Статья «Патриотическое воспитание школьников с ОВЗ посредством изучения традиционной символики»

2
0
Материал опубликован 22 March 2023

«Патриотическое воспитание школьников с ОВЗ посредством изучения традиционной символики»

Алексей Александрович Карачёв.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31» (ГБОУ АО СКОШ № 31), учитель технологии.



В последние годы в нашей стране все больше внимания уделяется вопросу патриотического воспитания школьников.

Почему возникла такая необходимость? Причина этого, по-видимому, заключается в снижении значения для молодежи таких понятий, как «Родина», «патриот», «чувство долга», «служение Родине», «историческая память», «Родной край». Это, в свою очередь, можно объяснить засильем масс-культуры, но нельзя недооценивать и значимость школы, учителей в формировании этих качеств личности.

Целью данной статьи является поиск методических возможностей для патриотического воспитания школьников на уроках технологии в коррекционной школе.

Патриотизм, по определению доктора педагогических наук, академика Академии педагогических и социальных наук И.И. Валеева, - чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос, уважительное отношение к родному языку, историческому прошлому, традициям, забота об интересах Родины, гордость за ее достижения, отстаивание ее свободы и независимости.

Великий педагог 20-го века В.А. Сухомлинский, размышляя о нравственном и патриотическом воспитании, говорил: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

Художник, художник-постановщик нескольких кинофильмов патриотической направленности Н.П. Аксёнова выделила этапы формирования патриотического сознания:

Возбуждение интереса к знаниям и явлениям, связанным с представлениями о Родине.

Развитие интереса к истории, географии Родины.

Укрепление и углубление интереса к различным явлениям, связанным с Родиной.

Этапы формирования патриотического сознания, содержание занятий по патриотическому воспитанию, формы и методы, применяемые при этом, системность в организации работы, безусловно, очень важны, но мне хотелось бы уделить внимание, на первый взгляд, неожиданному аспекту этого вопроса.

Чувство патриотизма формируется в детстве. Это чувство относится к очень глубоким, архетипическим понятиям. Человеку бывает трудно объяснить даже самому себе, почему он привязан к конкретным природным условиям, почему у него именно такие, а не другие художественные, музыкальные или вкусовые предпочтения, почему ему нравится одна манера поведения людей и не нравится другая.

Понять причины этого можно, не просто, анализируя детство человека, а, лишь, исследовав символы, которые стали информационной, исторической, социальной сутью представителя той или иной национальности.

Символ - (от греческого «знак, опознавательная примета») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания.

Выделяют несколько типов символов:

Исторические

Религиозные

Графические

Пропагандистские

Нравственные

Художественные

Литературные

Бытовые

Языковые

Можно выделить несколько групп символов, используемых на уроках трудового обучения с целью патриотического воспитания:

Символы традиционного русского дома

Символы росписи по дереву

Символы резьбы по дереву

Символы традиционной вышивки

Символы керамики.

Проанализируем использование этой символики подробнее.

Символы традиционного русского дома.

Наш предок, строящий дом для своей семьи, вкладывал символическое значение в каждое свое действие, в каждый элемент постройки (Рис. 1).

t1679467534aa.jpg

Рисунок 1. Символика в оформлении традиционной русской избы.

Для него дом – Вселенная в миниатюре.

Верхняя часть дома - крыша – всегда ассоциировалась с небесным, божественным миром. Средняя – жилье – с реальным, «нашим» миром. Нижняя – подпол - с подземным. Верхнюю часть дома, конек крыши, у нас на Севере всегда венчал крутогрудый конь – символ достатка, здоровья, долголетия (Рис. 2).

t1679467534ab.jpg

Рисунок 2. Фигура коня в оформлении избы в Малых Карелах.

Согласно славянским верованиям именно конь перевозил по дневному небу Солнце. Символы солнца, света, воды, земли, засеянного поля в убранстве дома повторяются неоднократно. Особенно выразительна при этом символика оконных наличников (Рис. 3).

t1679467534ac.jpg

Рисунок 3. Символика наличников.

Они аналогично всей избе в целом, четко делится на три уровня. В верхней части – небеса. Здесь мы можем увидеть символы солнца и его небесного перевозчика – коня, и облаков – «хлябей небесных». В средней части – пропильные или накладные образы поля (квадраты, ромбы) и растений. Под ней – символы подземного мира – утка или лебедь, перевозящий ночное солнце по ночному небу и само ночное светило.

Особенности постройки традиционного жилища рассматриваются на уроках технологии на теоретическом уровне, с привлечением детского опыта общения с северной деревней.

Символы резьбы по дереву.

Человек, начавший заниматься геометрической резьбой по дереву, сам того не подозревая, начнет использовать в своей работе символы, идущие из далекого прошлого. Как правило, в центре композиции – солярный символ – «розетка». Вокруг нее – «витейка» - образ небес. Используется обозначение поля – «сколышки», «квадраты», символы света – «лучи» (Рис. 4).

t1679467534ad.jpg

Рисунок 4. Примеры символов в геометрической резьбе по дереву

Отдельные элементы резьбы могут составлять в композиции изображения мифологических птиц и «мирового древа» - важнейшего символа славян, в котором заложено представление наших предков об устройстве мира, символы плодородия и засеянного поля (Рис. 5).

t1679467534ae.gif

Рисунок 5 Символы засеянного поля и мирового древа в украшении разделочной доски.

Символы росписи по дереву на примере традиционных северных росписей.

На территории Архангельской области распространено около десяти видов росписи по дереву. При этом, кроме содержания, влияние на зрителя оказывает традиционная цветовая гамма. Это, в основном, три цвета – красный, желтый, зеленый. Каждый из них по-своему воздействует на сознание человека (Рис. 6).

t1679467534af.jpg

Рисунок 6. Пример пермогорской росписи.

