12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Татьяна Валерьевна1406
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Технологическая карта урока по теме: «Ориентирование»

Автор: Попова Татьяна Валерьевна, учитель географии МАОУ «СОШ №35»

Предмет: география

УМК: География: 5 класс / И. И. Баринова, А.А. Плешаков, И.Н. Сонин: - М.: Дрофа , 2015

Раздел: Виды изображения земной поверхности.

Тема: Ориентирование.

Тема урока: Открытие теоретических знаний и способа предметного действия.

Цель: Создание условий для достижения планируемых результатов освоения темы «Ориентирование»

Знакомство с историей компаса. Формирование навыков ориентирования  на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию знаний о истории компаса.

- способствовать формированию знаний по правилам работы с компасом, ориентированию по компасу, местным признакам.

- организовать самостоятельное определение по компасу сторон горизонта, предметов расположенных на востоке, западе, севере, юге в кабинете.

- продолжить формировать умения работать с текстом учебника, атласом.

Развивающие:

- совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- формировать умение выделять главное, планировать и оценивать результаты выполненных действий;

- развивать навыки коллективной работы, развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- способствовать формированию культуры общения и сотрудничества;

-содействовать экологическому воспитанию, любви к природе Земли;

- совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивов учения, воспитывать интерес к открытиям.

Формируемые УУД:

Предметные:

Научится:

Получит возможность научиться:

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, приводить примеры ориентирования по местным признакам.

формировать умения и навыки использования знаний по определению сторон горизонта в повседневной жизни.

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; определять стороны горизонта

формирование умений и навыков использования знания по определению сторон горизонта, работе с компасом в повседневной жизни.



Личностные:

Формирование ответственного отношения к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения на многообразие современного мира. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Формирование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей в лесу.

Метапредметные:

- овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.

- Заполнять схемы.

Регулятивные УУД

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные УУД

Выделять главные, существенные признаки понятий; сравнивать объекты и явления по заданным критериям.

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

находить в тексте требуемую информацию

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные УУД

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

организовывать учебное взаимодействие в группе

участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

Пояснительная записка по отбору содержания: Урок является вторым при изучении раздела. На изучение темы отводится 1 час.

Объект: компас.

Единицы описания объекта: стороны горизонта, местные признаки

Межпредметные связи: с ОБЖ.




Основные этапы урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания

1

Организационный

(2 мин)

Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы

2

Актуализация знаний.(7 мин)

Постановка проблемного вопроса. Определение цели урока.

Дают ответ на проблемный вопрос. Формулируют основные цели урока.

- Представьте такую ситуацию, что вы пошли в лес и заблудились.

- Что делать? Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Откройте учебник на стр. 79. (п.16), изучите определение, синим шрифтом и выпишите в тетрадь ключевые слова.

Какое новое понятие вам встретилось в тексте? Как думаете, связано ли оно с теми вопросами, которые мы задали?

Давайте на основе сформулированных нами ранее вопросов составим план, по которому мы будем работать на уроке.



3

Открытие нового знания. (21 мин)

Формулирует задания для учеников, корректирует работу учащихся.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану на рабочей карте урока. Выделяют информацию.

Отгадайте загадку?

На ладонь он ляжет весь

Не часы, а стрелка есть

Он в дороге пригодится

С ним нигде не заблудиться. (компас).

Работа с текстом «История компаса»

Что это за прибор?

Для чего он нужен? Где был изобретен? Когда начали упоминать о белом глиняном горшочке? Почему караванщики «берегут его пуще всех своих дорогих грузов»? Что появилось у компаса в 14 в.? Что сделал Флавио Жиойя?

Как устроен компас? Откроем с. 81 рассмотрим правила работы с компасом.

Практическая работа:

1. Сориентировать компас

2. Определить, где находится юг. Записать предметы, находящиеся на юге.

3. Определить, где находится восток, запад. Записать предметы находящиеся на востоке, западе, севере.

