12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тарасенко Людмила Анатольевна20

Министерство образования Оренбургской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУДО ООДТДМ

им. В.П.Поляничко

Приказ №________от ____2020 г.















«Оренбургский этнохоровод»

образовательная программа с профильным компонентом






Автор-составитель: Тарасенко Людмила Анатольевна,

методист

Возраст детей:10 – 15 лет

Срок реализации программы:

краткосрочная







Оренбург - 2020 г.
































РАСМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО

Членами областного экспертного совета:

__________Мусралиева С.Г.








Пояснительная записка

Оренбургский край исторически сформировался как многонациональный и поликонфессиональный регион. Поэтому в Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года на территории Оренбургской области поставлена задача, реализовать комплексный план действий по гармонизации межнациональных отношений на территории области, этнокультурному развитию народов, населяющих Оренбуржье. В области работает программа «Реализация модели региональной национальной политики в Оренбургской области» на 2014 год и на перспективу до 2020 года (с изменениями на: 06.07.2017 г.). Это предопределило в качестве одного из приоритетных направлений в деятельности региональной власти национальную политику, отвечающую интересам всех национальных и этнических групп, проживающих в регионе.

Актуальность программы.

Проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народов родного края не утратила своей актуальности и сегодня.

В современных условиях радикальной трансформации общественных отношений, вызванной утратой духовно-нравственных ценностей и ориентиров, все более возрастает значение потенциала народной педагогики как фактора реализации национальной концепции воспитания. Молодое поколение, погружаясь в мир народной культуры и усваивая ее ценностно-нормативный пласт, органичнее, естественнее и конструктивнее реализует себя в других этнокультурных средах.

Программа «Оренбургский этнохоровод» способствует изучению подростками культуры и региональных особенностей Оренбуржья; формированию положительного эмоционального отношения к этническому самоопределению и национальной культуре, готовности к межкультурному взаимодействию; развитию творческой, активной позиции подростка, что обеспечит его успешную дальнейшую адаптацию к жизнедеятельности в условиях полиэтнического общества. Данная программа реализуется в течение 14 дней.

Отличительные особенности программы

Программа «Оренбургский этнохоровод» является модифицированной, так как построена на основе уже существующих и реализуемых ранее программ «Многоцветие радуги», «Звезды успеха» (авторы-составители: творческая группа педагогов). Особенностью данной программы является применение технологии творческого погружения в национальную культуру, что позволяет за короткий срок осуществить интенсивное обучение подростков; создать воспитывающую, творческую среду. Территориальная изоляция в условиях детского оздоровительного лагеря позволяет повысить мотивацию и сконцентрировать внимание участников профильной смены на образовательном процессе. Изучение народной культуры есть, прежде всего, погружение в содержание и эмоциональное  проживание представленного материала.

Новизна программы

При реализации программы «идеальной формой среды» становится национальная культура, в которой, как известно, нет зрителей, в ней присутствуют только участники. Использование интерактивных форм обучения позволяет формировать навыки совместной деятельности. Новый увлекательный способ изучения достигается оригинальной организацией подачи учебного материала, где присутствует игра, театрализация или обыгрывание ситуаций, создание атмосферы праздника, художественный труд и т. д. Происходит создание атмосферы сотрудничества и сотворчества педагогов и подростков, формирование этнической толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря.

Направленность программы

Программа «Оренбургский этнохоровод» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию и адаптацию учащихся к жизнедеятельности в условиях полиэтнического общества, формирование этнокультуры учащихся.

Адресат программы

Возраст участников программы:10 – 15 лет.

Количество участников – 30 человек.

В профильной смене принимают участие учащиеся детских фольклорно-этнографических коллективов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Оренбургской области, которые имеют определенный запас знаний в области этнографии.

