Статья «Определение личностной компетентности школьников и методы ее оценки как первый шаг к созданию системы психолого-педагогического сопровождения в условиях адаптивной школы»
В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего (полного) общего образования (С(П)ОО). ( см. таблицу 1)
Если предметные результаты (в первую очередь знания) можно оценить традиционным способом, то методы оценки личностных и метапредметных результатов еще подлежат разработке и внедрению в образовательный процесс.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования.
(см схему: Структура деятельности (по Карнышеву А.Д.))
В новых стандартах требования к результатам образовательного процесса сформулированы в терминах компетенций. Термином «компетентность», изначально применявшимся исключительно по отношению к профессиональной деятельности и профессиональному образованию, обозначается интегральная характеристика специалиста. Компетенция – это компетентность специалиста в одной из областей его деятельности..
Применительно к обучающимися в системе общего образования, личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
· индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);
· мотивационно-личностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки);
· деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);
· коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе). ( по Е.В. Леоновой)
Данные компоненты личностной компетентности, во-первых, отражают основные структуры личности и, во-вторых, позволяют произвести оценку личностных и метапредметных результатов начального, основного и среднего (полного) образования с использованием наиболее информативных и эффективных методов:
· психодиагностический метод;
· метод экспертных оценок;
· анкетный опрос;
· наблюдение.
Методики должны подбираться в соответствии с измеряемыми характеристиками, возрастом, а в нашем случае и особенностями детей.
Необходимо, для каждой категории обучающихся, составить собственные пакеты психодиагностических методик в соответствии с целями, задачами конкретного образовательного учреждения. Методики должны быть надежными, валидными, достаточно информативными, простыми и понятными в использовании, сформированными для каждой отдельной параллели с соблюдением преемственности.
Однако, не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего, это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий.
В этом случае необходимо использовать малоформализованные методы оценки:
· метод исследующего (стандартизированного) наблюдения;
· метод экспертных оценок;
· метод анкетного опроса.
Для оценки сформированности универсальных учебных действий у ребенка – УУД, необходимо использовать в качестве критериев сформированности следующее:
1. Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов:
1. .Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.
2. Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.
3. Составление пакета психодиагностических методик для обучающихся с учетом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.
4. Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.
По результатам оценки личностной компетентности, должны выдаваться индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
При оценке сформированности составляющих личностной компетентности, в качестве экспертов должны выступать учителя и родители обучающихся. (А не только один педагог-психолог!)
Сам процесс экспертной оценки должен выполнять двойную функцию:
1. ОУ получает оценку сформированности компонентов личностной компетентности каждого ученика от нескольких экспертов.
2. Взрослые участники образовательного процесса получают дополнительную информацию о том, что помимо знаний, умений и навыков, у школьников оценивается сформированность определенных личностных характеристик и универсальных учебных действий и обращают на них внимание в ежедневном общении с ребенком.
Таким образом, сам процесс оценки личностной компетентности школьника, так и обсуждение его результатов на педагогических совещаниях и родительских собраниях позволяют внести вклад в решение одной из проблем реализации новых образовательных стандартов.
Внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при функционировании в образовательном учреждении психологической службы. А полноценное формирование личностной компетентности школьников и ее оценка должна осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения. Только в этом случае мы можем говорить о наличии в ОУ системы психолого-педагогического сопровождения.
Литература:
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя –
М.; Просвещение, 2008г.
2.Виноградова Н.Ф. Стандарты второго поколения (начальная школа): проблемы и трудности реализации. Материалы к заседанию Ученого совета ИСМО РАО 28 апреля 2011г.
3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003.-№5.
4.Леонова Е.В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки. // Начальная школа – 2012 -№4.
5.Маркова А.К. Психология профессионализма. // - М.; Знание, 1996г.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты // Министерство образования и науки Российской Федерации (Электронный ресурс) http://mon.gov.ru/dok/fgos/
7. Черемухина К.С. Основы общей и социальной психологии. /Психология деятельности стр15-16; - Иркутск; издательство БГУП, 2005г.