Как можно определять стороны горизонта (т.е. ориентироваться) без помощи компаса.

Работа в группах.

Каждая группа должна приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и учебника (с. 81 -82) об одном из способов нахождения сторон горизонта: (задания выдаются на карточках).

А) по солнцу

Б) по звездам

В) по годичным кольцам пней.

Г) по таянию снега на крышах, склонах холмов

Д) по отдельно стоящему дереву

Е). по муравейнику

Ж) по культовым постройкам.

З) по фруктам и ягодам


4

Закрепление нового материала(5 мин)

Организует работу учащихся по закреплению полученных знаний.

Решают задачи по определению сторон горизонта.

Анна заблудилась в лесу, очень испугалась, сидела на пеньке и плакала. Она очень проголодалась и решила проверить, не осталось ли чего-нибудь вкусного в корзинке. На дне корзинки Анна обнаружила КОМПАС, который ей положил с собой дедушка. Анна сразу поняла, как ей найти дорогу домой, ведь она помнила , что вечером Солнце закатывается за лесом- она это видела с крыльца своего дома , значит где лес, там….., значит её дом находится на…..

5

Контролирующее задание (7 мин).

Подведение итогов урока. Объясняет домашнее задание.

Учащиеся осуществляют контроль. Проектируют полученную информацию в виде кластера «Виды ориентирования». Анализируют и обобщают полученную информацию на уроке. Записывают домашнее задание (выбирают одно из предложенных).

Создают кластер «Виды ориентирования»

6

Рефлексия (3 мин).

Работа над развитием у обучающихся, к способности самоконтроля и самооценки.

Дают оценку деятельности ее по результатам. Оценивают свою работу, делают выводы.

Отвечают на вопросы.



Ход урока:

Этапы урока, микроэтапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(ПУД-познавательные действия;

РУД – регулятивные;

КУД- коммуникативные;

ЛД-оценочные действия, касающиеся ценностей)

Ориентировочно-мотивационный этап


Мотивация учащихся на включение в учебную деятельность

Учитель приветствует учащихся.

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой для учебной деятельности, задает вопросы, про самочувствие и настроение учащихся.

КУД – приветствуют учителя.

РУД – оценивают готовность к учебной деятельности, установление визуального контакта

ЛД- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха

Организует актуализацию теоретического материала. Инструктирует по выполнению задания. Контролирует полноту и правильность выполнения задания.

Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке.

Отгадайте загадку.

Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой. (горизонт).

Что это за линия? (линия горизонта).

Дайте определение линии горизонта? (воображаемая линия- линия схождения земли и неба)

Перечислите основные стороны горизонта и запишите на карточке №1? (С,Ю, З, В).

Почему так названы стороны горизонта? Почему Солнце с разных сторон нарисовано по разному? (Восток – сторона восхода Солнца;

Юг- сторона Солнца в полдень;

Запад закат Солнца;

Север – сторона Полярной звезды. )

Определите стороны горизонта по картинкам! (запад, восток)

Перечислите промежуточные стороны горизонта.? Запишите на карте урока стороны горизонта. (СВ, СЗ, ЮЗ,ЮВ)

ПУД: Сопоставляют, какой стороне соответствует сторона горизонта.




КУД: Составляют и представляют монологическое высказывание в виде законченных предложений.


РУД: Сверяют ответы и полноту выполнения задания. Оформляют ответы в схемы.

Проблемная ситуация, постановка цели УД.

Организует обобщение теоретического материала

- Представьте такую ситуацию, что вы пошли в лес и заблудились.

- Что делать? Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? (Знать стороны горизонта, ориентиры). А в населенном пункте нужно уметь ориентироваться?

Какой вывод можно сделать?

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

(Ориентирование)

Для чего это мне понадобится?

Какие средства нам помогут достичь этих целей?


Какова будет цель урока?


