12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аладинская Марина Фёдоровна44
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Работаю в школе с 2001 года. Закончила Камчатский государственный педагогический университет
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский

Технологическая карта урока.

Тема: Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Автор: Аладинская Марина Федоровна, учитель истории и обществознания.

Класс: 11 (профиль).

Предмет: обществознание.

Краткое описание идеи занятия: комбинированный урок с использованием обучающей карты. Желательно проводится на сдвоенном уроке (пара) или на двух отдельных уроках. Входит в раздел тем «Социальное развитие современного общества», изучается в 1 четверти 11 класса. Знание темы необходимо для закрепления осознанного представления функционирования общества, приемлемого и неприемлемого поведения в нем. Тема входит в изучаемую программу и является закрепляющей в списке тем, посвященных социальным нормам. Тема может быть согласована с предметом «Право» или элективными курсами похожей направленности и темами классных часов. Возможно использовать некоторые элементы урока (например, притчи, социологический опрос) на классных часах в 8-11 классах.

Учебник: Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват учреждений: профил.уровень/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. – М., Просвещение, 2014.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД (предметные, метапредметные, личностные)

Мотивация

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Включаются в учебную деятельность. Слушают и обсуждают.

Предметные: понимают место ценностей в структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества, применяют знания основных нравственных понятий, норм и правил, понимают их роль в общественной жизни.

Метапредметные:

проявляют способность анализировать реальные социальные ситуации.

Личностные: проявляют готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

Задает вопросы, организует беседу по теме изученного ранее материала.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Предметные: вспоминают ключевые понятия о социальных нормах; проявляют умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности.

Метапредметные: осуществляют поиск необходимой информации; выполняют познавательные задания; исследуют несложные реальные связи и зависимости.

Личностные: высказывают собственное мнение; демонстрируют готовность слушать друг друга.

Организационный этап

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися, задает наводящие вопросы.

Определяют тему урока. Слушают и обсуждают проблему урока, предполагают цели урока.

Предметные: демонстрируют свои знания по предмету.

Метапредметные: самостоятельно формулируют цели и тему урока после предварительного обсуждения; сознательно организовывают свою познавательную деятельность.

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

Изучение нового материала

1.Организует самостоятельное

прочтение учащимися материала

учебника и беседу по вопросам.

2. Показывает слайды презентации,

комментирует новую информацию.

3. Организует работу с обучающей картой урока.

4. Рассказывает притчу и организует ее обсуждение.

1. Самостоятельно изучают материал параграфа, извлекают из него необходимую информацию

2. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают.

3. Выполняют задания в обучающей карте урока.

4. Обсуждают и анализируют проблемные вопросы урока, активно высказывают собственное мнение, слушают мнение других.

Предметные: усваивают ключевые понятия об отклоняющемся поведении и социальном контроле; демонстрируют умение взаимодействовать в ходе выполнения разных форм учебной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; вспоминают ранее изученные термины и понятия.

Метапредметные: планируют свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации, ориентируются в учебнике и обучающей карте урока;

формулируют проблему; самостоятельно

создают способы решения проблем творческого и поискового

характера.

Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно-познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний.

Закрепление нового материала

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

Применяют собственные знания и (или) ищут необходимую информацию и применяют ее при выполнении заданий в обучающей карте.

Предметные: усваивают ключевые понятия об отклоняющемся поведении и социальном контроле; фиксируют полученные знания в обучающей карте; демонстрируют умение взаимодействовать в ходе выполнения парной и индивидуальной работы

Метапредметные: ориентируются в обучающей карте урока; овладевают различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); следуют этическим нормам и правилам ведения диалога.

Личностные: ориентируются на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Подведение итогов (обобщение)

Рассказывает притчу. Проводит беседу по вопросам. Возвращается к проблеме урока.


Отвечают на вопросы, активно обсуждают, слушают мнение одноклассников, высказывают собственное мнение.

