.09.2018 № 1837-у);
Локальные нормативно – правовые акты МАУДО «ДПШ».
Направленность (профиль) Программы – туристско-краеведческая
Актуальность Программы
Данная программа реализуется в соответствии с проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, в соответствии с которым:
«Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования…определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся».
Дополнительное образование нацелено на «…создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности».
Для этого предполагается
«…расширение возможностей персонализации дополнительного образования детей, интеграции его ресурсов в индивидуальные образовательные траектории;
обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей для удовлетворения индивидуальных запросов…;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности;
цифровая трансформация дополнительного образования детей…».
Решение этих задач предполагает
«Создание условий для доступности каждому ребенку качественного дополнительного образования и возможности построения дальнейшей успешной образовательной и профессиональной карьеры…»;
«…развитие дистанционных и мобильных форматов образования…»;
«…создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем…»;
«…развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования, включая форматы: модульной организации программ, краткосрочных и интенсивных сессий, летнего и каникулярного образовательного отдыха, дистанционного, межмодульного и индивидуального сопровождения детей».
На современном этапе содержание образовательной программы «Окружающий мир: Каменное царство» ориентировано:
- на создание необходимых условий для личностного развития учащихся; организация учебного процесса с целью ознакомления с геологией.
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Основным показателем актуальности программы являются заинтересованность обучающихся в познании окружающего мира, ценностных ориентаций и формировании тяги к познанию нового.
Отличительные особенности Программы
Программа составлена на основе личного многолетнего минералого-геологического опыта педагога- психолога ( Туева А.А.), и на основании опыта ведущих геологов и минералогов страны.
Программа разработана на основе уже имеющихся программ по детской геологии, с применением инновационных методик и техник обучения, включая авторский материал.
В основу легли, помимо личных наработок педагога, материалы, составленные и адаптированные автором программы на основе трудов и программ таких известных геологов и минералогов, как:
Кленов Аркадий Семенович «Малышам о минералах»; программы по минералогии для детей реализованные Уральским геологом и минералогом Сергеем Васильевич Колисниченко и его замечательные книги по Южному Уралу, Программа «Диагностика минералов» Сергея Владимировича Филимонова; Кантор Борис Зиновьевич с его монументальным трудом «Коллекционирование минералов» и т.д.
Деятельность учащихся данной программы носит теоретико-практический характер. Участие воспитанников в мероприятиях, викторинах, заданиях на определение минералов, геологических играх позволяет формировать в них не только прочные знания в области изучения геологии, но и познакомиться с профессией геолога «поближе» к практике. Именно в такой деятельности у учащихся закладываются основы профессиональных умений и навыков.
Отдельно следует сказать, что Геологический музей МАУДО «ДПШ» ежегодно пополняется новыми каменными экспонатами, сама окружающая обстановка учебной аудитории способствует полному погружению в предмет и познания царства минералов.
Программа «Окружающий мир» имеет важное значение для последующей работы, так как закладывается базовые знания, умения и навыки по геологии, формируется сплоченный коллектив «маленьких» геологов. Учащиеся, успешно освоившие данную программу, могут продолжить обучение по программам «Основы геологии» и «Исследовательская геология».
Адресат программы
Программа разработана для учащихся 7-10 лет.
К 7-10 годам ведущей деятельностью у младших школьников является учебно-познавательная деятельность. Учащегося надо научить учиться: выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; уметь участвовать в коллективных видах деятельности; иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности
В возрасте 7-8 лет преобладает непроизвольность в запоминании предлагаемого материала, что требует помощи со стороны и контроля в его усвоении и создания мотивации к этому занятию. Однако к 9-10 годам они способны произвольно запоминать материал, им не интересный. В младшем школьном возрастев 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение
Актуальными становятся внутренние мотивы:
- познавательные мотивы: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
- социальные мотивы: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;
Позитивные проявления выражаются в том, что у ребенка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, познание нового. Важнейшими процессами являются: расширение жизненного мира личности, мировоззрения, жаждой познания, тягой ко всему новому.
Цель программы: формирование у обучающихся базовых геологических знаний посредством изучения палеонтологии, минералогии, петрологии.