Ориентирование  на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам. Нужно ли уметь ориентироваться по компасу, местным признакам в век телефонов, навигаторов? Электронике свойственно выходить из строя, и просто нужен источник питания. В ситуации, когда всего этого под рукой нет, данное умение вполне способно спасти Вам жизнь.


ПУД: анализируют сложившуюся ситуацию Выдвигают предположения о выходе из данного положения.

КУД: представляют свои рассуждения в связной монологической речи

РУД: формулируют цель урока и планируют шаги по её достижению.

Записывают дату и тему урока на листах.

Ответы учеников.

Ответы учеников (узнать, …

КУД: Работа в парах (рассказать друг другу и учителю, что они надеются получить от этого урока).

Ответы учеников. Учебник, атлас, раздаточный материал,








1.4. Выработка плана действий

Организует деятельность по извлечению учебного материала по тексту учебника.


Ребята, откройте учебник на стр. 79. (п.16), изучите определение, синим шрифтом и выпишите в тетрадь ключевые слова, обсудите с соседом по парте.


Какое новое понятие вам встретилось в тексте? Как думаете, связано ли оно с теми вопросами, которые мы задали?

Давайте на основе сформулированных нами ранее вопросов составим план, по которому мы будем работать на уроке.


Составляют и записывают план урока:

1.Определение местоположения по компасу.

2. Ориентирование по местным признакам.

ПУД – извлекают информацию и интерпретируют.



РУД – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.


КУД: Работа в парах.

Операционально-исполнительный этап


2.1 Решение учебной задачи по определению сторон горизонта с помощью приборов.


Ребята, отгадайте загадку?

На ладонь он ляжет весь

Не часы, а стрелка есть

Он в дороге пригодится

С ним нигде не заблудиться. (компас).


Организует извлечение информации из учебного текста «История компаса». (см.в приложении карточка №1).

Что это за прибор?

Для чего он нужен? (Для определения сторон горизонта).

Как устроен компас?

Где был изобретен компас? (записывают) Когда начали упоминать о белом глиняном горшочке? Почему караванщики «берегут его пуще всех своих дорогих грузов»? Что появилось у компаса в 14 в.? Что сделал Флавио Жиойя?

Учащимся предлагается рассмотреть, из чего состоит компас (предварительно раздать каждому ученику). Работа учащихся с компасом требует от учителя четкой инструкции по организации их деятельности (учитель объясняет сам, а затем учащиеся разбирают текст учебника на стр. 81).

Давайте обратимся к параграфу учебника.


Откроем с. 81 рассмотрим правила работы с компасом.

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

2. Освободите рычаг и дайте стрелке успокоиться.


3. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала, с синим концом магнитной стрелки.


4. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Практическая работа:

1. Сориентировать компас

2. Определить, где находится юг. Записать предметы, находящиеся на юге.

3. Определить, где находится восток, запад. Записать предметы, находящиеся на востоке, западе, севере.

Научились ориентироваться с помощью компаса.


ПУД- извлекают информацию, заданную в явном виде, учатся ориентировать компас. Определять стороны горизонта по компасу.




КУД – организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (работают в парах) Обмениваются полученной  информацией.


РУД - планируют план действий при работе с компасом, вносят корректировки.


ЛД - готовность к самообразованию; поиск необходимой информации. Выполняют действия по заданному образцу.

2.2 Решение учебной задачи по определению сторон горизонта с помощью местных признаков.

Организует работу по определению сторон горизонта с помощью местных признаков.

А теперь давайте рассмотрим, как можно определять стороны горизонта (т.е. ориентироваться) без помощи компаса.

Работа в группах.

Каждая группа должна приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и учебника (с. 81 -82) об одном из способов нахождения сторон горизонта: (вопросы см. карточка №2)

А) по солнцу

Б) по звездам

В) по годичным кольцам пней.

Г) по таянию снега на крышах, склонах холмов

Д) по отдельно стоящему дереву

Е). по муравейнику

Ж) по культовым постройкам.




ПУД – изучают материал по заданному плану.



