Педагогическая разработка факультативного курса по русскому языку «Тайны слова» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 10 September 2022 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 р.п.Юрты.









Педагогическая разработка

факультативного курса

«Тайны слова»

для обучающихся 8 класса.















Разработчик:

                                                                          Спиридонова Наталья Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

                                                           МКОУ СОШ №17 р.п.Юрты.





















Р.п.Юрты, 2018г.

Факультативный курс «Тайны слова» разработан на основе требований к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы для обучающихся 8 класса. Программа факультативного курса «Тайны слова» рассчитана на 1ч в неделю- 34ч в год.

Структура программы факультативного курса «Тайны слова»:

1.Результаты освоения факультативного курса.

2.Содержание факультативного курса.

3.Тематическое планирование.

1.Результаты освоения факультативного курса.

В результате освоения программы факультативного курса «Речевой этикет» формируются следующие УУД:

-Личностные результаты:

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

-Метапредметные результаты:

-регулятивные УУД: при изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

-познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

-коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Выпускник научится:

-различать принадлежность слова к определённому пласту лексики русского языка;

- определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

-работать со словарями (толковыми, синонимов, антонимов и пр.);

- употреблять синонимические конструкции для выражения различных смысловых отношений;

- производить языковой разбор текста;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений;

- владеть интонационными, лексическими и грамматическими средствами языка в устной и письменной речи.

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

-различать функциональные и книжные стили речи; особенности художественного стиля речи;

- различать лексическое и грамматическое значения слов;

- употреблению однозначных и многозначных слов, омонимов, антонимов и синонимов в речи;

- находить эпитет, понимать виды и роль эпитетов в речи;

- различать понятия: сравнение, аллегория, перифраз, знать их значение в речи;

- разбираться в значении и употреблении тропов в художественной литературе;

- понимать роль стилистических фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей и пр.;

- знать основные формы «словесной инструментовки»; ритм и интонацию в прозе и стихах.



2.Содержание факультативного курса.

1.Стиль. Язык художественной литературы (художественный стиль речи). Особенности художественного стиля речи Функциональные и книжные стили речи. Определять стилистические типы текстов; их отличие друг от друга.

2.Лексика и фразеология. Различать лексическое и грамматическое значение слов, многозначность слова; причины появления многозначности в речи; о связи между значениями многозначного слова; о толковых словарях русского языка. омонимы; полные и неполные омонимы; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; использовать омонимы в речи, о словарях омонимов. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. «Крылатые слова», их источники. Словарь фразеологизмов. Синонимы: синонимический ряд, стержневое слово; пути возникновения синонимов; идеографические и стилистические синонимы; контекстуальные синонимы; использование синонимов в речи; о словарях синонимов. Подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями. Антонимы: синонимичные пары антонимов, общеязыковые и контекстуальные антонимы; роль антонимов в речи; о словарях антонимов. Подбирать антонимы к данному слову; находить их в тексте; употреблять в речи. Паронимы: о роли паронимов в речи; о словарях паронимов. Находить паронимы, давать их толкование.

3.Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраз. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи» паронимов, параллелизм, повтор, риторическое автология и металогия. Развитие значений у слова; типы переносных значений. эпитет; постоянный эпитет, изобразительный эпитет, эмоциональный эпитет, метафорический эпитет; роль эпитетов в речи. Сравнение, аллегория, перифраз; их значение в речи. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Значение тропов в художественной литературе. Силистические фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи» паронимов. Различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. Выявить и прокомментировать средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория, перифраз. Использовать их в собственной речи и на письме. Анализировать прозаический и поэтический текст. Выявить и охарактеризовать художественно-языковое своеобразие текста. Выявить и осмыслить - средства языка; использовать их в своей речи. 4. Основные формы «словесной инструментовки»: звукопись, звуковые повторы, аллитерация, ассонанс. О роли звукописи, звуковых повторов, аллитерации, ассонанса в речи. Ритм и интонация в прозе и в стихах. Роль ритма и интонации в речи. Параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора. Роль фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей, пейзажа, описания интерьера, «словесной инструментовки». Определить звуковое оформление текста; указать особенности рифм. 5. Практическое занятие. Комплексный анализ текста. Использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений.

Формы организации занятий: лекция; объяснение учителя; обсуждение, диалог; работа со словарями; исследование; самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. Сочетание индивидуальной и групповой форм работ.

Виды деятельности: игровая, теоретическая, практическая, различные виды лексического и грамматического разбора; создание таблиц, схем, алгоритмов, создание проблемной ситуации; анализ текстов различных стилей и типов речи.



3.Тематическое планирование.

п/п

Наименование курса

Количество часов

1.

Стиль.

2.

Лексика и фразеология.

3.

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). В том числе тестирование и анализ прозаического и поэтического текста.

17ч

4.

Основные формы «словесной инструментовки»

5.

Комплексный анализ текста.


Итого :

34ч





Кол-во часов

План

Факт


1

Стиль




Язык художественной литературы. Стилистические типы текстов, их отличие

Лексика и фразеология

2

Многозначность слова. Полные и неполные омонимы. Использование омонимов в речи. Толковые словари омонимов.



3

Синонимы; синонимический ряд, стержневое слово; пути возникновения синонимов. Идеографические и стилистические синонимы; контекстуальные синонимы.



4

Использование синонимов в речи; о словарях синонимов



5

Антонимы; синонимичные пары антонимов, общеязыковые и контекстуальные антонимы. Роль антонимов в речи; о словарях антонимов



6

Паронимы; о роли паронимов в речи; о словарях паронимов.



7

Фразеологизмы, их происхождение. Словарь фразеологизмов.



8

«Крылатые слова». Их источники.






9

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия).






Тропы. Значение тропов в художественной литературе. Эпитет. Виды эпитетов

2четверть


10

Аллегория. Сравнения. Их роль в речи.



11

Перифраз. Роль в речи



12

Метафора.



13

Метонимия. Синекдоха



14

Олицетворение.



15

Гипербола. Литота



16

Ирония.



3 четверть


17

Тестирование



18

Фигуры. Анафора



19

Антитеза



20

Градация



21

Оксюморон



22

«Острые речи» паронимов,



23

Параллелизм, повторение



24

Риторическое автология и металогия;



25

Анализ прозаического и поэтического текста.



26

Основные формы «словесной инструментовки»



4 четверть


27

Приём звукописи. Звуковые повторы



28

Аллитерация. Ассонанс



29

Ритм и интонация в прозе и в стихах.Роль в речи



30

Паузы и ударения. Мужская и женская рифма.



31

Риторическое обращение, восклицание и вопрос.



32

Умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора



33

Роль фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов.



34

Комплексный анализ текста





Используемая литература:

1.Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации.-Челябинск:Юж.-Урал.кн.изд-во.,1994.

2. Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Издательство Оникс, 2011г.

3. Е.С.Симакова. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. Москва: АСТ: Астрель, 2016г.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации