План-конспект интегрированного урока (история + обществознание) в 10 классе по теме: «Для всех и про каждого…»
План-конспект
интегрированного урока (история + обществознание) в 10 классе
по теме: «Для всех и про каждого…»
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№1 с. Сарыг-Сеп
КОЖАКОВА НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА
Цель урока: Изучение особенностей современного общества и культуры человеческого сообщества.
Задачи урока:
Обучающие (образовательные): формирование умения работать с историческими источниками, интернетом и периодикой и искусством кино, его языком.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения правильно обобщать данные и делать выводы. Развитие речи, умения выделять проблему, доказывать и опровергать различные тезисы при выступлении.
Воспитательные: формирование у учащихся культуры спора, терпимости, признания множественности подходов к решению проблемы, воспитание уважительного отношения к другому мнению.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Технология: развития критического мышления.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация Power Point, извлечения из документа - Учреждение судебных установлений // Российское законодательство X—XX веков. Т. 8, видеоряд из фильма «12», фото киногероев.
УУД:
Личностные: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем историческим событиям их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, использовать в своей деятельности фото и видеоситуации, извлечения из источника.
Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе, общаться, слушать друг друга, высказываться
Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.
Ход урока
Этап оргмомента и мотивации
Проверка готовности к уроку и приветствие учащихся!
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо).
Актуализация знаний:
Слайд №1: Ребята, вашим д/з был просмотр фильма «12» известного кинорежиссера современности Никиты Сергеевича Михалкова. Как вы думаете, случайно ли выбрано название фильма? Давайте с вами назовем известные вам значения числа 12:
Год состоит из 12 месяцев
В сутках 12 часов дня и 12 часов ночи.
Каждый час это 5 умноженное на 12 и каждая минута это 5 умноженое на 12секунд.
12 греческих Богов на горе ОЛИМП.
12 подвигов Геракла.
12 апостолов у Бога.
12 поколений до Всемирного потопа.
12 наиболее значимых праздников православной церкви.
12 пар ребер имеет человек
Двенадцатиперстная кишка у человека.
У скорпиона максимальное количество глаз 12.
Вес самого крупного африканского слона 12тонн.
На написание улыбки Монны Лизы у Леонардо да Винчи ушло 12 лет.
12 родильных домов, в которых согласно плану расового отбора, разработанного в Германии с 1935 по 1945г. рождались "чистокровные арийцы".
12 - "Дюжина" - отдельное слово в русском языке (устаревшее).
12 рядов в периодической таблице Менделеева.
12 элементов в таблицах истинности (математическая логика).
12 букв в именах: Иисус Христос, Будда Гаутама, Аллах -Магомед, а так же, Ульянов - Ленин, Адольф Гитлер, Гай Юлий Цезарь (Сизар), Никита Хрущев.
12 - число, в нумерологии является символом целостности и завершенности.
12 присяжных заседателей!Когда и кем впервые был введен суд присяжных заседателей?
Судебная реформа Александра 2 была проведена ровно 160 лет назад и именно, тогда был введен суд присяжных заседателей. Судебная реформа 1864 года впервые в России вводила гласный, бессословный и независимый от администрации суд, основанный на принципе состязательности сторон. Был учрежден институт следователей, адвокатура, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого.
Выполнение задания №1: работа с историческим источником в группах.
Слайд№ 2: Каждая группа отвечает на вопросы к документу и озвучивает их.
ЗАДАНИЕ для 1 группы. Работа с документами
Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы к нему, приведенные ниже.
Извлечения: Учреждение судебных установлений // Российское законодательство X—XX веков. Т. 8
81. Присяжные Заседатели избираются из местных обывателей всех сословий:
во-1-х, состоящих в русском подданстве;
во-2-х, имеющих не менее двадцати пяти и не более семидесяти лет отроду и,
в-3-х, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели.
82. Присяжными Заседателями не могут быть:
1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или... более строгому наказанию...
2) исключенные из службы по суду, или... же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекою за расточительность;
5) слепые, глухие, немые и лишенные рассудка и
6) не знающие русского языка.
84. В общие списки Присяжных Заседателей вносятся:
1) Почетные Мировые Судьи.
2) Все состоящие в государственной гражданской службе, по определению от Правительства, в должностях пятого и ниже классов, за исключением:
а) членов судебных мест, участковых Мировых Судей, Обер-Секретарей и Секретных судебных мест, Судебных Приставов и Нотариусов;
б) лиц прокурорского надзора при судебных местах;
в) Вице-Губернаторов;
г) чиновников, занимающих должности Казначеев, а также Лесничих казенных лесов, и
д) чиновников полиции вообще;
3) Все состоящие на местной службе по выборам дворянских и губернских обществ, кроме Городских Голов.
