12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна24776
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА

В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Пояснительная записка 

1

Автор (ФИО)


Калягина Ирина Владимировна

2

Образовательная

организация

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» http://www.tcmc.spb.ru/

3

Должность

преподаватель

4

Преподаваемые дисциплины

ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности

5

Вид ресурса

педагогическая статья


6


Конкурс

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Опыт наставничества в образовании»

7

Аннотация

В данной статье автор рассматривает особенности наставничества в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, анализирует аспекты наставничества, которые являются одним из способов построения прочных взаимоотношений в контексте педагогического сотрудничества и вдохновения для каждой стороны образовательного и воспитательного процессов, делится личным опытом.

8

Ключевые слова

образование, воспитание, наставник, наставляемый, наставничество, педагог-наставник, образовательный процесс, воспитательный процесс, квалифицированные кадры, базовые компоненты наставничества; система наставничества; этапы системы наставничества

Источники информации, изученные перед написанием статьи

1

https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-resurs-professionalnogo-razvitiya-pedagoga

2

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva

3

Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 3

4

Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога // Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). - Томск: ООО «Интегральный переплет», 2020

5

Крылова, Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. - 2000. - № 3

Приложения

1


Положение о наставничестве - производственная практикаPDF / 1.88 Мб

2


Положение по управлению проектамиPDF / 761.03 Кб

3


Положение о студенческом советеPDF / 534.85 Кб

4

Иллюстрации – фотографии из личного архива

При подготовке высококвалифицированных кадров важно сочетание образовательного и воспитательного процессов. В сегодняшних реалиях учреждения среднего профессионального образования учитывают все аспекты образовательно-воспитательной работы, в контексте которой грамотно построенная система наставничества становится значимой и позволяет развивать наставником наставляемых, в то же время и самому приобретать профессиональный опыт, знания и умения.

В роли наставника я, как правило, восполняю воспитательно-образовательный дефицит наставляемого, в связи с чем мою деятельность правомочно сравнить с педагогической поддержкой в преодолении конкретных препятствий. В качестве препятствий могут выступать проблемы коммуникации со сверстниками; организационные трудности при организации студенческого самоуправления и осуществления проектов; нехватка возможностей для реализации собственных инициатив.

При изучении научной литературы в системе наставничества выделяются четыре базовых компонента:

1) ценностной-целевой – на данном этапе я, как наставник, формулирую цели и ценности воспитательной работы, которые могут иметь значение для всех участников, являющихся составляющими системы наставничества;

2) организационно-методический – в данном компоненте я изучаю нормативные документы, регулирующие деятельность наставника, составляю программы дополнительного образования и воспитательной деятельности; определяю как особенности собственной мотивации и мотивации наставляемых, так и формы, методы и средства собственной работы;

3) процессуально-деятельностный – данный этап связан с прямым моим взаимодействием наставника со всеми наставляемыми в рамках наставнического процесса, идет непосредственное формирование стадий наставнической деятельности;

4) результативно-коррекционный – на этом этапе я осуществляю контроль результатов наставнической деятельности, ее эффективность, занимаюсь самоанализом, исправляю недоработки, корректирую и обновляю содержание наставнической работы.

Система наставничества студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования создается и осуществляется в соответствии с документами федерального и регионального уровней. В личном же обозрении наставника находятся внутреннее личностное содержание наставляемого, основные процессы личностного развития, особенности самоопределения и социализации, специфика деятельности и система отношений с социумом сопровождаемого, в которую он вовлечен в связи со своей активностью.

Ученые, занимающиеся изучением вопросов наставничества в образовательных учреждениях [4], предлагают довольно удобную и четкую систему реализации наставничества.

Этап I.

Первоначально руководитель образовательной организации принимает решение о создании системы наставничества, определяет цели и задачи; идет разработка нормативно-правовой базы системы наставничества. Происходит подбор наставляеымх и наставников, а также выбор форм наставничества, анализируется опыт работы наставнивок. В нашем Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции разработано Положение о наставничестве при проведении учебной и производственной практики в организациях [Приложение 1]. Также в колледже представлено Положение о проектах [Приложение 2], в рамках которого каждый преподаватель колледжа имеет возможность представить и реализовать собственный проект и выступить в нем в роли наставника, который разрабатывает мероприятия по наставничеству, выбирает инструменты осуществления наставничества. В результате, первый этап определяет необходимость и последствия внедрения системы наставничества в деятельность образовательного учреждения. Далее я буду рассматривать конкретно учреждение среднего профессионального образования, в котором тружусь десятый год – СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК». На первом этапе наставник определяет критерии успешности.

Этап II.

На втором этапе руководство образовательного учреждения подготавливает и утверждает документы, связанные с наставничеством:

- Положение о наставниечестве;

- приказы/распоряжения «О назначении наставников»; «О назначении наставников лицам, в отношении которых осуществляется наставничество.

Также в колледже планируются определенные мероприятия по наставничеству; определяются особенности выбора наставников; создаются руководства и для наставляемых, и для наставников; правила составления отчётов наставника и наставляемых. Вместе с тем, созданиие комиссий или советов по наставничеству вполне возможно и целесообразно.

Этап III.

Третий этап включает в себя установление наставляемых и выделение для них наставников. При выборе наставников учитывается добровольное желание ими стать, присутствие психолого-педагогических и профессиональных знаний, требующихся для передачи наставляемому. Психологическая совместимость, мотивация и формы взаимодействия при наставничестве также имеют большое значение.

Этап IV.

Четвёртый этап формулирует мероприятия, требующиеся для реализации наставничества. Эффективное осуществление данного процесса потребует определённые инструменты, например, индивидуальные занятия, руководства, памятки, инструкции и другое.

