Опыт и нормативная база применения технических средств мультимедиа в детском саду
Трегубова Татьяна Егоровна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР д/с №53», г. Воронеж
Опыт и нормативная база применения технических средств мультимедиа в детском саду
Умение работать на персональном компьютере (ПК), набирать текст, вставлять таблицы и рисунки в него, делать презентации, в нашей стране стали требовать от воспитателей детских садов каких-то 15 – 17 лет тому назад. Я помню, как воспитатели, имеющие уже большой опыт работы (по 20 и более лет) возмущались этому нововведению и не хотели идти на компьютерные курсы переподготовки. В то время цена этих персональных компьютеров была не соизмерима с нашей зарплатой воспитателя, и мне казалось, что я никогда не смогу себе купить ПК.
Но время шло, и требования к оформлению наших рабочих программ, календарно – тематических планов и пр. шли в ногу с этим временем. В детском саду появились ПК и мы (воспитатели) по очереди набирали и распечатывали необходимые для работы документы.
Появившиеся позже технические мультимедийные средства еще больше облегчили нашу работу. В настоящее время невозможно в нашем детском саду представить открытое занятие без интерактивной доски или проектора с ПК, установленных в музыкальном зале.
Процесс подготовки массового открытого мероприятия у меня проходит в три этапа. Обычно, на первом этапе, за 2-3 недели я рассказываю детям о предстоящем празднике, его истории, читаю отрывки из произведений или показываю в группе уже существующие видеоролики через проектор на белую доску, где мы обычно вывешиваем образцы того, что детям нужно будет нарисовать или изготовить. Дети с удовольствием смотрят эти «мультики», и здесь главная задача «заложить фундамент» в их представление об этом празднике, зачем и почему мы его празднуем, выработать усидчивость и дисциплину при просмотре материала.
Второй этап является основным, т.к. на нем идет подготовка «артистов», «музыкантов», «танцоров» и других участников этого будущего праздника. Розданные стихи учатся не только в группе, но и дома и здесь очень важен контакт с родителями, их поддержка малыша в решении этих первых задач, которые он должен сделать сам. Чувство коллективизма, ответственности и взаимовыручки формируется лишь при выполнении общего дела, когда «каждый солдат должен знать свой маневр!». Важно выделить «лидеров», которые будут ведущими или солистами в хоре или танце. Для подготовки праздника, в котором участвуют все дети группы, я делю их на подгруппы: «лидеров», середнячков» и «группа массовки». Основная нагрузка ложится на «лидеров», за ними «тянутся» середнячки, а потом идет «массовка», в 3-4 года – это пол группы, но они тоже должны участвовать, а не сидеть на стульчиках и быть просто созерцателями. Не смотря на одинаковый возраст дети «открываются» в разное время. Я часто объясняю родителям, что их ребенку пока рано давать такой объем знаний и умений, который уже выполняют другие дети. Физическая и психологическая готовность детей к выполнению определенных задач существенно отличается. Задача воспитателя объяснить родителям, что должен делать их ребенок в разные периоды его взросления, нормы и что допустимо в этом возрасте. И как приятно видеть счастливые глаза родителей, когда в подготовительном к школе возрасте их ребенок из подгруппы «массовка», читает стихи, танцует, поет, участвует в спортивных мероприятиях не хуже других детей, а порой и гораздо лучше!
И вот, наконец, когда все участники будущего праздника готовы, стихи и песни разучены, танцоры запомнили свои движения, начинается третий этап – репетиции. Репетиций должно быть не менее трех, на первой отлаживается ход проведения этого мероприятия, вносятся необходимые корректировки. Дети должны привыкнуть к костюмам к последовательности смены декораций, освещению и т.п. Затем генеральная репетиция в костюмах в музыкальном зале и на следующий день – выступление!
