Интеллектуальная игра для урока обобщения и повторения по теме «Птицы»

15
12
Материал опубликован 27 February 2022 в группе

Интеллектуальная игра для урока обобщения и повторения по теме «Птицы»

                                                       Предисловие

        Всегда хотелось на нужные (!!!) уроки повторения и обобщения придумать что-то новое, интересное, чтоб они проходили на одном дыхании. Эти уроки важны и для повторения, и для обобщения, когда можно проследить связь нескольких уроков, связь с другими темами и межпредметные связи. Поиск нужной методики привёл к интеллектуальным играм.

      Для меня это были уроки обобщения и повторения, я преследовал свои цели. Для детей это были просто игры. Игры, которых ждали. К ним готовились, хотя я не давал домашнего задания. Стабильные по составу 3 команды ждали начало этого действа, а я всегда мечтал во время игры увидеть и услышать каждого ученика, ведь на таком занятии свершались открытия.

      Не только нового и нтересного, найденного мной занимательного материала. Я открывал для себя таланты тех, кто на обычных уроков был незаметным. Другими глазами в игре дети смотрели на своих одноклассников, которые вдруг становились хорошими организаторами, начинали оригинально мыслить, давать правильные ответы на трудные вопросы.

      Этому способствовала совсем другая, игровая обстановка. А создавалась она по отработанному алгоритму. В игре всегда были пять конкурсов- конкурс капитанов, Подсказка, кроссворд, Акула,Биоаукцион. В игре важна роль капитана. На первом конкурсе капитану нужно было выбрать 12 правильных утверждений из предложенных. Ответы на три последние утверждения давала команда, а потом ответ давал капитан, соглашаясь или отрицая ответ команды. Это трудная задача. Поэтому данный конкурс завершался аплодисментами капитанам.

      Игры проходили в хорошем темпе. Ученики были знакомы с правилами игры и конкурсами, менялось только их содержание в соответствии с темами.Неслучайным был и порядок конкурсов. После первых трёх конкурсов был конкурс «Акула». По просьбе учеников я оставил его название и включал в каждую игру. Этот конкурс заменял физкультминутку. Команды по числам и цифрам из шаблона выбирали кота в мешке. За ними прятался или вопрос, или акула. Энергетику конкурса создавали пять акул, которые съедали по одному умнику. Удивительно, но эти эпизоды вызывали не сожаление потери умника, а смех и улыбки. Позже, играя с ветеранами в моём клубе, я включил в этот конкурс и добрую акулу, которая дарила команде 5 умников.

      Все заработанные умники команды расходовали на покупку вопросов биоаукциона. Правильно организованные капитаном торги могли привести команду к победе. Необходимо было только сдерживать накал страстей и думать. Можно было и выиграть, и всё проиграть.

      После объявления победителя команде вручался переходящий приз, были традиционные съёмки команды. Потом команда выбирала лучшего игрока. Пятёрки за урок получали все ученики из команды-победительницы, капитаны и лучшие игрок. А на следующем уроке был традиционный тест по всей теме…

    Были ли такие уроки нескучными? Решайте сами… а лучше просто сыграйте вместе с детьми хоть один раз.Захочется ещё… Играми готов поделиться!!!


Конспект урока обобщения и повторения «Они летят, свершают путь свой дальний…» по теме «Птицы»



                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор материала

Стручков Евгений Алексеевич, учитель биологии и географии

Естественно-

научное  направление

Биология, Экология, Этология, География, Геральдика

Класс

7-11класс

Тема

Они летят, свершая путь свой дальний...

Цель

Организовать активную деятельность учащихся по закреплению и и расширению знаний по теме «Птицы» в ходе интеллектуальной игры

Задачи

Обучающие:

Закрепить и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности представителей класса»Птицы»;

продолжить формирование природоохранных знаний, необходимость сохранения видового биоразнообразия.

Развивающие:

развивать у учащихся навыки практической работы с  полученной информацией при выполнении конкретных заданий;

продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между строением органов живых организмов и выполняемыми функциями;

способствовать развитию познавательного интереса при работе с дополнительным занимательным материалом.

Воспитывающие:

формировать у учащихся научное мировоззрение;

способствовать пониманию необходимости охраны биологического разнообразия.


Формируемые УУД

Познавательные:

умение делать обобщение, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

умение оценивать последствия деятельности человека в природе.


