Патриотическое воспитание обучающихся с ЗПР на занятиях учителя-дефектолога.

1
0
Материал опубликован 17 January в группе

Патриотическое воспитание обучающихся с ЗПР на занятиях учителя-дефектолога.



Родина… Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновением, и радостями. 
– Александр Блок


Последнее время вопросу патриотического воспитания уделено большое внимание. При этом важно подчеркнуть, что это направление касается всех категорий обучающихся, в том числе имеющих статус ОВЗ.

При построении работы, направленной на патриотическое воспитание, необходимо понимать индивидуальные психологические особенности личности каждого обучающегося с ОВЗ. При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей с ОВЗ важно учитывать особенности развития каждой нозологии. Процесс работы будет носить комплексный характер на всех этапах: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

Рассмотрим некоторые психологические факторы, влияющие на формирование патриотизма:

Восприятие. Основываясь на ощущениях и восприятиях учащихся, педагог может формировать положительные чувства ко всему тому, что окружает человека. В процессе патриотического и нравственного воспитания, опираясь на чувства и эмоции, можно прививать любовь к Родине, к памятным событиям в истории страны, к героям.

Представления. Педагог может сформировать правильные представления об окружающем мире в историко-патриотическом направлении. Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. В начальной школе формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Представления же учащихся основной школы становятся гораздо шире и глубже и по многим вопросам находятся на уровне моральных понятий

Память. Большое значение имеет формирование у учащихся исторической памяти. Историческая память - это память о наших предках, их подвигах, героизме, о любви и нравственности, о традициях поколений русского народа. Педагог может использовать в воспитательном процессе события, запечатлённые разными поколениями и формировать так называемую «живую память».

У обучающихся с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Поэтому так важно включать комплексный подход к нравственно-патриотическому воспитанию и командную работу учителей, классного руководителя и специалистов службы сопровождения.

На дефектологических занятиях можно использовать ряд дидактических пособий, помогающих в реализации патриотического компонента. Хочу познакомить с некоторыми из них:

Игра-лото «Мемо в кубе»

Мемо (мемори) любима многими специалистами. Принцип карточной игры очень прост - игроку нужно собрать как можно быстрее и больше парных карточек. Такое пособие помогает увеличить объем зрительной памяти, способствует коррекции зрительного восприятия, закрепляет пространственные понятия.

Картинный материал в таких играх разнообразен, можно подобрать по лексическим темам. Для патриотического воспитания есть мемо с картинами великих художников. Играть можно по стандартной инструкции: собери как можно больше пар картин. В более же сложном варианте можно собирать картины заранее оговоренных художников. Помимо реализации коррекционных задач на данном пособии учитель-дефектолог может познакомить обучающихся с ЗПР с историей знаменитых российских галерей и музеев, привить любовь к искусству, обсудить жанры живописи. По сюжетным картинам можно составить рассказ, обсуждение пейзажей поможет привить любовь к родной природе.

В коллекции одного производителя имеются множество разнообразных вариантов из шедевров Эрмитажа и картин из собрания Государственной Третьяковской галереи. Аннотации к мемо имеют справочный материал по каждой картине и краткую биографическую справку о художниках.

t1737104837aa.jpg


Мемори «Космос»

Данное пособие выполнено из дерева. В отличии от предыдущего варианта с картинами, в этом мемори авторы обратились к теме освоения космоса в СССР. Помимо реализации коррекционных задач на данном пособии учитель-дефектолог может познакомить обучающихся с ЗПР с одной из страниц истории нашей страны. Космонавты, Белка и Стрелка, названия планет и астрономических объектов, виды космической техники - все это в игровой форме обучающимся запомнить и дифференцировать намного легче. Такое пособие помогает в реализации воспитательных задач: обеспечение нравственного воспитания учащихся, содействие патриотическому воспитанию, уважительное отношение к истории и труду своих соотечественников.


t1737104837ab.jpg

Дуббль «Лукоморье», «Сказки»

Игры по типу «Дубль» («Доббль» ) довольно популярны среди школьников. Есть множество разных вариаций правил. Основным является «Разбери башню». Каждый участник получает по одной карточке и в закрытую кладёт перед собой. Оставшаяся колода помещается в центр лицевой стороной вверх. Игроки одновременно открывают свои карточки и стараются как можно быстрее найти совпадение между своей карточкой и той, что в центре. Тот, кто справится первым, громко называет совпавшую пару и забирает центральную карточку себе, открывая таким образом новую. После этого действия повторяются. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

Такое пособие на занятиях учителя-дефектолога реализует ряд коррекционных задач: развитие зрительного восприятия, увеличение объема зрительной памяти, умение ориентироваться на листе бумаги, увеличение объема концентрации внимания, обогащение словарного запаса.

«Дубль» («Доббль») также, как и мемо(мемори) разнообразен по количеству тематических подборок. Для нравственно-патриотического воспитания в работе учителя-дефектолога я бы посоветовала обратить внимание на пособия, созданные на основе сюжетов и персонажей из русских народных сказок, а также по мотивам произведений русских писателей.

Обучающимся с ЗПР требуется больше времени для закрепления образа слова. При игре в «дубль» зрительный образ прочно связывается со словом, часто устаревшим и не используемым в обиходно-бытовой лексике, что помогает расширить и обогатить словарный запас школьников. Помимо реализации коррекционных задач на данном пособии учитель-дефектолог может познакомить обучающихся с ЗПР с культурой Руси, устным народным творчеством, литературным наследием, привить любовь к русским традициям, обсудить жизнь и быт предков.


t1737104837ac.jpg

t1737104837ad.jpg



Бирюльки

Русская народная игра "Бирюльки" входит в число интереснейших семейных игр, способных увлечь людей любого возраста. Правила этой старинной игры чрезвычайно просты. Бирюльки высыпают на стол так, что они ложатся кучкой, из которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек. Или играют до тех пор, пока у одного из игроков не наберется условленное число бирюлек. В качестве бирюлек использовались различные мелкие предметы. Это могли быть палочки или специально выточенные или вырезанные вручную фигурки. Данное пособие предназначено для знакомства с русской народной игрушкой, развития мелкой моторики, формирования правильного захвата объекта пальчиками или специальными приспособлениями, тренирует навык моторного планирования.

Помимо реализации коррекционных задач на данном пособии учитель-дефектолог может познакомить обучающихся с ЗПР с культурой и традициями наших предков, обсудить традиционные русские виды ремёсел по дереву, рассказать о жизни и быте крестьянских семей.

t1737104837ae.jpg

t1737104837af.jpg





Источники:

 ​​​​​​​ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

         Панкратова Е.В., Курмаева Т.Н., Киндалова И.В.

    Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2 (8). С. 40-42.

ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПАТРИОТИЗМА, ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Кухаренко Т.С.
В сборнике: Актуальные проблемы педагогической теории и практики. сборник научных статей. Витебск, 2022. С. 102-104.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДЕТЬМИ С ТНР
Телепень Т.С.
Дошкольная педагогика. 2023. № 7 (192). С. 36.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации