Папка по самообразованию учителя-логопеда Клюшник Надежды Викторовны
ПАПКА
по самообразованию учителя-логопеда
КЛЮШНИК НАДЕЖДЫ ВИКТОРОВНЫ
Методическая тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.
Сроки разработки темы: с 2012 года по 2017 год
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы.
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования.
Профессионально-педагогическая деятельность.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
|
|
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. |
Начало учебного года |
|
|
|
В теч. года |
|
|
Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. |
В течение года |
|
|
Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке. |
В течение года |
|
|
Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. |
По плану ДОУ |
|
|
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру |
В течение года |
|
|
Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. |
В течение года |
|
|
Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной» |
В течение года |
|
|
«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. |
В течение года |
|
|
Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника |
В течение года |
|
|
Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка» |
Сентябрь, январь, май |
|
|
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. |
В течение года |
|
|
«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики |
В течение года |
|
|
Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями |
В течение года |
|
|
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год |
Апрель |
|
|
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка. |
В течение года |
|
|
Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». |
Октябрь |
|
|
Участие в работе РМО учителей-логопедов |
По плану РМО |
|
|
Наличие, ведение, обновление персонального сайта |
Постоянно |
|
|
Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ |
Постоянно |
|
|
|
В течение года |
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. |
Постоянно |
21 |
Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ |
Начало года, регулярно |
Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год |
Сентябрь |
|
Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. |
В течение всего периода |
|
Разработка программы коррекции на учебный год. |
Начало года |
|
Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. |
В течение года |
|
Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение». |
В течение года |
|
Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке». |
В течение года |
|
Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. |
По плану |
|
Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. |
В течение года |
|
Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». |
В течение года |
|
«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. |
В течение года |
|
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка |
В течение года |
|
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. |
В течение года |
|
Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) |
В течение года |
|
Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями |
В течение года |
|
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет |
Апрель |
|
Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. |
В течение года |
|
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, |
В течение года |
|
Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика». |
Постоянно |
|
Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». |
Октябрь |
|
Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. |
Постоянно |
|
Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов |
По плану ст. логопеда |
|
Ведение сайта ДОУ |
Постоянно |
|
Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. |
Постоянно |
|
Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Наш портал»,«Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок». |
Регулярно |
|
Работа он - лайн «Наш портал», педагогического сообщества «Моё образование» привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. |
Постоянно |
3. Изучение специальной литературы.
1. |
Изучение и размещение материалов на сайтах: Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками). |
2. |
Изучение периодических изданий, методической литературы. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду». |
План по самообразованию учителя-логопеда
на 2015 — 2016 учебный год
Индивидуальная тема самообразования:
«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».
Время работы над темой: сентябрь 2015г – май 2016г
Источники самообразования:
методическая литература,
интернет ресурсы,
обмен опытом на базе МБДОУ ,
обмен опытом на МО логопедов.
Результат работы:
консультирование педагогов МБДОУ;
размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;
показ открытого занятия на МО логопедов;
обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
План работы
№ |
Задачи |
Формы и методы реализации |
сроки |
1. |
Планирование работы на учебный год |
Определение темы самообразования. |
сентябрь |
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. |
|||
2. |
Изучение информации из различных источников по теме самообразования |
Изучение методической литературы. |
в течение года |
Обзор информации в интернете. |
|||
Ознакомление с инновационными методиками по теме . |
|||
Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников. |
|||
3. |
Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников |
Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.
|
октябрь |
4. |
Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия. |
Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников. |
в течение года |
Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса. |
|||
5. |
Обобщение педагогического опыта по теме |
Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. |
в течение года |
Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников. |
|||
Написание отчета о проделанной работе. |
|||
Консультирование педагогов ДОУ по теме. Публикация на сайте ДОУ. |
Изучение методической литературы
№ |
Вопросы для изучения |
Сроки |
Литература |
Формы отчетности |
1 |
Программные требования к развитию связной речи дошкольников |
август |
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 |
Консультирование воспитателей
|
2 |
Методика формирования связной монологической речи дошкольников |
сентябрь |
Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996. Жукова Н.С. и др. логопедия. |
Консультирование воспитателей
|
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998 |
||||
3 |
Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками. |
октябрь |
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.
|
Консультирование родителей |
4 |
Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками. |
ноябрь |
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982 |
Консультирование воспитателей
|
Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009 |
||||
5 |
Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками. |
декабрь январь |
Изучение интернет ресурсов.
|
Оформление папки «Дополнительный материал» |
6 |
Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования
|
февраль март |
Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28 |
Оформление папки «Метод наглядного моделирования»
|
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru) |
||||
Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6. |
||||
7 |
Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников |
апрель май |
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005 |
Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников» |
Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996
|