Предметные:

умение составлять характеристики живых организмов;

знать сущности биологических явлений, их закономерностей;

использование знаний для прогноза экологической ситуации, выявление влияния экологических факторов на организмы.



Личностные:

развитие познавательных интересов к естественнонаучным знаниям;

умение поставить учебную задачу и контролировать её выполнение;

углубление знаний по предмету;

формирование навыков самообразования и проявление самостоятельности при выполнении заданий.


Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

умение адекватно делать само- и взаимооценку выполнения учебной задачи.


Коммуникативные:

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение работать в группе, находить общее решение путём согласования позиций и учёта интересов;

взаимодействие с учителем по коррекции допущенных ошибок.

План занятия

1.Вступительное слово учителя.

2.Конкурс капитанов «И это всё о них…»

3. Конкурс «Подсказка «Что есть только у птиц».

4. Конкурс «Кроссворд «Она у них двойная»

5. Физкультминутка.

6. Конкурс «Акула».

7. Конкурс «Биоаукцион « И для птиц есть место на гербах»»

8.  Подведение итогов игры, награждение победителя,определение лучших игроков

9. Рефлексия – 3 минуты.

Продолжительность занятия 45 минут.

Актуальность проводимого занятия

Данная игра проводится при завершении изучения темы «Птицы», она важна для развития мотивации, интереса к предмету

Новизна

Урок обобщения и повторения проводится в форме интеллектуальной игры с разнообразными конкурсами. Можно пригласить на урок в команды учеников старших классов.Такое редко случается

Оборудование

Игровые столы с карточками, цветная бумага, шаблоны для ответов и кроссворда, переходящий приз для победителей, фишки – умники для банкира (судьи), ноутбук, проектор, экран.

Содержание конкурсных материалов

1. Пояснительная записка

2. Задания по конкурсам капитанов, «Подсказка», «Кроссворд», «Акула», «Биоаукцион» с пояснениями к каждому конкурсу

3. Шаблон для конкурса «Акула», лист с заданиями кроссворда

4. Сводная таблица для оценки работы команд

5. Источники.

Источники

Источники даны в приложении к занятию



Интеллектуальная игра «Они летят, свершая путь свой дальний…»

Ход игры

              Звучит запись голоса журавлей. В классе мгновенно устанавливается тишина. И только после прослушивания начинает  говорить учитель. 

             Вы,конечно узнали голос журавля.Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. На уроке мы, играя, повторяем материал по птицам. За игровыми столами три команды. За отдельным столом банкир, который во время игры будет отмечать ваши успехи нашей школьной валютой – умниками.Накопленные финансы вы будете использовать на последнем конкурсе – биоаукционе, покупая вопросы. В игре сегодня будет победитель, но не будет побеждённых. Ведь в игре главное – не победа, а действо с множеством положительных эмоций. Главное – работать в команде, слышать и слушать друг друга, тогда всё получится.

Конкурс капитанов «И это всё о них»

                                                                         Для тех, кто играет впервые

         Команды рассаживаются за свои игровые столы. Есть стол, за которым сидит банкир, который за правильные ответы раскладывает в ячейки команд заработанные за правильные ответы умники. Первый конкурс называется конкурс капитанов, но часто отвечать капитану помогает вся команда, а он принимает окончательное решение. Варианты этого конкурса могут быть разными.После чтения утверждения идёт обсуждение, а потом капитан поднимает катрочку со словами «Да» или «Нет». В этом конкурсе командам надо ответить на 15 вопросов.

  1. Есть птицы, умеющие плавать, но не умеющие летать (пингвины)
  2. Колибри единственная птица, которая может летать хвостом вперёд
  3. У сов глаза неподвижны, а голова поворачивается на 270 градусов
  4. Канарейка, взятая в шахту, может чувствовать газ метан (беспокоится или падает)
  5. У птиц есть потовые желёзы ( нет, охлаждаются за счёт дыхания)
  6. Фламинго стоит на одной ноге, чтобы уменьшить потерю тепла через неоперённые ноги
  7. Морские птицы не пьют морскую воду (нет пьют, у них есть железы, выводящие избыток солей)
  8. Перья у птиц весят больше, чем их скелет
  9. Киви – птица, не имеющая крыльев
  10. У ястреба зрение в 8 раз лучше, чем у человека
  11. Размер кладки в тропических районах меньше, чем в холодных
  12. Ворон может подражать голосу лис и волков (хороший иммитатор)
  13. У птенцов гоацина по 2 когтя на крыльях
  14. У страусов глаза больше мозга
  15. Язык дятла длиннее клюва                                                                                                            Конкурс «Подсказка «Что есть только у птиц…»