Предметные: демонстрируют знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимают их роль в общественной жизни; проявляют умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; демонстрируют установку на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Метапредметные:  сознательно организовывают свою познавательную деятельность (получение и оценка результата).

Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, религии, традициям, ценностям людей разных национальностей, мировоззрений, конфессий.

Оценивание и рефлексия

Оценивает учащихся. Определяет трудности в усвоении материала.

Оценивают себя. Сравнивают свою оценку с оценкой учителя, анализируют. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, возникшие затруднения с усвоением материала.

Предметные: понимают значение коммуникации в межличностном общении.

Метапредметные: оценивают результаты уровня усвоения изученного материала.

Личностные: проявляют заинтересованность в личном успехе.



Домашнее задание

Озвучивает и поясняет домашнее задание.

Записывают и уточняют при необходимости домашнее задание

Предметные: демонстрируют умение находить нужную информацию об изучаемой теме в разных источниках; адекватно ее воспринимать и систематизировать.

Метапредметные: нацеливаются на закрепление и повторение изученного материала.

Личностные: понимают необходимость знаний для человека.



Конспект урока по обществознанию (развернутый план).

Подготовительная часть.

Общая информация.

Тема: Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Автор: Аладинская Марина Федоровна, учитель истории и обществознания.

Класс: 11 (профиль).

Предмет: обществознание.

Цели урока:

Сформировать представление об отклоняющемся поведении.

Добиться понимания сущности и необходимости социального контроля.

Задачи урока:

Познакомить с понятиями отклоняющееся поведение, девиантное поведение, деликвентное поведение, социальный контроль.

Изучить причины отклоняющегося поведения.

Рассмотреть виды отклоняющегося поведения.

Определить наиболее опасные формы отклоняющегося поведения.

Узнать о сущности и значении внешнего социального контроля и самоконтроля.

Ожидаемые предметные результаты:

После проведения урока учащиеся смогут:

Дать определения терминам отклоняющееся поведение, девиантное поведение, деликвентное поведение, социальный контроль.

Назвать причины и виды отклоняющегося поведения.

Высказать свою точку зрения об опасности отклоняющегося поведения.

Объяснить сущность и важность внешнего социального контроля и самоконтроля.

Основные понятия (словарь занятия):

отклоняющееся поведение,

девиантное поведение,

деликвентное поведение,

социальный контроль,

санкции,

самоконтроль.

План урока:

Понятие отклоняющегося поведения.

Причины отклоняющегося поведения.

Виды отклоняющегося поведения.

Социальный контроль.

Проблема урока:

Может ли общество быть безопасным?

Материалы:

Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват учреждений: профил.уровень/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. – М., Просвещение, 2014.

Технологическая карта урока.


Вводная часть.

Мотивация.

В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: « Отклонения – естественная часть социальной жизни». Так ли это?

Постановка проблемы (одновременно повторение ранее изученного материала).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современное общество открывает перед нами массу возможностей, но в то же время кроет в себе много опасностей. Может ли общество быть безопасным?

Учащиеся рассуждают. Дают краткие ответы (да-нет) и поясняют свои позиции.

В любом обществе есть правила, которых необходимо придерживаться. О каких правилах я говорю? (фронтальный опрос)

Вспоминают о социальных нормах (называют определение и перечисляют виды социальных норм с краткой характеристикой).

Все ли люди безоговорочно и безупречно исполняют социальные нормы?

Какие отклонения от исполнения социальных норм допустимы, а какие нет? (фронтальный опрос)

Конечно, нет (рассуждают). Сделать акцент на недопустимости оскорбления нравственных, этических, религиозных и иных чувств человека, а также недопустимости правонарушений.

Например, человек может не следовать обычаю встречи Нового года – допустимо. Человек не следует правовым нормам, нарушает закон – недопустимо.

На этих проблемах мы сосредоточимся на уроке подробнее.

Кроме того, на прошлом уроке мы провели социологический опрос о причинах соблюдения Вами социальных норм. В конце урока познакомимся с его результатами.

Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока.

Тема урока «Отклоняющееся поведение и социальный контроль».

Предполагают название темы. Записывают в обучающую карту тему урока.

Определим цели урока.


Учащиеся предлагают свои варианты. После план выводится на проекторе:

Понятие отклоняющегося поведения.

Причины отклоняющегося поведения.

Виды отклоняющегося поведения.

Социальный контроль.

III.Основная часть.

Информационный блок.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познакомимся с характеристикой понятия «отклоняющееся поведение» и определим его причины. Откройте учебник стр. 60 и выполните задание 1-3 в обучающей карте урока (индивидуальная работа).

Результаты устно обсудить с классом.

Читают пункт учебника стр. 60 и выполняют задание 1-3 в обучающей карте.


Отклоняющееся поведение может быть девиантным или деликвентным. Прочитайте текст в задании 4 в обучающей карте урока и выполните задания 4-5 (обсуждение в парах, но каждый заполняет свою карту).

Читают текст. Обсуждают в парах. Выполняют задания 4-5.

Затем совместное обсуждение с учителем.

А теперь мы заполним таблицу примерами деликвентного поведения. Задание 6 в обучающей карте. Посмотрите на эту таблицу, какие ассоциации она у вас вызывает?

(Ассоциации с тюремной решеткой). Почему таблица оформлена в таком виде?

Конечно, деликвентное поведение влечет за собой юридическую ответственность. Вспомните виды юридической ответственности (элемент повторения, связь с ранее изучаемой темой).

Запишите в окошки «решетки» свои конкретные примеры деликвентного поведения. Затем общее обсуждение.

Учащиеся называют свои ассоциации.

Предполагают, что деликвентное поведение наказуемо.

Называют виды юридической ответственности: административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную и уголовную.

Выполняют задание 6 в обучающей карте.

Назовите наиболее опасные формы отклоняющегося поведения?

Называют алкоголизм, наркоманию, преступность, терроризм и др.

Послушайте притчу о монахе-пустыннике и выскажите свое мнение о проблеме, поднимаемой в ней.

В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.

Соверши, — говорил он, — какой-либо грех из них и после этого я уже не буду тебя искушать.

Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему ещё этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился.

По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.

Таким образом, тот пустынник совершил все три греха.

Учащиеся называют опасность алкоголизма. Анализируют вред этого вида отклоняющегося поведения. По подсказкам учителя, вред подразделяется на три группы - для:

Человека (носителя отклоняющегося поведения),

Общества (социальной группы),

Государства.


Не менее опасна преступность. Проанализируйте ее опасность, выполните задание 7 в обучающей карте (обсуждение в парах, но каждый заполняет свой лист).

Выполняют задание 7 в обучающей карте.

Каково Ваше отношение к отклоняющемуся поведению? Нужно ли следить за поведением людей, контролировать его? (общее обсуждение)

Обсуждение всем классом. Приходят к выводу о необходимости контроля, особенно деликвентного поведения, чтобы жизнь в обществе была безопасной.

Пользуясь текстом учебника, сформулируйте определение термина социальный контроль и запишите в обучающую карту (задание 8).

Заполняют обучающую карту.

Аналитический блок.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На прошлом уроке мы провели социологический опрос класса о причинах соблюдения социальных норм.

Анализ опроса показал, что

40 % учащихся удерживает от нарушения социальных норм понимание необходимости их соблюдения;

19 % - боязнь наказания;

35 % - совесть;

4 % - осуждение со стороны знакомых;

2 % - ничего не удерживает.

Анализируют данные опроса.

Какие формы социального контроля можно выделить на основании данных социологического опроса? (Общее обсуждение)

Выполните задание 9 в обучающей карте.

Как общество реагирует на невыполнение человеком социальных норм? (применяет санкции).

Какой вид наиболее эффективен? Почему? (Общее обсуждение)

Обсуждают. В обучающую карту записывают внешний (формальный и неформальный) и внутренний (самоконтроль) контроль.

