Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «А в попугаях я гораздо длиннее»

2
0
Материал опубликован 25 February 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

"Детский сад № 57 "Веснушки".


 


 


 


 

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «А в попугаях я гораздо длиннее»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Автор:

Бельская Светлана Ивановна

воспитатель

высшей квалификационной категории


 


 


 


 


 


 

Петрозаводск

2017


 

Цель: ознакомление детей с измерительными приборами - линейка и рулетка; c единицей измерения длины - сантиметр

Образовательные задачи:

- формировать навык измерения длины разными мерками и устанавливать причинно-следственные связи: зависимость количества мерок от их величины;

- закрепить понятие «условная мерка»;

-познакомить со старинными мерами длины;

- познакомить детей с основной единицей измерения длины – сантиметром;

-формировать умение измерять длину с помощью линейки;

Развивающие задачи:

- развивать умение видеть проблему и принимать активное участие в совместном обсуждении нахождения путей её решения;

- развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к математике.

Словарь: «ладонь», сантиметр, метр.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «38 попугаев» - «Зарядка для хвоста», беседа об единицах измерения, о способах измерения длины, измерение предметов с использованием условной мерки.

Методы и приёмы: игровой (сюрпризный момент); наглядный (использование проектора); совместная деятельность в подгруппе; практическая деятельность детей; вопросы поискового характера; использование интернета (отрывок из мультфильма); анализ занятия.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Использование современных образовательных технологий:

социо - игровая технология

ИКТ технология

технология музыкального воздействия;

ТРИЗ

технология исследовательской деятельности

здоровьесберегающие технологии

личностно-ориентированные технологии

Материалы:

Демонстрационный: отрывок из мультфильма «38 попугаев», линейка, рулетка, игрушка удав, посылка, письмо, нитки, компьютер, проектор, цифры 1,2, 3, 4 – формат А4.

Раздаточный: по 6 карточек с цифрами 1,2,3,4; 4 конверта с карточками с изображением животных и насекомых (червяк, гусеница, ящерица, змея); куски ниток на каждого ребенка, линейки на каждого ребенка.

Ход оод:

I. Вводная часть.

Организационный момент:

Дети располагаются на ковре полукругом.

Разминка:

Воспитатель: Какое сегодня число? Какой месяц? Какой сегодня день недели? Какой по счету это день? Завтра - какой день? Сколько сегодня детей в группе (мальчиков, девочек)?

Воспитатель: Дети, посмотрите налево, посмотрите направо и скажите, а в группе у нас ничего необычного нет?

Дети рассматривают помещение группы и находят на подоконнике посылку

Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришла посылка. На посылке кодовый замок, нам нужно угадать код. А вот и подсказки: цифры какие-то и задачи. Слушайте внимательно и отвечайте, подняв руку:

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Первая цифра кода – 3.

Воспитатель вызывает одного ребенка, он берет в руки соответствующую цифру и поворачивается лицом к детям.

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек. 
Кто ответит из ребят, 
Сколько было всех утят?
Вторая цифра кода – 4

Воспитатель вызывает второго ребенка, который берет в руки следующую цифру и поворачивается лицом к детям.

3. У Коли и Марины.

Четыре мандарина.

Из них у брата - три.

А сколько у сестры? Третья цифра кода -1.

Воспитатель вызывает третьего ребенка, который берет в руки третью цифру и поворачивается лицом к детям.

На пасеке три медвежонка 
Играли в прятки у бочонка. 
Один в бочонок еле влез. 
А сколько убежало в лес? Четвертая цифра кода – 2.

Воспитатель вызывает четвертого ребенка, который берет в руки четвертую цифру и поворачивается лицом к детям.

Воспитатель: назовите хором код к посылке.

Дети хором называют: 3412

Технология музыкального воздействия:

Воспитатель открывает коробку, звучит музыка из мультфильма «38 попугаев»

Воспитатель: Снова загадка, вот послушайте:

Без рук, без ног - 
Ползает на брюхе.
Нет у нее слуха,
Не жуёт – глотает.
Смотрит – не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали?

Кто - …

Воспитатель: Правильно змея. Эта змея живет в джунглях, она очень длинная. Как называется? (Удав).

Верно удав. (воспитатель достает из коробки игрушечного удава, длиной 1,5 метра)

Воспитатель: А еще в посылке есть письмо, давайте прочитаем.

«Здравствуйте дети. Пишут вам Мартышка, Слоненок и Попугай. У нас есть друг Удав, который похож на игрушку из посылки. Он очень хочет знать какой у него рост. Мы измеряли его рост и мартышками и слоненками и попугаями, но всегда рост получался разный. Это очень расстраивает нашего друга Удава, помогите нам, пожалуйста. Подскажите чем можно измерить удава еще, да так, чтобы у всех один и тот же рост получался. Ждем с нетерпением от вас ответа».

Воспитатель: Дети давайте посмотрим как Мартышка, Слоненок и Попугай измеряли удава.

ИКТ технология:

Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев».

Воспитатель: Да действительно, результат получался всегда разный.

