Дидактическое логопедическое пособие «Слоговой калейдоскоп» по теме «Слоговой анализ и синтез слов»
Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Первомайского района, Тамбовской области
Дидактическое логопедическое пособие «Слоговой калейдоскоп»
по теме «Слоговой анализ и синтез слов»
Комплект дидактического материала на усвоение понятия «слог», преодоление нарушений слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу
Подготовила:
учитель – логопед
Порошина Ольга Анатольевна
Пояснительная записка
Актуальность
Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой – либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Этот дефект выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавления посторонних слогов, звуков.
Без слоговой структуры слова нет и самого слова. Слоговая структура – это как бусы, на которые надеваются звуки слова. Выпадение одного звука или целого слога, перемена их местами, добавление лишних – все это делает слово неузнаваемым.
В основе нарушения слоговой структуры слова лежит недостаточное развитие фонематического слуха и чувства ритма. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:
Нарушения количества слогов
Нарушения последовательности слогов в слове
Искажения структуры отдельного слога
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова распространены у детей с системными нарушениями речи. Особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Дидактическое пособие «Слоговой калейдоскоп»
- комплект дидактических карточек на усвоение понятия «слог», преодоление нарушений слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу.Цель:коррекция слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
формирование пространственных представлений у детей с ОНР
развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения
обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры
возникновение и поддержание мотивационной деятельности у детей
Комплект дидактических карточек направлен на коррекцию слоговой структуры слова и включает в себя следующие этапы работы:
Последовательность отработки слогов - умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы. Это способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, а также является основой для овладения звуко - слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением.
Проговаривание слов доступного слогового класса. Основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.
Аудитория: комплект дидактических карточек предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
В комплект «Слоговой калейдоскоп» входят:
1.Игра «Перевертыши»
2. Игра «Пирамида»
3. Игра «Цепочка слогов»
4. Игра «Слоговой конструктор»
5. Игра «Точка»
6. Игра «Выручим Буратино»
7. Игра «Отхлопай словечко»
8. Игра «Прошагай словечко»
9. Игра «Сколько слогов в слове» или «Путешествие паровозика»
10. Игра «Чудесный альбом»
11. Игра «Веселые нотки»
12.Игра «Молчанка»
13.Игра «Корзинка»
14.Игра«Сосчитай, не ошибись»
15. Карточка 1. Составь слово по первым слогам названий картинок
16. Карточка 2. Составь слово из данных слогов
17. Карточка 3. Составь предложение по первым слогам названий картинок
18. Карточка 4. Записать слова, оканчивающиеся на данные слоги
19. Карточка 5. Записать слова, начинающиеся с данных слогов
20. Набор массажных шариков «Су-джок»
21. Дорожки для выкладывания ритмичных рядов, большие и маленькие
бусинки.
22. Предметные картинки разной слоговой структуры.
23. Альбом по слоговой структуре «Классы слоговых структур»
24. Цифровой ряд.
25. Слоговые схемы
Дидактическое пособие «Слоговой калейдоскоп» может использоваться на логопедических занятиях с детьми, а также во внеурочной деятельности.
Игра «Перевертыши»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4-6) у каждого ученика
Ход игры:
Учитель называет по отдельности два слога. Ученики берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слога получились.
Примерный материал: ка – мыш, лас-ка, нит – ка, ра – но, на – ши, на – сос, на-вес, ка – чай, кой – ка, ка-бан.
Сколько слов можно получить из каждого набора?
ка – мыш | лас-ка |
нит – ка | ра – но |
на – ши | на – сос |
на-вес | ка – чай |
кой – ка | ка-бан |
Игра «Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Оборудование: набор предметных картинок или слов.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки или слова в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Игра «Цепочка слогов»
Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Оборудование:карточки с разделёнными на части картинками или словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.
Продолжить цепочку слов по правилу: последний слог одного слова является первым слогом следующего
Рыба -------------- Слива -------------- Бумага -------------- Рука ---------------- Окно ------------------ Сапоги ------------------ Туфли ----------------- |
Игра «Слоговой конструктор»
Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Оборудование: набор карточек со слогами
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки. Логопед сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика необходимо найти подходящий слог из второго столбика» Посмотрите, что получилось.