4) Крестьяне, избранные в очередные судьи волостных судов или в добросовестные волостных и сельских расправ и равных с ними сельских судов, а также занимавшие беспорочно не менее трех лет должности волостных старшин, голов, сельских старост или другие соответствующие сим должности в общественном управлении сельских обывателей разных наименований, или бывшие церковными старостами.
5) Все прочие лица, владеющие землею в количестве не менее ста десятин или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах не менее двух тысяч рублей, в губернских городах и градоначальствах не менее тысячи, а в прочих местах не менее пятисот рублей или же получающие жалование или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах не менее пятисот, а в прочих местах не менее двухсот рублей в год.
85. Не подлежат внесению в списки Присяжных Заседателей:
1) Священнослужители и монашествующие;
2) все военные чины, состоящие в действительной военносухопутной или морской службе, а также те из гражданских чиновников, которые находятся при войсках или служат по военносудной части в военном и морском ведомствах,— и
3) учителя народных школ.
86. В списки Присяжных Заседателей не могут также быть вносимы все те, которые находятся в услужении у частных лиц <т. е. все наемные работники, включая рабочих>.
Вопросы к документу
1.В чем состоят требования к кандидатам в присяжные заседатели? Сколько цензов (ограничений) предусмотрел законодатель для замещения этой почетной должности?
2. Демократичен ли состав присяжных, предусмотренный Учреждением судебных установлений?
ЗАДАНИЕ для 2 группы. Работа с документами
Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы к нему, приведенные ниже.
Извлечения: Учреждение судебных установлений // Российское законодательство X—XX веков. Т. 8
Труды присяжных заседателей оплачивались весьма скромно, а крестьянам за их участие в суде не платили вовсе, поскольку для них это было «присяжной повинностью». Чтобы не умереть от голода, некоторые заседатели-крестьяне в перерыве между судебными заседаниями нанимались на поденные работы, а иные даже кормились Христовым именем, т. е. нищенствовали.
Противники суда присяжных окрестили его «судом улицы», имея в виду демократический состав скамьи присяжных, относительную мягкость назначаемых им наказаний по ряду преступлений и чрезмерное будто бы количество оправданных приговоров. Однако именно то, что суд присяжных не был заражен канцелярским формализмом, характерным для всех бюрократических учреждений царской России, составляло его главное достоинство.
Извлечения: Казанцев С. М. «Судебная республика» царской России // Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864—1917 годов
На основе списков присяжных заседателей специальная комиссия составляла очередные списки, которые публиковались в газетах. В очередные списки вносились лица, подлежащие призыву в суд в течение будущего года. Так, например, в 1908 году в С.-Петербурге в очередные списки было включено 4200 лиц. Никто не мог быть призываем в качестве присяжного чаще одного раза в два года. Для участия в сессиях окружного суда приглашения присяжным рассылались председателем суда. В суд к открытию сессии приглашалось 30 присяжных заседателей. Обвинение и подсудимые имели право мотивированного и немотивированного отвода шести присяжных. После отвода путем жеребьевки из оставшегося числа выбиралась коллегия присяжных судей из двенадцати основных и двух запасных заседателей, которая и участвовала в рассмотрении дел. После сформирования состава присяжные избирали своего старшину.
Присяжные в зале судебных заседаний располагались отдельно от состава коронных судей. Они имели право на осмотр следов преступления и других вещественных доказательств, а также право задавать вопросы допрашиваемым лицам через председателя суда. Они могли просить у председателя суда разъяснений по всем обстоятельствам дела и «вообще всего для них непонятного».
Присяжным запрещалось во время судебного заседания общаться с кем бы то ни было, кроме членов суда, под угрозой штрафа. Они должны были сохранять тайну совещательной комнаты и за обнародование итогов голосования также подвергались штрафу.
По окончании прений защиты и обвинения председатель суда обращался к присяжным с напутственной речью (резюме) и вручал их старшине вопросный лист для вынесения вердикта. На каждый вопрос судьи присяжные заседатели могли ответить только «да» или «нет»: виновен или невиновен; если виновен, то заслуживает ли снисхождения.
