Технологическая карта урока географии по теме «Открытие Америки» (5 класс)

15
6
Материал опубликован 13 January 2021


Технологическая карта урока

по теме

Открытие Америки


5 класс



Автор:

Колышкина Елена Владимировна

учитель географии высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №179

Новосибирск

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5

УМК

Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс /М: Русское слово, 2016.

Тип урока

комбинированный урок.

Тема урока

Открытие Америки.

Цель урока

Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки.

Задачи урока


1. Создать условия для самостоятельной учебной деятельности учащихся по изучению причин путешествия Христофора Колумба, хода экспедиции Колумба, практического значения открытия Америки, используя текст учебника, географические карты и дополнительный материал.

2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество, умение решать проектные задачи и создавать проектный продукт.

3. Развить умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, выявлять причины и вытекающие из них следствия.

4. Раскрыть роль личности в освоении и исследовании Земли на примере Х. Колумба.

5. Продол­жить формирование познавательного ин­тереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать:

- что такое Эпоха Великих географических открытий;

- кто и когда открыл Америку;

- что такое Новый Свет;

- причины путешествия Х. Колумба и следствия открытия Америки;

- заслугу Америго Веспуччи.

Анализировать, интерпретировать и обобщать:

- географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.

Использовать:

- текстовый и картографический источники информации для анализа тематического содержания.

Описывать:

- по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Показывать и обозначать:

- на карте географические объекты, связанные с экспедициями Х. Колумба.

Формулировать:

- причинно-следственные связи между событиями.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её;

-строить логически обоснованные рассуждения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Коммуникативные УУД:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;

- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты);

-организовывать работу в группе, разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;

- самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные:

- оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе;

- участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения;

- быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;

- иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

- понимать роль личности в освоении и исследовании Земли;

- привить интерес к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества первооткрывателей;

- сформированность познавательного интереса к изучению географии.

Методы обучения

словесные, наглядные, практический, исследовательский.

Технологии обучения

проектное обучение, интерактивное обучение, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная, индивидуально-групповая.

Основные образовательные идеи

изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих поколений людей.

Основные понятия

Новый Свет, индеец.

Географическая номенклатура

Америка, Италия, Генуя, Индия, Япония, Атлантический океан, Азия, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Карибское море.

Персоналии

Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи.

Средства обучения

Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс /М: Русское слово, 2016.

Раздаточный материал (алгоритм работы над проектом, оценочный лист, цветные кружки для оценки своей деятельности, отрывки из дневника Х. Колумба, игровая карточка квест-игры).

Атлас и контурная карта 5 класс.

Смартфоны, Интернет.


Организационная структура урока.

УУД:

Л – личностные.

П – познавательные.

Р – регулятивные.

К – коммуникативные.

Структурные элементы урока (этапы)

Дидактические

задачи

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Включить обучающихся в учебную деятельность.

Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок.

-Добрый день, ребята!

-Я рада поприветствовать вас и пожелать каждому успехов, настройтесь на обучение через общение друг с другом и активную мыслительную деятельность в освоении новых знаний. Занимайте места в своих группах.

Класс на перемене разделен на разноуровневые группы по 4-5 человек.

Настраиваются на урок.



1. Самоопределение (Л).

2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К).

3. Смыслообразование (Р).


2. Проверка домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока.

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы.

-Ребята, проверка выполнения домашнего задания пройдет в форме ответов на вопросы разного уровня сложности мышления. Перед вами кубик, каждая грань которого – это вопрос разного уровня. Вы бросаете кубик, какой вопрос вам попадает, на тот ваша группа отвечает. Время на размышление –1 минута и далее вы даете ответ.

-У каждого на столе есть оценочный лист урока. Не забываем вносить в него результаты своей деятельности на уроке.

Команды с помощью кубика Блума определяют себе вопрос для ответа по теме «Морской путь в Индию».

Вопросы см. в приложении к уроку.

-Молодцы, ребята! Показали отличные результаты и умение критически мыслить.









