Основополагающие характеристики личночтно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку
Основополагающие характеристики личночтно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.
Личностно-ориентированный подход (личностно-деятельный) основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые, как говорит И.Л.Колесникова, рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Также И.Л. Колесникова отмечает, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком.
Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
- самостоятельность обучающихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими Обучаемыми, в выборе приемов, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с педагогом разработке программы обучения;
- опору на имеющиеся знания обучающихся в различных областях и привлечение этих знаний до того, как педагог объяснит материал;
- учет социокультурных особенностей обучающихся и их образа жизни, поощрение стремления быть "самим собой";
- учет эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
- целенаправленное формирование учебных умений, соответствующих характерным для того или иного обучающегося учебным стратегиям;
- перераспределение ролей педагога и обучающегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли педагога, присвоение ему функций помощника, консультанта, советчика;
- использование аутентичных материалов в процессе обучения
Основным достижением методистов в этой области является исследование и разработка различных учебных стратегий, которыми пользуются учащиеся в процессе обучения.
Учебные стратегии (learning strategies) - это действия и операции, используемые обучающимися с целью оптимизации (т.е. развития и ускорения) процессов получения и хранения информации, извлечение ее из памяти, а также процессов пользования накопленной информацией.
Другими словами, обучаемый совершает указанные действия и операции для того, чтобы ускорить процесс учения, сделать его более легким, интересным, а соответственно, в целом более эффективным. Необходимо отметить, что учебные стратегии зависят от психологических особенностей и качеств личности обучаемых, от характерных для них когнитивных целей (cognitive style).
Как уже было отмечено, в личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является основополагающим моментом построения образовательной среды, вся практическая реализация которого подчинена целям и ценностям такого образования. Образовательная среда должна поощрять обучающихся к индивидуальному самовыражению, стимулировать их развитие на основе индивидуальных интересов и потребностей, способствовать становлению важнейших личностных свойств, необходимых для жизни в современном меняющемся мире.
Такая образовательная среда должна соответствовать трем основным принципам:
- вариативности (возможного свободного выбора обучающимися средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив);
- гибкости ( возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика);
- открытости (готовность педагога использовать возникающие у обучающихся идеи и предложения в совместной деятельности).
Личностно-ориентированный подход рассчитан на работу с индивидуальностью каждого обучающегося. В связи с этим он ставит педагога в новую, непривычную для него профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым обучающимся в процессе урока. При обучении с учетом индивидуальных особенностей обучающихся большое значение приобретает умение преподавателя планировать и проводить урок на высоком уровне, умение вовлечь в активную деятельность всех обучающихся. Для этого педагог должен хорошо знать своих обучающихся, определить стратегию и тактику подхода к ним, а также составлять методическую характеристику каждого обучающегося и класса/группы.
Исходя из всего вышесказанного, личностно-ориентированный подход - это подход, рассчитанный на работу с индивидуальностью каждого обучающегося в образовательном процессе.
Непосредственно сама организация личностно-ориентированного подхода должна происходить на уроках, в том числе и иностранного языка. "Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика".
Литература
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2006.- 336с.
2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М, Просвещение, 1999. - 222с.
3. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков – A handbook of English-Russian terminology for language teaching / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – СПб. : Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ ; [Cambridge] : Cambridge univ. press., 2001. – 223 с. – (Cambridge books for language teachers). – Библиогр.: с. 206-217.
4. Oxford, R. (1990). Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. New York: Newbury House Publishers.