Педагогический совет «Проектная и инновационная деятельность в образовательном процессе ДОУ»
Педагогический совет
«Проектная и инновационная деятельность
в образовательном процессе ДОУ».
Цель: повысить значимость использования инновационных технологий
в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1.Расширить представления педагогов об инновационных технологиях в образовательном процессе ДОУ.
2. Познакомить с инновационными технологиями, используемыми педагогами в образовательном процессе внутри ДОУ.
3. Систематизировать и закрепить знания, умения и навыки в организации технологии проектной деятельности.
4. Наметить перспективы использования проектной и инновационной деятельности в образовательном процессе ДОУ.
Форма проведения: « Семинар –практикум».
План:
1. Игровой прием «Прогноз погоды».
2. Теоретическая часть «Инновационная деятельность в образовательном процессе ДОУ».
3. Динамическая пауза.
4. Представление инновационных технологий в ДОУ.
5. Практикум «Технология организации проектной деятельности в ДОУ».
6. Рефлексия.
ХОД.
Игровой прием «Прогноз погоды».
Игровой прием «Прогноз погоды» – позволит оценить обстановку в коллективе, понять, настроены ли коллеги на совместную работу, раскрепостить их и снять напряжение.
Перед вами магнитная доска, на которой начерчен график шкалы
температур от самой жаркой до самой холодной. Я предлагаю вам по очереди
подойти к доске и нарисовать точку напротив той температуры, которая
ближе вам в данный момент.
Каждый педагог отмечает на доске ту температуру, которая, по его
мнению, характеризует его эмоциональное состояние в данный момент.
В результате по кривой на шкале температур заведующий и старший
воспитатель определяют настрой коллектива. Если большая часть педагогов
отметит температуру выше нуля, с коллективом легко будет работать
на педсовете, и, наоборот, сложно, если их отметки окажутся ниже нуля.
2. Теоретическая часть «Инновационная деятельность в образовательном процессе ДОУ».
Будущее России, наши успехи зависят от образования.
Путь развития к 2020 году определён – это инновации.
В.В.Путин
"...надо предпочесть того педагога,
который идет новыми путями.
Каждое слово его, каждый поступок его
на себе печать незабываемой новизны.
Это отличие создает зовущую мысль.
Не подражатель, не толкователь,
но мощный каменщик новых руд.
принять за основания зов новизны"
Л. С. Выготский
С внедрением федеральных государственных образовательных
стандартов главной целью образования становится - повышение качества
воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой
самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, поэтому воспитателю сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования, и современный воспитатель должен им соответствовать. Профессиональная компетентность педагога - это готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому.
Постоянный творческий поиск, освоение новых педагогических и
информационных технологий - все это условия развития образования, в основе которого лежит инновационный процесс.
Что же такое «Инновационная деятельность»?
Инновация (англ. Innovation) – нововведение, новшество. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлѐнных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога.
Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Какова главная цель инновационной деятельности?
Целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
На что же направлена инновационная деятельность?
- на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Инновации - усовершенствованные старые методы и технологии.
- на развитие педагога как творческой личности, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и средств, реализующих данные методики.
В каком виде может быть представлена инновационная деятельность?
- Абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов).
- Относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся
практику).
В историческом плане новизна всегда относительна – она может возникать, а затем может стать нормой или даже устареть.
Какие же задачи ставятся перед педагогом ДОУ при использовании инноваций?
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной, исследовательской и т.д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности.
С какими проблемами сталкиваются при введении инноваций?
- недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального,
технического, информационного, компьютерного);
- негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью
стереотипов образовательной деятельности;
- неумение работать коллективно в условиях инноваций;
- недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
- недостаточная система стимулирования инновационного педагогического
мастерства;
- отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса;
- профессиональное выгорание педагога.
3. Динамическая пауза
4. Представление инновационных технологий ДОУ.
- «Использование инновационной технологии по системе «Соты Кайе»» - Молодкина А.В..
- «Применение QR-кодов в образовательном процессе ДОУ» - Маряхина А.А., Телеш О.В., Смирнова А.П..
- «Эвритмия» Тарасова М.С..
- Арт-терапия «Ниткопись» - Косарева Я.А..
- «Мини-музей «Длинные уши» с элементами интерактива» - Куницина Т.Н.,Зайцева Ю.В..
- «Анимирование рисунков» - Гасанова О.С..
5. Практикум «Технология организации проектной деятельности в ДОУ».
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов.
Что же такое проект?
Проект - это специально организованный взрослыми и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы.
П – проблема - актуальность (пробел в знаниях, уточнение, углубление, дополнительная информация, расширение).
П – проектирование - распадается на две составляющих: подготовительный этап и планирование.
На подготовительном этапе необходимо:
- сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;
- определить цели проекта,
- обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)
- выбрать тип проекта (например: исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);
При организации работы на этапе проектирования нужно:
- определить возраст и количество участников (проект может быть индивидуальным, парным или групповым);
- определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;
- назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их.
П – поиск информации – источники новых знаний, умение извлекать информацию из разных источников, отбирать материал и грамотно фиксировать его .
П – продукт – результат работы над проектом. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы (выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, оформление группы, праздник, серия иллюстраций, сказка, экскурсия, историческая лента времени, альбом, коллаж, драматизация, реклама, концерт, сообщение и т.д).
П – презентация – представление продукта.
6. Рефлексия.
Провести анкетирование, с помощью которого выявить
- степень понимания понятия «инновация» для педагогов,
-инновационные технологии, с которыми хотелось бы познакомиться глубже,
- проблемы использования инновационных технологий в ДОУ.
Определить важность и доступность темы педагогического совета путем голосования.