                                                                                Для тех, кто играет впервые

               В данном конкурсе всего 5 вопросов. Но они выдаются частями-подсказками, чтоб отвечать было легче. Но условия такие: за правильный ответ с первой подсказки 3 умника, со второй – 2, с третьей -1. После первой подсказки и обсуждения капитан пишет на листе ответ и отдаёт ведущему учителю. Затем читается вторая подсказка.Если версия ответа меняется, его пишут на новом листке и отдают на проверку. Если не меняется – писать не надо

1.Это то, что появляется только у птиц

2.Это то, что птицы могут менять

3.Это то, что тяжелее скелета

                                                (перья)

1.Этот орган впервые появляется у рептилий

2. У птиц их уже две

3. Именно благодаря ей птица хорошо поёт

                                               (нижняя гортань)

1.Они есть только у птиц

2.Их можно обнаружить даже в костях

3.Они участвуют в двойном дыхании и охлаждении тела птиц

                                              (воздушные мешки)

1.Основу этого органа составляют кости

2.По этому органу можно определить, чем питается птица

3.Он помогает схватывать и измельчать пищу

                                             (клюв)

1.Она появилась в скелете птиц в связи с полётом

2.Она придаёт прочность задней конечности при взлёте и посадке

3. Образована сросшимися костями плюсны и предплюсны

                                             (цевка)

Конкурс «Кроссворд «Она у них двойная» .

                                                                         Для тех, кто играет впервые

              На листах с вопросами кроссворда капитан вписывает по горизонтали варианты ответов. За каждый правильный ответ – один умник, за отгаданное ключевое слово, выделенное жирными линиями – 3 умника. По истечению времени команды сами проверят правильность ответов, которые сообщает ведущий, подсчитывают баллы и банкир делает вклады в ячейки команд




1








2













3







4













5







6













7







8









9










10












11










Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните то, что обуславливает остроту зрения птиц

Ответы

  1. Родственница вороны с голубыми глазами (галка)
  2. Кедровую сосну расселяет кедровка, а дуб (сойка)
  3. Может гнездиться не только летом, но и зимой (клёст)
  4. Умная птица, глупая только в басне (ворона)
  5. Бывает большой пёстрый дятел, а есть и …………. (малый)
  6. Ошибочно считается, что эта птица ползает по стволу дерева (поползень)
  7. Он бывает зелёным, седым, медным, чёрным (дятел)
  8. Хищная птица с неподвижными глазами (сова)
  9. Она и лазоревка, и гаичка, и большая ………….. (синица)
  10. Самая яркая птица на кормушке (снегирь)
  11. Водоплавающая птица, которая теперь остаётся зимовать в городах (кряква)                                       Ключевое слово - аккомодация , способность глаза изменять и кривизну хрусталика, и расстояние между сетчаткой и хрусталиком


                                    Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

          Игра –явление не возрастное, поэтому можно провести и такую разминку,соответствующую вполне форме занятия

                               Конкурс «Акула по теме «Разные, но из одного рода…»

                                                                                  Для тех, кто играет впервые.

            Этот конкурс сюрпризов проходит вседа весело.Важен быстрый тепм игры . Из 16 квадратов решётки команды, начиная с любой, выбирают число или цифру. За ними вопрос, на который они отвечают. Если ответ неверный, отвечают оставшиеся команды по очереди. За правильный ответ – 1 умник. НО…. В 5 квадратах –Акула, которая съедает один умник, а банкир убирает его из ячейки. В одном квадрате от доброй акулы подарок – 5 умников!!!.По ходу игры капитаны вычёркивают взятые цифры, чтоб знать оставшиеся.После ответа одной команды, другая быстро называет свою цифру.

  1. Они бывают зелёными, пёстрыми, чёрными, медными – (дятлы)
  2. Деревенские, городские, береговушки – это …… (ласточки)
  3. На кормушке увидел лазоревку, гаичку, большую ….. ……… (синицу)
  4. Акула дарит 5 умников
  5. Они могут быть серыми, белыми, японскими, венценосными (журавлями)
  6. Акула
  7. Эти и белые,и серые, и гуменники, и сухоносы (гуси)
  8. Акула
  9. Серая, мускусная, земляная и мандаринка – это всё (утки)
  10. И снова серые, чёрные, амазоны и волнистые (попугаи)
  11. Акула
  12. Только в южном полушарии встретишь императорского и королевского (пингвинов)
  13. Шипун, кликун,чёрный - все с длинными шеями (лебеди)
  14. Они бывают не только серыми, но и большеклювыми, и индийскими, но не глупыми (ворона)
  15. Акула
  16. Акула

​​​​​​​                       Биоаукцион на тему «И для птиц есть место на гербах…»

                                                                            Для тех, кто играет впервые

         Этот конкурс – решающий, от него окончательно зависит, кто победит. После кроссворда банкир выдаёт умники или сообщает команде об их интеллектуальном заработке.Теперь за эти умники можно купить вопрос. Перед чтением вопроса ведущий говорит о чём это вопрос и предлагает командам сделать ставки от 1 до 5 умников. Капитан после обсуждения в команде пишет на листке цену и оставляет листок у себя, чтоб потом написать рядом ответ. Теперь ведущий читает вопрос дважды, команды дают свой вариант ответа и сдают лист банкиру. Если ответ правильный, то команде добавляется указанная сумма. При неправильном ответе эта сумма забирается в банк

Вопрос о птице с герба Кипра

        В легенде об этих птицах было сказано, что они смогли свить себе гнездо в шлёме Марса. И бог войны, чтоб не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи. В 1949 году на Первом Всемирном Конгрессе сторонников мира, проходившем в Париже и Праге, за символ взяли именно эту птицу с картины Пабло Пикассо, несущую в клюве оливковую ветвь. Так кто же эта птица, известная каждому?                                         

                                                                  Голубь

Вопрос о птицах, держащих щит на гербе Доминики

                Это чисто лесные птицы, гнездящиеся в дуплах. Окраска у этих птиц с преобладанием зелёного цвета. Клюв нужен им не только для захвата и дробления пищи, но и служит как бы третьей ногой при лазании. Вы, конечно, поняли, что речь идёт о попугаях. Это род попугаев из Южной Америки, именно они являются среди американских видов лучшими имитаторами человеческой речи.Название этого рода попугаев связано огромной низменностью и полноводной рекой. Что же это за птицы?

                                                                Амазоны

Вопрос об удивительной птицы с герба страны-острова

              Эта и страна, и большая часть суши, со всех сторон омываемая водой. И птица на самом деле удивительная. Она хорошо плавает и может переплывать реки, хотя у неё не развиты передние конечности и нет киля на грудине, а на ногах только три пальца. Рулевых перьев нет, а кости не пневматичны. Насиживание и забота о потомстве – это дело самца, к нему с птенцами лучше не подходить – покалечит сильным ударом ног. Какая же крупная птица ногой удерживает щит на гербе страны?

                                                           Эму ( но не страус, он из другого отряда)

Вопрос о птице, поддерживающей щит на гербе Багамских островов

            Это ещё более удивительная птица. Своих птенцов они, как голуби и пингвины, выкармливают «птичьим» молоком. В период вскармливания клетки пищевода выделяют белую творожистую массу, которая становится розовой от крови из вскрывшихся сосудов пищевода. Эта птица считается самой длинноногой и длинношеей. Удивительно, но на глубоких местах свои длинные ноги они складывают и отлично плавают вместе с подросшим птенцом. Американские птицы окрашены в более яркий красный цвет. Клюв их схож с цедильным аппаратом усатых китов. Как и у клестов, у птенцов этой птицы клюв прямой, не такой, как у взрослой. Что же это за птица?

                                                           Фламинго

Вопрос о птице с герба Барбадоса

               Нам хорошо известны собратья этой крупной птицы, но они розовые или белые, а этот бурый. И морской! Летает над водой.Заметив рыбу, камнем падает в воду.Хлопок от удара слышен более чем за километр. Оглушенную «бомбёжкой» рыбу птица захватывает в свой мешок и всплывает. Чтоб проглотить рыбу, птица подбрасывает её вверх и заглатывает головой вперёд, чтоб не повредить плавниками глотку и пищевод Так охотится потому, что все птицы этого рода крупные, но в костях или под кожей у них много воздуха, поэтому они не могут нырять. Эта птица стала и символом конкурса «Учитель года России»

                                                                                            Пеликан (бурый)