Цель программы и задачи программы

Цель - формирование у подростков положительного эмоционального отношения к национальной культуре и готовности к межкультурному взаимодействию в условиях детского оздоровительного лагеря.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- расширение знаний подростков по этнографии в единстве с культурой Оренбургской области;

- развитие творческих способностей подростков на основе знакомства с национальной культурой народов Оренбуржья;

- развитие интереса к сохранению культурной самобытности, национальных традиций, ценностей народов родного края;

- воспитание этнической толерантности;

- организовать деятельность подростков на формирование готовности к межкультурному взаимодействию через погружение в национальную культуру в условиях детского оздоровительного лагеря.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации программы «Оренбургский этнохоровод» участниками профильной смены будут достигнуты следующие результаты:

- сформированы этнические и поликультурные знания, умения, навыки;

- развиты умения о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- сформировано понимание важности и значимости сохранения культурной самобытности, национальных традиций народов Оренбургской области;

- созданы условия для формирования нравственной культуры подростков на основе познания традиционной культуры народа;

- созданы условия для формирования творческого, культурного и социально-активного потенциала подростков.

Итоги проведения конкурсов, викторин, мастер-классов, праздников и других мероприятий являются показателями результативности проведения профильной смены «Оренбургский этнохоровод».

Принципы реализации программы

При реализации программы учитываются принципы, отражающие основополагающие идеи и определяющие характер деятельности участников профильной смены:

- принцип гуманистической ориентированности;

- принцип педагогической целесообразности;

- принцип учета индивидуальных особенностей;

- принцип толерантности;

- принцип коммуникативности (сотрудничества);

- принцип успешности;

- принцип сотворчества;

- принцип ценностных ориентиров;

- принцип взаимодействия или обратной связи.

Методы реализации программы

Основными методами реализации программы профильной смены являются:

- методы убеждения;

- методы общения;

-методы организации деятельности;

- методы самоуправления;

- методы поощрения;

- методы педагогического воздействия;

- методы досуговой деятельности.

Формы организации деятельности детей

Реализация программы профильной смены «Оренбургский этнохоровод» предполагает следующие формы организации деятельности детей:

- мероприятие (праздничная программа «Многонациональное Оренбуржье», развлекательная программа «В кругу друзей», экскурсия в КК «Национальная деревня», мастер-классы народных умельцев);

- игра («Игровая карусель», «Этновикториа»);

- дело («День национальной культуры», операция «Уют»).

Развитие детского самоуправления

Органы самоуправления в рамках профильной смены будут действовать на уровне отряда.

На протяжении профильной смены происходит чередование традиционных поручений (ЧТП). Чередуя поручения (2-3 дня), ребята каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям.


совет отряда


t1617359050aa.gift1617359050aa.gift1617359050aa.gif

t1617359050aa.gift1617359050aa.gift1617359050aa.gif

спортивная группа



дежурная группа

досуговая группа

оформительская группа

сюрпризная группа

информационная группа




t1617359050aa.gift1617359050aa.gift1617359050aa.gift1617359050aa.gift1617359050aa.gift1617359050aa.gif


отряд


Система мотивации и стимулирования

Для успешной реализации программы следует использовать следующие методы:

- эмоциональное стимулирование (похвала индивидуальная или публичная, положительная оценка или одобрение в присутствии сверстников и родителей, устная благодарность, аплодисменты);

- развитие интереса к изучению национальных культур народов Оренбуржья (игровая деятельность);

- материальное поощрение (дипломы, грамоты, медали, жетоны «хороводики»).

В течение профильной смены действует накопительная система жетонов («хороводик»), ежедневно разыгрываются поощрительные медали («Умник», «Умница», «За интересную идею», «Самому внимательному», «Лучшему затейнику», «Мне сегодня повезло», «Сладкоежке», «Лучшей соне» и т. д.). Они фиксируются на страничке в папке «Моя летопись». По итогам мероприятий вручаются грамоты ребятам, которые отличились успешностью в своей деятельности. В конце смены самым активным участникам вручаются дипломы и Кубок Дружбы.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность осуществляется в двух направлениях: реализация программ дополнительного образования (кружки, секции) предлагаемые детским оздоровительно-образовательным центром «Город детства» и организуемая педагогами дополнительного образования лагеря, реализация программы профильного компонента.

Реализация профильного компонента

Участники профильной смены – это учащиеся, которые занимаются в фольклорно-этнографических коллективах, активно принимают участие в реализации проекта «Областная детская фольклорно-этнографическая экспедиция «Радуга». Главным в содержании профильного компонента является практическая отработка знаний умений и навыков в области этнографии, выполнение коллективных и индивидуальных творческих работ. Образовательную деятельность осуществляют педагоги дополнительного образования, мастер-классы проводят народные умельцы.

