Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6 классе «Песни Победы: история и судьба»
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6 классе
«Песни Победы: история и судьба».
Учитель истории: Шарманджиева Любовь Борисовна
Цель:
Показать непреходящее значение песен Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного человека
Задачи:
1. Воспитательная:
- Через эмоциональное воздействие военной песни создать условия, чтобы учащиеся увидели войну глазами старшего поколения, испытали гордость за совершённые ими подвиги, воспитать уважение к прошлому Родины.
2. Образовательная:
- Познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.
3. Развивающая
- Развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.
Оборудование: плакаты о войне, тексты песен, выставка книг о войне, интерактивная доска, декорации.
Методические приёмы: интерактивная лекция, сообщения учащихся, чтение наизусть и исполнение песен.
Вступительное слово учителя:
Добрый день, ребята, уважаемые гости! Стало хорошей и доброй традицией в канун Международного Дня учителя в гимназии проводить открытые публичные лекции. Сегодня у нас необычный урок, так как вы, ребята, уч-ся 6Б класса выразили желание принять участие в учебно-проектной деятельности, посвященной теме Великой Отечественной войны. И начало этому положила подготовка и проведение сегодняшнего мероприятия «Песни Победы: история и судьба». Впрочем, они сами об этом расскажут.
Учащиеся представляют свой проект. (Презентация)
Ведущий 1: Стихи и песни военных лет… Сколько их прекрасных и незабываемых! И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат и рассказы о боевых подвигах. И если бы сейчас прослушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это бы была музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
Ведущий 1: Песни – как люди, у каждой своя биография, своя судьба. Тем и дороги нам эти разные и не похожие, близкие и далекие песни. Воевал наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
Ведущий 3. Каждая из военных песен - истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшнюю встречу.
(Ученица читает стихотворение К.Симонова «Жди меня».)
Ученик: Песня «Священная война» - это стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день оно было напечатано во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимание композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.
Ученик: Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Именно отсюда песня, призывающая к подвигу, распространилась по всей стране и стала достоянием советского народа. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом, шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках и сейчас она звучит здесь.
Исполнение песни «Священная война».
Ученик: Зимой 1941-1942гг. по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив ее передавались из уст в уста и опережали весть о её авторах. Песня приходила к солдатам окруженная легендами. Рассказывали, будто её сложил молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, а музыка – композитору Константину Листову.
Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней.
Ученик: Он посвятил песню жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Яковлевича Листова, что тот написал для них музыку. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Исполнение песни "В землянке".
Ведущий 1:
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Темная ночь, только пули свистят по степи.
Только ветер гудит в проводах.
Тускло звезды мерцают…
Ученик: Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совсем неожиданно в 1942г. в далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца». По замыслу режиссера, в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки было ясно, что без песни не обойтись. Быстро и удачно сложились стихи на музыку Никиты Богословского у поэта Владимира Агапова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты, щемящей душу лирической силы.
Ученик:
Фильм «Два бойца» стал историей советской кинематографии. И песня, написанная к фильму, продолжает жить и поныне. ». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…
Исполнение песни «Темная ночь»
Ученик: «Синий платочек». Удивительная судьба у этой песни. История ее началась еще осенью 1939г. в Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез много для столичного слушателя песен и среди них «Синий платочек». Москва буквально заболела «Синим платочком».
Синий платочек в том довоенном варианте понравился Клавдии Шульженко своей легкостью, мелодичностью вальса, очень простой и сразу запоминающейся мелодией, но текст ее не заинтересовал, показался простым…
Ученик: После одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились К. Шульженко.
Исполнение песни «Синий платочек».
Ученик: Солдатские письма. Эти треугольники, эти письма так были необходимы солдату, отправляющего важные и нужные слова своим любимой. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Бландера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня написана в конце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… В годы войны она стала очень популярной. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Песня становилась все ближе и нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.
Исполнение песни «Катюша».
Сообщение ученицы «О калмыцкой песне «Нюдля», автор слов и музыки Михаил Джимбиев».
Исполнение песни «Нюдля».
Ведущий 1: Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито,
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт и навеки ничто не забыто.
Ведущий 2: Наша жизнь,
Наша светлая радость в жестоких боях.
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят.
Нет, никто не забыт, навеки ничто не забыто!
Ведущий 1: Песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка для авторов песни.
Песня «День Победы»
Ведущий 1: Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...
Ведущий 2: Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.
И солдаты собирались домой в ожидании встреч с близкими и любимыми людьми, но дорога домой была так длинна...
Спасибо за внимание!
Заключительное слово учителя: К какому выводу вы пришли в ходе своего исследования?
3.Заключение
1. В годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
2. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
3. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
4. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
5. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Лента памяти.
(Учащиеся, у кого из близких им людей воевал, выходят и прикрепляют фотографию на ленту памяти, зажигают свечу. Ведущие в это время называют имена оставшихся в живых и погибших на фронте, кратко сообщают, где воевали, как погибли).