                                                  Завершение игры

       Банкир объявляет команду-победительницу. У нас она получает переходящий приз «Мудрая тётушка Сова», а на уроках с играми победителям дарились пятёрки, пятерки получали капитаны и лучшие игроки из каждой команды.


t1645981054aa.jpg


                                                        Рефлексия

Игра закончилась, НО… Но остались в душе чувства…Давайте попробуем их выразить вот таким путём. На столах у вас лежат листы цветной бумаги. Сделаем из них бумажных птиц и запустим их в полёт. (многие дети не умеют их делать, потребуется помощь учителя или друзей). Готовы? Отправляйте своих птиц в полёт… (Перед этим снова включить голоса журавлей. Красивый получится миг. Проверено.Мы делали это на уроке по полёту птиц). И если вам на уроке было нескучно, поднимите птицу и посадите её на стол учителя с благодарностью за урок. Или заберите птицу домой. Выбор за вами….

                                                          Ресурсы Интернета

1.https://ashgabat.in/2021/01/16/pochemu-golub-ptica-mira/

2.https://sbs-smolensk.ru/golub-mira 3.https://studwood.ru/1826511/meditsina/osobennosti_stroeniya_ptits_svyazannye_poletom_stroenii_pokrovov_skeleta_vnutrennih_organov 4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE

5. http://onbird.ru/opredelitel-ptic/seryy-zhuravl/golos

6. https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/211-pro-ptits

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Австралии

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Республики_Кипр

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/Доминика

10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Барбадос

11.https://ru.wikipedia.org/wiki/Багамские_Острова

                                                          Литература

1.Жизнь животных.Том 6. Птицы /под ред.проф. В.Д.Ильичёва проф.А.В.Михеева, Просвещение, 1986

2. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л, и др. Большая энциклопедия животного мира. М, РОСМЕН-ПРЕСС, 2007

3. Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия . М, Эксмо, 2010

4. М. Аксёнова, С. Исмаилова. Энциклопедия для детей. Биология. М, Аванта +

                                                          Приложения

Приложение  №1.Таблица для подведения итогов

Название конкурсов

Команда «Жаворонки»

Команда «Журавли»

Команда «Ласточки»

Конкурс капитанов




Подсказка




Кроссворд




Акула




Биоаукцион




Итоги






Приложение №2 Авторская презентация «Быть в состоянии полёта всегда естественный процесс

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prezentatciya_bit_v_sostoyanii_polyota_vsegda_estest_131702.html

Приложение №3.Обучающие карточки

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фламинго

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурый_пеликан

https://ru.wikipedia.org/wiki/Амазоны

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эму

Приложение №4 https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/prezentatciya_bit_v_sostoyanii_polyota_vsegda_estest_185503.html -авторская презентация для подготовки к игре. Кадры из презентации используются по ходу игры соответственно содержанию заданий

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Евгений Алексеевич, благодарю за интеллектуальную игру по теме "Птицы". Очень интересное познавательное мероприятие, подобраны замечательные задания, связанные с особенностями внешнего вида птиц и местами их обитания. В мероприятие включены не только вопросы, но и кроссворд, что дает участникам отличную зарядку для развития интеллектуальных способностей.

27 February 2022

Большое спасибо, Раиса Поликарповна! Мне очень важно Ваше мнение, Вы здесь супер-профи... Я долго ничего не смотрел, плохо себя чувствовал.Я Вам напишу обязательно!

27 February 2022

СПАСИБО, ЖЕНЯ!!!! Профессионально!!!!!!!!

27 February 2022

Ира! Ты у нас , конечно, супер-профи... И мнение твоё очень важно. Рядом с вами плохо делать нельзя, поэтому учусь...

27 February 2022

!!!!!!!!!!! Слушаешься дедушку Ленина? Учиться, учиться, учиться!!!

27 February 2022

Да, под старость лет... Учиться никогда не поздно

27 February 2022

Евгений Алексеевич, спасибо Вам за интересную игру! Своими названиями публикаций Вы интригуете нас!

28 February 2022

Спасибо, Наталия Алексеевна! Как не вспомнить Расула Гамзатова, если речь идёт о журавлях...

28 February 2022

Это точно!

28 February 2022

Ответ #404404 был удален 28 February 2022

Спасибо, Евгений Алексенвич за прекрасный материал! Супер!!!

28 February 2022

Спасибо, Нина Ивановна! Болел, но сделал в последний день...

14 March 2022

Спасибо за интересную работу!

8 March 2022