Занятия проводятся три раза в неделю по 1 академическому часу.

Профильный компонент смены включает в себя три образовательных модуля, содержащих основные направления деятельности.

Модуль «Творческая мастерская»:

- организация работы творческих мастерских «Национальная игрушка», «Бабушкин сундучок»;

- организация мастер-классов народных умельцев.

Модуль «Вместе весело играть»:

- акция «Этнофлэшмоб»;

- «Эстафета национальных игр»;

- «Этнодискотека»;

- «Сказочные соревнования» (по мотивам народных сказок).

Модуль «Мы вместе»:

- деловые игры;

- встречи с носителями культуры;

- КК «Национальная деревня».

Учебно-тематический план

п/п

Название модуля/темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Модуль «Творческая мастерская»

1

Народное творчество как компонент этнокультуры.

12

4

8

II

Модуль «Вместе весело играть»

2

Организация досугово-оздоровительных мероприятий с учетом традиций и обычаев, представленных национальностей в смене.

12

4

8

III

Модуль «Мы вместе»


Традиции и обычаи разных народов Оренбуржья.

12

4

8

IV

Итог «День национальной культуры»

2

-

2

Итого:

38

12

26

Содержание учебно-тематического плана

Модуль «Творческая мастерская».

Тема «Народное творчество как компонент этнокультуры».

Теория: особенности народного творчества в культурах разных этнических групп.

Практика: участие в работе творческих мастерских «Национальная игрушка», «Бабушкин сундучок»; участие в мастер-классах народных умельцев; организация выставки «Кукольный этнохоровод» и др.

Модуль «Вместе весело играть».

Тема «Организация досугово-оздоровительных мероприятий с учетом традиций и обычаев, представленных национальностей в смене».

Теория: основы организации национальных игр и танцев, инсценировки национальных сказок.

Практика: «В кругу друзей» (открытие профильной смены), «Эстафета национальных игр», «Этнодискотека», «Сказочные соревнования» (по мотивам национальных сказок), акция «Этнофлэшмоб», участие в мастер-классах по хореографии, вокалу и др.

Модуль «Мы вместе».

Тема «Традиции и обычаи разных народов Оренбуржья».

Теория: Нормы и уклад жизни, духовная культура народов Оренбуржья.

Практика: Встреча со священнослужителями различных конфессий и носителями культуры; вечера национальной культуры; инсценировка традиционных обрядов и т.д.

Поведение итогов.

Теория: подготовка к мероприятию.

Практика: проведения праздника «День национальной культуры».

Механизм оценки результатов программы

Критерии

Показатели

Методы

Удовлетворенность подростков от участия в программе

- интерес к образовательной деятельности в области этнографии;

- устойчивая мотивация к занятиям творческой деятельностью, народным творчеством;

- количество подростков, вновь стремящихся попасть в лагерь с этнопрофилем

Беседы, наблюдения за детьми, анкеты, опросы подростков и родителей

Достижение результатов, заявленных в программе

- навыки позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- понимание и принятие культуры других народов;

- трансляция (использование приобретенных знаний и опыта);

- количество подростков, успешно, реализующих намеченные планы профильной смены

Анкетирование, беседа, наблюдение, игровые способы и т.д.

Качество организуемой деятельности

- удовлетворенность родителей и подростков формами организации отдыха;

- степень включенности подростков в активную жизнь отряда и лагеря

Анализ администрации, самоанализ, аналитические планерки, совещания, письменные отзывы родителей как заказчиков услуг


Факторы риска

Фактор риска

Пути преодоления каждого фактора риска

Индивидуально-личностнае

Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников профильной смены, стимулирование мотивации. Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, игровой и другой.

Окружающей среды

Организация мероприятий, согласно тематике смен в 2-х вариантах на основе учета погоды: в хорошую погоду – на свежем воздухе, в плохую погоду – в помещениях лагеря. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении

Квалификация кадров

Индивидуальная работа с педагогами по коррекции содержания работы. готовность производить замену на время отсутствия из числа педагогов дополнительного образования.