Сейчас в нашей сфере образования информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) это не только помощь в работе, но и другой уровень передачи информации воспитанникам детских садов. Частным случаем ИКТ являются системы мультимедиа. Под «мультимедиа» обычно понимают возможность соединение воедино текста, рисунков, звуковых эффектов, анимации и видео [1] или если попробовать перевести дословно, то получится: «многосредовость», т.е. получение информации по разным средам передачи информации или, с точки зрения человека, восприятие разными органами чувств: звук – слухом, видео – зрением. Особенно важным свойством систем мультимедиа является интерактивность – возможность управлять процессом появления событий в той последовательности, которую желает пользователь этого мультимедийного продукта. Но для детей дошкольного возраста достаточно даже «линейного» мультимедийного продукта, типа аудиокниги или мультфильма. Если идет подготовка к постановке какой-либо сказки, то без просмотра мультфильмов никак не обойтись. Более того повтор нужных моментов в сказке и ответы детей позволяют им «вжиться в образ» того или иного героя. Хорошо, что в настоящее время существует множество бесплатных информационных ресурсов, как например [2], которые помогают детям познакомится с большим количеством отечественных и зарубежных сказок.
Существует большое количество мнений о степени применимости средств мультимедиа в детском саду [3, 4], опирающиеся на требования СанПиН 2.4.1.2660-10.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из основных задач которого является «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». ФГОС ДО ввел также требование создания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Стандарт определил требования к условиям реализации основной образовательной программе дошкольного образования, указал на необходимость соблюдения норм СанПиН 2.4.1.3049-13 и возложил ответственность на ДОУ самостоятельно определять средства обучения, в том числе технические, игровые, спортивные, подбирать и устанавливать оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации этой программы.
СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса установил продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Здесь следует отметить, что если в более ранних санитарных требованиях технические средства (компьютер, телевизор, диапроектор и т.п.) были разделены, и для каждого вида определялось свое время, то действующие СанПиН такого не делают. Время устанавливается из медицинских показателей для каждого возраста детей, независимо какое мультимедийное техническое средство используется в процессе обучения или не используется вообще. Основное внимание уделяется «непрерывной непосредственно образовательной деятельности», т.е. максимальный срок, который дети соответствующего возраста без вреда для здоровья смогут получать и воспринимать информацию.
Необходимо обратить внимание, что действующие санитарные правила и нормы (СанПиН) ограничивают максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня, так в первой половине он «в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно». Во второй половине дня, после дневного сна, допустимый объем еще меньше – не более 25 - 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста.
СанПиН не придуманы кем то, они исходят из медицинских показателей для детей соответствующего возраста и поэтому задача воспитателя взаимодействовать с родителями в плане регулирования психологической нагрузки на детей с учетом этих норм. Мой опыт, стаж работы и возраст позволяют давать советы родителям о недопустимости замены и перекладывании их родительских воспитательных обязанностей на компьютер, о чем я писала ранее [5]. Но и отгораживать детей от новых информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) не допустимо, это все равно, что пытаться остановить развитие цивилизации. Должна быть разумная достаточность в применении технических средств мультимедиа в процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Я хочу подчеркнуть и выделить слово «непрерывной», т.е. действующие нормы регламентируют занятие дошкольников по времени, а не по качеству развивающих игр или средствам их представления.
Применять технические средства мультимедиа в детском саду можно и нужно! В конечном итоге задача воспитателя в контакте с родителями развивать у малышей созидательные позывы к творчеству и естественно технические средства мультимедиа играют в этом очень важную роль.
Список литературы:
1. Воган Тэй. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов / Тэй Воган ; пер. с англ. М.И. Талачевой – М. : НТ Пресс, 2006. – 520 с. : ил.
2. Сайт «Miytvideo Детские сказки – Скачать видео с YouTube» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://miytvideo.ru/video/детские-сказки.
3. Софьина И.А. Рекомендации для педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технических средств обучения в ДОУ. [Электронный ресурс] / Сайт для воспитателей детских садов «Дошколенок». СМИ Эл. № ФС77-56217. Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/1514-rekomendatsii-dlya-pedagogov-po-ispolzovaniyu-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologij-ikt-tekhnicheskikh-sredstv-obucheniya-v-dou.html
4. Сотниченко А.Н. Требования СанПиН 2.4.1.2660-10. Информационно-коммуникативные технологии в детском саду. [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования nsportal.ru Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/11/04/trebovaniya-sanpin-2412660-10
5. Трегубова Т.Е. Применение ИКТ в образовательном процессе ДОУ / Т.Е. Трегубова, Е.И. Кузовкина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – С. 287-289. – ISSN 2413-4007.
Olga B.
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна