Материал на проверке

Патриотическое воспитание учащихся

1
0
Материал опубликован Сегодня в 13:56

 Патриотическое воспитание учащихся

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты определяют патриотическое воспитание как важнейшую составляющую образовательного процесса. В стандартах подчеркивается необходимость формирования у обучающихся гражданской ответственности, любви к Родине, уважения к её истории, культуре и традициям. Эти задачи реализуются в учебных дисциплинах, внеурочной деятельности и внеклассной и внеурочной работе. ФГОС акцентируют внимание на воспитании гармонично развитой личности, способной осознавать свою роль в обществе и стремиться к его улучшению. Таким образом, патриотическое воспитание становится неотъемлемой частью образовательной программы.

Одной из ключевых задач современной школы не только в России, но и у нас, в Приднестровской Молдавской республике, является воспитание патриотизма и развитие культуры межнациональных отношений, которые играют важную роль в социально-гражданском и духовном становлении личности. На основе возвышенных чувств патриотизма и уважения к национальным святыням формируется любовь к Родине, чувства ответственности, независимости, преданности и желание сохранить культурные и духовные ценности общества. Эти качества способствуют развитию личного достоинства учащихся.

Эта задача требует активного участия педагогов, которые должны рассматривать её как важную государственную миссию. Воспитание патриотов — это не только обучение знаниям, но и формирование нравственных ценностей, любви к Родине и ответственности за её будущее. Такой подход обеспечивает развитие гармоничного и успешного общества, основанного на уважении, труде и гражданской активности.

Школа, как важнейший инструмент воспитания, отражает общественные ценности, способствует социализации личности и формированию гражданской ответственности. Детский возраст особенно благоприятен для гражданско-патриотического воспитания, так как в этот период формируются социальные интересы и жизненные идеалы. На наш взгляд, современные подходы включают:

Создание воспитательных ситуаций. Они вызывают эмоциональный отклик, гордость за семью, коллектив и достижения других. (Примером могут служить проводимые встречи с ветеранами, интересными людьми, писателями, поэтами, художниками; посещение театра и выставок.)

Активное участие. Учащиеся вовлекаются в социально значимую деятельность, школьное самоуправление, совместные проекты. (Проектная деятельность в нашей школе охватывает все предметы, а также ведётся специальный курс по обучению проектной деятельности. Традиционным стал день самоуправления в школе, когда учащиеся становятся дублёрами педагогов и администрации. В нашем учебном заведении функционируют волонтёрские отряды экологического направления и помощи животным.)

Развитие школьного климата. Формирование атмосферы сотрудничества и уважения. (Примером может служить подготовка учащихся к различным творческим конкурсам: театрального мастерства, выразительного чтения, художественной фотографии, рисунков, а также вовлечение учащихся в подготовку к нетрадиционным и открытым урокам.)

Современные подходы к патриотическому воспитанию основаны на интеграции традиционных и инновационных методов. Среди них можно выделить:

Интеграцию в образовательный процесс. Уроки истории, литературы, географии и других предметов включают темы, связанные с национальным наследием, великими достижениями и героями России и Приднестровья.

Внеурочная деятельность. Организация школьных мероприятий, таких, как патриотические акции, конкурсы, экскурсии и встречи с ветеранами, позволяет учащимся пережить опыт сопричастности к истории и культуре страны.

Использование цифровых технологий. Создание мультимедийных проектов, виртуальных экскурсий и онлайн-курсов способствует вовлечению учащихся в изучение истории и культуры Родины в интересной и доступной форме.

Социальные практики. Участие учащихся в волонтерских движениях, экологических акциях и проектах местного значения способствует формированию гражданской ответственности и чувства коллективизма.

Система патриотического воспитания строится на ряде принципов, обеспечивающих её эффективность:

Системность. Воспитание должно быть непрерывным процессом, охватывающим все уровни образования и включающим взаимодействие семьи, школы и общества.

Комплексность. Важно учитывать культурные, исторические, социальные и психологические аспекты в процессе формирования патриотизма.

Личностно-ориентированный подход. Учет интересов, потребностей и индивидуальных особенностей учащихся позволяет сделать воспитательный процесс более значимым и продуктивным.

Практическая направленность. Учащиеся должны иметь возможность участвовать в реальных делах, которые демонстрируют ценность патриотизма на практике.

Эффективная реализация данной системы способствует воспитанию поколений, для которых любовь к Родине, уважение к её традициям и готовность трудиться на благо страны становятся ключевыми жизненными ориентирами.

Истинный патриотизм имеет гуманистическую природу. Он включает в себя уважение к другим народам, их традициям и обычаям, а также неразрывно связан с культурой межнационального взаимодействия. В нашем государстве это актуально, так как Приднестровье имеет 3 государственных языка, является, на наш взгляд, образцом государства, где все народы живут в мире, согласии и взаимопонимании. Это тоже является примером для воспитания наших подрастающих граждан.

Формирование патриотизма включает развитие комплекса положительных качеств, которые мы обозначили следующими аспектами:

Привязанность к местам, где человек родился и вырос.

Уважительное отношение к языку своего народа.

Забота об интересах Родины.