Задачи:
Предметные:
– формирование базовых знаний по геологии, о царстве минералов (палеонтологии, минералогии, учения о полезных ископаемых, общей геологии) и как и где можно применять полученные знания;
– знакомство (в теории) с полевыми геологическими методами, которые в будущем можно будет реализовать на практике;
– формирование понятия «коллекция», «коллекционирование» и формирование собственной «начальной» минералогической коллекции.
– формирование навыков определения ископаемых организмов, минералов и горных пород по внешним признакам; постановки опытов по росту кристаллов, игровые мероприятия в виде настольных геологических игр, викторин;
Метапредметные:
- Развитие навыков бесконфликтного и конструктивного общения с окружающими посредством освоения различных средств коммуникации и способов саморегуляции своего поведения.
- Развитие навыков конструктивного взаимодействия внутри коллектива на основе принятых норм взаимоотношений и освоение различных социальных ролей, умения работать на общий результат и нести ответственность за свои обязанности и поручения.
Личностные:
– развитие самостоятельности, пространственного воображения,
– воспитание любви и уважения к родному краю,
– воспитание уважительного отношения друг к другу, культуры общения, бережного отношения к природе.
Программа занятий построена по принципу – от простого к более сложному.
Образовательная программа «Окружающий мир» включает в себя изучение таких геологических дисциплин как общая геология, минералогия, полезные ископаемые, палеонтология, геология. Занятия проводятся в учебных кабинетах Дворца.
Теоретико-практические занятия проходят в геологическом музее МАУДО «ДПШ» (кабинет №35), в котором собраны более четырёхсот разновидностей минералов. Аудитория располагает хорошей учебной коллекцией минералов, горных пород, руд, окаменелостей.
Наряду с изучением минералов и горных пород проводятся интересные интерактивные занятия и опыты с минералами.
Организация образовательного процесса
Срокреализации программы: 1 год.
Объем программы: 34 часа
Программа рассчитана на 34 учебные недели в год.
Форма обучения: очная. Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: один раз в неделю по 1 академическому часу.
Виды занятий – мини лекции, практические занятия, викторины, игры, краткие мультфильмы, обсуждение, общение.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Окружающий мир»
1 год обучения
Предмет: «Геология»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Из них: | Формы аттестации / контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Введение | 2 | 2 | | |
1.1 | Вводное занятие. «Удивительная планета Земля». | 1 | 1 | - | |
1.2 | О планете Земля и ее богатствах. Вводное знакомство с минералами (на базе музея «ДПШ») | 1 | 1 | - | |
2. | Изменчивый лик Земли | 12 | 6 | 6 | Опрос |
2.1 | «Шкала Времен» | 1 | 1 | - | |
2.2 | Каменная летопись Истории Земли | 1 | 1 | - | |
2.3 | Аммониты, Белемниты, Трилобиты – кто это? Окаменелости. | 1 | 1 | - | |
2.4 | Аммониты, Белемниты, Трилобиты – кто это? Окаменелости. | 1 | - | 1 | |
2.5 | Этот удивительный песок. | 1 | - | 1 | |
2.6 | Подземные Чертоги –Вулканы, Землетрясения, Движения подземных плит. | 1 | 1 | - | |
2.7 | Как образуются Пещеры и откуда под землей вода? | 1 | 1 | - | |
2.8 | Что такое горная порода? И что такое минерал? | 1 | - | 1 | |
2.9 | Происхождение горных пород | 1 | - | 1 | |
2.10 | Магматические горные породы | 1 | - | 1 | |
2.11 | Метаморфические горные породы | 1 | - | 1 | |
2.12 | Осадочные горные породы | 1 | 1 | - | |
3. | В удивительном «Царстве минералов» | 7 | 5 | 2 | Опрос |
3.1 | «Из глубины веков» | 1 | 1 | - | |