РУД - сверяют полноту и правильность выполнения задания.



КУД – формулируют ответы в виде связного монологического высказывания

организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (работают в парах). Обмениваются полученной  информацией


2.3. Решение учебной задачи по анализу факторов

Организует работы в группах по извлечению информации из текста, по созданию монологического высказывания на тему ориентирование.

Ребята, прочитайте внимательно текст. Выполните задания после текста.

Решите задачу:

Анна заблудилась в лесу, очень испугалась, сидела на пеньке и плакала. Она очень проголодалась и решила проверить, не осталось ли чего-нибудь вкусного в корзинке. На дне корзинки Анна обнаружила КОМПАС, который ей положил с собой дедушка. Анна сразу поняла, как ей найти дорогу домой, ведь она помнила , что вечером Солнце закатывается за лесом- она это видела с крыльца своего дома , значит где лес, там….., значит её дом находится на……

Ответ: запад, востоке.

Анна заблудилась в лесу, очень испугалась, сидела на пеньке и плакала. Вдруг Анна вспомнила, как дедушка показывал ей в лесу признаки, по которым можно найти северную и южную сторону света. Анна сразу поняла, как ей найти дорогу домой. Она помнила , как папа сказал, что лес , где Анна любит собирать грибы и ягоды находится на южной стороне стороне от дома, значит где лес, там….., значит её дом находится на……

(юг, севере)

Задания на карточке №3

Сейчас немного отдохнем. Повторим, с какой стороны в кабинете юг, посмотрите на предметы, расположенные на юге.

Сейчас посмотрите на предметы, расположенные на западе, востоке, севере.

ПУД – находят в тексте информацию; ориентируются в содержании текста, дают описание условий, делают вывод. Ориентируются в кабинете.


КУД - представляют ответ в виде связного монологического высказывания.


РУД – оценка и осознание собственных ответов по решению задачи. Применяют полученные знания.

Рефлексивно-оценочный этап


3.1 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу, контролирует и оценивает полноту и правильность выполнения задания, корректирует индивидуальные ошибки.


Составим кластер «Виды ориентирования».

ПУД - анализируют учебный материал, обобщают полученную информацию в виде кластера, формулируют выводы.


РУД - контролируют полноту выполнения заданий


КУД – представляют в устной форме продукт своей деятельности.

3.2. Включение нового знания в систему знаний по теме

Анна заблудилась в лесу , очень испугалась, ведь приближалась ночь. Анна подняла голову и посмотрела на ясное небо, где появились знакомые созвездия ( Большой и Малой медведицы)-эти созвездия Анне показал папа. Анна поняла, как ей найти дорогу домой, ведь она помнила, что вечером Солнце закатывается за лесом, она это видела это с крыльца своего дома. Значит, где лес. Там…., а дом находится……востоке.


ПУД: анализ текста, определение сторон горизонта.

КУД – представляют устное монологическое высказывание.

РУД - применяют полученные знания.

3.3. Итоговая самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Ребята, на какие вопросы мы с вами должны были ответить?

1. Определение местоположения по компасу.

2. Ориентирование по местным признакам.

Мы с вами ответили на вопросы? Справились?

На экране (в ЛОС) слова, с помощью которых ученики оценивают свою работу на уроке: 

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

урок мне дал для жизни….


КУД – представляют в письменной форме ответы на вопросы


РУД – оценивают результаты своей учебной деятельности;


3.4 Разноуровневое домашнее задание

В связи с этим, каждый из вас сможет выбрать себе домашнее задание, которое поможет устранить те трудности, которые вы определили в ходе самооценки

Читать параграф 17,

Знать правила работы по ориентированию компаса.

Задания на выбор: (одно)

Составить памятку поведения для человека, заблудившегося в лесу.

Написать сообщения о растениях – компасах.

Сделать компас из подручных средств.

Нарисовать на листе А4 четыре любых вида ориентирования по местным признакам.


