Статья «Определение личностной компетентности школьников и методы ее оценки как первый шаг к созданию системы психолого-педагогического сопровождения в условиях адаптивной школы»

2
0
Материал опубликован 29 October 2015

В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего (полного) общего образования (С(П)ОО). ( см. таблицу 1)

Если предметные результаты (в первую очередь знания) можно оценить традиционным способом, то методы оценки личностных и метапредметных результатов еще подлежат разработке и внедрению в образовательный процесс.

         В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося составляет цель и  основной результат образования.

(см схему: Структура  деятельности (по Карнышеву А.Д.))

В новых стандартах требования к результатам образовательного процесса сформулированы в терминах компетенций. Термином «компетентность», изначально применявшимся исключительно по отношению  к  профессиональной деятельности и профессиональному образованию, обозначается интегральная характеристика специалиста. Компетенция – это компетентность специалиста в  одной из областей его деятельности..

Применительно к обучающимися в системе общего образования, личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:

·        индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности  школьника к обучению и саморазвитию);

·        мотивационно-личностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки);

·        деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);

·        коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе). ( по Е.В. Леоновой)

Данные компоненты личностной компетентности, во-первых, отражают основные структуры личности и, во-вторых, позволяют произвести оценку личностных и метапредметных результатов начального, основного и среднего (полного) образования  с использованием  наиболее информативных и эффективных методов:

·        психодиагностический метод;

·        метод экспертных оценок;

·        анкетный опрос;

·        наблюдение.

Методики должны подбираться в соответствии с измеряемыми характеристиками, возрастом, а в нашем случае и особенностями детей.

Необходимо, для  каждой  категории обучающихся, составить собственные пакеты психодиагностических методик в соответствии с целями, задачами конкретного образовательного учреждения. Методики должны быть надежными, валидными, достаточно информативными, простыми и понятными в использовании, сформированными для каждой отдельной параллели с соблюдением преемственности.

Однако, не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего, это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий.

В этом случае необходимо использовать малоформализованные методы оценки:

·        метод исследующего (стандартизированного) наблюдения;

·        метод экспертных оценок;

·        метод анкетного опроса.

Для оценки сформированности  универсальных учебных действий  у ребенка – УУД, необходимо использовать в качестве критериев сформированности следующее:

1.     Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2.     Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов:

1.     .Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.

2.     Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.

3.     Составление  пакета психодиагностических  методик для обучающихся с учетом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.

4.     Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.

По результатам оценки личностной компетентности, должны выдаваться индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе  разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

При оценке сформированности составляющих личностной компетентности, в качестве экспертов  должны выступать учителя и родители обучающихся. (А не только один педагог-психолог!)

Сам процесс экспертной оценки  должен выполнять двойную функцию:

1.     ОУ получает оценку сформированности компонентов личностной компетентности  каждого ученика от нескольких экспертов.

2.     Взрослые участники образовательного процесса получают дополнительную информацию о  том, что помимо знаний, умений и навыков, у школьников оценивается сформированность определенных личностных характеристик и универсальных учебных действий и обращают на них внимание в ежедневном общении с ребенком.

Таким образом, сам процесс оценки личностной компетентности школьника, так и обсуждение его результатов на педагогических совещаниях и родительских собраниях позволяют внести вклад  в решение одной из проблем реализации новых образовательных стандартов.

Внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при функционировании в образовательном учреждении психологической службы. А полноценное формирование личностной компетентности школьников и ее оценка должна осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения. Только в этом случае мы можем говорить о наличии в ОУ системы психолого-педагогического сопровождения.

 

 

 

Литература:

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя –

М.; Просвещение, 2008г.

2.Виноградова Н.Ф. Стандарты второго поколения (начальная школа): проблемы и трудности реализации. Материалы к заседанию Ученого совета ИСМО РАО 28 апреля 2011г.

3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003.-№5.

4.Леонова Е.В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки. // Начальная школа – 2012 -№4.

5.Маркова А.К. Психология профессионализма. // - М.; Знание, 1996г.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты // Министерство образования и науки Российской Федерации (Электронный ресурс) http://mon.gov.ru/dok/fgos/

7. Черемухина К.С. Основы общей и социальной психологии. /Психология деятельности стр15-16; - Иркутск; издательство БГУП, 2005г.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации