Дополнительная программа обучения чтения по методике Н.А. Зайцева «Грамотей»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Центр развития ребенка детский сад №127»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
обучения чтения по методике Н.А.Зайцева «Грамотей»
Составил
учитель-логопед
Осипова Е.С..
2018
| ОГЛАВЛЕНИЕ | |
| | стр. |
1. Пояснительная записка | 3 | |
2. | Содержание программы | 6 |
3. | Тематическое планирование | 9 |
4. | Список литературы | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых условий для образования будущих первоклассников.
Анализ педагогического наследия показывает, что во все времена педагоги отмечали необходимость подготовки к школьному обучению(Я.А. Коменский, ДЖ. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Е . Славиненцкий, И.Б. Бецкой, А.С. Макаренко и др.).
В современной отечественной психологии и педагогике проблема готовности к школьному обучению изучалась А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Ф.А. Сохиным, Л.Е. Журовой, Л.И. Божович и др.
Учёными доказано, что развитие связной речи, фонематического слуха находится в тесной связи с развитием руки. Поэтому в программах предшкольной подготовки так важно развитие этого раздела школьной зрелости. Изучив программы, методики формирования развития речи, навыков чтения, мы пришли к пониманию того, что наиболее интересной, учитываюшей психологическое развитие детей является здоровьесберегающая технология Н.А.Зайцева.
Данная программа основана на методике Н.А.Зайцева, которая учитывает, прежде всего, природную сущность ребёнка, присущие ему формы и способы постижения мира. По мнению Я.С. Турбовского, открытие Зайцева состоит в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга, отмечает , что данный подход к развитию и обучению носит здоровьесберегающий характер.
Разработанная нами программа кружка «Грамотей» служит дополнением к программам, используемым в ДОО, направленных на развитие речи, обучение грамоте.
Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного возраста». По методике Н.А.Зайцева игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Педагогическая целесообразность программы состоит еще и в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей. Важные достоинства учебных приемов Н.А. Зайцева - это формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Таким образом, использование методик, предлагаемых Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не только формы образовательного процесса, методики обучения чтению детей, но и формы организации самих занятий.
Метод "Кубиков" (точнее весь комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет планомерной творческой деятельности президента Ассоциации педагогов - новаторов Н.А.Зайцева) в сущности базируется на работах классиков отечественной науки о человеке - исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Н.М. Бехтерева.
Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровье, но и исправляют уже имеющиеся недостатки (улучшение зрения, выравнивание начинающегося сколиоза). Дети постоянно сменяют вид деятельности – то стоя у складовых блоков на таблице с высоко поднятой головой, следя издали (3-5 метров) за движением указки и пропевая склады, то сидя на ковре «угадывая» по складовым картинкам слова, то стоя или сидя за столом, собирая слова из кубиков, а то и бегом от стола к столу, сортируя кубики по одному из признаков (классификации) и т.д. Поэтому необходимость в физкульминутке отпадает.
К тому же полное раскрепощение позы – ребенок не сидит в принужденной позе за столом, можно сидеть на ковре, стоять у таблиц, передвигаться в процессе занятия по помещению (игры-соревнования, классификации и т.д.).
Таблицы – это настоящая сокровищница всевозможных мыслительных операций. Когда ребенок пропоет по ним песенки, напишет десяток-другой слов с помощью указки (вместе с педагогом), это даст толчок развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки. Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены?
Метод «кубиков» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную, тактильную.
Кубики и таблицы у Зайцева поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведут развитие за собой».
Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Цель: обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению, «писать» слова кубиками
Задачи:
Введение в чтение, предполагающее не ставить цель научить читать каждого ребёнка, но дать возможность каждому проявить свои способности в чтении.
Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Стимулировать познавательный интерес к чтению.
Речевое развитие включает
В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. При дифференциации занятий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.
Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: два раза в неделю (октября - май).
Продолжительность занятия: 30 минут
Количество занятий: 64 занятия в год
Ожидаемые результаты:
Сформированный навык осознанного чтения.
Проявление интереса к чтению, уважение к книге.
Содержание программы
В основу положено обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребѐнка и взрослого, проводятся с группой детей, не превышающей 5 человек с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определенное количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определенных этапах занятия.
Этапы | | Содержание работы | Продолжительность | |||
I | Речевое развитие детей (игры, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения) | 10 мин | ||||
| | | | | ||
II | Работа с кубиками и таблицами по методике | 15 минут | ||||
| Н.А.Зайцева | | | |||
III | Развитие мелкой моторики (раскрашивание, | 5мин | ||||
| штриховка, печатание букв, слов и т.д.) | | |
Одним из важнейших средств развития ребенка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребенок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Этапы обучения дошкольников чтению через письмо
(по методике Н.А.Зайцева)
1 этап – запоминание складов (22 занятия)
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МА,МО,МУ,МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми, ме, и т.д.). при работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз на высоте 1.5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой песенки: про маму «МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми, ме»; про папу «ПА,ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ, пя, пе, пю, пи, пе» и т.д.) что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи 1 этапа:
1.Введение ребёнка в знаковую систему:
А) знакомство со складом;
Б) выделение и показ определённого склада;
В) графическое оформление склада;
Г) классификация складов.
2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.
2 этап – выход в слово (16 занятий).
Продолжительность этапа складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.п.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятия по- прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работы с детьми.
Задачи 2 этапа:
1.Овладение техникой складового чтения:
А) «написание» слов по таблице и кубиками;
Б) раскладывание слов на склады и слоги;
В) выделение ударного «склада»
Г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
2. Осмысление понятия «слово» как единицы речи.
3. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.
4. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.
3 этап – выход в предложение (7 занятий).
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: дети, раньше усвоившие слово как единицу речи, усвоившие выходят в предложение. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов, затем более сложные предложения. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации с детьми аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками и пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, обвод пальчиками букв по пособию Н.А.Зайцева «пишу красиво».
Задачи 3 этапа:
Осмысление предложения как единицы речи.
Усвоение понятия «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
Стимулирование познавательного интереса к чтению.
4 этап – выход в текст (13 занятий).
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта происходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит диффенцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.
Задачи 4 этапа:
1. Формирование чистоты и выразительности чтения.
2.Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.
3.Увеличение словарного запаса.
5 этап – введение в книгу. Алфавит(4 занятия).
К данному этапу можно подходить параллельно с выходом в текст: дети, успешно освоившие выход в предложение, за короткий срок (3-4 занятия) усваивают и выход в текст, и выход в книгу. Обязательное условие данного этапа - работа с родителями по разъяснению особенностей, условий требований к совместному чтению детей.
Требования к книге: крупный шрифт (не менее 5 мм); большое количество ярких иллюстраций; интересный занимательный сюжет.
Приёмы работы с книгой: рассматривание иллюстраций; чтение названия книги, имени, фамилии автора; чтение с последующей драматизацией и рисованием; знакомство с правилами обращения с книгой.
Работа над алфавитом предполагает знание порядка букв в алфавите, правильное произношение звуков, обозначающих буквы. Особенности методики Н.А.Зайцева: пение алфавита на мелодии песен, расположение букв по строфам песни. Форма организации детской деятельности – групповая, в парах, индивидуальная, фронтальная.
Задачи 5 этапа:
1.Включение родителей в читательскую деятельность с детьми.
2.Совершенствование техники складового чтения, чтения вслух и «про себя»; сознательное восприятие прочитанного.
3.Знакомство с произведениями русских и зарубежных авторов, устного народного творчества.
4.Формирование знания алфавита, умения правильно произносить звуки, называть буквы.
Содержание учебного материала.
Тематическое планирование занятий
№ | Содержание занятий по формированию навыков чтения | Количество занятий |
| 1 этап – запоминание складов | 22 |
1. | Знакомство с таблицей Н.А.Зайцева | 1 |
2 | Пение «песенок» о членах семьи(м,л,б,д,с) | 2 |
3 | Пение «песенок» о животных (в,г,з,к,л) | 1 |
4 | Пение «песенок» о животных (н,р,т,х) | 1 |
5 | Пение «песенок» (закрепление) | 1 |
6 | Знакомство с кубиками. Сопоставление складов на кубиках и в таблице | 1 |
7 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами А,Я). Пение песенок по таблице | 2 |
8 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами О,Ё). Пение песенок по таблице | 2 |
9 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами У,Ю). Пение песенок по таблице | 2 |
10 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы,И). Пение песенок по таблице | 2 |
11 | Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э,Е). Пение песенок по таблице | 2 |
12 | Составление «поездов» с изученными буквами. Пение «песенок» | 2 |
