Педагогический мастер-класс: «Разработка технологической карты учебного занятия»
Педагогический мастер-класс: «Разработка технологической карты учебного занятия»
Лескович Наталья Валерьевна,
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»;
БОУ г.Омска «Инженерно-технологический лицей « 25»
Технологическая карта даёт возможность педагогу графически спроектировать учебное занятие через составление таблицы, в которой удобно структурировать урок по тем параметрам, которые выбраны для занятия.
В нашем учреждении методической службой рекомендовано обязательное указание следующих данных:
ФИО автора-разработчика технологической карты учебного занятия;
название образовательной программы, в рамках которой составлена карта занятия;
адресат, т.е. возраст учащихся, год обучения по программе;
форма проведения занятия;
цель занятия;
задачи (3-4);
планируемые результаты, где указываются отдельно личностные, метапредметные результаты и результаты по направленности программы;
ссылка на образовательную платформу, если занятие дистанционное;
необходимое для занятия оборудование, программное обеспечение, доступ к сети Интернет.
План учебного занятия предполагает при проектировании описание:
мотивационно-целевого этапа;
организационно-деятельностного этапа;
контрольно-оценочного этапа.
В описании каждого этапа должно быть содержание деятельности педагога, деятельности учащихся с указанием вида учебного материала, типа контента (если используются информационно-коммуникационные технологии или занятие дистанционное). Обязательно должно указываться время работы учащихся на каждом этапе занятия.
Предлагаю вашему вниманию пример составления технологической карты дистанционного занятия по моей программе «Гитара для всех» на тему «Исполнение различных видов арпеджио на гитаре».
Автор-разработчик (Ф.И.О) | Лескович Наталья Валерьевна |
Название программы | Гитара для всех (Модуль «Игра на гитаре») |
Адресат (возраст, год обучения по программе и др.) | 11-14 лет, 2 год обучения |
Форма учебного занятия | Дистанционное учебное занятие с асинхронным типом взаимодействия |
Цель | Формировать основные инструментально-исполнительских навыки игры на гитаре |
Задачи | Формирование знаний учащихся об основах игры арпеджио; Развитие навыков практического исполнения приёма арпеджио; Развитие навыков использования в исполнительской практике арпеджированного исполнения; Формирование потребности к самостоятельной музыкально-творческой деятельности. |
Планируемые результаты | Личностные результаты: Приобретение навыка самостоятельного освоения гитарного приёма игры с использованием дистанционной коммуникации; |
Метапредметные результаты: Знание основ применения приёма арпеджио в музыкально-творческой деятельности; | |
Результаты по направленности: Умение исполнять аккордовые последовательности с применением различных видов арпеджио. | |
Ссылка на образовательную платформу | https://classroom.google.com/c/MTUxMjczODgzMTUx |
Оборудование, необходимое программное обеспечение ПК, доступ к сети Интернет. | Для учащихся: рабочее место, оснащённое персональным компьютером (ноутбуком, планшетом, смартфоном) с актуальным браузером; наличие мобильного приложения «GuitarTuner»; подключение к Интернету; гитара, подставка для игры. |
Для педагога: рабочее место, оснащенное персональным компьютером (ноутбуком) с актуальным браузером; подключение к Интернету. |
План учебного занятия
Этап/ цель этапа | Содержание (дидактические единицы, зафиксированные в программе) | Тип контента, вид учебного материала, название (с гиперссылкой) | Деятельность учащихся по освоению содержания | Время работы учащихся с контентом |