Чем являлись слон, мартышка и попугай при измерении длины удава? (Условной меркой)

Ну что, поможем друзьям? (да).

II. Основная часть

Социо – игровая технология:

Воспитатель: Для начала давайте разделимся на команды, и каждая команда выберет себе капитана. На подносе разложены карточки с цифрами. Выбираем каждый по карточке. У кого цифра один – первая команда, занимает стол с цифрой 1, у кого цифра 2 – вторая команда, занимает стол с цифрой 2, у кого цифра 3 – третья команда, занимает стол с цифрой 3, и у кого цифра 4 – четвертая команда занимает стол с цифрой 4.

Дети садятся за стол.

Воспитатель: А теперь даю вам полминутки выбрать капитана команды.

Дети выбирают капитана команды и сообщают об этом воспитателю.

Воспитатель:
Пожелаю вам удачи! 
За работу! В добрый час!

Воспитатель:

Руки? – на месте

Ноги? – на месте

Локти? – у   края

Спина? – прямая.

Воспитатель: Сейчас ко мне подойдут капитаны команды.

Шепотом дает задание капитанам команд: У вас на столах лежат конверты с изображением животных и насекомых. Разложите этих животных и насекомых от самого короткого до самого длинного.

Капитан сообщает задание своей команде.

Мозговой штурм (ТРИЗ) «А в попугаях – то я гораздо длиннее!»

Воспитатель: Сейчас ко мне снова подойдут капитаны команды.

Воспитатель шепотом дает задание капитанам команд:

Подумайте, в каких животных удав будет длиннее, чем в попугаях? Каждая команда должна назвать по три таких животных.

Капитан сообщает задание своей команде.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Отвечать выходят по одному участнику команды

Вопросы к детям: - Друзья из мультфильма разных удавов измеряли или одного и того же? - Почему результаты измерения получились разные? - Что получилось, если бы захотели измерить удава в муравьях? В мультфильме удав воскликнул: «А в попугаях – то я гораздо длиннее!»

Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?

В результате обсуждения делается вывод: длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений.

Воспитатель: Не получается одинаковый результат.

А давайте попробуем измерить удава нашими шагами?

Технология исследовательской деятельности:

Воспитатель выбирает 2 ребенка разного роста (самого высокого и самого низкого).

Практическая деятельность: Дети шагают вдоль удава по очереди и считают шаги.

Вопросы детям: Сколько шагов получилось у Леона? А сколько шагов у Насти? У Леона больше шагов или у Насти? А теперь подумайте, удав одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Леона были шаги шире, у него получилось меньше кол-во шагов. А у Насти шаги уже, поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Спасибо! Можете сесть за свои места.

Здоровьесберегающая технология:

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

Физминутка

Из мультфильма «38 попугаев» «Зарядка для хвоста».

Технология исследовательской деятельности:

Воспитатель: Как же нам помочь удаву?

Раньше люди для измерения длины пользовались тем, что было всегда с собой: руками, пальцами, шагами. Шагами мы уже измеряли, не получился один и тот же рост. А еще люди измеряли длину в «локтях», т. е. использовали расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Я сейчас вам покажу, как измеряли локтем (на примере нитки).

Воспитатель дает задание капитанам команд: У вас на столах есть нитки, отмерьте нитку длиной в свой локоть.

Практическая деятельность детей: дети отмеряют нитку длинной в «локоть»

Воспитатель: А теперь этой меркой измеряем удава. (воспитатель вызывает несколько детей).

Вопросы детям: Одинаковый результат получился или нет? Почему? (Дети разного роста и мерка, поэтому, у всех разная).

Подходят нам старинные мерки длины? (Нет.)

Воспитатель: Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.

Воспитатель демонстрирует линейку сантиметровую и рулетку, объясняя, где удобнее использовать линейку, а где рулетку. Расстояние от одной цифры до другой называется сантиметр. В сантиметрах измеряют небольшие по длине предметы. А сто сантиметров – это один метр. Им измеряют длинные предметы.

Воспитатель: У вас на столах лежат линейки, возьмите их в руки. Рассмотрите. Какая первая цифра на линейке? Какая последняя? Чтобы правильно измерить длину, нужно совместить цифру «0» и край предмета, размещая линейку по прямой линии до конца предмета.

-Ребята, давайте попробуем измерить  линейкой высоту жирафа и высоту тигра.

Практическая деятельность детей: Дети измеряют и сравнивают по высоте жирафа и тигра.

Скажите, удобно ли линейкой измерять длинные предметы? А чем удобнее измерять?

А удава чем удобнее измерить линейкой или рулеткой?

Воспитатель вызывает нескольких детей по - очереди и измеряют удава.

А теперь получился у всех одинаковый результат или нет.

III. Заключительная часть

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Вика, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Все у нас получилось?

Смогли ли мы помочь друзьям? Что мы напишем в письме? Чем нужно измерить удава, чтобы узнать его рост?

Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Очень долго занимались
И немножко баловались
А теперь детвора 
Отдыхать и вам пора!

Всем спасибо, все были сегодня молодцы!


отрывок из мультфильма "38 попугаев"
MP4 / 4.5 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации