План-конспект урока по естествознанию «Овощные лилейные. Лук» (7 класс)
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Бетлицкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок по естествознанию
«Овощные лилейные. Лук»
Татулина А. А.,
учитель I кв. категории
Февраль 2017г.
Урок – исследование по естествознанию в 7 классе
Тема урока "Овощные лилейные. Лук"
Цель: продолжить знакомство с представителями лилейных на примере лука.
Задачи:
- изучить строение луковицы;
- познакомить с биологическими особенностями лука, его пищевыми и целебными свойствами;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, различать растения по характерным признакам;
Оборудование:
• Индивидуально для каждого ребенка: лук ( целая, половина);
• индивидуальные карточки с заданиями,
• рабочие тетради,
• Учебники: Биология 7 класс
• Таблица
• разрезные картинки индивидуально для каждого учащегося.
План урока.
I. Оргмомент.
Настрой класса на проведение урока (чтение психологических установок со слайда под музыкальное сопровождение).
II. Повторение пройденного.
- Какую группу растений закончили изучать на предыдущих уроках?
- Назовите растения, которые относятся к злаковым.
- Какой плод у злаковых растений? К какой группе они относятся – однодольным или двудольным?
- Какое соцветие имеют злаковые?
- Какая корневая система у злаковых растений?
- Какое значение имеют злаковые растения для людей?
- А теперь давайте вспомним, какую группу растений начали изучать на прошлом уроке?
- Почему эта группа растений получила такое название?
- Назовите растения, которые относятся к группе лилейных.
- А теперь давайте вспомним основные признаки лилейных растений и заполним таблицу.
Часть растения |
Признаки |
Корневая система |
мочковатая |
Стебель |
прямостоячий или укороченный |
Листья |
с дуговым или параллельным жилкованием |
Соцветия |
колос, зонтик, одиночный цветок |
Цветок |
6 лепестков, 6 тычинок, 1 пестик |
Плод |
коробочка или ягода |
Семя |
1 семядоля |
III. Сообщение темы и целей урока.
- Молодцы ребята! А теперь приступим к новой теме.
Тема нашего сегодняшнего урока: Овощные лилейные. Лук.
- У нас сегодня необычный урок. У нас сегодня урок - исследование.
- Кто знает, что означает слово "исследовать"?
осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь
Внимательно, тщательно осматривать кого-л., что-л., знакомиться с чем-л. для
выяснения, изучения чего-л.
- Вот и мы с вами сегодня будем исследовать лук, его строение, выращивание, его пользу для человека.
IV. Изучение нового материала.
- Лук вы все хорошо знаете, много раз видели и ели.
Давайте подумаем, почему тема урока звучит "Овощные лилейные"?
- Правильно, потому что лук - это овощ.
- Давайте с вами вспомним уроки домоводства и скажем, при приготовлении каких блюд используется лук?
V. Лабораторная работа. Строение луковицы.
- А теперь приступим к нашему исследованию и выполним лабораторную работу.
Лук - это необычное растение, и сейчас вы в этом убедитесь.
- У вас на столе у каждого лежит целая луковица и половинка. Возьмите целую луковицу.
1 задание. Рассмотрите луковицу снаружи.
- Какую форму она имеет?
- Чем она покрыта снаружи?
- Какую корневую систему она имеет?
2 задание. Рассмотрите разрезанную луковицу.
-Что вы видите?
- Внутри луковицы расположены сочные чешуи и почки.
Это видоизмененные листья.
3 задание. Рассмотрите стебель растения.
- Стебель у луковицы укороченный. Он называется донце (от слова дно)
- Вверх от донца растут сочные чешуи и почки, а вниз растут корни.
VI. Физминутка.
- Ребята, давайте вспомним сказки. Какой самый известный луковый персонаж ?
- А кто помнит, кто написал сказку "Приключения Чиполлино" ?
- Сказку "Приключения Чиполлино" написал итальянский писатель Джанни Родари.
- Сегодня Чиполлино у нас в гостях. Встречайте.
VII. Закрепление пройденного материала.
Работа по карточкам.
- А теперь проверим, как вы запомнили то, что исследовали в ходе лабораторной работы.