Содержание программы смены

Модель игрового взаимодействия

Игровая модель предполагает, что в течение профильной смены подростки становятся участниками «этнографического хоровода». Этнохоровод делает остановки у национальных подворий (мордовское, татарское, русское, башкирское, казахское), где происходит погружение в народную культуру, эмоциональное  проживание изучаемого материала. Для этого проводятся дни национальной культуры. В игровой интерактивной форме подростки обсуждают особенности традиций, культуры, истории этого народа, сравнивают свои представления об этой национальности с реальными фактами, учат слова, с помощью которых они смогут приветствовать друг друга. Также разучиваются танцы, песни, национальные игры. Важно, чтобы подростки почувствовали, что их народ – не единственный в этом мире, что их окружают множество культур, они отличаются друг от друга, но каждая из них по-своему интересна.

Игровой замысел опирается на потребности детей к общению, взаимодействию, приключениям, играм, поиску, самоутверждению.

Игровое взаимодействие определяет правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. На заключительном фестивале национальной культуры ребята демонстрируют то новое, чему они научились на протяжении всей профильной смены.

Ход реализации программы

Организационный период (этап погружения).

Основная цель этого периода – адаптация подростков к условиям лагеря. Ребята знакомятся друг с другом, воспитатели и вожатые узнают об их интересах, дают детям возможность проявить себя. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности: выборы органов самоуправления, запуск программы.

Основной период (этап реализации цели).

Основной деятельностью этого этапа является:

реализация основной идеи смены;

включение подростков в коллективно-творческую деятельность, создание условий для развития самостоятельности и творчества у детей;

проведение образовательных занятий по трем модулям: «Творческая мастерская», «Вместе весело играть», «Мы вместе»;

корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;

корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

экскурсионная работа (КК «Национальная деревня»);

проведение мероприятий, соревнований, конкурсов в соответствии с планом-сеткой программы и игровым замыслом;

организация мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива;

анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности участников программы в разных видах деятельности.

Итоговый период (этап подведения итогов и работы на последствия).

Подведение итогов прожитой смены: проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены; составление итоговой диагностики по аналитическому материалу; анализ предложений подростков, педагогов и родителей по организации профильной смены  в будущем; награждение наиболее активных участников смены; закрытие профильной смены (фестиваль национальной культуры «Многонациональное Оренбуржье»); выработка перспектив деятельности.

В течение смены организуются мастер-классы: «Традиционная русская роспись», «Валяние шерсти», «Волшебные спицы».

Цель: познакомить участников профильной смены с народными ремеслами.

Народные мастера рассказывают историю промысла, пошагово знакомят с технологией своего ремесла, доступно объясняют и оказывают необходимую помощь, предлагают технологическую карту выполнения работы.

В результате ребята получают практические навыки, имеют возможность своими руками сделать поделку.

Экскурсия по КК «Национальная деревня» усиливает эффект погружения в народную культуру.

Цель: познакомить участников смены с бытом народов Оренбуржья.

Путешествуя по национальным подворьям, ребята узнают особенности и общие черты быта разных народов, могут подержать в руках домашнюю утварь, сделать фото для дальнейшей работы по своему направлению. Смотрители подворий предоставляют информационные листовки.

В результате происходит систематизация знаний о национальной культуре; формирование понимания важности и значимости сохранения культурной самобытности, национальных традиций народов Оренбургской области.

В течение смены проводятся вечера национальной культуры.

Цель: знакомство участников смены с национальными традициями, обычаями и обрядами.

При организации и проведении данного мероприятия важным является то, что хозяевами становятся сами ребята (представители одной национальности). Гости (остальные члены отряда) включаются в интересную познавательную деятельность.

В результате происходит взаимообучение, обмен полезной информацией и сувенирами. По окончании таких вечеров подростки отмечают свои впечатления в личной летописи.

Таким образом, в ходе профильной смены подростки могут духовно обогатиться; получить и закрепить знания о культурных традициях народов, проживающих на территории Оренбургской области; усвоить, что можно сохранить свою национальную индивидуальность и жить в дружбе и единстве с людьми других национальностей.

План-сетка смены

27.06.2020 г.


День заезда.

«Будем знакомы!»

28.06.2020 г.


«Этнографический калейдоскоп»

29.06.2020г.

Работа в творческих мастерских:

«Национальная игрушка»,

«Эстафета национальных игр»,

«В кругу друзей».

30.06.2020 г.

Работа в творческих мастерских:

«Бабушкин сундучок»,

«В мире сказок»,

«Этнографическая викторина».

01.07.2020 г.

Работа в творческих мастерских:

«Национальная игрушка»,

«Эстафета национальных игр».

«День мордовской культуры»

02.07.2020г.

Работа в творческих мастерских:

«Бабушкин сундучок»,

«В мире сказок»,

«В кругу друзей».

03.08.2020г.

Экскурсия по КК «Национальная деревня».

«Игровая карусель»

04.08.2020 г.

«День башкирской культуры»

05.08.2020 г.


«Веселые старты»

06.08.2020 г.

Работа в творческих мастерских:

«Бабушкин сундучок»,

«В мире сказок».

«День татарской культуры»

07.08.2020 г.

Работа в творческих мастерских: «Национальная кукла»,

«Национальная игра»,

«В кругу друзей».

08.08.2020 г.

Работа в творческих мастерских:

«Бабушкин сундучок»,

«В мире сказок».


09.08.2020 г.

Работа мастер-классов народных умельцев: «Валяние шерсти», «Волшебные спицы»,

«Традиционная русская роспись».

10.08.2020 г.

Экскурсия по мемориальному комплексу-музею «Салют, Победа!»


«Национальные герои в народном фольклоре»

11.08.2020 г.

Настольная игра «Единство многообразия».


«День русской культуры»

12.08.2020 г.

Матрешкин хоровод (национальные игры с элементами танцев)

13.08.2020 г.

Работа в творческих мастерских: «Национальная кукла», «Национальная игра».

14.08.2020 г.

Работа в творческих мастерских:

«Бабушкин сундучок»,

«В мире сказок».


15.08.2020 г.

Работа в творческих мастерских: «Национальная кукла», «Национальная игра».

«День башкирской культуры»

16.08.2020 г.

Экскурсия на фабрику пуховых платков.

17.08.2020 г.

Сбор отряда.

Подведение итогов смены, награждение.

Посещение кинотеатра «Космос».

18.08.2020

Праздничная программа «Многонациональное Оренбуржье».

19.08.2020

Выставка достижений «Что мы знаем и умеем»

20.08.2020

Выезд участников профильной смены.


Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы

В реализации программы участвуют:

- организатор профильной смены;

- вожатые;

- педагоги дополнительного образования.

Теоретическая и методическая подготовка педагогов осуществляется посредством следующих форм деятельности: индивидуальные и групповые консультации, предварительное обучение педагогического персонала, малые педагогические советы.

Ежедневные планерки, на которых анализируется прожитый в отряде день, выявляются причинно-следственные связи, осуществляются консультации, рекомендации и планирование деятельности.

Все участники воспитательного процесса проводят работу с подростками по общему плану на профильную смену. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана работы, организацию ребят для проведения отрядных и лагерных мероприятий. Вожатые занимаются организацией, подготовкой мероприятий. Педагоги имеют первую и высшую квалификационные категории.

Информационно-методическое обеспечение программы

Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно – методическое обеспечение:

- должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.;

- определены темы малых педагогических советов, проводимых в течение профильной смены;

- программное и дидактическое обеспечение работы в рамках профильного компонента;

- план- сетка профильной смены;

- наличие методических пособий, библиотечки методической литературы по вопросам организации жизнедеятельности в отряде, разработки сценариев, диагностический инструментарий.

Ресурсное обеспечение программы

Оборудование, инвентарь, материалы:

- аудиоматериалы, видеоматериалы, ноутбук, музыкальный центр;

- плакаты, фотографии, настольная игра «Единство многообразия», этнографический атлас Оренбуржья;

- ткань, атласные ленты, шнур, нитки, ножницы, акриловые краски, гуашь, клей ПВА, элементы декора, цветная бумага и картон, глина, спицы, шерсть, гончарный круг;

- национальные костюмы, шумовые народные инструменты, инвентарь для народных игр.