Приводят примеры санкций со стороны общества.

Рассуждают об особой эффективности самоконтроля.

IV. Заключительная часть.

Подведение итогов (обобщение).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В заключение расскажу Вам притчу о двух дорогах. Подумайте, какой в ней смысл?

Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! — принялась упрекать широкая узкую. — Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи — веселись!..

Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живётся тебе хорошо! — удивилась узкая дорога.

Хорошо-то оно хорошо… — вздохнула в ответ широкая. — Да только в конце меня — пропасть. Бездонная, чёрная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в неё. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живёшь?

Трудно! — вздохнула узкая дорога. — И тем, кто по мне идёт, нелегко. Но зато в конце моего пути — гора. И взошедшие на неё такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь — будет уже навечно!

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке той человек остался, который всё это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, ещё думает, на какую ему свернуть дорогу!

Учащиеся рассуждают о том, что человек – творец своей судьбы и сам делает выбор, как он будет жить и от него зависит, чего он достигнет.

Давайте вспомним тот вопрос, который был озвучен в начале урока: может ли общество быть безопасным? Как Вы ответите на него теперь?

Рассуждают о необходимости правил, сдерживающих негативное отклоняющееся поведение, контроле со стороны общества, воспитании и собственных жизненных установок.

Оценивание и рефлексия.

На доске вывешивается оценочный лист, учащиеся знакомятся с оценками и по своему желанию вносят пометки. Такой оценочный лист применяется регулярно, воспринимается учащимися положительно. Устно обсудить, какие вопросы урока вызвали трудности.

Список учащихся

Оценка учителя

Оценка учащегося самому себе

Смайлик 





Домашнее задание.

Читать параграф 6 учебника, устно отвечать на вопросы после параграфа. Составить план по теме «Социальный контроль» (акцентировать внимание, что только социальный контроль!).


Обучающая карта урока ученика.

Фамилия, имя_____________________________________ Класс_________

Тема урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 1. Отклоняющееся поведение – это ___________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 2. Отклоняющееся поведение


t1618197722aa.gift1618197722ab.gif

Примеры: Примеры:




Задание 3. Укажите причины отклоняющегося поведения.

1.

2.

3.

4.


Задание 4. Прочитайте текст и выполните задание.

Девиация – это отклонение от общепринятых ценностей и норм в процессе социального взаимодействия. Она рассматривается лишь с точки зрения степени выполнения либо невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. В зависимости от того, наносят ли они тот или иной вред обществу либо, наоборот, приносят пользу, различают культурно одобряемые (конструктивные) и культурно неодобряемые (деструктивные) типы девиации. К первым относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. К культурно неодобряемым девиациям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.

Девиантное поведение - разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма.

Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. К числу делинквентных относятся правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве, а также прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков и др. Лица, совершающие такие правонарушения, подлежат юридической ответственности.

Деликвентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его жесткая форма.

Любая деликвентность является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к деликвентному.


Из предложенного набора слов составьте определение понятий «Девиантное поведение» и «Деликвентное поведение», и назовите само понятие.

_____________________поведение –

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Установившимся, поведения, соответствующие, в, различные, поведения, не, человека, обществе, формы, обществе, нормам.

____________________ поведение –

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Его, поведение, в, антиобщественное, поступках, воплощённое, противоправное, индивида.

Задание 5. Из предложенного списка выберите основные признаки девиантного поведения.

1.Нарушение социальных норм.

2. Соблюдение традиций, обычаев.

3.Несоответствие писаным и неписаным нормам.

4.Неодобрение окружающих.

5. Нарушение традиций.

Задание 6.

t1618197722ac.jpg

Задание 7. Какова опасность преступности для:

Человека:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

Общества (социальной группы):

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Государства:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

Задание 8.

Социальный контрольэто ________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 9. Социальный контроль


t1618197722af.gift1618197722ag.gif

            


 







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.