Мотивационно - целевой этап | Педагог приветствует учащихся. Предлагает просмотреть видеозаписи произведений, исполненных на гитаре. Педагог предлагает учащимся вопросы, ответы на которые открыты для общего обсуждения: Какой приём игры используют исполнители? На что похоже исполнение арпеджио? Обязательно ли в арсенале гитариста умение арпеджировать и почему? Педагог формулирует тему занятия - исполнение различных видов арпеджио на гитаре, цель - формирование основных инструментально-исполнительских навыков игры на гитаре. | Тип контента – информационный Вид учебного материала – видеоиллюстрация для активного целеполагания учащихся Видео 1 Видео 2 Видео 3 Видео 4 Видео 5 | Учащиеся изучают инструкцию. Просматривают видео фрагменты. Отвечают на поставленные вопросы: Какой приём игры используют исполнители? На что похоже исполнение арпеджио? Обязательно ли в арсенале гитариста умение арпеджировать и почему? Комментируют ответы других учащихся. | 10 минут |
Этап организации деятельности. | Педагог предлагает учащимся подготовить пространство для работы с инструментом – удобный стул без подлокотников, подставка для левой ноги, настройка струн гитары с использованием приложения на смартфоне или планшете «GuitarTuna». Педагог предлагает изучить учебные видеолекции «Игра арпеджио на гитаре»; нотный текст «Примеры арпеджио» для исполнения упражнений и рекомендации по созданию диктофонной аудиозаписи выполняемого практического задания. Педагог предлагает учащимся вопросы, ответы на которые открыты для общего обсуждения: Нравится ли тебе исполнять новый приём игры? Что осталось для тебя непонятным в технике игры арпеджио? Каким видам арпеджио при освоении на гитаре ты хочешь уделить особое внимание? Педагог предлагает изучить видеосюжет «Г. Хомчик «После бала» и документ «Текст и гармоническое сопровождение песни Н. Шипилова «После бала», исполнить аккомпанемент к первому куплету песни с применением приёма арпеджио, сделать видео или аудиозапись исполненного отрывка. | Мобильное приложение «GuitarTuna" Тип контента – практический, вид учебного материала – инструкция для выполнения практической работы. Видеоинструкция 1 Видеоинструкция 2 Нотный текст Тип контента – практический, вид учебного материала – инструкция для выполнения практической работы. Видеоиллюстрация Текст задания | Учащиеся подготавливают рабочее пространство, настраивают гитару, используя гаджеты. Учащиеся изучают инструкцию, выполняют практическое задание на применение изученного теоретического материала - проигрывают нотный текст упражнений, записывают своё исполнение в приложении «Диктофон» смартфона или планшета. Отвечают на вопросы: Нравится ли тебе исполнять новый приём игры? Что осталось для тебя непонятным в технике игры арпеджио? Каким видам арпеджио при освоении на гитаре ты хочешь уделить особое внимание? Учащиеся изучают видеосюжет «Г. Хомчик «После бала» и документ «Текст и гармоническое сопровождение песни Н. Шипилова «После бала», выполняют инструкцию педагога по исполнению аккомпанемента к песне с применением приёма арпеджио. Подготавливают приложение «Диктофон» или «Камера» на смартфоне или планшете, осуществляют аудио или видео запись исполненного аккомпанемента к первому куплету песни с применением самостоятельно выбранного вида приёма арпеджио. | 2 минуты 10 10 |
Контрольно-оценочный этап. | Педагог организует групповое взаимооценивание исполненных отрывков аккомпанемента к первому куплету песни. Предлагает учащимся прокомментировать работы в Google классе, опираясь на следующие критерии: Уместен ли в данной песне выбранный вид приёма арпеджио? Подчёркивает ли лиричный характер песни исполнение аккомпанемента данным видом арпеджио? | Текстовое обращение в веб-сервисе Google класс для организации взаимооценивания | Учащиеся изучают аудио, видеозаписи в Google классе, комментируют не менее 3 роликов, комментируют ответы других учащихся. | 8 |
Использование предложенной структуры для составления технологической карты занятия позволит вам грамотно представить свои наработки в конкурсе методической продукции, будет служить вам удобным конспектом при подготовке и проведении открытых занятий или в ежедневной педагогической деятельности. Желаю удачной работы!