3.2 | Янтарь – Свидетель прошлого. | 1 | - | 1 | |
3.3 | Соляные чертоги | 1 | 1 | - | |
3.4 | «Жар-камень» - Уголь | 1 | 1 | - | |
3.5 | Жемчужные дары Моря О жемчуге | 1 | 1 | - | |
3.6 | Как ищут и находят минералы? | 1 | 1 | - | |
3.7 | Настольная игра «Минералы» | 1 | - | 1 | |
4. | «Цветные глаза Земли» | 12 | 7 | 5 | Викторина, опрос в игровой форме |
4.1 | Самоцветная песочница | 1 | - | 1 | |
4.2 | Легенды о самоцветах. Легенды и реальность | 1 | 1 | - | |
4.3 | Сказка о трех царях | 1 | 1 | - | |
4.4 | Драгоценные и поделочные | 1 | 1 | - | |
4.5 | Очень редкие драгоценные камни | 1 | 1 | - | |
4.6 | «10 ступеней Мооса» или Кто самый Твердый? | 1 | - | 1 | |
4.7 | Алмаз и Бриллиант | 1 | 1 | - | |
4.8 | Пирит - «Не все то золото, что блестит» | 1 | - | 1 | |
4.9 | Простой и непростой Кварц | 1 | - | 1 | |
4.10 | Золото, Серебро, Платина | 1 | 1 | - | |
4.11 | Наш удивительный Урал (месторождения и минералы Урала) | 1 | 1 | - | |
4.12 | Коллекция и Коллекционирование | 1 | - | 1 | |
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | | Творческая работа |
| Всего | 34 | 21 | 13 | |
Содержание программы
год обучения
1. Введение
1.1 Вводное занятие. Удивительная планета Земля
Теория: Введение в образовательную программу. История развития предметной области. Инструктаж по ТБ и поведению в учебной аудитории.
1.2.О планете Земля и ее богатствах. Вводное знакомство с минералами (на базе музея «ДПШ»).
Теория: Знакомство с геологией и профессией геолога. Связь геологии со смежными науками и предметами, которые изучают в школе. Сто профессий геолога. Мини презентации по геологии.
2. Изменчивый лик Земли
2.1. «Шкала Времен»
Понятие Шкалы времени (стратиграфическая шкала – краткий вариант). Краткое рассмотрение временных периодов в истории. Презентация/мультфильм. Обсуждение.
2.2. Каменная летопись истории Земли
Теории возникновения Земли. Образование земли.
2.3. Аммониты, Белемниты, Трилобиты – кто это? Окаменелости.
Теория: Окаменелости. Откуда они берутся. История и эволюция на примере окаменелых моллюсков. Познавательный мультфильм по тематике.
2.4 Аммониты, Белемниты, Трилобиты – кто это? Окаменелости.
Практика: Демонстрация образцов окаменелых моллюсков и организмов. Лепка/рисование одного из древних моллюсков. Лотерея.
2.5. Этот удивительный песок
Что такое песок? Углубление представлений детей о песке, о его происхождении, составе, свойствах через опытно-исследовательскую деятельность. Упражнения с песком.
2.6 Подземные Чертоги: Вулканы, Землетрясения, Движения подземных плит.
Что такое вулканы? Откуда берутся землетрясения? «Подземная кузница». Мультфильм/презентация.
2.7. Как образуются пещеры и откуда под землей вода?
Просмотр презентации иллюстрации о пещерах. Рассказ и показ видео известных пещер родного края. Откуда под землей вода. Обсуждение.
2.8 Что такое горная порода? Что такое минерал?
Обсуждение, показ, рассказ. Мини викторина.
2.9 Происхождение горных пород
Короткий видеофильм о происхождении горных пород. Обсуждение, показ и игра-определение некоторых горных пород.
2.10. Магматические горные породы
Определение понятия в виде обсуждения. Показ образцов горных пород. Мини познавательный фильм. Обсуждение.
2.11 Метаморфические горные породы
Определение понятия в виде обсуждения. Показ образцов горных пород. Мини познавательный фильм. Обсуждение.
2.12 Осадочные горные породы
Определение понятия в виде обсуждения. Показ образцов горных пород. Мини познавательный фильм. Обсуждение.
В удивительном «Царстве минералов»
3.1. Из «глубины веков».
История применения и использования минералов и камней с начала времен. Легенды, мифы, суеверия. Обсуждение в свободной форме.
Беспроигрышная лотерея.
