Статья «Перспективно-опережающее обучение детей, изучающих информационные технологии на углубленном уровне во время занятий внеурочной деятельности, навыкам пользования офисными программами»

9
0
Материал опубликован 29 March 2018 в группе

Перспективно-опережающее обучение детей, изучающих информационные технологии на углубленном уровне во время занятий внеурочной деятельности, навыкам пользования офисными программами

Человечество за многие тысячелетия

своего существования всё ещё

не научилось учиться.

И. Ефремов

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информационные технологии являются приоритетными объектами изучения в курсе информатики.

Перспективно-опережающее обучение навыкам пользования персональным компьютером (ПК) можно назвать педагогической технологией на основе эффективности управления и организации учебного процесса и дидактического усовершенствования учебного материала.

Целевые ориентации:

Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.

Успешное обучение всех.

Основные концептуальные положения:

Учись учиться.

Последовательность, системность содержания учебного материала.

Доступность заданий для каждого.

Управляемость: коррекция учителем процесса обучения.

Поэтапный контроль знаний и умений

Особенности содержания и методики:

Методика может использоваться в старшей школе во внеурочной деятельности для категории детей, настроенных на углубленное изучение информационных технологий. Обучение основано на деятельности с использованием ориентировочной основы действий (ООД). ООД формируется при самостоятельном изучении порции теоретической части учебного материала дома (дети имеют необходимое учебное пособие). Предварительную теоретическую подготовку к уроку можно назвать перспективной. В проблеме интеллектуальных возможностей ребёнка существенное, если не решающее, значение получает чёткость и уверенность ориентировки ребёнка в поставленной задаче и материале действия. Когда ориентиры чётко представлены в основных теоретических сведениях по изучаемой теме, ребёнок на уроке уверенно ищет их и обращается к сведениям, которые отвечают заданию.

При обучении навыкам пользования ПК использую авторское учебно-методическое пособие «Практикум по информационным технологиям» (пособие отрецензировано и рекомендовано к использованию). Материал пособия содержит 44 практические работы, призванные обеспечить изучение операционной системы Microsoft Windows, растрового графического редактора Paint и программных средств Word, Excel, Access и PowerPoint, входящих в интегрированный пакет Microsoft Office. Каждая практическая работа состоит из нескольких разделов: тема, цель, основные теоретические сведения, указания к работе и вопросы. Ученики самостоятельно изучают раздел «Основные теоретические сведения» и письменно отвечают на вопросы по изучаемой теме.

Основная цель этого этапа – подготовить школьников к выполнению практических заданий на компьютере. С точки зрения традиционной педагогики ситуация может показаться весьма странной: дети ещё ничего не знают, а должны начать работать с новыми знаниями. Такая последовательность усвоения нового материала рассматривается в теории поэтапного формирования умственных действий (авторы Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). В её основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит поэтапным переходом внешней деятельности во внутренний умственный план. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной слагается из этапов:

Предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия (ООД). ООД – это текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, система условий правильного его выполнения.

Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развёрнутой форме. Они работают, сверяя свои действия с ООД.

Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, это могут быть наиболее значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свёртыванию и обобщению.

Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя. Это свидетельствует о том, что действие перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала.

Разработанная структура технологического процесса обучения навыкам пользования персональным компьютером частично не совпадает с последовательностью обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий вышеназванных авторов, а именно этап внешней речи стоит на втором месте, и его интерпретация меняется.

Этап внешней речи происходит перед выполнением действий в соответствии с учебным заданием во время подготовки ответов на вопросы к практической работе и при устном опросе перед началом выполнения указаний к работе. С целью коррекции основного технологического движения обучающей информации на ожидаемом уроке производится устный индивидуальный опрос по изученной самостоятельно теме. При необходимости учитель даёт разъяснения и дополнительную информацию, повторяет элементы заданий из пройденных тем, если они присутствуют в указаниях к работе, а затем подготавливает ребят к практикуму на компьютере. Такую структуру деятельности можно назвать управляемой системой с корректирующей обратной связью, где учитель выступает в роли управляющего объекта, а ученик становится управляемым объектом:

По основной дидактической цели урок становится комбинированным, по способу проведения используется сочетание различных форм занятий. Закрепление знаний и навыков по изученной теме заключается в выполнении указаний к работе на компьютере, которые как отдельный раздел входят в описание практической работы.

Учитель при просмотре результатов выполнения действий имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников. Как один из методов контроля эффективности педагогического процесса здесь предлагается зачётная система оценивания. Оценка же ставится во время устного индивидуального опроса, при выполнении самостоятельной или контрольной работы по теме.

Рассмотренная структура технологического процесса выполнения практической работы на компьютере показывает, что повышение эффективности обучения навыкам пользования ПК можно получить за счёт:

оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;

эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;

использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;

организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).

Одним из самых современных требований формирования способов умственных действий является умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественной информации. В дидактической системе знаний ученику должны предъявляться не только сами знания, но и наиболее рациональные методы овладения знаниями. Обучаемый, овладев общим методом анализа определённого круга понятий и действий, будет способен в дальнейшем самостоятельно составлять ориентировочную основу для усвоения нового материала в данной области знаний.

Вышеназванная образовательная технология апробирована, приемлема и может успешно использоваться.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации