Статья «Особенности эмоционального интеллекта подростков»
Особенности эмоционального интеллекта подростков
В современном обществе, где бурно развиваются социальные сети и виртуальные коммуникации, эмоциональная компетентность становится неотъемлемым элементом успешного взаимодействия. Умение эффективно выражать и воспринимать эмоции способствует созданию поддерживающей и доверительной атмосферы в отношениях. Эмоциональная открытость и восприимчивость к чувствам партнера содействуют разрешению конфликтов, укреплению взаимопонимания и улучшению общей динамики в отношениях.
И. Н. Андреева, описывая эмоциональный интеллект, предоставляет краткое описание его структурных компонентов и определяет их значение в процессе межличностного взаимодействия[1]
1. Распознавание собственных эмоций. Эмоциональный опыт и поведение человека тесно связаны с процессами называния и распознавания эмоций. Называние эмоций облегчает коммуникацию, закрепляет опыт и выражает эмоции, в то время как распознавание способствует эффективной коммуникации и пониманию эмоционального состояния. Эти процессы играют ключевую роль в восприятии и выражении эмоций личности.
2. Владение эмоциями тесно связано с вызовами самоконтроля. Оптимальное состояние физического и психического здоровья поддерживается через равнозначную эмоциональную экспрессию. Неудовлетворительный контроль над эмоциональными реакциями может способствовать возникновению различных заболеваний. Бесконтрольная эмоциональная экспрессия может создавать трудности в межличностном общении.
3. Понимание эмоций, представляет собой чувственный, эмпатический и эмоциональный опыт, а не исключительно рациональный. Таким образом, глубина понимания себя в значительной степени зависит от уровня развития эмоциональных способностей, обеспечивающих осознание наших эмоций.
4. Самомотивация. Эмоции могут служить источником самомотивации, активизируя когнитивные процессы, связанные с эмоциональной сферой. В структуре эмоционального интеллекта возможно присутствие эмоций, которые стимулируют когнитивную деятельность, включая распознавание, выражение и понимание эмоций.
Эмоции оказывают значительное воздействие на формирование контактов и оптимизацию взаимодействия. Они влияют на выбор общественных партнеров и формируют стратегии взаимодействия. Поэтому, развитие эмоционального интеллекта становится важным компонентом эффективного межличностного общения в мире современного подростка.
Исследование Людмилы Александровны Регуш, доктора психологических наук, указывает на то, что оптимальным возрастом для формирования эмоционального интеллекта у обучающихся является период от 13 до 16 лет. Однако стоит отметить, что пик эмоциональной неустойчивости может различаться в зависимости от пола. У мальчиков этот период наступает примерно в возрасте от 11 до 13 лет, в то время как у девочек – с 13 до 15 лет. Однако интересным фактом является то, что у обоих полов пик эмоциональной неустойчивости приходится на возраст 13 лет. Это особенно заметно в общественных отношениях, таких как ссоры с родителями и непослушание взрослым[4].
В ходе различных исследований роли эмоционального интеллекта в переходном периоде подросткового возраста выявлено, что данная характеристика играет важнейшую роль в их развитии на всех этапах. Интересно отметить, что девочки-подростки демонстрируют более высокий уровень эмоционального интеллекта по сравнению с мальчиками-подростками. Это знание подчеркивает необходимость особых усилий в воспитании мальчиков-подростков, учитывая их особенности в этом контексте[2]
Важно отметить, что выдающийся советский психолог О. К. Тихомиров подчеркивал, что в подростковом возрасте ключевой формой активности является коммуникация, и успешное ее осуществление невозможно без учета эмоционального интеллекта. Подростковый возраст, по его мнению, представляет собой чувствительный период для формирования эмоциональной сферы, сопровождаемый развитием как эмоционального, так и интеллектуального компонентов.
Одним из подходов к пониманию эмоционального интеллекта представленных в теории психолога Холла является утверждение о важности психической наследуемости, основанное на идее о соответствии различных ступеней онтогенеза разным этапам филогенеза. В соответствии с этой концепцией, Холл выделяет определенный возраст подростков (14-16 лет) как переходной этап от дикости к цивилизации. На этом кризисном этапе формирования подростки проявляют яркие эмоции, такие как альтруизм и эгоизм, формируется отстранение от социального, развивается чувствительность, консерватизм, а также проявляется стремление к познанию самого себя и собственных эмоций[3].
Одной из уникальных особенностей эмоционального интеллекта подростков является их способность сосуществовать с противоположными эмоциями и чувствами. Например, они могут одновременно испытывать любовь и ненависть к кому-то. Кроме того, подростки часто бывают скрытыми, и даже в искренних разговорах могут утаивать свои истинные переживания.
В то время как эмоции обычно делят на положительные и отрицательные, подростки сталкиваются с третьей группой - скукой. Это состояние представляет опасность, поскольку положительные эмоции для подростков могут трудно смениться "эмоциональным нулем", в то время как отрицательные эмоции меняются легко. Это может объяснить частые проявления раздражения и гнева у подростков. Отношения с родителями, сверстниками, школа и досуг оказываются наиболее значимыми областями проблемных переживаний подростков. Все эти аспекты восприятия и переживания оказываются менее значимыми по сравнению с вопросами собственной личности.
Важно осознавать, что формирование ключевых социальных навыков у подростков часто происходит в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми. От эффективности этого взаимодействия зависит не только успешное общение, но и согласование эмоций между собеседниками. Таким образом, эмоциональный интеллект становится основой для продуктивного общения, где важным элементом является не только передача информации, но и сопереживание и конгруэнтность чувств. Эти навыки не только формируются в подростковом возрасте, но и оказывают значительное влияние на социальную успешность в будущем.
Эмоциональный интеллект у подростков играет ключевую роль в формировании и управлении их межличностными отношениями. В этот период развития особенно важным становится умение понимать свои и чужие эмоции, а также эффективно управлять ими.
Подростки с высоким уровнем эмоционального интеллекта легче справляются с межличностными вызовами, проявляют эмпатию и понимание к чувствам окружающих. Они могут успешно разрешать конфликты, строить положительные взаимоотношения и поддерживать дружбу. Влияние эмоционального интеллекта на межличностные отношения подростков заключается в создании основы для качественного взаимодействия с окружающими, формировании сильных связей и успешном вхождении в социальное сообщество. Это также способствует развитию лидерских качеств и адаптивных стратегий общения, что в долгосрочной перспективе важно для их социальной адаптации.
В заключении следует подчеркнуть, что эмоциональный интеллект подростков – это ключевой фактор, определяющий их способность успешно взаимодействовать с окружающим миром. Тот факт, что эти молодые люди обладают навыками понимания собственных и чужих эмоций, а также умением эффективно регулировать свое поведение в социальных сценариях, делает их настоящими «мастерами» в межличностных отношениях. Развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте является залогом более здоровых, гармоничных и взаимовыгодных отношений, которые будут сопровождать их в будущем.
Список литературы
Андреева О.В., Федоренкова Н.А. Значение структурных компонентов эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №35. С. 58-59.
Махошева М.Х. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Научные исследования 2023. сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2023. с. 151.
Миронова Е.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта как средства социализации подростков // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2022. №3. С. 36.
Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А.Регуш. – СПб.: Речь, 2005. с 17.