3.2. Янтарь – Свидетель прошлого
Теория: Что такое янтарь? Откуда он берется? Инклюзы в янтаре и о чем они могут рассказать.
Практика: Просмотр инклюзов насекомых под микроскопом в янтаре.
3.3. Соляные чертоги.
Теория: Интересные факты о соли. История соли. Откуда соль в слове солдат? Какая бывает соль?
Показ отрывка фильма о соли.
Практика: демонстрация и показ опытов с солью. Просмотр под микроскопом.
«Жар-камень» Уголь
Что такое уголь? Как добывают уголь. Цветная палитра красок угля. Просмотр разновидностей угля (антрацит, гагат). Для чего нужен уголь?
3.5 «Жемчужные дары» моря. Все о жемчуге.
Что такое жемчуг? Как он образуется? История и легенды о жемчуге.
Жемчужные загадки.
Как ищут и находят минералы?
Показ фильма «Охота за самоцветами». Интересные исторические факты. Презентация. Беспроигрышная лотерея.
Настольная игра и викторина «Минералы».
Определение минералов. Игра в настольную игру. Викторина/Беспроигрышная лотерея.
«Цветные глаза Земли»
4.1 Самоцветная песочница
Игра/викторина: самостоятельный поиск самоцветов в песке, с попытками самостоятельного определения находки. Обсуждение/вопрос-ответ.
4.2 Легенды о самоцветах. Легенды и реальность
Легенды, сказки, предания, мифы (несколько самых интересных). Значение самоцветов в жизни и истории людей. Легенды и реальность.
4.3 Сказка о трех царях
Изложение сказки/легенды о трех царях. История трех самых значимых самоцветах в истории. Мультфильм (отрывок). Обсуждение/Викторина.
Драгоценные и поделочные.
Теория: Что такое драгоценные и «недрагоценные» камни? Что такое поделочные камни? Роль драгоценных и поделочных камней в жизни людей. Беспроигрышная лотерея.
Очень редкие драгоценны камни.
Рассказ о самых-самых редких драгоценных камнях .демонстрация фото, слайдов фильма. Обсуждение.
«10 ступеней Мооса» или Кто самый Твердый?
Теория: Шкала Мооса. Игра в Геологическое домино «Шкала твёрдости».
Практика: Определение минералов шкалы Мооса. Викторина + лотерея.
Алмаз и Бриллиант.
Алмаз и бриллиант – в чем сходство и разница. Сказка о «Царе твердости». Показ презентации/мультфильма.
Пирит - «Не все то золото, что блестит»
Что такое пирит? «Золотая лихорадка», «Кошачье золото или золото дураков».
Показ презентации. Беспроигрышная лотерея.
Простой и не простой Кварц
Что за минерал – Кварц? Разновидности кварца (аметист, цитрин, дымчатый кварц).
Чем важен кварц для людей? Опрос/лотерея.
4.10 Золото, Серебро, Платина
Рассказ о золоте серебре и платине. Чем важны эти минералы? Показ отрывка фильма/мультфильма. Опрос
Наш удивительный Урал (месторождения и минералы Урала)
Каменная история Урала. Удивительные геологические места Урала (на примере нескольких самых-самых) Богатые самоцветные «кладовые» Урала. Викторина.
Коллекция и Коллекционирование
Что такое коллекция? Для чего она нужна? Чем важно коллекционирование? Как самому начать коллекционировать. Опрос/беспроигрышная лотерея.
Итоговое занятие
Подведение итогов учебного года. Рефлексия. Выполнение творческого задания. Промежуточная аттестация.
Планируемые результаты
Предметные:
– Привить интерес к окружающему нас миру, минералам, Вовлеченность детей в направление/профессию, сформированностьначальных знаний по геологии (палеонтологии, минералогии, о драгоценных и поделочных камнях, базовые знания общей геологии) их практическое применение;
– владение основными геологическими понятиями,
– умение определять ископаемые организмы, минералы и горные породы по внешним признакам; постановки разных самостоятельных интересных исследований в рамках возраста
Метапредметные:
– умеет взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
– умеет защитить итоговый индивидуальный/групповой проект;
– умеет вести диалог и задавать вопросы;
– владеет и применяет нормы взаимоотношения в коллективе.
