12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Швалова Анастасия36

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

Опыт преодоления семейных проблем через совместное прочтение художественных произведений

В современной реальности перед глазами детей и подростков нет (или совсем мало) примеров благополучных семей: где оба родителя, которые уважают друг друга, которые целенаправленно занимаются воспитанием своих детей, которые проявляют активную жизненную и гражданскую позицию, показывая подрастающему поколению пример проживания тех или иных ситуаций. Зачастую у нас в классе сидят дети из неполных или неблагополучных семей (пусть даже и обеспеченных материально). Они сталкиваются со сложными жизненными проблемами (развод родителей, потерю кого-то из близких, невнимание со стороны близких взрослых к их жизни и т.п.) и не знают, как это прожить, с кем посоветоваться, где найти пример того, как другие справляются с подобными ситуациями. А открыться кому-то в своих терзаниях не могут.

Также и родители сталкиваются с тем, что теряют контакт с ребёнком. Это может быть связано с событиями в семье в целом: переезд и смена школы, развод родителей или смерть одного из них, рождение второго-третьего ребёнка и т.п. или с новым этапом в жизни ребёнка: переходный возраст, первая любовь, новый одноклассник или учитель.

Задача школы – помочь детям и их родителям увидеть проблему, понять её причины и преодолеть её с наименьшими моральными, душевными травмами.

Я считаю, что для решения подобных проблем подходит такой приём работы как «совместное прочтение книги», который я как учитель литературы использую в своей практике. Это близко к популярным сейчас кейс-технологиям, когда определённую ситуацию предлагается решить реальным (современным) способом. Только ситуации берутся не из жизни, а из контекста изучаемого на уроке художественного произведения.

Невозможно на весь класс объявить, что тот или иной текст будет полезен кому-то из учеников. Но, зная, что в классе есть дети с определёнными семейными трудностями, я на уроке даю им задание, которое нужно подготовить дома с помощью родителей. Это обычно проблемный вопрос и проблемная ситуация, которую ребёнок (как я говорю на уроке) в силу отсутствия жизненного опыта, не может сам решить. Поэтому за помощью ему нужно обратиться к взрослым.

Например, при изучении рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья» при анализе поведения отца главного героя ребята не могут объяснить, почему он не уделяет внимания своему сыну, они не понимают и осуждают его. Тогда двум-трём учащимся из разных семей задаётся вопрос «Как объяснить отношение отца к сыну с точки зрения взрослых?» Ребята составляют опросник для своих родителей: – а как бы они вели себя? – как мама/папа/бабушка и другие члены семьи относятся к поведению судьи? и т.п. Они иногда включают вопросы, созвучные с вопросами героев рассказа, но уже более близкие им самим, которые в обычной жизни бояться задать своим родителям. Обязательным элементом работы является то, что для опроса родителей дети до или после беседы пересказывают им произведение или читают фрагменты вместе. Ответы родителей записываются. По словам родителей, часто разговор, начатый по книге, переходит в реальную жизнь, способствует открытому обсуждению замалчиваемой проблемы. Затем на уроке при обсуждении ответов взрослых, мнений одноклассников и текста учащиеся получают опыт проживания подобной жизненной ситуации: смерть одного из родителей, модель поведения взрослого и ребёнка. А родители (они были выбраны не случайно), которым задавали вопросы, чаще всего, задумываются над своей семейной ситуацией и видят вероятные решения.

Приём совместного почтения книги можно применить при изучении таких произведений, как «Чудесный доктор» А.П Чехова (проблема трудного материального положения в семье), «Недоросль» Д.И. Фонвизина (проблема инфантильности, избалованности подростков), «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого (опыт уважительного отношения к родителям), «Никита» и «Цветок на земле» А.П. Платонова (умение родителей прислушаться к страхам и переживаниям детей, понимание детьми, что взрослые не всегда догадываются о детских переживаниях) и другие.

В процессе такой поэтапной работы над художественным произведением (индивидуальной, совместной с родителями, а затем коллективным обсуждением) каждый ребёнок получит опыт переживания близкой ему ситуации или вероятной проблемы. Задача педагога научить ребёнка проживать определённые трудности, выходить из трудных моментов с наименьшими потерями и новыми качествами, а также подготовить ребят к вероятным жизненным ситуациям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.