Технологическая карта урока географии по теме «Открытие Америки» (5 класс)
Технологическая карта урока
по теме
Открытие Америки
5 класс
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
Новосибирск
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 5 |
УМК | Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс /М: Русское слово, 2016. |
Тип урока | комбинированный урок. |
Тема урока | Открытие Америки. |
Цель урока | Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки. |
Задачи урока | 1. Создать условия для самостоятельной учебной деятельности учащихся по изучению причин путешествия Христофора Колумба, хода экспедиции Колумба, практического значения открытия Америки, используя текст учебника, географические карты и дополнительный материал. 2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество, умение решать проектные задачи и создавать проектный продукт. 3. Развить умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, выявлять причины и вытекающие из них следствия. 4. Раскрыть роль личности в освоении и исследовании Земли на примере Х. Колумба. 5. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: - что такое Эпоха Великих географических открытий; - кто и когда открыл Америку; - что такое Новый Свет; - причины путешествия Х. Колумба и следствия открытия Америки; - заслугу Америго Веспуччи. Анализировать, интерпретировать и обобщать: - географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе. Использовать: - текстовый и картографический источники информации для анализа тематического содержания. Описывать: - по картам маршруты путешествий Х. Колумба. Показывать и обозначать: - на карте географические объекты, связанные с экспедициями Х. Колумба. Формулировать: - причинно-следственные связи между событиями. Метапредметные: Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её; -строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; - понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать работу в группе, разрешать конфликты. Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; - самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: - оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе; - участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; - быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; - иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; - понимать роль личности в освоении и исследовании Земли; - привить интерес к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества первооткрывателей; - сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практический, исследовательский. |
Технологии обучения | проектное обучение, интерактивное обучение, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, индивидуально-групповая. |
Основные образовательные идеи | изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих поколений людей. |
Основные понятия | Новый Свет, индеец. |
Географическая номенклатура | Америка, Италия, Генуя, Индия, Япония, Атлантический океан, Азия, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Карибское море. |
Персоналии | Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи. |
Средства обучения | Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс /М: Русское слово, 2016. Раздаточный материал (алгоритм работы над проектом, оценочный лист, цветные кружки для оценки своей деятельности, отрывки из дневника Х. Колумба, игровая карточка квест-игры). Атлас и контурная карта 5 класс. Смартфоны, Интернет. |
Организационная структура урока.
УУД:
Л – личностные.
П – познавательные.
Р – регулятивные.
К – коммуникативные.
Структурные элементы урока (этапы) | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. | Включить обучающихся в учебную деятельность. | Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок. -Добрый день, ребята! -Я рада поприветствовать вас и пожелать каждому успехов, настройтесь на обучение через общение друг с другом и активную мыслительную деятельность в освоении новых знаний. Занимайте места в своих группах. Класс на перемене разделен на разноуровневые группы по 4-5 человек. | Настраиваются на урок. | 1. Самоопределение (Л). 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р). |
2. Проверка домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока. | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы. -Ребята, проверка выполнения домашнего задания пройдет в форме ответов на вопросы разного уровня сложности мышления. Перед вами кубик, каждая грань которого – это вопрос разного уровня. Вы бросаете кубик, какой вопрос вам попадает, на тот ваша группа отвечает. Время на размышление –1 минута и далее вы даете ответ. -У каждого на столе есть оценочный лист урока. Не забываем вносить в него результаты своей деятельности на уроке. Команды с помощью кубика Блума определяют себе вопрос для ответа по теме «Морской путь в Индию». Вопросы см. в приложении к уроку. -Молодцы, ребята! Показали отличные результаты и умение критически мыслить. | Слушаю информацию о способе проверки домашнего задания. Включаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания через ответы на вопросы разного уровня сложности. Заполняют оценочный лист. | 1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л). 2. Осуществлять самоконтроль (Р). 3. Умение слушать и вступать в диалог. 4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности. 5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Этап актуализации знаний. Мотивация. | Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний. Обеспечить мотивацию и принятие цели урока. | Организует побуждающий диалог: 1. Какие путешественники уже совершали путешествия в страны Азии? 2. Как пролегал их маршрут в страны Азии? 3. Какой стране принадлежит решающая роль в поисках морского пути в Индию? 4. Кто явился организатором поисков морского пути в Индию? -А теперь, ребята, послушайте внимательно отрывок стихотворения И. Бродского: – Шекспир открыл Америку. Давно. При Г. Ю. Цезаре. Он сам причалил к берегу. Потом его зарезали. – Вы что? Шекспир – Америку? Он умер до отплытия! Принадлежит Копернику честь этого открытия. – Да нет, перу Коперника, французского поэта, принадлежит трагедия "Ромео и Джульетта". – Ах нет, вы просто спятили! Да что ж вы, в самом деле? Америка, приятели, открыта Торричелли! – Да нет, вы всё напутали. Как следует усвойте: не Торричелли. – Ньютоном Америка... – Постойте, не Ньютоном, а... – Нужно ли настаивать на имени? Её ведь обнаружили до нашей эры римляне… Ну, и тому подобное и, так сказать, так далее... Вот так на подоконнике беседовали школьники… -Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока? Какую цель поставите перед собой? Какие задачи необходимо решить для достижения цели? -Итак, тема урока определена «Открытие Америки», цель и задачи познавательной деятельности сформулированы. Приступаем к открытию новых знаний. | Включаются в активный диалог, отвечают на вопросы. Слушают отрывок стихотворения. Включаются в диалог с учителем. Формулируют цель и задачи урока. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П). 5. Планирование (Р). 6. Осуществлять самоконтроль (Р). 7. Определять свое отношение к природной среде (П), |
4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий. | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал. Группы имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение познавательной цели, а с другой, социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления. Развивать познавательный интерес к предмету через решение проектных задач. | -Сейчас каждая группа получит проектную задачу по теме урока. У вас будет 20 минут на обсуждение проблемы, сбор информации (учебник, атлас, раздаточный материал, Интернет), определение вида проектного продукта и название проекта. -Дома вы подготовите презентацию своего проекта и на следующем уроке будете его защищать. -По истечению 20 минут вам будут предложено задание на закрепление нового материала на оценку. Осуществление тайм-менеджмента и недоменантной коррекции коммуникативного процесса во время групповой работы. Включает всех учащихся в процесс поиска оптимального варианта разрешения проектной задачи. В середине урока предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку. -Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Потянулись и нагнулись. Вправо, влево повернулись, Раз - присели, два - мы встали, И на месте побежали. Покрутили головой, Словно крутим шар земной. Покачаем мы руками, Словно вызвали цунами. И для вас уже не секрет- год, Когда открыт был Новый Свет. Носом рисуем дату открытия Этого великого события. Выдох, вдох, выдох, вдох, Продолжаем наш урок. -Молодцы, продолжаете работу по решению проектной задачи. Осуществление тайм-менеджмента и недоменантной коррекции коммуникативного процесса во время групповой работы. -Ребята, время, отведенное на работу, закончилось. Дома проект доработаете и подготовите его к защите. Заполните оценочный лист. -А сейчас переходим на следующий этап урока – закрепление полученных знаний. | Слушают информацию о порядке работы в группах. Проявляют познавательную инициативу, решают проблемные задачи. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. Продолжают работу в группах по решению проектной задачи. Заполняют оценочный лист. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л). 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 8. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р). 12. Поиск необходимой информации (П). 13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л). 15. Осуществлять самоконтроль (Р). 16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала. | Организует проверку новых знаний через квест-игру «Открытие Америки». -Ребята, игровая карточка квест – игры выдается на группу. Вы должны пройти по стрелкам, соглашаясь («да») или не соглашаясь («нет») с предложенным утверждением. Стартовый прямоугольник указан красным цветом. Каждый прямоугольник обозначен определенной буквой. Из тех прямоугольников, по которым прошла группа, необходимо взять буквы и последовательно сложить их в слово. Полученное слово – это географический объект, который открыл Христофор Колумб. Время – 3 минуты. Ключевое слово, которое должно получиться «Саргассово». -Проведите оценку своей работы в оценочном листе. -Ребята, а какие качества личности присущи первооткрывателям? Какие из них необходимо развивать? -В подтверждении ваших слов прочитаю отрывок стихотворения Николая Гумилёва «Капитаны»: На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстрёмы и мель… Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса, Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. -Ребята, если бы у вас была возможность задать Колумбу вопрос, что бы вы у него спросили? | Слушают правила квест-игры. Выполняют задания квест-игры по теме урока. Заполняют оценочный лист. Включаются в диалог с учителем. Слушают отрывок стихотворения. Формулируют свой вопрос Колумбу. | 1. Осознание ответственности за общее дело (Л) 2. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 3. Осуществлять самоконтроль (Р). |
6. Этап рефлексии. | Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. Дать оценку и анализ успешности достижения цели. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом. Приём «Светофор» (дети поднимают кружок определенного цвета): зеленый – я работал (а) отлично, мне всё понятно, достиг (ла) поставленной цели. желтый – я работал (а) хорошо, но были небольшие затруднения. красный – я старался (лась) работать, но было трудно, не все получилось. Выставление оценок. | Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
7. Этап информации о домашнем задании. | Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. | §13, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), нанести на контурную карту мира маршруты 4-х путешествий Колумба и открытые им географические объекты, подготовить проектный продукт и презентацию проекта к защите. | Записывают в дневник домашнее задание. Задают вопросы по выполнению д/з. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Формирование качеств самообразования (Л). 4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |
Список литературы:
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс /М: Русское слово, 2016.
Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс/М: Русское слово, 2012.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Введенский Э.Л, Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс/М: Русское слово, 2013.
Крылова О.В. Атлас для проектных работ 7 класс /М: Дрофа, 2019.
Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе /Нижний Новгород, Нижегородский Государственный Университет, 2007.
Детская энциклопедия т.1 /М: Просвещение, 1965.
https://compendium.su/history/7klass/4.html
https://ria.ru/20170803/1499539815.html
https://gumilev.ru/verses/241/
http://journal-shkolniku.ru/brodskyi-stihi.html
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка | |
1.кубик Блума | | | | |
2.фронтальная работа на уроке | | | | |
3.работа в группе над проектом | | | | |
4.квест-игра «Открытие Америки» | | | | |
Кубик Блума по теме «Морской путь в Индию» (вопросы составлены согласно таксономии когнитивных уровней, Б. Блума):
1 грань (Знание) – кто и когда открыл морской путь в Индию?
2 грань (Понимание) – объясни, почему арабские купцы противились плаванию Васко да Гама к берегам Индии?
3 грань (Применение) – предположи, что произошло бы, если бы на корабле Бартоломеу Диаш не произошел бунт.
4 грань (Анализ) – почему имя В. да Гама не пользуется уважением у жителей Индии?
5 грань (Синтез) – реши проблему: справедливо ли, что вся слава открытия морского пути в Индию досталась Васко да Гама?
6 грань (Оценка) – оцени значимость открытия европейцами морского пути в Индию.
Проектные задачи для групп:
-Мог ли Колумб не открыть Америку? Случайно это произошло или это закономерное событие? Если бы Х. Колумб знал истинные размеры Земли, отправился бы он в морское плавание?
-Переход Х. Колумба через Атлантический океан занял 33 дня. Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию? Найдите по карте, где проходил маршрут его первого путешествия? Способствовала ли природа такому быстрому переходу океана?
-Какое значение имело открытие Америки для Европы? Заимствовал ли Новый свет что-либо из Европы после путешествия Колумба? Каковы были последствия открытия Америки для местных жителей? Открытие Америки является положительным или отрицательным событием для человечества?
-Как мореплаватель Колумб не знал себе равных. Ни один из титулов не был пожалован ему справедливее, чет тот, которым он особо дорожил: Адмирал Моря-Океана. Так почему новая часть света не получила имя Колумба? Как люди увековечили память о Колумбе? Какие географические объекты названы в честь его? В честь кого Америка получила такое название?
-В конце мая 2020 года в США начались протесты на расовой почве, спровоцированные гибелью афроамериканца Джорджа Флойда от рук полицейского в Миннеаполисе. Сотни тысяч американцев вышли на акции протеста. Протестующие в том числе требуют сноса памятников рабовладельцам, колонизаторам и всем тем, кого они считают угнетателями. Колумба, в частности, обвиняют в том, что он начал геноцид американских индейцев. Ранее сообщалось в СМИ, что протестующие снесли памятники Христофору Колумбу в городах Ричмонд (штат Виргиния) и Сент-Пол (штат Миннесота). В Бостоне и Майами памятники Колумбу подверглись вандализму. Колумб совершил великое открытие – можно ли его назвать героем? Чем привлекает личность Х. Колумба? Виноват ли Колумб в последующем угнетении индейцев?
-12 октября в аэропорте городе Мадрид совершил посадку самолет, прибывший рейсом из Нью-Йорка. Среди прочих пассажиров, спустившихся по траппу, особенно выделялся высокий индеец, одетый в расшитую бисером одежду из бизоньей шкуры и пышный головной убор из орлиных перьев. Сойдя на землю, он объявил, что прибыл как посланник североамериканских индейцев и что сегодня, в день 500-летия открытия Америки Колумбом, он объявляет о своем открытии. Как вы думаете, что открыл североамериканский индеец? Почему индеец имел право объявить об этом открытии? В каком году произошло это открытие?
Квест-игра «Открытие Америки».
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Ольга Михайловна Степанова
Калягина Ирина Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна