Педагогическая разработка факультативного курса по русскому языку «Тайны слова» (8 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 р.п.Юрты.
Педагогическая разработка
факультативного курса
«Тайны слова»
для обучающихся 8 класса.
Разработчик:
Спиридонова Наталья Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №17 р.п.Юрты.
Р.п.Юрты, 2018г.
Факультативный курс «Тайны слова» разработан на основе требований к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы для обучающихся 8 класса. Программа факультативного курса «Тайны слова» рассчитана на 1ч в неделю- 34ч в год.
Структура программы факультативного курса «Тайны слова»:
1.Результаты освоения факультативного курса.
2.Содержание факультативного курса.
3.Тематическое планирование.
1.Результаты освоения факультативного курса.
В результате освоения программы факультативного курса «Речевой этикет» формируются следующие УУД:
-Личностные результаты:
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-Метапредметные результаты:
-регулятивные УУД: при изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
-познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Выпускник научится:
-различать принадлежность слова к определённому пласту лексики русского языка;
- определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);
-работать со словарями (толковыми, синонимов, антонимов и пр.);
- употреблять синонимические конструкции для выражения различных смысловых отношений;
- производить языковой разбор текста;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений;
- владеть интонационными, лексическими и грамматическими средствами языка в устной и письменной речи.
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-различать функциональные и книжные стили речи; особенности художественного стиля речи;
- различать лексическое и грамматическое значения слов;
- употреблению однозначных и многозначных слов, омонимов, антонимов и синонимов в речи;
- находить эпитет, понимать виды и роль эпитетов в речи;
- различать понятия: сравнение, аллегория, перифраз, знать их значение в речи;
- разбираться в значении и употреблении тропов в художественной литературе;
- понимать роль стилистических фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей и пр.;
- знать основные формы «словесной инструментовки»; ритм и интонацию в прозе и стихах.
2.Содержание факультативного курса.
1.Стиль. Язык художественной литературы (художественный стиль речи). Особенности художественного стиля речи Функциональные и книжные стили речи. Определять стилистические типы текстов; их отличие друг от друга.
2.Лексика и фразеология. Различать лексическое и грамматическое значение слов, многозначность слова; причины появления многозначности в речи; о связи между значениями многозначного слова; о толковых словарях русского языка. омонимы; полные и неполные омонимы; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; использовать омонимы в речи, о словарях омонимов. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. «Крылатые слова», их источники. Словарь фразеологизмов. Синонимы: синонимический ряд, стержневое слово; пути возникновения синонимов; идеографические и стилистические синонимы; контекстуальные синонимы; использование синонимов в речи; о словарях синонимов. Подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями. Антонимы: синонимичные пары антонимов, общеязыковые и контекстуальные антонимы; роль антонимов в речи; о словарях антонимов. Подбирать антонимы к данному слову; находить их в тексте; употреблять в речи. Паронимы: о роли паронимов в речи; о словарях паронимов. Находить паронимы, давать их толкование.
3.Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраз. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи» паронимов, параллелизм, повтор, риторическое автология и металогия. Развитие значений у слова; типы переносных значений. эпитет; постоянный эпитет, изобразительный эпитет, эмоциональный эпитет, метафорический эпитет; роль эпитетов в речи. Сравнение, аллегория, перифраз; их значение в речи. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Значение тропов в художественной литературе. Силистические фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи» паронимов. Различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. Выявить и прокомментировать средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория, перифраз. Использовать их в собственной речи и на письме. Анализировать прозаический и поэтический текст. Выявить и охарактеризовать художественно-языковое своеобразие текста. Выявить и осмыслить - средства языка; использовать их в своей речи. 4. Основные формы «словесной инструментовки»: звукопись, звуковые повторы, аллитерация, ассонанс. О роли звукописи, звуковых повторов, аллитерации, ассонанса в речи. Ритм и интонация в прозе и в стихах. Роль ритма и интонации в речи. Параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора. Роль фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей, пейзажа, описания интерьера, «словесной инструментовки». Определить звуковое оформление текста; указать особенности рифм. 5. Практическое занятие. Комплексный анализ текста. Использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений.