- Ребята, у вас у каждого на столе есть карточки с текстом, в котором пропущены слова. Прочитайте внимательно и впишите то, что пропущено.
Для Артема С. и Алексея Д. - индивидуальное задание (на карточках подписать название частей луковицы)
VIII. Сообщение теоретических сведений по теме урока.
1. Цветение лука.
- Кто из вас видел, как цветет лук? Посмотрите на картинку. Вместе с перьями вверх вырастает цветоносная стрелка.
Цветоносный побег удлиненный и пустой внутри. На нем и развивается шарообразное соцветие.
- Вспомните, как называется такое соцветие?
Цветки лука мелкие беловатые. В цветке – 6 лепестков, 6 тычинок, 1 пестик, плод коробочка. Все перечисленные признаки указывают на то, что лук относится к семейству лилейные.
Лук – растение многолетние, холодостойкое. В коробочке образуются семена – мелкие, черные: называются чернушка.
- Посмотрите, у вас на партах на салфетке лежат семена лука. Рассмотрите их.
2. Выращивание лука.
В первый год высевают семена чернушки. Появившиеся всходы растут медленно, их регулярно пропалывают, иначе сорняки заглушают всходы. В этот год из чернушки вырастает лук – севок.
- У вас на партах лежит маленькая луковичка. Это лук - севок. Рассмотрите ее.
Убирают его примерно в середине августа, хорошо просушивают. Весной следующего года севок высаживают в почву. И к осени из него вырастает лук – репка. ( лук - репку мы сегодня исследовали на уроке).
На третий год на высаженных в почву луковицах репчатого лука образуются цветоносные побеги, растение зацветает, и в шарообразном соцветии образуются семена чернушки. Следовательно, лук – многолетнее овощное растение.
- Витаминный урожай лука – зеленое перо можно получить не только когда выращиваешь его на грядке, но и можно в холодное время года вырастить на окнах в классе.
3. Хранение лука.
- Давайте рассмотрим, как можно хранить лук. Посмотрите на картинки. Видите вот эту гирлянду из лука? Кто из вас видел такую?
Так хранили лук наши бабушки. Рассмотрите другие картинки. Какие условия нужны луку, чтобы он хорошо сохранился?
4. Значение лука
- Репчатый лук – очень важная овощная культура семейства лилейные. В пищу используют и луковицы и листья лука. Ни один в мире повар не будет готовить овощные, мясные и рыбные блюда без лука. Ведь лук содержит необходимые для человека питательные вещества и витамины, но и придает блюдам своеобразный вкус.
- Какое сейчас время года? Чем опасно это время года? Какое серьезное заболевание в это время года угрожает людям?
- Лук обладает целебными свойствами. В чем же целительная сила лука?
Вам хорошо знакомы загадки о луке: «Сидит дед, во сто шуб одет, а кто его раздевает, тот слезы проливает». Отчего же человек плачет, когда чистит и режет лук?
Оказывается, лук выделяет в воздух едкие вещества, от которых и льются слезы. Но не надо за это сердиться на лук: вещества, выделяемые этим растением (фитонциды) убивают болезнетворных микробов. Пожуйте в течение 3-х минут лук и у вас во рту погибнут микробы. Если вы это будете делать регулярно, то на долгие годы сохраните здоровые и красивые зубы. Почувствовав первые признаки простудного заболевания, ешьте лук. Если не можете есть, то можно разрезать луковицу и как можно чаще нюхать, время от времени освежая разрез. И вы совсем не заболеете или болезнь будет протекать в легкой форме.
IX. Работа в тетрадях.
- А теперь ребята, откройте свои тетради. Записываем число, тему урока.
Вклеиваем в тетрадь картинку с разрезанной луковицей и подписываем название частей луковицы.
X. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. Что необычного было сегодня в нашем уроке?
- Какой объект у нас сегодня был для исследования?
- В начале урока я вам сказала, что лук – необычное растение. Что в нем необычного?
Видоизмененные листья, укороченный ствол – донце, содержит много витаминов, защищает от гриппа и простуды.
XI. Оценка работы учащихся.
XII. Домашнее задание.
Параграф «Овощные лилейные». Стр. 116 – 118 учебника.
Марченкова Инна Вячеславовна