Урок обществознания на тему «Отклоняющееся поведение и социальный контроль» (11 класс)
Технологическая карта урока.
Тема: Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
Автор: Аладинская Марина Федоровна, учитель истории и обществознания.
Класс: 11 (профиль).
Предмет: обществознание.
Краткое описание идеи занятия: комбинированный урок с использованием обучающей карты. Желательно проводится на сдвоенном уроке (пара) или на двух отдельных уроках. Входит в раздел тем «Социальное развитие современного общества», изучается в 1 четверти 11 класса. Знание темы необходимо для закрепления осознанного представления функционирования общества, приемлемого и неприемлемого поведения в нем. Тема входит в изучаемую программу и является закрепляющей в списке тем, посвященных социальным нормам. Тема может быть согласована с предметом «Право» или элективными курсами похожей направленности и темами классных часов. Возможно использовать некоторые элементы урока (например, притчи, социологический опрос) на классных часах в 8-11 классах.
Учебник: Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват учреждений: профил.уровень/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. – М., Просвещение, 2014.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивация | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Включаются в учебную деятельность. Слушают и обсуждают. | Предметные: понимают место ценностей в структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества, применяют знания основных нравственных понятий, норм и правил, понимают их роль в общественной жизни. Метапредметные: проявляют способность анализировать реальные социальные ситуации. Личностные: проявляют готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Актуализация знаний. Постановка проблемы урока. | Задает вопросы, организует беседу по теме изученного ранее материала. | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. | Предметные: вспоминают ключевые понятия о социальных нормах; проявляют умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности. Метапредметные: осуществляют поиск необходимой информации; выполняют познавательные задания; исследуют несложные реальные связи и зависимости. Личностные: высказывают собственное мнение; демонстрируют готовность слушать друг друга. |
Организационный этап | Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися, задает наводящие вопросы. | Определяют тему урока. Слушают и обсуждают проблему урока, предполагают цели урока. | Предметные: демонстрируют свои знания по предмету. Метапредметные: самостоятельно формулируют цели и тему урока после предварительного обсуждения; сознательно организовывают свою познавательную деятельность. Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. |
Изучение нового материала | 1.Организует самостоятельное прочтение учащимися материала учебника и беседу по вопросам. 2. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 3. Организует работу с обучающей картой урока. 4. Рассказывает притчу и организует ее обсуждение. | 1. Самостоятельно изучают материал параграфа, извлекают из него необходимую информацию 2. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают. 3. Выполняют задания в обучающей карте урока. 4. Обсуждают и анализируют проблемные вопросы урока, активно высказывают собственное мнение, слушают мнение других. | Предметные: усваивают ключевые понятия об отклоняющемся поведении и социальном контроле; демонстрируют умение взаимодействовать в ходе выполнения разных форм учебной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; вспоминают ранее изученные термины и понятия. Метапредметные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, ориентируются в учебнике и обучающей карте урока; формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно-познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний. |
Закрепление нового материала | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. | Применяют собственные знания и (или) ищут необходимую информацию и применяют ее при выполнении заданий в обучающей карте. | Предметные: усваивают ключевые понятия об отклоняющемся поведении и социальном контроле; фиксируют полученные знания в обучающей карте; демонстрируют умение взаимодействовать в ходе выполнения парной и индивидуальной работы Метапредметные: ориентируются в обучающей карте урока; овладевают различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); следуют этическим нормам и правилам ведения диалога. Личностные: ориентируются на посильное и созидательное участие в жизни общества. |
Подведение итогов (обобщение) | Рассказывает притчу. Проводит беседу по вопросам. Возвращается к проблеме урока. | Отвечают на вопросы, активно обсуждают, слушают мнение одноклассников, высказывают собственное мнение. | Предметные: демонстрируют знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимают их роль в общественной жизни; проявляют умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; демонстрируют установку на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. Метапредметные: сознательно организовывают свою познавательную деятельность (получение и оценка результата). Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, религии, традициям, ценностям людей разных национальностей, мировоззрений, конфессий. |
Оценивание и рефлексия | Оценивает учащихся. Определяет трудности в усвоении материала. | Оценивают себя. Сравнивают свою оценку с оценкой учителя, анализируют. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, возникшие затруднения с усвоением материала. | Предметные: понимают значение коммуникации в межличностном общении. Метапредметные: оценивают результаты уровня усвоения изученного материала. Личностные: проявляют заинтересованность в личном успехе. |
Домашнее задание | Озвучивает и поясняет домашнее задание. | Записывают и уточняют при необходимости домашнее задание | Предметные: демонстрируют умение находить нужную информацию об изучаемой теме в разных источниках; адекватно ее воспринимать и систематизировать. Метапредметные: нацеливаются на закрепление и повторение изученного материала. Личностные: понимают необходимость знаний для человека. |
Конспект урока по обществознанию (развернутый план).
Подготовительная часть.
Общая информация.
Тема: Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
Автор: Аладинская Марина Федоровна, учитель истории и обществознания.
Класс: 11 (профиль).
Предмет: обществознание.
Цели урока:
Сформировать представление об отклоняющемся поведении.
