Педагогический проект «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»
Педагогический проект на тему:
«Духовно - нравственное воспитание детей на музыкальных занятиях средствами фольклора»
Автор: Лукьяненко Наталья Александровна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
«Детский сад № 121
«Золотой колосок» г. Орска
Актуальность проекта
Роль фольклора в воспитании детей достаточно значима, ведь он является средством приобщением детей к народному творчеству, национальным традициям и особенностям, что является основой духовно-нравственного развития и воспитания личности, к которому стремится современное образование.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций, а также воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить введение элементов фольклора в образовательную деятельность ДОУ, в частности в музыкальное развитие дошкольников.
Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков, значительный фактор духовной преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественной культуры.
Принимая во внимание актуальность темы, необходимо приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному музыкальному искусству через фольклорные формы.
Между тем, в современных дошкольных образовательных организациях деятельность по приобщению детей к фольклору имеет ознакомительный характер, не рассматриваются задачи по развитию творческих способностей в музыкальном фольклоре.
Такая же тенденция наблюдается и в организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями, что подтверждается данными, полученными в ходе анализа психолого – педагогической литературы. В литературе уделяется недостаточное внимание разработке форм, методов, средств приобщения детей с ОВЗ к истокам народной культуры.
Решением данной проблемы стала разработка и реализация проекта по изучению фольклора как средства приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников с ОВЗ к истокам русской национальной культуры посредством восприятия музыки, народных игр, пения и танца.
Исходя из цели проекта, были сформулированы следующие задачи
Задачи:
Образовательные:
-формировать у детей представления о традициях и обычаях русского народа;
-знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными народными праздниками;
-формировать исполнительские навыки в области народного пения, музицирования, движения.
Воспитательные:
- создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- формировать доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
- воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
-развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
-развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
В ходе реализации проекта использовались следующие формы ознакомления с народным фольклором:
- музыкальное занятие.
- проведение русских народных праздников, досугов.
Работа по реализации проекта строилась в соответствии со следующими принципами: - вы их видите на экране.
• принцип «от простого к сложному» – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей;
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
•принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности образовательного процесса.
• принцип тесного сотрудничества педагогов, детей и родителей.
В проекте использовались следующие методы и технологии реализации проекта:
беседы с детьми;
слушание русских народных песен, сказок;
информационные технологии ( мнемотехника, логоритмика, мнемотанцевальные знаки)
инсценировки песен, игр и малых фольклорных форм;
разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок, обрядов (в том числе с привлечением взрослых).
Одним из эффективных методов приобщения старших дошкольников с ОВЗ к народным истокам через фольклорные формы является введение импровизации. В ходе слушания музыки, пения и танцевальной импровизации дети получают навыки по восприятию и исполнению музыки, а творческие задания в каждом виде музыкальной деятельности с детьми развивают их музыкально-творческие способности, инициативу и самостоятельность.
Рассмотрим более детально содержание работы по проекту
В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на народных инструментах. Поэтому изучение фольклора как средства приобщения к духовно – нравственным основам народной культуры, нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих компонентов.
Таким образом, приобщение детей к фольклору в рамках данного проекта осуществлялось через такие виды деятельности как:
- народное пение,
- народная хореография,
- народные игры и традиционные обрядовые народные праздники,
- игра на детских народных музыкальных инструментах.
Рассмотрим их специфику в работе по данным направлениям.
1 Направление. Народное пение. В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отражены черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе.
В рамках проекта мы подобрали песенный фольклорный материал (песни, частушки, попевки, заклички, дразнилки, прибаутки) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ОВЗ. На первых этапах проекта мы знакомили с такими лёгкими песнями как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д. Для детей с ОВЗ они просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией.
Далее репертуар усложнялся: использовались заклички, зазывалки, частушки, дразнилки, которые использовались в ходе досуговых мероприятий таких как, «Масленица», «Зимние забавы», «Осенины» и другие.
В процессе обучения песенному фольклору активно использовался такой эффективный метод, как мнемотехника. Цель использования мнемотехники в пении - развитие слуховой и зрительной памяти для разучивания песен и стихов.
Необходимость использования мнемотехники для детей с ОВЗ в том, что у таких детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания песни, повысить внимательность.
В качестве основного средства мнемотехники были использованы мнемотаблицы - авторские или заимствованные (как в иллюстрированном варианте, так и в электронном). Для детей с ОВЗ лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: солнышко – желтого цвета, елочка зеленая и т.д.
2. Направление народная хореография. В элементах народной хореографии заключается огромный потенциал для социального и духовно-нравственного развития ребенка.
В рамках данного направления мы работали с детьми над изучением простых ритмических рисунков на основе русских народных мелодий “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”. Так же использовалась импровизация в исполнении детей на основе плясовой и хороводной народной музыки. Данный вид деятельности способствует развитию детского музыкального творчества.
Так как участниками проекта являются дети с ОВЗ, мы использовали и методы коррекционной педагогики – логоритмику и мнемотанцевальные знаки.
Для логоритмики отобрали такой репертуар, который содержит в себе фольклорный контент. Это разнообразные музыкальные игры-потешки Екатерины Железновой.
Для более лёгкого и быстрого изучения народного танца были использованы мнемотанцевальные знаки, которые позволяли дошкольникам быстро и без подсказки выполнить определённые композиции в танце.
Третье направление по приобщению к фольклору
3.Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и народными играми.
Детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет мы знакомим с такими традиционными обрядовыми праздниками как «Закликание весны», «Масленица», «Зимние забавы», «Осенины на Руси», «Заклички».
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за трудом и обычаями взрослых, особенностями времен года, погоды, за поведением птиц и насекомых, растениями. На основе этого разучивались такие народные танцы как «Самовар», «Во поле берёзка стояла», «Заплетайся плетень», «Вейся, вейся капуста», «Ледяные ворота», «Гори, гори ясно».
4. Работа по направлению игре на детских музыкальных инструментах предполагала знакомство с русскими народными инструментами: балалайка, гусли, рожок, баян, гармонь. Кроме того проводилось обучение игре на деревянных ложках, бубнах, свистульках, дудочках, трещотках.
С целью обучения игре на музыкальных инструментах детей с ОВЗ мы использовали репертуар с вокальным сопровождением, в котором обозначалась последовательность действий с музыкальными инструментами, а также вводили элементы импровизации.
Знания детей о русских музыкальных инструментах закреплялись в ходе познавательных занятий в мини-музее ДОУ, в котором представлена экспозиция «Русская народная культура». Мною был разработан экспонат о русских музыкальных инструментах с презентационным материалом, который знакомит детей с происхождением русских народных музыкальных инструментов.
Таким образом, в ходе реализации проекта по 4 направлениям были получены следующие результаты:
Повысился интерес к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
Появилось непреодолимое желание и умение петь русские народные песни, частушки, попевки, заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения.
Научились различать и узнавать звучание музыкальных инструментов (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и др), различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания.
Играть на детских музыкальных инструментах в оркестре, называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и характере, обыгрывать хороводы, песни, частушки, колядки, и т.п.
Проиллюстрируем основные виды фольклорных форм, используемых на таком празднике, как «Масленица».
На данном мероприятии был разработан презентационный материал с яркими иллюстрациями характеризующие традиции представленного вам праздника. Мы предоставили информацию, адаптированную к восприятию детей, подобрали фольклорные формы, иллюстрирующие каждый масленичный день.
Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, танцы и обрядовые праздники мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.
1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
4. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
6. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном-Пресс, 2007.