12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
11

Подгрупповое логопедическое занятие на дифференциацию звуков [с] [ш] с использованием пособия «Чудо – елочки»




дифференц с ш
PPT / 6.23 Мб

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- учить сравнивать и различать звуки [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам;

- учить составлять словосочетания и предложения с указанным словом;

- автоматизировать правильное произношение звуков [с] и [ш] в слогах и словах;

-совершенствовать фонематическое восприятие и звуковой анализ.

2. Коррекционно-развивающие:

развивать общую и мелкую моторику;

вырабатывать навык правильного произношения звуков в словах, слогах.

3. Коррекционно-воспитательная.

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, доброжелательность.

Оборудование: зеркала; презентация по теме; дидактическое пособие «Чудо - елочки» (2 елки из плотного картона, коробки с предметными картинками на дифференцируемые звуки (разноцветные круги, на которые наклеены предметные картинки)).

1. Вводная часть (2 слайд)

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Давайте друг другу улыбнемся.

(Дети улыбаются.)

Пальчиковая гимнастика (3-4 слайды)

«Самолет»

Я построю самолет, (Разводим руки широко в стороны.)

Шлем надену — и в полет .(Показываем «шлем» над головой.)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны. (Шевелим пальчиками.)

«Шоссе»

По шоссе идут машины. (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едет шины. (Ладошками водим по столу , туда- сюда.)

По дороге не беги, (Пальцы «бегут» по столу.)

Я скажу тебе «би - би»! (Рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, погрозить пальцем.)

2. Основная часть

Логопед

Ребята мы с вами сделали пальчиковую гимнастику, а о чем говорилась в этих стихах?

Дети

О самолете, о шоссе.

Логопед

Послушайте еще раз внимательно эти слова и догадайтесь, пожалуйста, какие звуки мы сегодня будем учиться произносить четко и правильно.

Ш-ш - шоссе, с-с-самолет.

Дети

Звуки [с] и [ш]

Логопед

Правильно, сегодня мы будем учиться различать эти звуки.

Упражнение «Определи место звука в слове» (5 слайд)

Логопед

Слово «самолет», давайте определим, где «живет» звук  [с] в этом слове в начале, в середине или в конце?

Дети

В начале слова.

Логопед

Правильно. Слово «шоссе», давайте определим, где «живет» звук  [ш] в этом слове в начале, в середине или в конце?

Дети

В начале слова.

Логопед

Молодцы, правильно. Ребята, а теперь давайте медленно произнесем звук [с]. Когда мы его произносим, губы у нас находятся в улыбке, язык расположен внизу, за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Звук [с] – свистящий, согласный, с словах он может быть твердым и мягким. Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с]. (6-7 слайды) (Дети произносят звук.)

А теперь давайте медленно произнесем звук [ш]. Когда мы его произносим, губы округлены, язык широкий, располагается вверху, воздух теплый. Звук [ш] – шипящий, согласный, в словах он может быть только твердым. Посмотрите в зеркало и медленно произнесите его. (Дети произносят звук.) (8-9 слайды)

А теперь сравним звуки, чем они отличаются? (Ответы детей.) (10 слайд)

Положите руку себе на горло и произнесите звуки попеременно, подержите руку и почувствуйте, что когда мы воспроизводим эти звуки, горлышко наше не дрожит, значит, эти звуки глухие. (11 слайд)

Игра « Звуки различаем, ладошками играем» (12- 26 слайды)

Логопед

Сейчас мы с вами поиграем, я вам буду говорить слова, а вы меня слушайте внимательно. Если вы услышите в слове звук [ш], ладошки опускайте вниз, а если слово, где звук [с], ладошки поднимайте вверх.

Слова: вишня, каска, носки, шапка, пылесос, мышь, стакан, шуба, сова, мешок, сани, шахматы, сумка, шишки.

Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами отправимся в лес.

Физкультминутка «Дети по лесу гуляли…» (27-28 слайды)

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. (Идут по кругу, взявшись за руки, смотрят по сторонам.)

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели. (Смотрят вверх, поднимают руки.)

Бабочки летали, крылышками махали, (Машут руками.)

На нос села пчела, посмотрите вверх друзья! (Трогают себя за нос.)

Мы листочки приподняли, в ладошку ягодки собрали. (Садятся на корточки и «собирают» листочки и ягоды.)

Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Встают, поднимают руки и вытирают пот со лба.)

Ребята, а какие деревья мы чаще всего встречаем в лесу?

Дети

Ели.

Логопед

Конечно, ели. Ребята посмотрите, какие у нас елочки, но они совсем не нарядные! Просто скучно на них смотреть, а что же надо сделать, чтобы они были красивыми?

Дети

Нарядить, украсить игрушками.

Игра «Чудо - елочки» (29 слайд)

Логопед

Конечно, украсить. Давайте рассмотрим наши елочные игрушки.

Дети рассматривают картинки. На них изображены: сани, шишки, самолет, мышь, мишка, кошка, маска, карандаш, груша, собака, слон, ананас, машина, лиса.

Лена украсит свою елочку шарами, с изображением картинок со словами, в которых есть звук [с]. Саша украсит свою елочку с изображением картинок, где есть звук [ш]. Вы будете по очереди украшать елочки и четко называть предметы, изображенные на шарах.

Ребенок украшает елку, называет предметы и далее четко проговаривает: «Я украшаю елочку шариком, на котором нарисован мишка. Я украшаю елочку шариком, на котором нарисованы санки». Далее дети меняются и аналогично украшают елочки, четко проговаривая слова.

Логопед

А теперь, выберите, пожалуйста, любые картинки - игрушки на своей елочке и придумайте предложения.

Дети придумывают предложение и по очереди их проговаривают.

Кошка любит ловить мышек.

Мышка убегает от кошки.

Саша едет с горы на санках.

Я люблю свою собаку.

У меня дома есть разноцветные карандаши.

Мама в магазине купила сливы.

Логопед

Молодцы ребята.

Упражнение

«Звуки меняем – слоги называем» (30- 32 слайды)

Логопед

Ребята сейчас я буду называть слоги. А вы меняйте в слогах первый звук и называйте их. Если слышите первый звук [с] меняйте его на звук [ш], и наоборот.

Са - ша

Су - шу

Аш - ас

Уш - ус

Шо - со

Ши - сы

Ос - ош

Ыс - ыш

Чистоговорки (33-36 слайды)

Логопед

А теперь чистоговорки и скороговорки. Слушаем внимательно и громко повторяем.

Су-су-су, не найдем слона в лесу.

Полетим на самолете мы в далекие края,

Слон слониха и слоненок – там живет его семья

Кошка в окошке подушку шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Тише, мыши, не шумите.

Кота Тишку, не будите.

3. Заключительная часть (37 слайд)

Логопед

Ребята, с какими звуками мы с вами сегодня играли? А что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей.)

Молодцы ребята! Вы сегодня постарались, и поэтому подружились со звуками [с] и [ш].



t1590480211aa.jpg



t1590480211ab.jpg





Список использованной литературы

Коноваленко В.В Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В.- М.: Гном 2012.- 216с.

Молькова. Н.В. Игры с использований пособий на дифференциацию звуков в словах/ Н.В. Молькова// Логопед.- 2018.-№4.- с. 76-78.

Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда / Н.В. Новоторцева.- Москва АСТ- 2014. -192с.

Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах/ Н.В.Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 416с.



Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 27.05.20 в 09:29 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный и ценный материал!
Молькова Наталия, 28.05.20 в 19:07 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.