Слушаю информацию о способе проверки домашнего задания. Включаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания через ответы на вопросы разного уровня сложности.













Заполняют оценочный лист.

1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л).

2. Осуществлять самоконтроль (Р).

3. Умение слушать и вступать в диалог.

4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности.

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап актуализации знаний. Мотивация.








Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний.

Обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

Организует побуждающий диалог:

1. Какие путешественники уже совершали путешествия в страны Азии?

2. Как пролегал их маршрут в страны Азии?

3. Какой стране принадлежит решающая роль в поисках морского пути в Индию?

4. Кто явился организатором поисков морского пути в Индию?


-А теперь, ребята, послушайте внимательно отрывок стихотворения И. Бродского:

– Шекспир открыл Америку.

Давно. При Г. Ю. Цезаре.

Он сам причалил к берегу.

Потом его зарезали.

– Вы что? Шекспир – Америку?

Он умер до отплытия!

Принадлежит Копернику

честь этого открытия.

– Да нет, перу Коперника,

французского поэта,

принадлежит трагедия

"Ромео и Джульетта".

– Ах нет, вы просто спятили!

Да что ж вы, в самом деле?

Америка, приятели,

открыта Торричелли!

– Да нет, вы всё напутали.

Как следует усвойте:

не Торричелли. – Ньютоном

Америка... – Постойте,

не Ньютоном, а... – Нужно ли

настаивать на имени?

Её ведь обнаружили

до нашей эры римляне…

Ну, и тому подобное

и, так сказать, так далее...

Вот так на подоконнике

беседовали школьники…

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока? Какую цель поставите перед собой? Какие задачи необходимо решить для достижения цели?

-Итак, тема урока определена «Открытие Америки», цель и задачи познавательной деятельности сформулированы. Приступаем к открытию новых знаний.

Включаются в активный диалог, отвечают на вопросы.













Слушают отрывок стихотворения.












































Включаются в диалог с

учителем. Формулируют цель и задачи урока.




1. Выполнение пробного учебного действия (Р).

2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П).

5. Планирование (Р).

6. Осуществлять самоконтроль (Р).

7. Определять свое отношение к природной среде (П),


4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий.

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал.

Группы имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение познавательной цели, а с другой, социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.

Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления.













Развивать познавательный интерес к предмету через решение проектных задач.

-Сейчас каждая группа получит проектную задачу по теме урока. У вас будет 20 минут на обсуждение проблемы, сбор информации (учебник, атлас, раздаточный материал, Интернет), определение вида проектного продукта и название проекта.

-Дома вы подготовите презентацию своего проекта и на следующем уроке будете его защищать.

-По истечению 20 минут вам будут предложено задание на закрепление нового материала на оценку.

Осуществление тайм-менеджмента и недоменантной коррекции коммуникативного процесса во время групповой работы.

Включает всех учащихся в процесс поиска оптимального варианта разрешения проектной задачи.

В середине урока предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку.

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Потянулись и нагнулись.

Вправо, влево повернулись,

Раз - присели, два - мы встали,

И на месте побежали.

Покрутили головой, Словно крутим шар земной.

Покачаем мы руками,

Словно вызвали цунами.

И для вас уже не секрет- год,

Когда открыт был Новый Свет.

Носом рисуем дату открытия

Этого великого события.

Выдох, вдох, выдох, вдох,

Продолжаем наш урок.

-Молодцы, продолжаете работу по решению проектной задачи.

Осуществление тайм-менеджмента и недоменантной коррекции коммуникативного процесса во время групповой работы.

-Ребята, время, отведенное на работу, закончилось. Дома проект доработаете и подготовите его к защите. Заполните оценочный лист.

-А сейчас переходим на следующий этап урока – закрепление полученных знаний.

Слушают информацию о порядке работы в группах.

Проявляют познавательную инициативу, решают проблемные задачи.























Выполняют физическую разминку вместе с учителем.


























Продолжают работу в группах по решению проектной задачи.