Добиться понимания сущности и необходимости социального контроля.
Задачи урока:
Познакомить с понятиями отклоняющееся поведение, девиантное поведение, деликвентное поведение, социальный контроль.
Изучить причины отклоняющегося поведения.
Рассмотреть виды отклоняющегося поведения.
Определить наиболее опасные формы отклоняющегося поведения.
Узнать о сущности и значении внешнего социального контроля и самоконтроля.
Ожидаемые предметные результаты:
После проведения урока учащиеся смогут:
Дать определения терминам отклоняющееся поведение, девиантное поведение, деликвентное поведение, социальный контроль.
Назвать причины и виды отклоняющегося поведения.
Высказать свою точку зрения об опасности отклоняющегося поведения.
Объяснить сущность и важность внешнего социального контроля и самоконтроля.
Основные понятия (словарь занятия):
отклоняющееся поведение,
девиантное поведение,
деликвентное поведение,
социальный контроль,
санкции,
самоконтроль.
План урока:
Понятие отклоняющегося поведения.
Причины отклоняющегося поведения.
Виды отклоняющегося поведения.
Социальный контроль.
Проблема урока:
Может ли общество быть безопасным?
Материалы:
Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват учреждений: профил.уровень/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. – М., Просвещение, 2014.
Технологическая карта урока.
Вводная часть.
Мотивация.
В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: « Отклонения – естественная часть социальной жизни». Так ли это?
Постановка проблемы (одновременно повторение ранее изученного материала).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Современное общество открывает перед нами массу возможностей, но в то же время кроет в себе много опасностей. Может ли общество быть безопасным? | Учащиеся рассуждают. Дают краткие ответы (да-нет) и поясняют свои позиции. |
В любом обществе есть правила, которых необходимо придерживаться. О каких правилах я говорю? (фронтальный опрос)
| Вспоминают о социальных нормах (называют определение и перечисляют виды социальных норм с краткой характеристикой). |
Все ли люди безоговорочно и безупречно исполняют социальные нормы? Какие отклонения от исполнения социальных норм допустимы, а какие нет? (фронтальный опрос) | Конечно, нет (рассуждают). Сделать акцент на недопустимости оскорбления нравственных, этических, религиозных и иных чувств человека, а также недопустимости правонарушений. Например, человек может не следовать обычаю встречи Нового года – допустимо. Человек не следует правовым нормам, нарушает закон – недопустимо. |
На этих проблемах мы сосредоточимся на уроке подробнее. Кроме того, на прошлом уроке мы провели социологический опрос о причинах соблюдения Вами социальных норм. В конце урока познакомимся с его результатами. Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока. Тема урока «Отклоняющееся поведение и социальный контроль». | Предполагают название темы. Записывают в обучающую карту тему урока. |
Определим цели урока. | Учащиеся предлагают свои варианты. После план выводится на проекторе: Понятие отклоняющегося поведения. Причины отклоняющегося поведения. Виды отклоняющегося поведения. Социальный контроль. |
III.Основная часть.
Информационный блок.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познакомимся с характеристикой понятия «отклоняющееся поведение» и определим его причины. Откройте учебник стр. 60 и выполните задание 1-3 в обучающей карте урока (индивидуальная работа). Результаты устно обсудить с классом. | Читают пункт учебника стр. 60 и выполняют задание 1-3 в обучающей карте. |
Отклоняющееся поведение может быть девиантным или деликвентным. Прочитайте текст в задании 4 в обучающей карте урока и выполните задания 4-5 (обсуждение в парах, но каждый заполняет свою карту). | Читают текст. Обсуждают в парах. Выполняют задания 4-5. Затем совместное обсуждение с учителем. |
А теперь мы заполним таблицу примерами деликвентного поведения. Задание 6 в обучающей карте. Посмотрите на эту таблицу, какие ассоциации она у вас вызывает? (Ассоциации с тюремной решеткой). Почему таблица оформлена в таком виде? Конечно, деликвентное поведение влечет за собой юридическую ответственность. Вспомните виды юридической ответственности (элемент повторения, связь с ранее изучаемой темой). Запишите в окошки «решетки» свои конкретные примеры деликвентного поведения. Затем общее обсуждение. | Учащиеся называют свои ассоциации. Предполагают, что деликвентное поведение наказуемо. Называют виды юридической ответственности: административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную и уголовную. Выполняют задание 6 в обучающей карте. |
Назовите наиболее опасные формы отклоняющегося поведения? | Называют алкоголизм, наркоманию, преступность, терроризм и др. |
Послушайте притчу о монахе-пустыннике и выскажите свое мнение о проблеме, поднимаемой в ней. В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. — Соверши, — говорил он, — какой-либо грех из них и после этого я уже не буду тебя искушать. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему ещё этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха. | Учащиеся называют опасность алкоголизма. Анализируют вред этого вида отклоняющегося поведения. По подсказкам учителя, вред подразделяется на три группы - для: Человека (носителя отклоняющегося поведения), Общества (социальной группы), Государства. |
Не менее опасна преступность. Проанализируйте ее опасность, выполните задание 7 в обучающей карте (обсуждение в парах, но каждый заполняет свой лист). | Выполняют задание 7 в обучающей карте. |
Каково Ваше отношение к отклоняющемуся поведению? Нужно ли следить за поведением людей, контролировать его? (общее обсуждение) | Обсуждение всем классом. Приходят к выводу о необходимости контроля, особенно деликвентного поведения, чтобы жизнь в обществе была безопасной. |