Ленточный орнамент, состоящий из простых геометрических фигур, многократно повторенных, напоминает зрителю о народных представлениях об устройстве мира, об образе жизни народа, о земле, пашне, природе в целом (Рис. 7).

t1679467534ag.jpg

Рисунок 7. Основные элементы пучужской росписи.

В некоторых видах росписи присутствуют и мифологические представления наших предков. Это, в очередной раз, образы мирового древа, мифологических птиц – птицы сирин, алконоста и птицы гамаюн.

t1679467534ah.jpg

Рисунок 8. Птица Сирин – символ чистоты души и свободы духа

Символы традиционной вышивки.

Образцы искусства вышивки воспринимаются, как правило, в целом. Нравится – не нравится, красиво – не красиво. Однако, при внимательном рассматривании узоров на ткани можно увидеть изображения берегини, как образ домашнего очага, доброты, мира, долгой жизни, единства рода (Рис. 9);

t1679467534ai.jpg

Рисунок 9. Элементы традиционной вышивки.

того же мирового древа; древнейшие символы, пришедшие к нам из индийской мифологии (свастика – символ солнца, добра) и минойской культуры (греческий меандр – лабиринт) (Рис. 10).

t1679467534aj.jpg

Рисунок 10. Образы берегини, мирового древа, древнегреческие и ведические символы вышивки.

Символы керамики, гончарного искусства.

Это самые древние из сохранившихся символов. Они используются в современной керамике, практически, не изменившись. Чаше всего это геометрические фигуры: круг (солнце), треугольник (мужчина, женщина), квадрат, ромб (поле), волнистая линия (вода) и т.д. (Рис. 11).

t1679467534ak.jpg

Рисунок 11. Древнейший ленточный орнамент в современном исполнении.

Изготовление изделий из глины доступны любому человеку. Если сделать из этого доступного материала «лепешку», то ее уже можно рассматривать как изображение солнца. Если «лепешку» загрунтовать, расписать, добавить ленточный вдавленный орнамент, то это уже будет целый мировоззренческий образ, история, выражение автором своих чувств и мыслей. (Рис. 12).

t1679467534al.jpg

Рисунок 12. Изделия из глины доступны любому возрасту.

Все символы пришли к нам из далекого прошлого. Много веков они, минуя наше сознание, воздействовали на наше настроение, самочувствие, мысли. Но каков механизм этого воздействия? Почему мы, глядя, слушая, думая об одних символах, испытываем чувство уверенности, спокойствия, добра, встреча с другими несет нам страх, беспокойство и раздражительность?

Современная наука не дает ответа на этот вопрос.

На мой взгляд, ответ надо искать в двух направлениях:

Первое. Все традиционные графические символы построены на основе принципа «золотого сечения». Формулировку этого принципа приписывают Леонардо да Винчи, хотя все искусство Древней Греции было основано на этом правиле.

Традиционная русская изба, орнаменты росписи по дереву, резьба по дереву, лучшие образцы вышивки и керамики выполнены в соответствии с принципом «золотого сечения» - все основные линейные пропорции в них относятся как 1: 1,62. Это и есть число «φ» - числовое выражение принципа.

Столетия, тысячелетия человек наблюдал соблюдение принципа «золотого сечения» в природе – в анатомическом строении человека, животных и растений (Рис. 13). Именно поэтому чувство природной гармонии и ее совершенство плавно перетекло в пропорции жилища, традиционные орнаменты народных промыслов, в графические, цветовые, музыкальные, художественные символы.

t1679467534am.jpg

Рисунок 13. Примеры соблюдения принципа "золотого сечения" в природе.

Второе. Если взять два камертона одной частоты звучания и ударить по одному из них, то зазвучит и второй камертон. Если он будет соответствовать другой частоте, то останется «молчать».

t1679467534an.jpg

Рисунок 14. Два камертона одной частоты как пример воздействия на подсознание.

Аналогичным образом действуют и символы. Если мы видим, слышим, осязаем, вспоминаем символ, долгие годы воспринимаемый как нечто доброе, совершенное, традиционное, то где-то в глубине сознания, на генетическом, информационном уровне зазвучит «положительный» камертон, приводя человека в соответствующее состояние. Если нам придется общаться с символикой, с которой ассоциируется что-то враждебное, чужое, то звучать будет другой, «отрицательный» камертон с соответствующим выражением внутренних и внешних эмоций и переживаний.

Для каждой страны, для каждого народа существует свой комплекс традиционных символов. Для русского человека, для гражданина России исторически сложился, выстрадан, завоеван, заслужен свой комплекс символов (Рис. 15).

t1679467534ao.jpg

Рисунок 15. Традиционные русские символы.

Любой символ - цветовой, графический, исторический, литературный, художественный, музыкальный, пропагандистский и т.д. - воздействует на сознание человека независимо от того, понимает человек его смысл или нет.

Отсюда вывод: правильно подбирая и используя в работе с детьми цветовые, графические, исторические, литературные, художественные, музыкальные, пропагандистские и т.д. символы, мы сможем качественно, плодотворно и патриотично воспитывать наших детей.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать их важную особенность. Ученики обычной школы за счет воспитания, подросткового скептицизма, огромного количества разнонаправленной информации, обрушивающейся на них, обладают, своего рода, защитным «коконом», который, порой трудно пробить при попытке воздействовать на них с целью формирования патриотического и нравственного, в целом, сознания. Наши дети такой защитой не обладают. Поэтому на учителях, работающих с детьми с ОВЗ лежит двойная ответственность за выбор содержания и методов воспитания. Именно поэтому следует использовать для воспитания такого тонкого чувства, как патриотизм традиционные, проверенные поколениями символы.

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.