Этап V.

Пятый этап можно условно назвать «определение эффективности системы», так как он устанавливает все положительные и отрицательные аспекты в осуществлении и развитии наставничества, производит контролирование за реализацией наставнических программ; также происходит обобщение, анализ и оценка итогов наставничества.

В учреждениях среднего профессионального образования реализуются различные формы наставничества. В контексте собственной педагогической деятельности одни из наиболее эффективных форм наставничества – «преподаватель – студент», «студент – студент», «студент – преподаватель».

При поступлении в колледж студенты часто сталкиваются с трудностями как личностного, так и профессионального характера при адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Данные затруднения могут возникать даже при высоком уровне подготовки к различным видам деятельности: творческой, учебной, спортивной и другим. Студенты-первокурсники могут испытывать выраженные эмоциональные переживания в связи с изменением учебной среды, вступлением в незнакомую деятельность. Данную проблему как раз и решает система наставничества. Если она мобильна, обладает гибкостью, то сложности с развитием уровня мотивированности, повышением образовательных результатов студентов первых курсов могут быть преодолены. Также, эмоциональный фон внутри учебных групп колледжа может значительно улучшиться.

Для решения вышеуказанных вопросов в СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» разработано Положение о студенческом совете [Приложение 3], в котором отражена потребность поддержки студентов наставниками старших курсов, которые имеют возможность помочь теоретически и практически при обучении в колледже. Студенты старших курсов привлекаются в роли наставников именно для вовлечения первокурсников в учебные и творческие процессы. Наставники-студенты обычно достаточно активны, обучаются на той же специальности, обладают выраженными организаторскими способностями и лидерскими качествами, постоянно принимают участие в жизни колледжа, как правило, обучаются на 2-4 курсах. Легко заметить, что студенты-наставники умеют вести переговоры, обладают высоким уровнем развития коммуникационных навыков, зачастую владеют общими знаниями о мотивации – могут сделать выводы о результатах наставляемого и вдохновить его на успех, способны оказать поддержку в случае неудачи, таким образом обладая еще и высоким уровнем эмпатии.

Чтобы развить у студентов-наставников подобные качества, в колледже проводятся регулярные заседания Студенческого Совета, круглые столы, семинары, тренинги, просмотры видеоматериала и другие мероприятия определенной тематики. Обязательно привлекаются для данной деятельности опытные кураторы учебных групп, а также педагоги-психологи, педагоги-организаторы и заведующие отделениями.

В осуществлении работы Студенческого Совета со студентами первого курса определяются направления работы:

1) составление планов работы со студентами нового набора, включающие тесное взаимодействие с деятельностью учебно-воспитательного отела;

2) анонсирование всех мероприятий колледжа;

3) практическая и эмоциональная поддержка в связи с участием в мероприятиях, которые проводит колледж.

Педагог-психолог колледжа проводит анкетирование и составляет информационные карточки как студентов-наставников, так и студентов-наставляемых. Данное анкетирование помогает определить реальные способности обучающихся к наставнической деятельности в обучении, воспитании, экспериментальной работе. Происходит также выявление уровня комфортности и адаптации обучения в колледже.

Каждый студент-наставник следует своему разработанному плану наставничества, при этом анализируя учебную программу своего наставляемого – студента-первокурсника; определяя сложные разделы и темы; объясняя обязанности и права; планируя будущие мероприятия; размышляя над выполненными работами первокурсника; помогая в выборе творческих направлений работ.

Наставничество важно не только для наставляемых, но и для самих наставников, так как именно наставники обретают обширные возможности развития своих индивидуальных особенностей и способностей, своего потенциала, приобретения нового опыта, личностного роста.

Мой собственный педагогический опыт наставничества тесно переплетается с дополнительной воспитательно-образовательной деятельностью. На протяжении последних десяти лет работы в колледже мною были инициированы, созданы, функционировали, а некоторые продолжают функционировать различные студенческие объединения, в рамках которых осуществлялось в том числе и наставничество, в частности, такие его формы как «преподаватель – студент», «студент – студент», «студент – преподаватель»:

1) 2014 – 2015 учебный год – артистическая студия «Импульс» (art-studioImpulse”);

t1676697146aa.jpg

2) 2016 – 2017 учебный год – разговорный клуб «Мечтай! Желай! Действуй!» (English Speaking Club “Dream! Wish! Do!);

t1676697146ab.jpg

3) 2019 – 2020 учебный годкиноклуб «Звёзды первой величины» (Cinema Club “A-Listers”);

t1676697146ac.jpg

4) 2020 – 2021 учебный год – Посткроссинг клуб (Postcrossing Club).

t1676697146ad.jpg

5) 2022 – 2023 – возрождение артистической студии «Импульс» (art-studioImpulse”).

t1676697146ae.jpg

Каждое направление дополнительной педагогической работы, которая включает в себя также и наставничество, имеет программу, фото- и видеофиксацию деятельности.

В итоге, в осуществлении различных форм наставничества процесс адаптации студентов к новым условиям учебной обстановки реализуется эффективнее, происходит развитие учебной и профессиональной мотивации у наставляемых. Подвижная и гибкая система наставничества в учреждениях среднего профессионального образования способствует повышению профессионального уровня всех участников системы, обеспечивает дополнительные средства качественного обучения профессиональных кадров.


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (2)

Колышкина Елена Владимировна, 15.05.23 в 10:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезную и актуальную статью! Ирина Владимировна, поздравляю Вас с заслуженной победой в конкурсе! Так держать!!!
Калягина Ирина Владимировна, 05.07.23 в 16:26 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо большое за поздравление! Буду стараться! :)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.