Пользуясь текстом учебника, сформулируйте определение термина социальный контроль и запишите в обучающую карту (задание 8). | Заполняют обучающую карту. |
Аналитический блок.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
На прошлом уроке мы провели социологический опрос класса о причинах соблюдения социальных норм. Анализ опроса показал, что 40 % учащихся удерживает от нарушения социальных норм понимание необходимости их соблюдения; 19 % - боязнь наказания; 35 % - совесть; 4 % - осуждение со стороны знакомых; 2 % - ничего не удерживает. | Анализируют данные опроса. |
Какие формы социального контроля можно выделить на основании данных социологического опроса? (Общее обсуждение) Выполните задание 9 в обучающей карте. Как общество реагирует на невыполнение человеком социальных норм? (применяет санкции). Какой вид наиболее эффективен? Почему? (Общее обсуждение) | Обсуждают. В обучающую карту записывают внешний (формальный и неформальный) и внутренний (самоконтроль) контроль. Приводят примеры санкций со стороны общества. Рассуждают об особой эффективности самоконтроля. |
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов (обобщение).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
В заключение расскажу Вам притчу о двух дорогах. Подумайте, какой в ней смысл? Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая. — Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! — принялась упрекать широкая узкую. — Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи — веселись!.. — Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живётся тебе хорошо! — удивилась узкая дорога. — Хорошо-то оно хорошо… — вздохнула в ответ широкая. — Да только в конце меня — пропасть. Бездонная, чёрная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в неё. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живёшь? — Трудно! — вздохнула узкая дорога. — И тем, кто по мне идёт, нелегко. Но зато в конце моего пути — гора. И взошедшие на неё такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь — будет уже навечно! Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке той человек остался, который всё это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, ещё думает, на какую ему свернуть дорогу! | Учащиеся рассуждают о том, что человек – творец своей судьбы и сам делает выбор, как он будет жить и от него зависит, чего он достигнет. |
Давайте вспомним тот вопрос, который был озвучен в начале урока: может ли общество быть безопасным? Как Вы ответите на него теперь? | Рассуждают о необходимости правил, сдерживающих негативное отклоняющееся поведение, контроле со стороны общества, воспитании и собственных жизненных установок. |
Оценивание и рефлексия.
На доске вывешивается оценочный лист, учащиеся знакомятся с оценками и по своему желанию вносят пометки. Такой оценочный лист применяется регулярно, воспринимается учащимися положительно. Устно обсудить, какие вопросы урока вызвали трудности.
Список учащихся | Оценка учителя | Оценка учащегося самому себе | Смайлик |
| | | |
Домашнее задание.
Читать параграф 6 учебника, устно отвечать на вопросы после параграфа. Составить план по теме «Социальный контроль» (акцентировать внимание, что только социальный контроль!).
Обучающая карта урока ученика.
Фамилия, имя_____________________________________ Класс_________
Тема урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 1. Отклоняющееся поведение – это ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Отклоняющееся поведение
Примеры: Примеры:
Задание 3. Укажите причины отклоняющегося поведения.
1.
2.
3.
4.
Задание 4. Прочитайте текст и выполните задание.
Девиация – это отклонение от общепринятых ценностей и норм в процессе социального взаимодействия. Она рассматривается лишь с точки зрения степени выполнения либо невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. В зависимости от того, наносят ли они тот или иной вред обществу либо, наоборот, приносят пользу, различают культурно одобряемые (конструктивные) и культурно неодобряемые (деструктивные) типы девиации. К первым относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. К культурно неодобряемым девиациям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.
Девиантное поведение - разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма.
Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. К числу делинквентных относятся правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве, а также прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков и др. Лица, совершающие такие правонарушения, подлежат юридической ответственности.
Деликвентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его жесткая форма.
Любая деликвентность является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к деликвентному.
Из предложенного набора слов составьте определение понятий «Девиантное поведение» и «Деликвентное поведение», и назовите само понятие.
_____________________поведение –
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Установившимся, поведения, соответствующие, в, различные, поведения, не, человека, обществе, формы, обществе, нормам.
____________________ поведение –
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Его, поведение, в, антиобщественное, поступках, воплощённое, противоправное, индивида.
Задание 5. Из предложенного списка выберите основные признаки девиантного поведения.
1.Нарушение социальных норм.
2. Соблюдение традиций, обычаев.
3.Несоответствие писаным и неписаным нормам.
4.Неодобрение окружающих.
5. Нарушение традиций.
Задание 6.
Задание 7. Какова опасность преступности для:
Человека:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
Общества (социальной группы):
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Государства:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание 8.
Социальный контроль – это ________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 9. Социальный контроль