се | за |
ко | но |
но | лы |
ро | га |
лу | та |
ва | ки |
ра | на |
сто | си |
шка | ка |
воз | фы |
гу | тон |
гор | лы |
пуш | ны |
бу | дух |
Составьте слова из данных слогов
на | сы | ки | ко |
си | у | но | о |
Составьте слова из данных слогов
ро, мет ка, ру ка, бел са, ли нал,пе | та, лен ки, крас са, ко мы,со хар, са |
ро, пи, ги пин, тро, ка ма, бу, га ло, со, вей у,ка, лит | ля, на, по ло, ва, го та, кон, фе ва, ка, на ток, мо, ло |
Игра «Точка»
Цель: развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.
Оборудование: карточка со словом «точка», карточки со слогами ве-, кле-, ни-, лен-, кис-, кар -, фор-, кур-, лас-, кос-, у-, коф-, шу-, се-, .
У каждого ученика по одной карточке.
Ход игры:
Учитель предлагает детям добавить к слову «точка» свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся слова: ве-точка, кле-точка, ни – точка, лен-точка, кис-точка, кар-точка, фор-точка, кур-точка, лас-точка, у-точка, коф-точка, шу-точка, се-точка.
Игра идет как соревнование. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно составит слова.
точка | кле- | ве- |
ни- | лен- | кис- |
кар- | фор- | кур- |
лас- | у- | кос- |
коф- | шу- | се- |
Игра «Выручим Буратино»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Оборудование:набор карточек со слогами.
Ход игры:
Дети выбирают слоги и расставляют их в нужном порядке.
Логопед сообщает игровую ситуацию: «Буратино составлял слова из слогов. Посмотрите, что у него получилось. (На наборном полотне слова: ки-ра, но-ки, сы-ко и т.д.). Буратино переставил слоги. Помогите ему исправить ошибки».
Дети выходят к доске, исправляют ошибки, читают получившиеся слова (раки, кино, косы).
Игру можно проводить в виде соревнования «Кто быстрее исправит ошибки Буратино». Дети работают за партами и составляют слова из разрезной азбуки. Побеждает тот, кто сделает это раньше других.
Игра «Отхлопай словечко»
Задача – научить произносить слово по слогам и хлопать столько раз, сколько слогов в слове.
Для того, чтобы слово стало «осязаемым», ребенку нужно опираться не только на слух, но и на зрение, тело, кинестетику.
Ход игры:
1.Попросить ребенка принести любую игрушку, какую он захочет.
Логопед: Оказывается, любое слово можно отхлопать. Произнесите слово по слогам, одновременно отхлопывая его: ма-ши-на.
2. Предложить ребенку самому отхлопать любое слово, обратить его внимание на то, что хлопков то много, то мало.
Примечание: слова в таких словах нужно произносить дважды: один раз по слогам, другой раз – целиком, в привычном звучании. Не допускать «рваной» речи у ребенка, помнить о том, плавность и слитность речи – обязательное условие ее красоты.
Игра «Прошагай словечко»
Задача – произнести слово по слогам и шагнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Ход игры:
1.Встаньте рядом с ребенком, справа или слева.
2.Назовите слово, например, «каша».
3.Держа ребенка за руку, сделайте вместе с ним 2 шага – по количеству слогов в слове. Одновременно проговариваются слоги: ка-ша.
4. То же делайте с разными словами: самолет(3шага), дом (1шаг), собака, рука, сыр и т.д. Ребенок говорит слова и шагает вместе с вами, в ногу.
Примечание: сначала произносить слово целиком, а уже потом делить его на слоги.
5. Слова придумывает ребенок.
6. После того, как все шаги сделаны, их полезно сосчитать и решить, длинное слово было или короткое.
7.Задание можно усложнить. Логопед: Придумай короткое (длинное) слово», «Придумай такое слово, чтобы в нем было 2 шага».
Игра «Сколько слогов в слове» или «Путешествие паровозика»
Цель: определение слогов в слове
Задача игры: посчитать, сколько слогов в слове и разложить игрушки или картинки по количеству слогов в их названиях.
Развивающая среда: мелкие игрушки или картинки, ящик с тремя ячейками, звуковые схемы
Ход игры:
Предложить ребенку выбрать любую игрушку или картинку.
