Подгрупповое логопедическое занятие на дифференциацию звуков [с] [ш] с использованием пособия «Чудо – елочки»
Пояснительная записка к презентации
дифференц с ш
PPT / 6.23 Мб
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать и различать звуки [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить составлять словосочетания и предложения с указанным словом;
- автоматизировать правильное произношение звуков [с] и [ш] в слогах и словах;
-совершенствовать фонематическое восприятие и звуковой анализ.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать общую и мелкую моторику;
вырабатывать навык правильного произношения звуков в словах, слогах.
3. Коррекционно-воспитательная.
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, доброжелательность.
Оборудование: зеркала; презентация по теме; дидактическое пособие «Чудо - елочки» (2 елки из плотного картона, коробки с предметными картинками на дифференцируемые звуки (разноцветные круги, на которые наклеены предметные картинки)).
1. Вводная часть (2 слайд)
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Давайте друг другу улыбнемся.
(Дети улыбаются.)
Пальчиковая гимнастика (3-4 слайды)
«Самолет»
Я построю самолет, (Разводим руки широко в стороны.)
Шлем надену — и в полет .(Показываем «шлем» над головой.)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны. (Шевелим пальчиками.)
«Шоссе»
По шоссе идут машины. (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едет шины. (Ладошками водим по столу , туда- сюда.)
По дороге не беги, (Пальцы «бегут» по столу.)
Я скажу тебе «би - би»! (Рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, погрозить пальцем.)
2. Основная часть
Логопед
Ребята мы с вами сделали пальчиковую гимнастику, а о чем говорилась в этих стихах?
Дети
О самолете, о шоссе.
Логопед
Послушайте еще раз внимательно эти слова и догадайтесь, пожалуйста, какие звуки мы сегодня будем учиться произносить четко и правильно.
Ш-ш - шоссе, с-с-самолет.
Дети
Звуки [с] и [ш]
Логопед
Правильно, сегодня мы будем учиться различать эти звуки.
Упражнение «Определи место звука в слове» (5 слайд)
Логопед
Слово «самолет», давайте определим, где «живет» звук [с] в этом слове в начале, в середине или в конце?
Дети
В начале слова.
Логопед
Правильно. Слово «шоссе», давайте определим, где «живет» звук [ш] в этом слове в начале, в середине или в конце?
Дети
В начале слова.
Логопед
Молодцы, правильно. Ребята, а теперь давайте медленно произнесем звук [с]. Когда мы его произносим, губы у нас находятся в улыбке, язык расположен внизу, за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Звук [с] – свистящий, согласный, с словах он может быть твердым и мягким. Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с]. (6-7 слайды) (Дети произносят звук.)
А теперь давайте медленно произнесем звук [ш]. Когда мы его произносим, губы округлены, язык широкий, располагается вверху, воздух теплый. Звук [ш] – шипящий, согласный, в словах он может быть только твердым. Посмотрите в зеркало и медленно произнесите его. (Дети произносят звук.) (8-9 слайды)
А теперь сравним звуки, чем они отличаются? (Ответы детей.) (10 слайд)
Положите руку себе на горло и произнесите звуки попеременно, подержите руку и почувствуйте, что когда мы воспроизводим эти звуки, горлышко наше не дрожит, значит, эти звуки глухие. (11 слайд)
Игра « Звуки различаем, ладошками играем» (12- 26 слайды)
Логопед
Сейчас мы с вами поиграем, я вам буду говорить слова, а вы меня слушайте внимательно. Если вы услышите в слове звук [ш], ладошки опускайте вниз, а если слово, где звук [с], ладошки поднимайте вверх.
Слова: вишня, каска, носки, шапка, пылесос, мышь, стакан, шуба, сова, мешок, сани, шахматы, сумка, шишки.
Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами отправимся в лес.
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли…» (27-28 слайды)
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. (Идут по кругу, взявшись за руки, смотрят по сторонам.)
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели. (Смотрят вверх, поднимают руки.)
Бабочки летали, крылышками махали, (Машут руками.)
На нос села пчела, посмотрите вверх друзья! (Трогают себя за нос.)
Мы листочки приподняли, в ладошку ягодки собрали. (Садятся на корточки и «собирают» листочки и ягоды.)
Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Встают, поднимают руки и вытирают пот со лба.)
Ребята, а какие деревья мы чаще всего встречаем в лесу?
Дети
Ели.
Логопед
Конечно, ели. Ребята посмотрите, какие у нас елочки, но они совсем не нарядные! Просто скучно на них смотреть, а что же надо сделать, чтобы они были красивыми?
Дети
Нарядить, украсить игрушками.
Игра «Чудо - елочки» (29 слайд)
Логопед
Конечно, украсить. Давайте рассмотрим наши елочные игрушки.
Дети рассматривают картинки. На них изображены: сани, шишки, самолет, мышь, мишка, кошка, маска, карандаш, груша, собака, слон, ананас, машина, лиса.
Лена украсит свою елочку шарами, с изображением картинок со словами, в которых есть звук [с]. Саша украсит свою елочку с изображением картинок, где есть звук [ш]. Вы будете по очереди украшать елочки и четко называть предметы, изображенные на шарах.
Ребенок украшает елку, называет предметы и далее четко проговаривает: «Я украшаю елочку шариком, на котором нарисован мишка. Я украшаю елочку шариком, на котором нарисованы санки». Далее дети меняются и аналогично украшают елочки, четко проговаривая слова.
Логопед
А теперь, выберите, пожалуйста, любые картинки - игрушки на своей елочке и придумайте предложения.
Дети придумывают предложение и по очереди их проговаривают.
Кошка любит ловить мышек.
Мышка убегает от кошки.
Саша едет с горы на санках.
Я люблю свою собаку.
У меня дома есть разноцветные карандаши.
Мама в магазине купила сливы.
Логопед
Молодцы ребята.
Упражнение
«Звуки меняем – слоги называем» (30- 32 слайды)
Логопед
Ребята сейчас я буду называть слоги. А вы меняйте в слогах первый звук и называйте их. Если слышите первый звук [с] меняйте его на звук [ш], и наоборот.
Са - ша
Су - шу
Аш - ас
Уш - ус
Шо - со
Ши - сы
Ос - ош
Ыс - ыш
Чистоговорки (33-36 слайды)
Логопед
А теперь чистоговорки и скороговорки. Слушаем внимательно и громко повторяем.
Су-су-су, не найдем слона в лесу.
Полетим на самолете мы в далекие края,
Слон слониха и слоненок – там живет его семья
Кошка в окошке подушку шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.
Тише, мыши, не шумите.
Кота Тишку, не будите.
3. Заключительная часть (37 слайд)
Логопед
Ребята, с какими звуками мы с вами сегодня играли? А что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей.)
Молодцы ребята! Вы сегодня постарались, и поэтому подружились со звуками [с] и [ш].
Список использованной литературы
Коноваленко В.В Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В.- М.: Гном 2012.- 216с.
Молькова. Н.В. Игры с использований пособий на дифференциацию звуков в словах/ Н.В. Молькова// Логопед.- 2018.-№4.- с. 76-78.
Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда / Н.В. Новоторцева.- Москва АСТ- 2014. -192с.
Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах/ Н.В.Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 416с.
Кияйкина Наталья Федоровна
Молькова Наталия