Осознание долга перед Отечеством, защита его чести, достоинства и независимости.

Проявление гражданских чувств и верность Родине.

Гордость за достижения страны и её символы.

Уважение к историческому прошлому, традициям и обычаям.

Ответственность за будущее Родины и стремление к её процветанию.

Приверженность гуманистическим ценностям и милосердию.

Хочется подробнее остановиться на практическим примере воспитания патриотизма у учащихся путём реализации научно-исследовательского проекта учащимися 9 классов. В течение 2-х лет велась работа, результатом которой стала исследовательская работа на тему «С чего начинается Родина?». Влияние стихов о Родине О.Н. Молчановой на развитие патриотизма у учащихся. Актуальность нашего исследования определяется государственной политикой, направленной на воспитание современной молодёжи в духе патриотизма. Важно, чтобы молодые люди умели по достоинству оценивать красоты родного края, чему в том числе учит поэзия. Творчество Ольги Николаевны Молчановой способствует пробуждению чувства любви к Родине даже у читателей юного возраста. Целью работы является изучение своеобразия темы Родины в творчестве О. Молчановой как с помощью теории литературы посредством анализа стихотворений, так и личного общения с поэтессой. Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить биографию и творчество поэтессы.

2. Проанализировать стихотворения поэтессы, раскрыть своеобразие темы Родины в них.

3. Взять интервью у О. Молчановой с целью определить особенности восприятия темы Родины у самой поэтессы.

4. Провести творческие встречи поэтессы с учащимися МОУ «ТСШ №11» и поинтересоваться их впечатлениями от мероприятия.

В работе была выдвинута гипотеза о том, что литературные произведения, посвящённые Родине, помогают развить патриотические чувства в читателях, обращают их взгляд на природу, достопримечательности, людей родного края – всё, что является неотъемлемой частью повседневной жизни человека.

После мероприятия всем учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Выскажите ваше впечатление от посещённого мероприятия.

2. Какие чувства возникают после прослушивания стихов о Родине?

3. Важна ли для вас патриотическая тема? Если да, то почему.

4. Подобные мероприятия, на ваш взгляд, способствуют воспитанию чувства патриотизма у подростков? Обоснуйте ответ.

1. По ответам, полученным на первый вопрос, можно сказать о том, что мероприятие было очень интересным и полезным. Учащиеся отметили, что стихи О.Н. Молчановой лиричны и полны тонких чувств. Общение с аудиторией было удивительно живым и создавало ощущение погружения в творчество, где каждое слово имеет глубокое значение. В итоге мероприятие стало для многих не просто встречей, а настоящим путешествием в мир поэзии, которое надолго останется сердце.

2. Говоря о своих чувствах после прослушивания стихов о Родине, учащиеся отметили, что у них возникли добрые и хорошие эмоции, чувства гордости и патриотизма, так как стихи, наполненные особой любовью к родным местам, природе, истории и культуре, пробуждают в сердце чувство единства с народом. Появляется уважение к истокам, предкам, осознание важности родной земли. Приходит понимание того, насколько восхитительны и прекрасны родные места.

3. Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу о необходимости изучения творчества приднестровских поэтов, в частности, представленной в нашей работе темы Родины в поэзии. Об этом свидетельствуют ответы учащихся, утверждающих важность и необходимость обсуждения этой темы. По мнению большинства, патриотическая тема связана с чувством принадлежности к своей стране, народу, культуре. Это ощущение помогает человеку осознать свою идентичность и свое место в мире».

4. По мнению опрошенных, встречи с отечественными писателями воспитывают чувство патриотизма и гордости за свою страну. Подростки, слушая патриотические произведения, проникаются любовью к родному краю. Также подобные мероприятия помогают задуматься о своей Родине, ее истории и будущем, побуждают быть более ответственными и уважительнее относиться к своей стране и ее достижениям.

Итак, проведя интервью с Ольгой Николаевной Молчановой и проанализировав опрос среди школьников, мы пришли к выводу о том, что подобные мероприятия способствуют воспитанию патриотизма так же, как и хорошая, качественная литература на эту тему. Литература и, в частности, поэзия играет важную роль в формировании мировоззрения молодёжи, поскольку через художественные образы подростки могут глубже понять и прочувствовать смысл патриотизма и его значение.

t1736506487aa.png

Мы руководствуемся тем, что в основе воспитания, особенно патриотического, лежит развитие чувств. Считаем, что эмоции, пережитые ребёнком, являются главным источником их формирования. Именно поэтому важным элементом воспитания патриотизма становится создание ситуаций, вызывающих эмоциональный отклик: гордость за мать, близких, семью; за коллектив, который для ребёнка становится второй семьёй; за общие успехи и достижения членов коллектива, жителей города, соотечественников, поэтов, писателей, художников.

Говоря о воспитании патриотизма у подрастающего поколения, необходимо акцентировать внимание на том, что за молодёжь нужно бороться, вкладывая ресурсы и усилия. То, что мы заложим в детей сегодня, определит будущее нашего общества. Если мы сформируем в молодом поколении патриотизм, трудолюбие, уважение к людям, деловитость и ответственность, можно с уверенностью говорить о развитии и укреплении стабильного общества.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.