ООД по развитию эмоциональной сферы дошкольников на тему «Мои эмоции»
МДОУ "Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 "Лумикелло"
ООД по развитию эмоциональной сферы дошкольников
«Мои эмоции»
Автор педагог-психолог:
Зернова Наталья Владимировна
Пояснительная записка.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие - это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениям.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Родители и педагоги должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.
Направление: Эмоциональное развитие.
Возраст участников: 5-6 лет.
Цель: Систематизация знаний детей о базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе).
Задачи:
Закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;
учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу, жестам;
Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);
Развивать эмпатию, способность сопереживать;
Материалы и оборудование: картинки с изображением эмоций, ватман, карандаши, фломастеры.
Структура ООД:
I. Вводная часть.
- Начало занятия, Упражнение. «Снежный ком».
Вводная беседа на тему: «Наш внутренний мир»
II. Основная часть.
- Упражнение «Я умею»;
- Упражнение. «Наше настроение»;
- Упражнение «Обезьянки»
III. Заключительная часть. Рефлексия.
- Упражнение «Страна Х» (коллективный рисунок).
ХОД ООД:
Вводная часть.
Игра «Снежный ком».
Дети по кругу называют сначала имена всех представившихся ранее, а затем свое имя. Педагог завершает круг, называя по именам всех детей, а затем называя свое имя.
- «Оказывается, что у всех вас есть прекрасные имена. И когда я на вас смотрю, то вижу, что у всех есть глазки, есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ножки? Так получается вы все одинаковы».
Педагог выдерживает паузу давая детям возможность подумать над его словами и возмутиться.
Дети вместе с педагогом перечисляют, чем отличаются друг от друга: имена, внешность, характер, привычки, мысли, внутренний мир.
- «Давайте подумаем тогда вместе, что такое внешний мир? Это природа, небо, солнце. А внутренний?
Дети высказывают свои предположения.
«Оказывается в нашем внутреннем мире тоже есть небо и солнце. Когда у нас на душе грустно, идет дождик, то льются слезки, если на душе радостно и светит солнышко, то и настроение у нас хорошее. От того, какое у нас настроение, зависит почти все остальное. В плохом настроении могут проявляться те черты характера, которые, может быть, не проявляются в хорошем. Если посмотреть на нашу внешность, то в плохом настроении будет грустное выражение лица, могут быть надутые губы. Давайте представим, как может выглядеть грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты. Попробуем изобразить.
А как выглядит веселый человек? Ему хочется со всеми дружить, он улыбается. Изобразим веселого человека.
Как выглядит человек который злится? Кулаки и зубы сжаты, брови нахмурены.
Как выглядит уставший человек? Плечи, руки опущены, тяжело вздыхает.
Внутреннее состояние человека можно передать разными способами. Не только с помощью слов, но и с помощью жестов и мимики.
II. Основная часть.
Упражнение «Я умею»
Цель: Гармонизация притязания на признание.
«Давайте поиграем в игру «Я умею». Каждый по очереди будет называть и показывать какое-нибудь свое умение (например быстро бегать). Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает, кто останется в кругу до конца».
Упражнение. «Наше настроение»
Цель: Развитие умения чувствовать партнера, понимания мимических выражений и выражения лица.
- «А теперь давайте поговорим о настроении, какое оно у Вас сейчас? С чем его можно сравнить? Мое настроение похоже на лучистое солнышко, а ваше?
Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем педагог обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, радостное, злое и т.д.
- Можно ли понять, какое у другого человека настроение, по его лицу? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах?
Педагог показывает детям картинки с изображением различных эмоций:
- радость;
- удивление;
- интерес;
- гнев, злость;
- страх;
- стыд;
- робость;
- презрение;
- отвращение;
- обида и т.п.
- «Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить полученные нами знания и выполнить следующее упражнение. Вы должны помочь:»
- плачущему ребенку, он потерял мячик;
- мама пришла с работы, она очень устала;
- товарищ сидит грустный, у него сломалась любимая игрушка;
- ваш друг плачет, у него что-то не получилось;
- девочка-соседка попросила сделать ей аппликацию.
- Вы большие молодцы! Оказывается, вы умеете показывать различные ситуации, как настоящие актеры!
Упражнение «Обезьянки»
Цель: Способствовать развитию спонтанности у детей.
Педагог предлагает детям поиграть в обезьянок.
- «Давайте, превратимся в обезьянок, которые любят «кривляться» и подражать друг другу».
Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это педагог, а затем дети по – очереди) становятся водящими - начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется «кривлянье» телом, голосом.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Упражнение «Страна Х» (коллективный рисунок).
Цель: дать возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помочь увидеть, какое место занимает ребенок в группе; закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях.
Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги.
- «А сейчас я предлагаю вам, вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать».
Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Педагог также может участвовать в общем рисовании.
Список использованной литературы, интернет-ресурсов:
М. Лебедева «Эти разные эмоции»
И.В. Ковалец «Азбука эмоций»
Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.:Айрис-пресс, 2006.
Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.
Минаева,В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.М.:АРКТИ,2001.