Занятие в рамках семинара-практикума вожатых «Планирование смены в детском лагере»
Планирование смены в лагере.
PPTX / 2.2 Мб
/data/files/p1621701199.pptx (Планирование смены в лагере.)Планирование смены в детском оздоровительном лагере.
(Занятие в рамках семинара-практикума вожатых)
Летний лагерь – это такое место, куда хочется всегда.
Планирование смены начинается за долго да ее начала.
План смены представляет собой план-сетку или календарь событий смены.
План смены это не просто перечень событий, событий и активностей, - это продуманная система жизнедеятельности лагеря, которая учитывает все его возможности и ресурсы: кадровые, материально-технические, природные, вспомогательные и тд.
Какой бы гениальной и продуманной ни была программа смены, если нет ресурсов, отвечающих возможностям ее реализации, то нет и смысла для ее внедрения в оздоровительный процесс.
Программа смены должна отвечать актуальным потребностям как детей, так и педагогического состава, и включать в себя:
Личностное развитие всех участников оздоровительного процесса;
Работу с потенциалом и личностными ресурсами;
Поддержку и развитие индивидуальных способностей;
Формирование социально-активных форм поведения.
По сути своей, план смены – это большой проект, который реализуется в условиях лагеря.
План смены в идеальной своей форме разрабатывается по определенному конструктору.
В самом начале возникает идея.
Идея порождает цель и сюжет.
В свою очередь цель наталкивает нас на постановку задач и определение финального продукта смены, а сюжет служит основой для событийного ряда смены.
Событийный ряд смены включает в себя первостепенный и второстепенные события, по уровню сложности и значимости в рамках конкретно взятой смены.
При разработке программы смены важно учитывать не только игровой событийный ряд, но и календарный, который включает в себя дни государственных и народных праздников.
План смены, как система активной жизни лагеря, предполагает в своем наполнении множество разнообразных активностей, которые разрабатываются на основе методического конструктора.
Что же представляет собой методический конструктор конкретно взятой активности?
- Это поэтапная структура разработки события, дела или активности, и состоит она из 5 основных элементов:
Цель. Для чего разрабатывается дело или активность.
Вариант воплощения. Каким образом будет проходить взаимодействие в рамках активности: индивидуально, командно, мультикомандно, и тд..
Необходимость подготовки вспомогательных материалов.
Форма демонстрации. Каким образом будет происходить активность. Что и как будут демонстрировать участники активности.
Результат. На создание или развитие чего направлена данная активность.
Событийный рад смены может быть наполнен различными видами активностей, такими как:
Квесты, поиски, маршрутные игры;
Спортивные, интеллектуальные, творческие игры и активности;
Коммуникативные, деловые, сюжетные, ролевые игры;
Творческие вечера;
Игры стабилизаторы. Или игры - направленные на сохранение сбалансированного эмоционального состояния;
Отрядные тематические огоньки и вечера;
Межотрядные игры;
Игры по желаниям.
Наиболее распространенные ошибки, с которыми можно столкнуться при разработке плана смены.
Нерациональное наполнение смены. В данном случае мы имеем дело, когда один из дней смены максимально загружен различными активностями, а последующие несколько не несут в себе никакой активной нагрузки, и выходит так, что в один день вложено больше ресурса, нежели во все остальные.
Наполнение смены не соответствует ее сюжеты. То есть, идея смены про одно, а событийный ряд совершенно про другое.
Большое количество однообразных и однотипных мероприятий несколько дней подряд.
Проведение больших массовых мероприятий в самом начале смены.
Перегруженность смены различными огоньками.
Несоответствие активностей возрастным особенностям и актуальным потребностям.
Наличие большого количества свободного времени.
Наличие мастер-классов, не предполагающих демонстрацию полученных умений.
Отсутствие адаптированных вариантов дел и активностей, на случай непредвиденных обстоятельств, таких как, погодные условия, или иных условий, мешающих реализации основной задумки.
Отсутствие времени на подготовку к большому событию или дружинной игре.
Для того, чтобы смена была интересной, гармонично составленной и отвечала актуальным потребностям, нужно придерживаться нескольких золотых правил:
Мониторинг разнообразных форм активностей. Никто не запрещает подсмотреть, что происходит в других лагерях, интересоваться и коллег-вожатых в социальных сетях, что, где и как проводятся, и пробовать адаптировать опыт других под условия конкретно взятого лагеря;
Постоянно проводить с вожатыми разного рода ШВМы (школы вожатского мастерства), методические дни, анализ состоявшихся событий;
Составлять карту возможных рисков и путей их минимизации;
Привлекать участников смены к активному участию в проведении дел, событий, активностей.
Не бояться новых форм коммуникации.
В качестве практического задания, предлагается qr коду, и попробовать составить план одной летней смены.
ссылка на материалы семинара: https://vk.com/zerkalnyonlineМатериалы семинара-практикума для вожатых 2021 г.
Вспомогательная литература:
«Зеркальный» круглый год». Методическое пособие для вожатых и воспитателей. СПб, 2018 г.
«Летопись и Зимопись «Зеркального». Сборник программ тематических и профильных смен Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный». СПб, 2017 г.
Океанские методики: Методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в условиях Всероссийского детского центра «Океан»/ Под ред. Э.В. Марзоевой, Г.Ю. Зубаревой. – Владивосток: Федеральное государственное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», 2010.
Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: уч. пособиесловарь// Сост. Ковалева А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./ Науч. ред. М.А. Мазниченко. – М.: Собеседник, 2005.
Программный конструктор детского отдыха (методические рекомендации по разработке и содержанию программ в сфере организации отдыха и оздоровления детей). – Оренбург, Изд-во «РусСервис», 2017.
Спицына Любовь Ивановна
Daniel Mukhabovich Kapov