Личностные:
–уважительное отношение друг к другу;
–самостоятельность, пространственное воображение;
– бережное отношение к природе.
Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Окружающий мир»
Обучающимся предлагается на предпоследнем занятии выполнить задание: Творческая работа по результатам полученных знаний на программе: «Окружающий мир».
Работа может быть выполнена, по желанию, либо в виде рисунка, либо в виде поделки из разных материалов, например лепка из пластилина.
Тема и материал творческой работы выбирается самостоятельно каждым учеником по собственному желанию, исходя из пройденного материала.
Свою работу обучающиеся приносят на итоговое занятие, где будет произведена коллективная оценка, небольшой конкурс и награждение.
Учебно–методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы «Окружающий мир»
№ | Структура учебно-методического комплекса | Содержание структурных компонентов |
1 | Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса | Приложение 1 |
2 | Формы аттестации | Опрос, викторины Творческая работа Формы промежуточной и итоговой аттестации могут быть реализованы с использованием дистанционных образовательных технологий. |
3 | Оценочные материалы | Контрольно-измерительные материалы (Приложение 2) Карта наблюдений |
4 | Методические материалы | Форма обучения – очная.Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая. Формы организации учебного занятия – творческая работа, игра, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, поход, практическое занятие, презентация, эксперимент. Педагогические технологии – технология разноуровневого обучения, технологии исследовательской и проектной деятельности, здоровье сберегающая технология. |
5 | Список литературы | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Аллисон А., Пальмер Д.// Геология. Наука о вечно меняющейся Земле, М.: «Мир», 1984г. — 568 с.; Ахметов С.Ф., Ахметова Г.Л.// От авантюрина до яшмы, М.: «Знание», 1990г. — 176с.; Берри Л., Дитрих Р., Мейсон Б.// Минералогия. Теоретические основы, описания минералов, диагностические таблицы. М.: «Мир»,1987г. — 592с.; Зуев Л.В. // Искатели подземных кладовых. (Исторический очерк о геологических исследованиях на основных рудных полях и месторождениях Челябинской области.). Челябинск – 2004г. — 207с.; Николаев С.М. // «Камни и легенды», Н.: «Сибирское Университетское издание», 2005г. —248с.; 6.Кантор, Б. З. Коллекционирование минералов / Б. З. Кантор. - М. : Недра, 1982. - 173 с. 7. Кейльман, Г. А. Основы геологии : [Учеб.для горн. спец. сред. спец. учеб. заведений] / Г. А. Кейльман, В. Б. Болтыров. - М. : Недра, 1985. - 264 с. 8. Александрова Т. В. и др. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства; М-во культуры Свердловской обл.,. - Екатеринбург : Автограф, 2007. – 316. 9. Щеглов, А. Д. Основные проблемы металлогении = Themainproblems of themetallogeny : избранные труды : [к 80-летию со дня рождения А. Д. Щеглова] / А. Д. Щеглов ; М-во природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Всероссийский науч.-исслед. геологический ин-т им. А. П. Карпинского (ВСЕГЕИ). — Санкт-Петербург : Изд-во ВСЕГЕИ, 2007. — 358 с.; 10. Лучицкий, В.И. Петрография [Текст]. – Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР. Напеч. в Днепропетровске, 1999. — 98 с.; 11.Левит А.И.// Южный Урал: География, экология, природопользование. Учебное пособие. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство. 2005 г. —246 с.; 12. Малахов А.А. // «Сто профессий геолога», М.:, «Молодая гвардия», 1963г. — 192 с.; 13. Николаева Л.А. // «О чем рассказывают золотинки», М.: «Недра», 1990г. —111с.; 14. Новиков Э.А. //«Таинственность очевидного», Л.: «Недра», 1990г. —393 с.; 15. Питолина Т.П., Сучкова А.П. //«Первые шаги в геологию», М.: Ассоциация Экост , 2005г. — 116с.; 16. Ясаманов Н.А.// «Основы геоэкологии», М.: «Академия», 2003г. —352с. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1. Баренбаум А.