Наградная продукция, дипломы, грамоты, жетоны-хороводики, призы, медали, кубок Дружбы.

Печатная продукция:

- подробные пошаговые схемы и памятки изготовления поделок, образцы поделок;

- листовки, конверты, дневники «Летопись смены», папки «Мои успехи», фотографии.

Оценка эффективности программы

Система показателей оценки качества реализации программы

Наличие системы показателей оценки эффективности является средством, позволяющим проводить экспертизу программы как теоретического продукта, имеющего прикладное назначение, позволяет дать объективные, квалифицированные рекомендации и предложения по повышению качества работы.

В число показателей эффективности работы профильной смены входят:

- ощущение удовлетворения подростков от своего участия в работе профильной смены и от достигнутых за это время результатов;

- удовлетворенность жизнедеятельностью временного детского коллектива в условиях реализации программы профильной смены;

- количество участников профильной смены, вновь стремящихся попасть в лагерь по данной программе.

4.2. Система обратной связи

В течение всей смены осуществляется мониторинг качественных изменений, ежедневно анализируются результаты, подводятся итоги и оформляется итоговая документация.

Обратная связь осуществляется через:

- рефлексию каждого дня (в конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке и личной летописи);

- анкетирование (вводное и итоговое);

- собеседование с родителями;

- телефонные консультации;

- обсуждение итогов работы каждого дня на методическом объединении педагогов.

































Список используемой литературы

О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., N 06-1844).

Кудашев, Г.А. Программа лагерной смены: отдельные особенности разработки и оформления. Методическое пособие. – Тюмень: «Ребячья республика», 2014.- 126 с.

Океанские методики: Методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в условиях Всероссийского детского центра «Океан»/ Под ред. Э.В. Марзоевой, Г.Ю. Зубаревой. – Владивосток Федеральное государственное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», 2010. – 280 с.

Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь// Сост. Ковалева А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./ Науч. ред. М.А. Мазниченко. – М.: Собеседник, 2005. – 192 с.

Харитонов, Н.П. Рекомендации педагогам дополнительного образования по доработке образовательных программ дополнительного образования детей (в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей /Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., N 06-184

Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.

Навигатор руководителя организации детского отдыха: информационно-методический сборник / Н.В. Сафин – Самара: ПК «ДСМ», 2015. – 156 с.


















Приложение 1


Диагностика мотивации

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и отметьте свое мнение об одной из 4-х градаций.

1 Балл - Нет

2 Балла - Скорее «нет», чем «да»

3 Балла - Скорее «да», чем «нет»

4 Балла - Да

1. В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?

2. Часто ли у вас возникает желание прийти в кружок и пообщаться с друзьями?

3. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?

4. Получаешь ли ты удовольствие от приобретения новых знаний и умений?

5. Нравится ли вам испытывать радость от успеха на занятиях?

6. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши успехи меньше, чем могли бы быть?

7. Считаешь ли ты занятие в кружке хорошим средством для отдыха?

8. После занятий я чувствую себя в хорошем настроении и полным сил.

Обработка результатов (6-8 баллов)

1, 2 вопрос - мотив общения

3,4 - деятельность познания

5,6 - достижение успеха

7,8 - отдых

При наличии средних и низких баллов ведущий мотив посещения творческой мастерской не сформирован.

Анкета участников мероприятия или занятия:

Самый распространенный вид диагностики. Используется при большом скоплении участников мероприятия. Не требует больших затрат. Необходимы только ручка и небольшой листок бумаги для каждого ребенка.

Вопросы:

1. Во время занятий я понял, что…

2. Самым полезным для меня было…

3. Я был бы более откровенным, если бы…

4. Своими основными ошибками я считаю…

5. Мне не понравилось…

6. Больше всего мне понравилось, как работал…

7. На следующем занятии я хотел бы…

8. На месте ведущего я …





Диагностика интереса

Инструкция: прочитайте вопрос и выберете один, наиболее подходящий ответ.

1. Занятия в кружке посещаю

а) Систематически

б) Довольно часто

в) От случая к случаю

2. Если твои друзья решают уйти из кружка, то...