РУД – выбирают и фиксируют домашнее задание с целью определения последовательных действий для достижения требуемого результата.












Лист опорного сигнала.

Обозначьте на схеме основные и промежуточные стороны горизонта.


t1592290864aa.png


Ориентирование – это…


План урока:

1.

2.


Компас –


Изобретен –


Практическая работа:

На севере расположены:

На юге :

На западе расположены:

На востоке расположены:


t1592290864ab.png


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

урок мне дал для жизни….

Карточка №1

«История компаса»

Компас – это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определение сторон горизонта.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он поворачивается и все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления. На катушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.


Карточка №2.

(По солнцу).

Приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и учебника (с. 81 -82) о нахождении сторон горизонта по солнцу. В какое время суток можно ориентироваться по солнцу? Что необходимо делать? Где будет север, юг, запад, восток?

Карточка №3.

Решите задачу:

Анна заблудилась в лесу, очень испугалась, сидела на пеньке и плакала. Она очень проголодалась и решила проверить, не осталось ли чего-нибудь вкусного в корзинке. На дне корзинки Анна обнаружила КОМПАС, который ей положил с собой дедушка. Анна сразу поняла, как ей найти дорогу домой, ведь она помнила , что вечером Солнце закатывается за лесом- она это видела с крыльца своего дома , значит где лес, там….., значит её дом находится на

Анна заблудилась в лесу , очень испугалась, сидела на пеньке и плакала. Вдруг Анна вспомнила, как дедушка показывал ей в лесу признаки, по которым можно найти северную и южную сторону света. Анна сразу поняла, как ей найти дорогу домой. Она помнила , как папа сказал, что лес , где Анна любит собирать грибы и ягоды находится на южной стороне стороне от дома, значит где лес, там….., значит её дом находится на……


Анна заблудилась в лесу , очень испугалась, ведь приближалась ночь. Анна подняла голову и посмотрела на ясное небо, где появились знакомые созвездия ( Большой и Малой медведицы)-эти созвездия Анне показал папа. Анна поняла, как ей найти дорогу домой, ведь она помнила, что вечером Солнце закатывается за лесом, она это видела это с крыльца своего дома. Значит, где лес. Там…., а дом находится……



Карточка №2 (по звездам)

Приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и учебника (с. 81 -82) о нахождении сторон горизонта по звездам. В какое время суток можно ориентироваться по звездам? Что необходимо делать? Где будет север, юг, запад, восток?


Карточка №2 (по пню)

Приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и учебника (с. 81 -82) о нахождении сторон горизонта по годичным кольцам пней. Что необходимо рассмотреть на пне? С какой стороны будет север? Юг?

t1592290864ac.png


Карточка №2 (по таянию снега)

Приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и у чебника (с. 81 -82) о нахождении сторон горизонта по таянию снега на крышах, склонах холмов. На крыше домов, с какой стороны снег быстрее растает? Почему? На склонах холмов, с какой стороны снег быстрее растает? Почему?


t1592290864ad.pngt1592290864ae.gif



Карточка №2 (по отдельно стоящему дереву)

Приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и учебника (с. 81 -82) о нахождении сторон горизонта по отдельно стоящему дереву. С какой стороны дерева листва гуще? Где короче? Почему?


t1592290864af.gift1592290864ag.gift1592290864ah.png


Карточка №2 (по культовым постройкам)

Приготовить рассказ, используя рисунки атласа (с. 18 -19) и учебника (с. 81 -82) о нахождении сторон горизонта по культовым постройкам. С какой стороны расположены алтари у православных и лютеранских церквей? Католических? Буддийских пагодах?



Карточка №2 (по фруктам и ягодам)

Приготовить рассказ, используя рисунки о нахождении сторон горизонта по фруктам и ягодам. Равномерная ли окраска яблок? С какой стороны фрукта, ягоды расположен красный бочек? Почему? С какой стороны у земляники расположены плоды? С какой цветы? Почему?

t1592290864ai.pngt1592290864aj.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.