Заполняют оценочный лист.

1.Структурирование знаний (П).

2. Анализ, обобщение (П).

3. Установление причинно−следственных связей (П).

4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П).

5. Осознание ответственности за общее дело (Л).

6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Формулирование и аргументация своего мнения (К).

9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К).

10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р).

12. Поиск необходимой информации (П).

13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л).

15. Осуществлять самоконтроль (Р).

16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала.


Организует проверку новых знаний через квест-игру «Открытие Америки».

-Ребята, игровая карточка квест – игры выдается на группу. Вы должны пройти по стрелкам, соглашаясь («да») или не соглашаясь («нет») с предложенным утверждением. Стартовый прямоугольник указан красным цветом. Каждый прямоугольник обозначен определенной буквой. Из тех прямоугольников, по которым прошла группа, необходимо взять буквы и последовательно сложить их в слово. Полученное слово – это географический объект, который открыл Христофор Колумб. Время – 3 минуты.

Ключевое слово, которое должно получиться «Саргассово».

-Проведите оценку своей работы в оценочном листе.

-Ребята, а какие качества личности присущи первооткрывателям? Какие из них необходимо развивать?

-В подтверждении ваших слов прочитаю отрывок стихотворения Николая Гумилёва «Капитаны»:

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстрёмы и мель

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса,

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

-Ребята, если бы у вас была возможность задать Колумбу вопрос, что бы вы у него спросили?





Слушают правила квест-игры.










Выполняют задания квест-игры по теме урока.







Заполняют оценочный лист.

Включаются в диалог с учителем.




Слушают отрывок стихотворения.























Формулируют свой вопрос Колумбу.

1. Осознание ответственности за общее дело (Л)

2. Осознание качества и уровня усвоения (Р).

3. Осуществлять самоконтроль (Р).

6. Этап рефлексии.

Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке.


Дать оценку и анализ успешности достижения цели.


Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом.

Приём «Светофор» (дети поднимают кружок определенного цвета):

зеленый – я работал (а) отлично, мне всё понятно, достиг (ла) поставленной цели.

желтый – я работал (а) хорошо, но были небольшие затруднения.

красный – я старался (лась) работать, но было трудно, не все получилось.

Выставление оценок.

Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности.




1. Рефлексия способов и условий действия (П).

2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

3. Самооценка (Л).

4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Этап информации о домашнем задании.

Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания.

§13, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), нанести на контурную карту мира маршруты 4-х путешествий Колумба и открытые им географические объекты, подготовить проектный продукт и презентацию проекта к защите.


Записывают в дневник домашнее задание. Задают вопросы по выполнению д/з.

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П).

2. Самоконтроль (Р).

3. Формирование качеств

самообразования (Л).

4. Вырабатывают индивидуальный

алгоритм работы (Р).

Список литературы:

Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс /М: Русское слово, 2016.

Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс/М: Русское слово, 2012.

Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс/М: Русское слово, 2013.

Крылова О.В. Атлас для проектных работ 7 класс /М: Дрофа, 2019.

Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе /Нижний Новгород, Нижегородский Государственный Университет, 2007.

Детская энциклопедия т.1 /М: Просвещение, 1965.

https://compendium.su/history/7klass/4.html

https://ria.ru/20170803/1499539815.html

https://eadaily.com/ru/news/2019/10/12/etot-den-v-istorii-1492-god-oficialnoe-otkrytie-ameriki-kolumbom

https://gumilev.ru/verses/241/

http://journal-shkolniku.ru/brodskyi-stihi.html

Приложения.

Оценочная карта

Фамилия, имя учащегося:

Вид деятельности на уроке

Само-

оценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.кубик Блума





2.фронтальная работа на уроке





3.работа в группе над проектом





4.квест-игра «Открытие Америки»





Кубик Блума по теме «Морской путь в Индию» (вопросы составлены согласно таксономии когнитивных уровней, Б. Блума):

1 грань (Знание) – кто и когда открыл морской путь в Индию?

2 грань (Понимание) – объясни, почему арабские купцы противились плаванию Васко да Гама к берегам Индии?

3 грань (Применение) – предположи, что произошло бы, если бы на корабле Бартоломеу Диаш не произошел бунт.

4 грань (Анализ) – почему имя В. да Гама не пользуется уважением у жителей Индии?

5 грань (Синтез) – реши проблему: справедливо ли, что вся слава открытия морского пути в Индию досталась Васко да Гама?

6 грань (Оценка) – оцени значимость открытия европейцами морского пути в Индию.


Проектные задачи для групп:

-Мог ли Колумб не открыть Америку? Случайно это произошло или это закономерное событие? Если бы Х. Колумб знал истинные размеры Земли, отправился бы он в морское плавание?

-Переход Х. Колумба через Атлантический океан занял 33 дня. Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию? Найдите по карте, где проходил маршрут его первого путешествия? Способствовала ли природа такому быстрому переходу океана?

-Какое значение имело открытие Америки для Европы? Заимствовал ли Новый свет что-либо из Европы после путешествия Колумба? Каковы были последствия открытия Америки для местных жителей? Открытие Америки является положительным или отрицательным событием для человечества?

-Как мореплаватель Колумб не знал себе равных. Ни один из титулов не был пожалован ему справедливее, чет тот, которым он особо дорожил: Адмирал Моря-Океана. Так почему новая часть света не получила имя Колумба? Как люди увековечили память о Колумбе? Какие географические объекты названы в честь его? В честь кого Америка получила такое название?

-В конце мая 2020 года в США начались протесты на расовой почве, спровоцированные гибелью афроамериканца Джорджа Флойда от рук полицейского в Миннеаполисе. Сотни тысяч американцев вышли на акции протеста. Протестующие в том числе требуют сноса памятников рабовладельцам, колонизаторам и всем тем, кого они считают угнетателями. Колумба, в частности, обвиняют в том, что он начал геноцид американских индейцев. Ранее сообщалось в СМИ, что протестующие снесли памятники Христофору Колумбу в городах Ричмонд (штат Виргиния) и Сент-Пол (штат Миннесота). В Бостоне и Майами памятники Колумбу подверглись вандализму. Колумб совершил великое открытие – можно ли его назвать героем? Чем привлекает личность Х. Колумба? Виноват ли Колумб в последующем угнетении индейцев?

-12 октября в аэропорте городе Мадрид совершил посадку самолет, прибывший рейсом из Нью-Йорка. Среди прочих пассажиров, спустившихся по траппу, особенно выделялся высокий индеец, одетый в расшитую бисером одежду из бизоньей шкуры и пышный головной убор из орлиных перьев. Сойдя на землю, он объявил, что прибыл как посланник североамериканских индейцев и что сегодня, в день 500-летия открытия Америки Колумбом, он объявляет о своем открытии. Как вы думаете, что открыл североамериканский индеец? Почему индеец имел право объявить об этом открытии? В каком году произошло это открытие?

Квест-игра «Открытие Америки».

image.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный ресурс!

23 January 2021

Спасибо большое за Ваше внимание к ресурсу.

24 January 2021

Ваши технологические карты - образец для всех нас. Проектные задачи со всеми возможными интригующими заданиями, с поэтическими строками, уместно подобранными к уроку, игровой квест - всё это только приятно удивляет и восхищает. А кубик Блума? Для кого-то это возможно темный лес, но не для Вас! Вы так уместно всё используете, просто одно восхищение, правда! Спасибо, Елена Владимировна, за прекрасный ресурс.

9 June 2021

Ольга Михайловна, под каждым словом подписываюсь! Эталон качества!

6 November 2021

Спасибо, Ирина Владимировна, за доброжелательный комментарий!

22 March

Признательна Вам, Ольга Михайловна, за внимание к моей работе и позитивный отзыв! Такие слова являются отличным мотиватором к дальнейшей плодотворной работе! Всего Вам доброго!

10 June 2021

Похожие публикации