Логопед: «Посчитай, сколько слогов в слове?»
Логопед: «Разложи игрушки (картинки) на 3 кучки (в ящичек) – по количеству слогов: с одним, двумя, тремя слогами.
Примечание: если трудно посчитать, то напомните, что слоги – это маленькие кусочки, из которых состоит слово. Вспомните, как вы отхлопывали слова. Пусть ребенок воспользуется этим приемом и посчитает слоги. Если игра ребенку нравится и все получается легко, можно брать слова с четырьмя и пятью слогами: телевизор, конструктор, экскаваторщик.
Поезд
Логопед предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:
1 вагон - слова, состоящие из одного слога,
2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,
3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов
Игра «Чудесный альбом»
Цель: развитие умения делить слова на слоги
Оборудование: альбом по слоговой структуре «Классы слоговых структур»
Ход игры:
В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Ученики по очереди выходят к доске, называют картинку. Слово повторяется по слогам или делится для переноса в зависимости от задания. Игра идет как соревнование, за правильный ответ начисляются очки.
Игра «Веселые нотки»
Цель: развитие умения делить слова на слоги
Оборудование: конверт с нотами- слогами
Ход игры:
Логопед предлагает придумать слова, которые бы начинались слогами из двух звуков, а заканчивались названием музыкальных нот (по схеме): …- до, …- ре, …- ми, …- фа, …- соль, …- ля, … -си.
(Примерные ответы: чудо, море, сами, арфа, Валя, неси).
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование: карточки с цифрами 1,2,3 у каждого ученика.
Ход игры:
Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. Подбор слов может быть произвольным или тематическим.
Игра «Корзинка»
Цель: развитие умения выделять заданный слог из слова.
Оборудование: карточки со словами, корзинка- кармашек.
Ход игры:
Ученикам необходимо выбрать и положить в корзинку те слова, в которых есть слог, заданный логопедом.
Игра «Молчанка»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Оборудование: картинки, карточки с цифрами.
Ход игры:
Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Выделение первого слога в слове
1.По первым слогам названий картинок составь слово
2.Нарисуй картинки, чтобы из первых слогов названий составить слово суша
3.По первым слогам названий картинок составь слово (солома)
4. Нарисуй такие картинки, чтобы из первых слогов названий составить слово работа
5.Составьте предложение по первым слогам названий картинок
6. Нарисуй картинки, чтобы из первых слогов составить то слово, которое вы задумали (слово, состоящее из 2 слогов)
7. Нарисуй картинки, чтобы из первых слогов составить то слово, которое вы задумали (слово, состоящее из 3 слогов)
Составление слов из слогов
Цель: дифференциация г-к, б-д, к
1.Вставьте пропущенный слог в данные слова. В каждой группе пропущен один и тот же слог.
кни – ду- слу- вью- пур – тай – Ри – | ру- Ви- ще- щу- сум- му- бан- вил- | нос- брю- оч- ма- уш- сут- поч- тап- | е- бе- звез- нуж – мо- слю- со- во- | шу- Лю- из – бом – гу- тум – клум – |
Запишите слова, начинающиеся с данных слогов
ло- ло- ло- ло- ло- | ус- ус- ус- ус- ус- | ста- ста- ста- ста- ста- |
Запишите слова, оканчивающиеся на данные слоги
-ло -ло -ло -ло -ло | -ус -ус -ус -ус -ус | -ста -ста -ста -ста -ста |
Использованные источники:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
Бабина Г.В. Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие , Парадигма ,2010
Бабина Г.В. Шарипова Н.Ю. Альбом. Слоговая структура слова: обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры, Парадигма, 2013
Бабина Г.В. Шарипова Н.Ю. Картинный материал. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии, Парадигма , 2013
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
Дунаева Н.Ю. Зяблова С.В. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с ОНР, Владос, 2017
Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений, Изд.Национальный книжный магазин, 2017
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584050/
https://peskiadmin.ru/slogi-dlya-otrabotki-slogovoi-struktury-didakticheskie-igry-na-razvitie.html
Горбачёва Марина Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна
Кадырова Ольга Игоревна
Порошина Ольга Анатольевна
Паненкова Ирина Михайловна
Порошина Ольга Анатольевна