а) Останусь

б) Подумаю остаться или уйти

в) Уйду не раздумывая

3. Дома в свободное время делаю го, чем занимаюсь в кружке

а) Да, всегда

б) Иногда

в) Никогда

4. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе в жизни знания, умения, навыки,

полученные в кружке

а) Да

б) Может быть

в) Нет

5. При возникновении трудностей доводишь ли ты начатое дело до конца?

а) Всегда добиваюсь намеченной цели

б) Иногда трудности меня пугают

в) Без посторонней помощи бросаю начатое дело

6. Совершенствуешь ли ты свои знания, умения, полученные в кружке

самостоятельно

а) Постоянно ищу и предлагаю новые идеи

б) Иногда возникает желание попробовать что-то новое, но не

всегда это удается

в) Ограничиваюсь тем, что изучаю в кружке

Обработка результатов

Преобладание ответов под буквой «а» (4-6 ответов) свидетельствует об устойчивом интересе к занятиям.

Преобладание ответов под буквой «б» предполагает формирующийся интерес воспитанника к занятиям.

Преобладание ответов под буквой «в» показывает неустойчивый интерес к занятиям.







Приложение 2




Анкета для детей (стартовая)

Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Что ты ждешь от лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравится делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я в лагере, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….



Имя…………………….. Фамилия………………………………




















Анкета «Уровень удовлетворенности детей по окончании смены» (первый вариант)

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

Что тебе не понравилось?

С кем из ребят ты подружился?

Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

Было ли скучно в лагере?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.

Самое важное событие в лагере? Было ли оно?

Чему ты научился в лагере?

Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Если ты не возражаешь, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

И оставь нам автограф на память

________________________


Анкета «Уровень удовлетворенности детей по окончании смены» (второй вариант)


Дорогой друг!
Закончилась смена профильного лагеря. Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами. Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены.

1. Из ребят мне было интересно общаться с __________________________________________________________________
2. Из взрослых мне было интересно работать с __________________________________________________________________
3. Самые запоминающиеся мероприятия

4. Я участвовал в __________________________________________________________________
5. А ещё хотел бы поучаствовать в __________________________________________________________________6. Я научился______________________________________________________
7.Мне не понравилось_______________________________________________
8. Хотел бы ты ещё раз попасть в профильный лагерь? Почему?__________________________________________________________
9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?___________________________________________________________

10.Пригодится ли то, чему ты научился, во время службы в Армии, во время обучения в учебном заведении, в обыденной жизни?____________________________________________________________

СПАСИБО!







































Приложение 3

Анкета для родителей детей в начале смены

Был ли Ваш ребенок в лагере ранее (на 7 и более дней)? __________________________________________________________________


Перечислите 5 наиболее выраженных черт характера, присущих Вашему ребенку: __________________________________________________________________

Чем он занимается с удовольствием? __________________________________________________________________

Чем не любит заниматься? __________________________________________________________________


Какая ситуация может оказаться трудной, стрессовой?________________________________________________________

С кем предпочитает общаться Ваш ребенок (с младшими, с ровесниками, со старшими). Есть ли трудности в общении? __________________________________________________________________

Каким образом можно убедить Вашего ребенка соблюдать правила и договоренности?_____________________________

__________________________________________________________________Отношение к курению и употреблению спиртных напитков_____________________________________________________


Склонность к хулиганству и кражам________________________________________________________________________

Что Вы ожидаете от пребывания Вашего ребенка в профильном лагере?_________________________________________________________________________________________________


Разрешение на фото-, видеосъемку : да __ нет__








Приложение 4


Анкета для родителей «Уровень удовлетворенности предоставленными услугами»

(по окончании смены профильного лагеря).

1.Стали ли занятия и отдых в профильном лагере полезными для Вашего ребенка?_________________________________

2.Чему он научился или не научился?__________________________________________________________3.Есть ли у Вашего ребенка жалобы на организацию профильного лагеря? Какие?_________________________________________________________________________________________________

4.Есть ли претензии к педагогам?___________________________________________________________________________

5.Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался в профильном лагере на следующий год ?__________________________

6.Ваши предложения по совершенствованию смены профильного лагеря?________________________________________

7.Какм Вы оцениваете работу профильного лагеря в целом?____________________________________________________











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.