13 | Упражнения на закрепление знаний складов | 3 |
| 2 этап-выход в слово | 16 |
14 | Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков | 2 |
15 | Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков | 2 |
16 | Письмо двусложных и трехсложных слов по таблице, составление слов из кубиков | 2 |
17 | Упражнение на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку | 2 |
18 | Упражнения на закрепление умений. Чтение слов на «Складовых картинках».Печатание. | 2 |
19 | Заглавная буква в написании имён, кличек животных. Печатание | 2 |
20 | Упражнения на закрепление умений. Печатание | 2 |
21 | Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание. | 2 |
| 3 этап – выход в предложение | 7 |
22 | Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений известных писателей. Составление предложений из кубиков. | 2 |
23 | Закрепление навыка чтения и письма (по таблице) предложений | 5 |
| 4 этап – выход в текст | 13 |
24 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о деревьях. | 1 |
25 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о временах года. | 1 |
26 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о городе | 1 |
27 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о природе | 1 |
28 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о солнышке | 1 |
29 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о ёжике, кроте. | 1 |
30 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о волке. | 1 |
31 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о кукушке | 1 |
32 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о морских обитателях. | 1 |
33 | Чтение текстов на плакатах. Произведения о водных видах транспорта | 1 |
34 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества об обитателях рек и озёр | 1 |
35 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о дождике, тучках, облаках | 1 |
36 | Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о хлебе | 1 |
| 5 этап – введение в книгу | 4 |
37 | Чтение текстов из книг вслух и «про себя». Драматизация прочитанного. Алфавит | 1 |
38 | Чтение текстов из книг вслух и «про себя». Рисунок по прочитанному. Алфавит-песенка. | 1 |
39 | Чтение текстов из книг вслух и «про себя». Алфавит-песенка. | 1 |
40 | Чтение текстов из книг вслух и «про себя». Рисунок по прочитанному. Алфавит-песенка. | 1 |
| Итого | 62 занятия |
Содержание занятий
Этап | Структура | Наполнение | Кол-во занятий |
Запоминание складов | Игра с мячом Артикуляционная гимнастика Фонопедическое упражнение Показ и совместное с детьми обследование кубиков, показ наполнителя Игра с кубиками Работа в тетрадях | «Назови свое имя», «Назови свое имя ласково», «Я знаю пять…», ФУ «Ветер», «Осенние листья», «Ветер и тучка», коллективное выкладывание имен детей, упражнения: «Классификации», «Поющие башенки», «Говорящие башенки», «Смешные слова» | 7 |
Коммуникативная игра Артикуляционная гимнастика Дыхательное упражнение Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости Упражнение с кубиками Игра с кубиками Работа в тетрадях | КИ любая по желанию, ДУ «Загони мяч в ворота», «Сильный и слабый ветер» и т.д. Попевка №3 Упражнения: «Паровоз», «Классификации», выкладывание имен родственников детей, Игры: «Чудесный мешочек», «Поездка», «Загадки», «Братики», «Посмотри и повтори», «Озвучь свой кубик» | 15 | |
Выход в слово | Игры для развития словаря Артикуляционная гимнастика Проговаривание чистоговорки с движениями Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости Упражнение с кубиками Игра с кубиками Работа в тетрадях | Игры: «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Свойства предметов», чистоговорки для свистящих звуков, попевка №3, упражнение «Письмо слов по таблице», игры: «Инструкции», «Кубики разбежались», «Обед», «Зоопарк», «Ферма», «Магазин игрушек», «Любимая игрушка», «Подарок на день рождения», чтение «складовых» картинок | 16 |
Выход в предложение | Игры для развития грамматического строя речи Артикуляционная гимнастика Проговаривание чистоговорки с движениями Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости Упражнение с кубиками Игра с кубиками Работа в тетрадях | Игры для развития ГСР по желанию, чистоговорки для шипящих звуков, попевка №4, упражнение «Найди игрушку», игра: «Неоформленное предложение», «Посчитаем», «Дополни предложение», работа с карточками «Предложение», чтение текстов на плакатах | 7 |
Выход в текст | Игры для развития грамматического строя речи Артикуляционная гимнастика Проговаривание чистоговорки с движениями Пение песенок по таблице 1 Игра с кубиками Чтение текстов на плакатах Работа в тетрадях | Игры для развития ГСР любые по желанию, чистоговорки для сонорных звуков, попевка №3 или №4, игра с кубиками (см.выход в слово или предложение), чтение текстов (см. тематическое планирование) | 13 |
Введение в книгу | Коммуникативная игра Чтение текста вслух и про себя Драматизация прочитанного Алфавит-песенка | КИ по желанию Тексты: К.Д. Ушинский «Храбрая собака», «Лиса и гуси», «Ворона и рак», «Два козленка» | 4 |
Список литературы
Ахмылова Н.В. Учимся читать с удовольствием! Система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А. Зайцева. – М., 2007;
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2007;
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2007;
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2007;
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012;
Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Н.А. Зайцева. - М., 2007.