Формы организации занятий: лекция; объяснение учителя; обсуждение, диалог; работа со словарями; исследование; самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. Сочетание индивидуальной и групповой форм работ.
Виды деятельности: игровая, теоретическая, практическая, различные виды лексического и грамматического разбора; создание таблиц, схем, алгоритмов, создание проблемной ситуации; анализ текстов различных стилей и типов речи.
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование курса | Количество часов |
1. | Стиль. | 1ч |
2. | Лексика и фразеология. | 7ч |
3. | Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). В том числе тестирование и анализ прозаического и поэтического текста. | 17ч |
4. | Основные формы «словесной инструментовки» | 8ч |
5. | Комплексный анализ текста. | 1ч |
| Итого : | 34ч |
№ | | Кол-во часов | План | Факт |
1 | Стиль | 1ч | | |
Язык художественной литературы. Стилистические типы текстов, их отличие | ||||
Лексика и фразеология | ||||
2 | Многозначность слова. Полные и неполные омонимы. Использование омонимов в речи. Толковые словари омонимов. | 1ч | | |
3 | Синонимы; синонимический ряд, стержневое слово; пути возникновения синонимов. Идеографические и стилистические синонимы; контекстуальные синонимы. | 1ч | | |
4 | Использование синонимов в речи; о словарях синонимов | 1ч | | |
5 | Антонимы; синонимичные пары антонимов, общеязыковые и контекстуальные антонимы. Роль антонимов в речи; о словарях антонимов | 1ч | | |
6 | Паронимы; о роли паронимов в речи; о словарях паронимов. | 1ч | | |
7 | Фразеологизмы, их происхождение. Словарь фразеологизмов. | 1ч | | |
8 | «Крылатые слова». Их источники. | 1ч | | |
9 | Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). | 1ч | | |
Тропы. Значение тропов в художественной литературе. Эпитет. Виды эпитетов | ||||
2четверть | ||||
10 | Аллегория. Сравнения. Их роль в речи. | 1ч | | |
11 | Перифраз. Роль в речи | 1ч | | |
12 | Метафора. | 1ч | | |
13 | Метонимия. Синекдоха | 1ч | | |
14 | Олицетворение. | 1ч | | |
15 | Гипербола. Литота | 1ч | | |
16 | Ирония. | 1ч | | |
3 четверть | ||||
17 | Тестирование | 1ч | | |
18 | Фигуры. Анафора | 1ч | | |
19 | Антитеза | 1ч | | |
20 | Градация | 1ч | | |
21 | Оксюморон | 1ч | | |
22 | «Острые речи» паронимов, | 1ч | | |
23 | Параллелизм, повторение | 1ч | | |
24 | Риторическое автология и металогия; | 1ч | | |
25 | Анализ прозаического и поэтического текста. | 1ч | | |
26 | Основные формы «словесной инструментовки» | 1ч | | |
4 четверть | ||||
27 | Приём звукописи. Звуковые повторы | 1ч | | |
28 | Аллитерация. Ассонанс | 1ч | | |
29 | Ритм и интонация в прозе и в стихах.Роль в речи | 1ч | | |
30 | Паузы и ударения. Мужская и женская рифма. | 1ч | | |
31 | Риторическое обращение, восклицание и вопрос. | 1ч | | |
32 | Умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора | 1ч | | |
33 | Роль фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов. | 1ч | | |
34 | Комплексный анализ текста | 1ч | | |
Используемая литература:
1.Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации.-Челябинск:Юж.-Урал.кн.изд-во.,1994.
2. Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Издательство Оникс, 2011г.
3. Е.С.Симакова. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. Москва: АСТ: Астрель, 2016г.