А. Галактика, Солнечная система, Земля. Соподчиненные процессы и эволюция. М.: ГЕОС. 2002г. —393 с. 2. Гордиенко И.В., Булгатов А.Н., РуженцевС.В., Минина О.Р., КлимукВ.С., ВетлужскихЛ.И. и др. История развития Удино-Витимскойостроводужной системы Забайкальского сектора Палеоазиатского океана в позднем рифее – палеозое // Геология и геофизика. 2010. Т. 51, № 5. — С.589-614; 3. Жариков В.А., Русинов В.Л., Маракушев А.А., Зарайский Г.П., Омельянко Б.И., Перцев Н.Н. и др. Метасоматизм и метасоматические породы. М.: Научный мир, 1998. — 492 с.; 4. Зарайский Г.П. Экспериментальное исследование кислотного метасоматоза. М.: Наука, 1981. —218 с.; Кошкин В.А., Шамов Б.Г. // Самоцветы Урала. Справочник-путеводитель. Екатеринбург: ИД Сократ. 2000 г. — 64 стр.; Попов В.А., Попова В.И. // Минералогия пегматитов Ильменскх гор. Минералогический Альманах. М.: Ассоциация Экост. 2006 г. —152 стр.; Минерагения Северо-Восточной Азии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры геологии Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ, ИД «Экос», 2012 г. - 220 с.; Юрьева И.П. Ленские столбы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО // Эхо столицы.2012. №52. —С. 9. 9.Ясаманов Н.А.// «Основы геоэкологии», М.: «Академия», 2003г. —352с. |
Приложение 1
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Окружающий мир»
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
№ п/п | Наименование основного оборудования | Кол-во единиц |
Технические средства обучения | ||
1 | экран настенный | 1 |
2 | мультимедиа проектор | 1 |
3 | персональный компьютер (рабочее место педагога) | 1 |
4 | принтер лазерный | 1 |
5 | цифровой фотоаппарат | 1 |
6 | устройство для чтения информации с карты памяти (картридер) | 1 |
7 | цифровая видеокамера | 1 |
8 | внешний накопитель информации | 1 |
9 | мобильное устройство для хранения информации | 1 |
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, спортивный инвентарь, инструменты и т.п.) оборудование | ||
- контрольно-измерительные материалы: сборники контрольных заданий, тестовые задания, анкеты, изделия из каменного материала. | | |
Для проведения индивидуальных занятий: компьютер, принтер, микроскоп с подборкой учебных шлифов, бинокуляр, набор сит и также другое оборудование в зависимости от темы исследовательской работы обучающегося. | | |
Мебель | ||
стол | 6 | |
2. | компьютерный стол | 1 |
стулья | 15 | |
аудиторная доска (для письма фломастером с магнитной поверхностью /мелом) | 1 | |
шкафы для хранения оборудования | 6 | |
Дидактические материалы | ||
1. | Коллекция минералов по химическим классам (600 образцов) Коллекция горных пород по генезису (200 образцов) Коллекция полезных ископаемых (100 образцов) Коллекция окаменелостей (100 образцов) Коллекция формы выделения (50 образцов) Коллекция кристаллы (40 образцов) Коллекция поделочных камней (150 образцов) Геологическая игра: геологическое домино «Шкала твёрдости» Геологическая игра новогодний праздник «Викторина по геологии» Геологическая игра по исторической геологии Учебно-методическое пособие «Научные эксперименты для юных геологов» | |
Приложение 2
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Окружающий мир»
Контрольно-измерительные материалы
Критерии оценивания творческой работы
Промежуточная аттестация
Критерий | Степень выраженности | Количество Баллов |
Содержание | Полное соответствие и понимание материала | 3 |
| Частичное усвоение, понимание и применение материала | 2 |
| Слабое усвоение, понимание и применение материала | 1 |
Творчество | В работе есть индивидуальный подход, проявление креативности. | 3 |
| Задание выполнено творчески, но без яркого проявления креативности | 2 |
| Работа сделана по шаблону (например, взята из готовых источников) | 1 |
Самостоятельность | Задание выполнено полностью самостоятельно, без участия взрослых | 3 |
| В ходе выполнения задания учащийся однократно обращался за помощью | 2 |
| Задание выполнено при помощи взрослых, по готовому шаблону | 1 |