Если голоса присяжных разделялись поровну, закон считал подсудимого оправданным. Оправдательный приговор нельзя было оспорить при условии, что судебное заседание происходило с соблюдением всех оговоренных формальностей. Если же присяжные выносили вердикт о виновности человека, которого судьи единогласно признавали невиновным, то дело могло передаваться на рассмотрение нового состава присяжных.
Ответьте на вопросы.
1. Определите положительные и отрицательные стороны суда присяжных.
2. Какой вердикт выносил суд присяжных?
3. Сколько человек входило в коллегию суда присяжных?
Задание для обеих групп:
Найдите сходство и отличия присяжных заседателей XIX века и современности.
Какие требования сегодня к присяжным заседателям:
возраст младше 25 лет и старше 65 лет;
наличие непогашенной судимости;
частичная или полная недееспособность;
учет в наркологическом или психиатрическом диспансере;
невладение русским языком;
неудовлетворительное состояние здоровья;
замещение государственной должности или выборной должности в администрации региона;
действующая служба по контракту в ФСБ, государственной охране и внешней разведке, либо прошло менее пяти лет с даты увольнения;
работа судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом органов принудительного исполнения РФ или частным детективом;
служба в органах внутренних дел, таможенных органах или органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
священнослужительство.
Суд выплачивает присяжному заседателю половину оклада судьи за число дней, проведенных на процессе. Выплата должна быть не меньше среднего заработка по месту работы за такой же период.
Кроме того, возмещают расходы на командировку и проезд до здания суда.
У человека, которого суд пригласил на процесс, есть гарантии независимости и неприкосновенности. Например, на время процесса в отношении присяжного нельзя проводить оперативно-разыскные мероприятия, он находится под государственной защитой.
Пока длится процесс, присяжного заседателя нельзя уволить или перевести на другую работу.
Присяжный имеет право попросить справку, чтобы подтвердить свой статус и даты заседаний. К примеру, ее могут потребовать на работе — это уважительная причина отсутствия.
Этап целеполагания:
Слайд№3: фото из фильма, где голосуют присяжные.
Вернемся к фильму гениального кинорежиссера современности, где эпиграфом к фильму им были взяты строки Бруно Ясенского.
Слайд№ 4: Эпиграф к уроку:
Не бойся врагов - в крайнем случае, они могут тебя убить.
Не бойся друзей - в крайнем случае, они могут тебя предать.
Но бойся равнодушных - они не убивают, и не предают, но только с их молчаливого
согласия существуют на земле предательство и убийство.
Бруно Ясенский
Что имел ввиду автор этих строк?- РАВНОДУШИИ, БЕЗРАЗЛИЧИИ, БЕЗУЧАСТНОСТИ - А это одна из главных проблем современного общества!!!!!!!!!!!!!
Мы бываем с вами равнодушными? Стараемся отмолчаться и уйти от ответа, от помощи ближнему? Да!
Слайд№5 Видеоряд (просмотр)
А жизнь отличается от кино?
Это фильм о современных «россиянах». Режиссёр пишет картину нашего общества - чётко, жёстко, бескомпромиссно. Чеченская тема раскрывается через призму личных проблем, историй из жизни главных героев. Проблемы, поднятые в фильме,- общегосударственные, общенародные.
Для кого этот фильм? - Для всех!
Про кого этот фильм? Про каждого из нас!
Как мы с вами определим тему нашего урока: «Для всех и про каждого…»- слайд№6.
Цель нашего урока: на основе фильма выделить проблемы современного общества, определить причины их появления и пути решения.
Этап решения поставленной проблемы:
Какие проблемы современного общества можно выделить? Ребята озвучивают
ПРОБЛЕМЫ:
Межнациональных отношений
Несовершенство судебной системы
О морально-нравственных ценностях равнодушие, безразличие
Войны
Конформизма
Ксенофобия
Конвейерное существование
Слайд№ 7-8. Работая в группах, заполняют фишбоун, где разбирают 2 проблемы на выбор учащихся. Ученики должны назвать причины проблемы и фактами (высказываниями героев фильма) их подтвердить. Оформить фотографиями героев фильма, получится фишбоун- коллаж и затем защитить свою работу.
Слайд № 9: Кино – это зеркало, в которое мы часто видим себя. (А.Г. Иньярриту) Согласны, с данным высказыванием? Фильм «12» это продемонстрировал нам.
Рефлексия
Слайд №10- какой из 4К навыков БУДУЩЕГО сегодня на уроке вы- ребята приобрели?
Коммуникация.
Кооперация.
3. Критическое мышление.
4. Креативность.
VI - СПАСИБО ЗА УРОК, ВСЕМ УДАЧИ!